США решили покупать ракетные двигатели у Украины. (1 фото). Обойдется ли Россия без ракет и двигателей с Украины

США решили покупать ракетные двигатели у Украины. (1 фото). Обойдется ли Россия без ракет и двигателей с Украины

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Завод "Мотор Сич" производит двигатели для транспортных самолетов и вертолетов

Украинские власти планируют прекратить военное сотрудничество с Россией, заявил в пятницу первый вице-премьер Украины Виталий Ярема.

В конце марта, как сообщали украинские СМИ, поставки оружия и военной техники в Россию уже заморозил концерн "Укроборонпром".

Исполняющий обязанности главы концерна Юрий Терещенко признал, что Украина понесет экономические потери, однако задался в этой связи вопросом: "Но разве разумно вооружать армию противника?".

В пятницу Ярема говорил о том же: "Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие".

В то же время далеко не вся продукция военного назначения, которую Россия выпускает в кооперации с Украиной, может быть использована Москвой в случае конфликта с южным соседом. Трудно представить, например, что Россия сможет задействовать в нем межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО).

Последние производились на заводе в Днепропетровске, и их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты все еще являются основой ядерного щита России.

Пример с "Воеводой" демонстрирует, что прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией может стать для Москвы болезненным.

Запорожские и николаевские моторы

Что Украина поставляет и чинит для российского ВПК

  • межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО)
  • вертолетные двигатели (до 70% потребности российских ВВС)
  • газотурбинные моторы для военных кораблей

При этом эксперты по-разному оценивают зависимость России от украинского ВПК в том, что касается обслуживания "Воевод". По мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, эта зависимость весьма велика.

В интервью "Независимой газете" он заявил, что если отношения с Украиной будут разорваны, то придется либо самим заниматься обслуживанием самой мощной российской МБР, либо искать замену этим ракетам.

С другой стороны, в случае "Воеводы" сотрудничество с украинцами уже в любом случае близится к завершению, так как срок службы ракет подходит к концу, и им на смену готовятся МБР российской разработки.

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, российские специалисты вполне смогут заменить своих украинских коллег в том, что касается обслуживания "Воевод".

Многие российские эксперты полагают, что наиболее чувствительное место в военном сотрудничестве России и Украины - это не выпускавшиеся в Днепропетровске баллистические ракеты, а производимые в Запорожье двигатели для российских вертолетов и транспортных самолетов, а также выпускаемые в Николаеве газотурбинные моторы для российских военных кораблей.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption "Воеводы" в российской армии до сей поры обслуживаются специалистами из Украины

Как подчеркивает Макиенко, запорожское предприятие "Мотор Сич" выпускает до 70% всех двигателей для российских вертолетов.

В то же время, как отмечает военный эксперт Илья Крамник, завод более половины своих комплектующих получает из России, а российский рынок является для предприятия одним из основных.

Похожая ситуация, по его словам, наблюдается и в случае с николаевским заводом "Зоря" - "Машпроект": здесь налицо как зависимость российских корабелов от украинской продукции, так и заинтересованность украинских двигателестроителей в заказах из России.

Обоюдоострая угроза

Российские эксперты признают, что в случае разрыва Киевом военного сотрудничества ситуация с двигателями для вертолетов и военных кораблей будет для России болезненной.

По оценкам Макиенко, для того, чтобы заменить продукцию "Мотор Сич" российскими аналогами потребуется 3-4 года и миллиардные инвестиции.

При этом эксперт отмечает, что найти быструю замену украинским двигателям будет невозможно, и возникнет очень тяжелая ситуация. Илья Крамник также полагает, что российским вертолетостроителям не останется ничего другого, как снизить объемы выпускаемой продукции.

Однако российские аналитики уверены, что украинские власти не пойдут дальше деклараций. Эксперты из России подчеркивают, что разрыв военного сотрудничества будет иметь обоюдоострый характер, и социальная цена за разрыв связей с Россией в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры может оказаться неприемлемо высокой.

Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие Виталий Ярема,
первый вице-премьер Украины

Они отмечают, что следствием такого шага Киева может стать банкротство ряда украинских предприятий, подчеркивая при этом важность РФ для украинской оборонки: украинский военный экспорт в Россию, составляющий около 40% от общего украинского экспорта военной продукции, по некоторым оценкам, достигает 1 млрд долларов в год.

