Журнал руководитель автономного учреждения 1 январь. Может ли руководитель автономного учреждения быть учредителем ООО и заниматься коммерческой деятельностью не связанной с основным местом работы. Налог на прибыль

Можно ли работать директором автономного учреждения по совместительству? Может ли один человек быть директором двух автономных учреждений?

В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Однако для определенных организационно-правовых форм организаций установлены дополнительные ограничения для работы по совместительству в отношении руководителя организации. В частности, в соответствии со ст. 21 Федерального закона N 161-ФЗ*(1) руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Также действующее федеральное законодательство устанавливает ограничения по видам государственных и муниципальных учреждений. В соответствии с ст. 35 Закона РФ N 3266-1*(2) руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 174-ФЗ*(3) к компетенции руководителя автономного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени. Он утверждает штатное расписание автономного учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Каких-либо специальных ограничений в части занятия должности руководителя автономного учреждения Федеральный закон N 174-ФЗ не содержит.

Таким образом, с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), например, наблюдательного совета, одно лицо может являться руководителем двух автономных учреждений, либо работать по совместительству руководителем автономного учреждения. Запрет на работу директором по совместительству федеральным законодательством установлен только в отношении автономных государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В то же время, если в уставе автономного учреждения предусмотрено, что руководитель не имеет права осуществлять иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью организации, это правило должно выполняться, и его нарушение может быть расценено как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей и влечет увольнение руководителя по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Положение о том, что руководитель учреждения не имеет права выполнять работу по совместительству или заниматься предпринимательской деятельностью, которая может вступить в противоречие с интересами автономного учреждения, должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета, в противном случае их могут признать недействительными. Кроме того, если крупная сделка совершена с нарушением установленных требований, ответственность перед АУ несет его руководитель. Какую конкретно ответственность несет руководитель АУ в случае совершения крупной сделки с нарушением требований Закона об автономных учреждениях <1>?

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

В первую очередь напомним, какая сделка признается крупной. Согласно ст. 14 Закона об автономных учреждениях на предмет попадания сделки в разряд крупных надо рассматривать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно) или передачей такого имущества в пользование либо залог. Указанная сделка признается крупной в том случае, если ее цена или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным бухгалтерского учета учреждения на последнюю отчетную дату, если только уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения определены ст. 15 Закона об автономных учреждениях. В частности, п. 3 данной статьи установлено, что руководитель АУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Таким образом, АУ вправе потребовать от руководителя полного возмещения убытков, причиненных учреждению в результате фактически незаконной продажи (передачи) имущества.

Из чего складываются убытки?

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются:

  • расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);
  • неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Причем, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем размер указанных доходов.

Таким образом, убытки фактически складываются из:

  • понесенных расходов либо расходов, которые будут произведены;
  • утраты или повреждения имущества;
  • неполученных доходов (упущенной выгоды).

Итак, с определением состава убытков трудностей не возникает, чего не скажешь о расчете величины (суммы) убытков.

Как определить размер убытка?

Для определения размера убытков можно воспользоваться Методикой, приведенной в Приложении к Письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 N С-12/НА-225, но только в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. Так, в методике указано, что будущие расходы в сумму ущерба (убытков) не включаются. Эти расходы можно взыскать только в последующем, когда они будут фактически произведены. Однако данное требование противоречит положениям Гражданского кодекса, поэтому не применяется. Как отмечено в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Этими положениями руководствуются и судьи на местах (см., например, Постановления ФАС ПО от 13.02.2009 N А06-4165/2007, ФАС ЦО от 30.06.2008 N Ф10-2711/08(2)).

Итак, к расходам АУ можно отнести те расходы, которые возникли или возникнут в результате и по причине выбытия из учреждения данного имущества. В методике обозначено, что при утрате имущества определяется стоимость утраченного имущества за вычетом износа. Опять же, данная формулировка вступает в противоречие с Гражданским кодексом. В нашем случае может быть применен п. 3 ст. 393 ГК РФ. Этим пунктом предусмотрено: при определении убытков должны учитываться цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Правда, законом, иными правовыми актами или договором может быть установлено иное. Кроме того, исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков с учетом цен, существующих в день вынесения решения. Другими словами, при утрате имущества реальный ущерб определяется исходя из рыночных цен, а не балансовой стоимости утраченного имущества с учетом износа. Подтверждение можно найти и в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС ВВО от 27.05.2009 N А28-11679/2008-348/13).

Что касается неполученных доходов (упущенной выгоды), то согласно методике к ним относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было выполнено.

Ущерб (убытки) определяется исходя из характера последствий отчуждения или передачи имущества в результате крупной сделки. Незаконное совершение крупной сделки для АУ может обернуться таким последствием, как уменьшение количества оказываемых услуг. Тогда размер убытков можно определить исходя из суммы неполученной прибыли, увеличения условно-постоянных расходов в себестоимости услуг, расходов по уплате санкций. Также в убытки могут пойти и расходы по заработной плате с отчислениями на социальное страхование основного персонала учреждения, который не смог оказывать услуги вследствие незаконных действий руководителя.

Уголовная ответственность руководителя АУ

Руководитель АУ за совершение крупной сделки с нарушением норм действующего законодательства может быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • обязательными работами на срок от 180 до 240 ч;
  • исправительными работами на срок от года до двух лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового;
  • лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Учтите, согласно примечаниям 2, 3 к ст. 201 УК РФ, если деяние, предусмотренное ст. 201 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. А если данные действия совершены в других организациях (в том числе в АУ), причинили вред интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Таким образом, заявление самого АУ не является необходимым для привлечения к уголовной ответственности его руководителя в случае совершения им крупной сделки с нарушением норм, установленных Законом об автономных учреждениях.

Коротко о бухгалтерском учете и налогообложении

В бухгалтерском учете поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации, в том числе АУ, являются прочими доходами на основании п. 7 ПБУ 9/99 <2>. Эти доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (п. 10.2 ПБУ 9/99). Что касается момента признания, то указанные доходы согласно п. 16 ПБУ 9/99 отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (руководителем АУ).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Поступления активов, включаемых в состав прочих доходов, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (Инструкция по применению Плана счетов <3>). Поступления в возмещение причиненных организации убытков учитываются по кредиту указанного субсчета в корреспонденции с дебетом соответствующего счета учета расчетов. Поскольку руководитель АУ является сотрудником учреждения, для проведения расчетов с ним в рассматриваемой ситуации следует использовать счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

<3> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В целях налогообложения прибыли доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, сумм возмещения убытков или ущерба являются внереализационными доходами в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ. В случае применения метода начисления эти доходы включаются в состав налоговых доходов на дату их признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

А.Б.Вифлеемский

директор

Нижегородского центра

экономики образования

Руководитель автономного учреждения назначается учредителем и действует без доверенности от имени автономного учреждения, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, представляет годовую бухгалтерскую отчетность для утверждения наблюдательным советом автономного учреждения, издает приказы и дает указания, которые должны обязательно исполняться всеми работниками автономного учреждения, а также представляет интересы автономного учреждения и совершает сделки от его имени.

В разработанных Минфином России «Принципах реструктуризации бюджетного сектора», в соответствии с которыми осуществляются преобразования сети государственных и муниципальных учреждений в РФ, указано, что «для обеспечения возможности эффективного контроля за администрацией государственных (муниципальных) учреждений новой организационно-правовой формы необходимо утверждение типового контракта с руководителем такого учреждения. В контракты должны включаться конкретные индикаторы результативности деятельности учреждения, а также предусматриваться ответственность за превышение объемов принимаемых обязательств в части бюджетного финансирования над доведенными до учреждения лимитами бюджетных обязательств, за нарушение установленного порядка учета и отчетности и т.д. Нарушение условий контракта должно служить основанием для его досрочного расторжения (отстранения от должности руководителя учреждения)».

На федеральном уровне формы типовых контрактов с руководителями автономных и бюджетных учреждений пока не утверждены. Однако субъект РФ или муниципальное образование вправе своим нормативным правовым актом утвердить форму трудового договора с руководителями автономных, бюджетных и казенных учреждений (пример типового договора с руководителем автономного учреждения приведен в приложении 5).

В соответствии с трудовым законодательством РФ трудовой договор с руководителем автономного учреждения может быть заключен либо на неопределенный срок, либо на срок, не превышающий 5 лет.