В России скептически относятся и к заявлениям властей Украины о том, что украинские оружейники смогут переключиться на иные, "восточные", как говорят в Киеве, рынки, указывая, что едва ли украинский ВПК в его нынешней форме способен предложить какие-то новые продукты, помимо обслуживания ранее поставленной техники.

Кому продать?

С такими оценками в Киеве не могут согласиться. По мнению эксперта киевского центра Разумкова Алексея Мельника, несмотря на всю болезненность разрыва военной кооперации с Россией, в создавшихся условиях этому шагу нет альтернативы.

При этом эксперт отмечает, что Россия сама более 10 лет назад взяла курс на создание автономного цикла производства вооружений, так что в какой-то момент кооперация с Киевом для Москвы все равно потеряла бы актуальность.

Мельник считает, что, отказавшись от связей с Россией, Украина вполне сможет утвердиться на новых рынках, включая и страны НАТО.

Эксперт также подчеркивает, что помощь украинскому ВПК в этой непростой ситуации окажут более активные закупки военной техники со стороны министерства обороны Украины, о чем заявляют украинские власти.

17.07.2017 12:00

Три украинских завода-гиганта, «Южмаш», «Мотор-Сич» и «Заря Машпроект» наиболее ярко иллюстрируют, что происходит с промышленностью страны.

Эти три промышленных монстра были флагманами отечественной промышленности. С приходом новой, якобы проевропейской, власти заводы не только не получили толчок к развитию, но и фактически оказались на грани уничтожения.

«Южмаш» производил ракеты «Зенит», считающиеся одними из лучших в мире. Илон Макс недавно заявил, что после его «Фальконов», «Зенит» - лучшая ракета в мире. Была… Более половины комплектующих этой ракеты производилось в России. Решив мощно ударить санкциями по России, мы прекратили покупать комплектующие в РФ. Чем это закончилось? За три года после Майдана-2 долги «Южмаша» только за использование электроэнергии достигли 400 млн.грн. Долги по зарплате – более 100 млн.грн. Забастовки сотрудников не утихают. Полигоны сданы в аренду фермерам. Сотрудники уникального в мировом масштабе производства постепенно эмигрировали в Россию на такие предприятия, как ООО «Илек», АО «Промтехкомплект», АО «НПЦ Лавочкин-Инвест» – предприятия, производящие комплектующие для российской космической отрасли.

«Подарок», принятый в бюджете Украины в начале июля, 50 млн.грн на погашение долгов «Южмаша» перед сотрудниками, ничего не решит. Завод умирает. Попытку произвести 12 ракет для России и реанимировать работу предприятия националисты тут же окрестили предательством и забросали говном директора.

По сути, мы сами помогли создать в России недостающую отрасль в сфере покорения космоса.

Аналогичная ситуация произошла с заводом «Мотор-Сич». На этом предприятии производились двигатели для всех (!) российских вертолетов. Для военных крылатых ракет (не украинских, понятно, в Украине их нет), для ряда самолетов. Это производство высочайшей точности и технологичности. С приходом псевдопроевропейской власти поставки этих вертолетных и самолетных двигателей в Россию запрещены. Завод умирает. Жиденькие новости в СМИ о будущих поставках этих двигателей для самолетов в Австрию и Китай – чистой воды пиар. Это совершенно не те двигатели: не той технологической сложности, мощности и стоимости, нежели производимы ранее для российского рынка. А специалисты, также, как и в ситуации с «Южмашем», потихоньку эмигрируют в Уфу на работу в «Уфимское моторостроительное производственное объединение», где уже несколько лет Россия формирует собственное производство двигателей для вертолетов. Вкладывает миллиарды рублей в него. Старт их массового производства намечен на 2019 год. Даже с учетом вездесущей коррупции и срывов сроков уже через пару лет украинский «Мотор Сич» не будет нужен никому. Русское лобби быстро «выдавит» на международном рынке нашу продукцию. Тем более, что её разрабатывают наши же, запорожские специалисты.

«Зоря-Машпроект», г.Николаев. На двигателях этого предприятия ходили практически все суда военно-морского флота Украины и России. С приходом новой власти после Майдана 2 завод, естественно, оказался на грани банкротства. Россия, также, как и с двигателями для вертолетов, активно строит собственную целую промышленную отрасль – производство газотурбинных двигателей для флота. Рыбинское НПО «Сатурн» заканчивает производство двигателей для русских фрегатов типа 11356, которые отказалась поставлять «Заря-Машпроект» не по экономическим, а по дурацким политическим причинам. Оставив без работы сотни семей. Спасает предприятие лишь сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных установок на украинской ГТС. Но это, вероятно, ненадолго.