Учредитель автономного учреждения вправе снять с должности руководителя автономного учреждения в случае неудовлетворительной работы по основаниям, не противоречащим положениям Трудового кодекса РФ и положениям, зафиксированным в трудовом договоре между руководителем автономного учреждения и его учредителем. В частности, в форме типового трудового договора, приведенной в приложении 5, к таким основаниям относятся:

О невыполнение государственного (муниципального) задания по вине руководителя автономного учреждения;

О допущение руководителем автономного учреждения задержки более чем на три месяца выплаты работникам заработной платы, пособий, установленных законодательством и нормативными правовыми актами РФ (субъекта РФ, муниципалитета) и коллективным договором, а также образования задолженности автономного учреждения по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты более чем за три месяца;

О неиспользование по целевому назначению закрепленного за автономным учреждением имущества или выделенных автономному учреждению бюджетных средств на приобретение недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Законом № 83-ФЗ в п. 27 ст. 30 для бюджетных учреждений установлена норма, согласно которой руководитель бюджетного учреждения несет персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения . В заключенном с руководителем бюджетного учреждения трудовом контракте предусматривается условие о расторжении договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ в случае возникновения у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимое значение, определенное органом, выполняющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Аналогичное условие может быть предусмотрено трудовым договором с руководителем автономного учреждения по решению его учредителя. В соответствии с п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Закона об автономных учреждениях руководитель автономного учреждения при совершении крупных сделок или сделок с заинтересованностью обязан получить предварительное одобрение другого органа управления автономным учреждением - наблюдательного совета. В случае если крупная сделка или сделка с заинтересованностью совершена с нарушением данного требования, руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения таких сделок, причем независимо от того, были ли эти сделки признаны недействительными.

В случае преобразования бюджетного учреждения в автономное руководителям приходится заново выстраивать рабочие отношения не только с вышестоящей организацией, но и с органами управления автономным учреждением. Структура органов управления автономным учреждением имеет свои особенности. Рассмотрим состав, полномочия и степень компетентности органов управления АУ.

Структура органов управления автономным учреждением

Структура, полномочия и перечень органов управления автономного учреждения установлены Федеральным законом от 03.11.2006 № 74-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон №174-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона №174-ФЗ, органами управления автономным учреждением являются:

  • наблюдательный совет;
  • руководитель автономного учреждения;
  • иные органы (общее собрание, ученый совет,художественный совет и т. п.), предусмотренные федеральными законами и уставом.

При этом структура, полномочия, а также порядок формирования органов управления и многое другое должны быть определены уставом автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ и иными федеральными законами. Очевидно, что для эффективного управления учреждением каждый управляющий орган необходимо наделить оптимальным набором полномочий с учетом специфики конкретного автономного учреждения.

Важной особенностью управления автономным учреждением является создание Наблюдательного совета.

Порядок создания, формирования и полномочия Наблюдательного совета изложены в ст. 10 Закона №174-ФЗ. Наблюдательный совет является одним из элементов механизма управления автономным учреждением.

Наблюдательный совет создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят:

  • представители Учредителя;
  • представители исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (их количество не должно превышать одной трети от общего числа членов Наблюдательного совета);
  • представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности;
  • представители иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  • представители работников автономного учреждения (их количество не должно превышать 1/3 от общего числа членов Наблюдательного совета).

Обратите внимание, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета.

Предельный срок полномочий Наблюдательного совета -пять лет. При этом количество назначений одного и того же гражданина"наблюдателем" по времени не ограничено (п. 3 ст. 10 Закона №174-ФЗ). Это означает одно:фактически Наблюдательный совет с первого созыва создается на неопределенное время, т.к. состав наблюдателей может оставаться неизменным каждые пять лет.

Решение о назначении членов Наблюдательного совета или о досрочном прекращении и полномочиях принимается учредителем автономного учреждения. Поэтому можно предположить, что Учредитель будет заинтересован в"вечном мандате" членов Наблюдательного совета. В свою очередь путь в Наблюдательный совет представителям оппозиционных Учредителю слоев общественности будет заказан.

Круг вопросов, в решении которых принимает участие Наблюдательный совет, довольно широк, но по многим направлениям его решения могут носить только рекомендательный характер. Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структуры автономного учреждения и заключения сделок. Тем не менее Учредитель может принять решения по данным вопросам, только изучив предложения и рекомендации Наблюдательного совета.

Очевидно, что, вводя такую норму, законодатель желал видеть в Наблюдательном совете орган, обладающий объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения. Однако Учредителю не трудно будет получить согласие Наблюдательного совета по тому или иному решению, если он утвердит "мандат доверия" лояльных к себе"наблюдателей"

В компетенцию Наблюдательного совета входят не только организационные аспекты, но и финансово-хозяйственная деятельность автономного учреждения. На совещаниях членам Наблюдательного совета предстоит рассматривать:

  • проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  • проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения (по представлению руководителя автономного учреждения);
  • предложения автономного учреждения о совершении крупных сделок, а также о совершении сделок с заинтересованностью;
  • предложения автономного учреждения о выборе кредитныхорганизаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;
  • предложения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  • предложения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
  • предложения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
  • предложения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.

Инициатором рассмотрения большинства предложений может быть руководитель автономного учреждения или Учредитель. При этом в большинстве случаев окончательное решение по тому или иному вопросу, но с учетом мнения Наблюдательного совета принимает Учредитель. Очевидно, что таким образом Закон №174-ФЗ отводит Наблюдательному совету роль своеобразного"буфера" во взаимоотношениях руководства автономного учреждения и его Учредителя.

Обратите внимание, что, в частности, многие театры и концертные организации не нуждаются в промежуточном звене между руководством учреждения и Учредителем в виде Наблюдательного совета. Именно для организаций культуры законодателем было введено исключение. Так, согласно ст. 41.1"Основ законодательства Российской Федерации о культуре",утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (с изм. и доп.)Учредителю автономного учреждения предоставлено право упразднения Наблюдательного совета по инициативе учреждения культуры. В этом случае функции Наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные Законом №174-ФЗ, исполняются Учредителем.

Руководитель

В соответствии со ст. 13 Закона №174-ФЗ руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и т.п.) осуществляет текущее руководство деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя или Наблюдательного совета. Очевидно, что основной задачей руководителя автономного учреждения будет выполнение государственного (муниципального) задания, выданного учреждению его Учредителем.

Реализация полномочий руководителя ведется на общих основаниях (п. 2 ст. 13 Закона №174-ФЗ) и в рамках заключенного с ним трудового договора.

Иные органы управления

Законом № 174-ФЗ предусматривается возможность создания в автономном учреждении коллегиальных органов управления с участием заинтересованной общественности, работников автономного учреждения или представителей трудового коллектива. Для этого необходимо закрепить в уставе автономного учреждения наличие соответствующего органа: общее собрание работников, ученый совет, художественный совет и т. п. Кроме того, в уставе нужно предусмотреть полномочия и порядок создания таких коллегиальных органов.

Учредитель как орган управления

При буквальном прочтении Положений Закона №174-ФЗ орган государственной власти или местного самоуправления, учредивший автономное учреждение, не относится к органам управления автономного учреждения, хотя ст. 9 "Компетенция Учредителя в области управления автономного учреждения" и входит в состав гл. 4 "Управление автономным учреждением" Закона №174-ФЗ. Кроме того, как уже говорилось выше, по многим важнейшим аспектам финансовой и хозяйственной деятельности автономного учреждения последнее слово остается за Учредителем.

Попробуем разобраться, насколько значима роль Учредителя в управлении автономным учреждением.

Учреждающий орган

Согласно Закону № 174-ФЗ, автономное учреждение может иметь только одного Учредителя. При этом Учредителем автономного учреждения может быть не любой орган государственной (муниципальной) власти, а только тот,который наделен соответствующими функциями и полномочиями.

Напомним, что, согласно ст. 6 Закона №174-ФЗ, функции полномочия Учредителя автономного учреждения осуществляют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъекта РФ), а также органы местного самоуправления. При этом в решении о создании автономного учреждения обязательно указывается орган государственной (муниципальной власти), который будет исполнять функции и полномочия Учредителя автономного учреждения.

Согласно ст. 4 Закона №174-ФЗ Учредитель устанавливает для автономного учреждения задания, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания. Однако на этом роль Учредителя в жизни автономного учреждения не заканчивается.

Полномочия учредителей

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя любого уровня власти или органа местного самоуправления по управлению учреждением, приведен в ст. 9 Закона №174-ФЗ.

Полномочия учредителей федеральных автономных учреждений были расширены и уточнены постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральным иорганами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения" (далее - Постановление № 662).

Таким образом, в настоящее время полномочия Учредителей федеральных автономных учреждений охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности автономного учреждения. При этом Учредитель выполняет управленческие функции: принимает решения, утверждает, устанавливает, выдает,согласовывает, назначает, заключает и расторгает договоры и т. п.