Сырьевой придаток Европы – вот, что ждет Украину в ближайшем будущем. И это не через десятилетия, а через два-три года случится окончательно.

Владимир Охрименко

Новость с заголовком «По словам исследователей, успех севернокорейских ракет связан с украинским заводом». В тексте утверждается, что аналитики, исследовавшие фотографии севернокорейского лидера, осматривающего новые ракетные двигатели, сделали вывод, что по дизайну они напоминают старые советские, и что они могут быть связаны только с несколькими бывшими советскими странами. По какой-то причине The New York Times решила сфокусироваться именно на заводе ЮЖМАШ в украинском городе Днипро.

Александр Турчинов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), уже опроверг эту информацию. Он сказал, что «Украина всегда придерживается взятых на себя международных обязательств» и что «Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии Северной Корее». По его словам, информация о передаче ЮЖМАШ ракетных технологий Северной Корее «…не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по смыслу и скорее всего спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений». Он таже подчеркнул, что Украина считает режим Северной Кореи «тоталитарным, опасным и непредсказуемым и поддерживает все санкции против этой страны.» Турчинов также отдельно добавил, что с начала агрессии РФ против Украины в 2014 году «Украина полностью прекратила поставки оружия, военной техники и военных технологий в Россию».

ЮЖМАШ также опроверг информацию о передаче Северной Корее ракет. «Факты, изложенные в публикации, не соответствуют действительности. В частности, ЮЖМАШ не только не является основным производителем ракет для РФ, но и вообще не поставляет в РФ ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы, в том числе, ракетные двигатели. Предположение авторов публикации … по возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности. ЮЖМАШ никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакой связи с северокорейскими ракетными программами космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения за время независимости Украины на ЮЖМАШ не выпускались и не выпускаются.» , — говорится на официальном сайте ЮЖМАША.

Государственное космическое агентство Украины заявило , что «.. любые обвинения в передаче субъектами космической деятельности Украины товаров или технологий Корейской Народной Демократической Республике, которые способствовали бы развитию баллистических программ, являются абсолютно безосновательными».

К слову, в самом исследовании Майкла Эллемана версия о причастности Украины звучит скорее в виде предположения – “Некоторое количество этих двигателей были возможно получены” («An unknown number of these engines were probably acquired») и даже специально подчеркивается, что исследование не имеет ввиду указать на причастность украинского правительства («This is not to suggest that the Ukrainian government was involved»).

Многие эксперты указывают на схожесть этих обвинений с обвинениями в продаже “Кольчуг” Ираку в 2002 году, некоторые указывают на возможную false flag operation (операцию под ложным флагом) с целью скомпрометировать Украину в качестве надежного международного партнера США и сорвать план по предоставлению Украине летального оружия.

К слову, как сообщают espreso.tv , кому Украина действительно помогает разрабатывать проект ракеты-носителя и программное обеспечение ракетного двигателя — так это Южной Корее. Об этом можно узнать из базы данных международного портала экспортно-импортных операций ImportGenius . Так, согласно информации, размещенной на сайте, в июне этого года украинское предприятие ГП «Спецтехноэкспорт» (входит в структуру концерна «Укробронпром») продало южнокорейской компании Hanwha Corporation программное обеспечение для расчета теплопередачи в камере сгорания жидкостного двигателя ракеты-носителя космического назначения. А в ноябре прошлого — эскизный проект верхней ступени «ракеты-носителя».

Успешное тестирование Северной Кореей межконтинентальной баллистической ракеты, которая якобы способна достичь территории США, стало возможным благодаря закупке КНДР мощных ракетных двигателей на черном рынке, пишет газета The New York Times со ссылкой на исследование Международного института стратегических исследований (IISS) и американские спецслужбы.

Специалист IISS по ракетным вопросам Майкл Эллеман пришел к выводу, что за последние два года КНДР сменила поставщиков деталей для своих ракет и теперь закупает их у Украины.

«Вероятно, эти двигатели были поставлены из Украины — возможно, незаконно. Большой вопрос, сколько [двигателей] у них есть и помогают ли им теперь украинцы. Я очень переживаю», — заявил он.

Фоторепортаж: СМИ: двигатели для ракет КНДР могли быть получены из Украины

Is_photorep_included10831736: 1

По данным IISS, КНДР, вероятно, приобрела двигатели у украинского Южного машиностроительного завода имени А.М. Макарова («Южмаш»), расположенного в городе Днепр (бывший Днепропетровск). Изучив фотографии осмотра новых ракетных двигателей лидером КНДР Ким Чен Ыном, эксперты института пришли к выводу, что их детали похожи на двигатели, произведенные еще в СССР.

Во время «холодной войны» «Южмаш» производил двигатели для самых мощных ракет в советском арсенале, в том числе для стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М (SS-18 Satan по классификации НАТО). «Южмаш» также оставался одним из основных производителей ракет для России даже после обретения Украиной независимости.

Как рассказал Эллеман, в ООН пришли к выводу, что шесть лет назад Северная Корея пыталась похитить технологии производства ракетных двигателей у «Южмаша». В результате два северокорейца были пойманы, а информация, которую они пытались украсть, по данным Вашингтона, касалась передовых «ракетных систем, жидкостных ракетных двигателей, космических аппаратов и ракетных топливных систем».

По мнению экспертов IISS, Пхеньян мог снова попытаться это сделать, воспользовавшись политическим кризисом на Украине после переворота в 2014 году.

В «Южмаше» информацию, изложенную в The New York Times, опровергли. «Предположение авторов публикации и процитированного ими «эксперта» касательно возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте предприятия.

В нем подчеркивается, что «Южмаш» никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера.

«Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости «Южмашем» не выпускались и не выпускаются. Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя «Вега»), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе по силе тяги) не пригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения», — отмечается в сообщении.

В «Южмаше» также подчеркивают, что предприятие не является основным производителем ракет для России и вообще не поставляет российской стороне ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы, в том числе и ракетные двигатели.

5 августа Совбез ООН единогласно проголосовал за проект резолюции по ужесточению санкций в отношении КНДР. Документ был разработан США в ответ на два запуска межконтинентальных баллистических ракет Северной Кореей. Согласно проекту резолюции, КНДР запрещается экспорт угля, железа, железной руды, свинца, свинцовой руды, а также морепродуктов. Кроме того, государствам - членам ООН запрещается увеличивать число рабочих из Северной Кореи внутри страны и осуществлять инвестиции в совместные проекты с северокорейскими компаниями.

12 августа президент США Дональд Трамп в ходе телефонного разговора со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном заявил, что готов применить силу против КНДР в ответ на развитие Пхеньяном своей ядерной программы, которую американский лидер назвал «угрозой», а также запуски баллистических межконтинентальных ракет.

Ранее в КНДР заявили, что 3,5 млн человек присоединились к армии страны после ужесточения санкций Совбеза ООН и обострения отношений с США, сообщала местная газета «Нодон Синмун». По ее данным, в армию записали 3 млн 475 тыс. человек, среди которых студенты, молодые рабочие и отставные военные.

Очередной виток противостояния Северной Кореи с Западом начался 4 июля, когда Пхеньян отчитался об успешном испытании межконтинентальной баллистической ракеты. По данным северокорейских СМИ, приказ о запуске баллистической ракеты был отдан лично Ким Чен Ыном. По официальной версии КНДР, ракета пролетела 933 км и достигла высоты 2802 км, время полета составило 39 минут.

Представители властей Южной Кореи, Японии и США заявили, что ракета приземлилась в исключительной экономической зоне Японии, в которой действует особый правовой режим. Запуск произошел в районе аэродрома Панхен, в ста километрах от северокорейской столицы Пхеньяна. Позже американские власти сообщили, что ракета, по всей видимости, была двухступенчатой. Кроме того, ее радиус мог достигать 3,5 тыс. км. Таким образом, она способна достичь территории Аляски.

Северная Корея сама могла изготовить ракетные двигатели, а не закупать за рубежом готовые изделия или технологии, сообщило агентство Reuters со ссылкой на представителя разведки США.

"У нас есть определенные сведения, которые позволяют предположить, что КНДР не зависит от импорта двигателей. Мы предполагаем, что Пхеньян мог произвести эти технологии самостоятельно", – сказал источник.

Ранее газета The New York Times цитировала доклад, в котором эксперты предположили, что двигатели для ракет