Так, в компетенцию Учредителя федерального автономного учреждения, помимо указанного выше, входит следующее:

  • утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, уставов автономного учреждения, а также вносимых в него изменений;
  • установление задания автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов федерального автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств, а также о реорганизации или ликвидации федерального автономного учреждения;
  • принятие решения об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества объектов, закрепленных за федеральным автономным учреждением, которые перестают относиться к видам особо ценного движимого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача автономному учреждению согласия на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества, а также согласия на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача согласия на внесение автономным учреждением денежных средств и иного имущества в уставный(складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (в части внесения недвижимого имущества - по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • предоставление в установленном порядке предложений о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа федерального автономного учреждения;
  • назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора;
  • принятие решения об одобрении сделки с имуществом автономного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в Наблюдательном совете учреждения, а также сделки в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
  • решение иных вопросов, предусмотренных Законом № 174-ФЗ и другими нормативными актами.

Без выполнения соответствующего управленческого действия большинство решений руководителя и Наблюдательного совета останутся нелегитимными. Поэтому, по моему мнению, Учредитель, как главный распорядитель бюджетных средств, является и ключевым управляющим органом в управлении автономным учреждением.

Очевидно, на мой взгляд, и то, что Учредителю для реализации своих управленческих функций придется содержать соответствующий штат специалистов. При этом отметим, что согласно нормам Постановления № 662 Учредитель обязан доводить все свои решения до автономного учреждения в письменной форме в течение семи дней с даты их принятия.

Заключение

Обратите внимание, что наблюдательный совет не случайно на схеме выведен за рамки органов управления, хотя согласно Закону № 174-ФЗ он является органом управления автономного учреждения.

Очевидно, что с точки зрения объема полномочий и уровня ответственности за принимаемые решения Учредителя является наиболее влиятельным органом управления автономным учреждением. Ведь кроме всего прочего Учредитель оказывает непосредственное влияние на деятельность автономного учреждения - выдает задание на оказание государственных услуг, выполнение которого является основной целью существования учреждения. Кроме того, Учредитель принимает решение о прекращении деятельности АУ, если учреждение неудовлетворительно выполняет данное задание.

При этом Наблюдательный совет является промежуточным звеном, рекомендации и замечания которого необходимо принимать во внимание Учредителю при принятии существенных решений в отношении деятельности автономного учреждения.

В свою очередь руководитель автономного учреждения, согласно закону № 174-ФЗ, должен принимать во внимание не только прямые указания Учредителя, но и рекомендации Наблюдательного совета.

Но нельзя забывать, что автономное учреждение - новая форма организации, поэтому только со временем можно будет рассуждать о том, насколько эффективно органы управления смогут выполнять свои функции в повседневной жизни.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Т.К. Ершова,

заместитель начальника отдела развития отраслей социальной сферы Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ Минэкономразвития России

Формирование органов управления автономного учреждения и их взаимодействие между собой является важным этапом периода преобразования бюджетных учреждений в автономные.

Для автономных учреждений предусматриваются обязательные коллегиальные органы управления с участием заинтересованной общественности, а также более высокие требования к обязательной публичной отчетности, что делает деятельность автономных учреждений более гибкой и прозрачной.

Наблюдательный совет создается в целях придания гласности процессу принятия решений по важным вопросам и может принести ощутимую пользу в обеспечении прозрачности экономической деятельности как для общества, так и для учредителя. Наблюдательный совет к моменту преобразования в автономное учреждение должен быть сформирован.

Следует иметь в виду, что наблюдательный совет автономного учреждения не является высшим коллегиальным органом управления учреждением. Наблюдательный совет является органом автономного учреждения,призванный стать промежуточным звеном между учредителем и руководителем автономного учреждения. Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом.

Решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер. Однако этому органу делегируются контролирующие функции при совершении руководителем автономного учреждения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и проведению аудита. Наблюдательный совет дает заключение по плану финансово-хозяйственной деятельности и выбору кредитной организации,утверждает отчет по плану финансово-хозяйственной деятельности и годовому бухгалтерскому отчету.

Для усиления общественного контроля в компетенцию наблюдательного совета включено рассмотрение вопросов об изъятии учредителем имущества, закрепленного за автономным учреждением, и выбор кредитной организации, в которой автономное учреждение может открыть банковский счет.

Таким образом, наблюдательный совет автономного учреждения играет роль необходимого в настоящее время балансирующего средства в связи с расширением имущественной самостоятельности автономного учреждения.

1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях:

1) прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений;

2) могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.



Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику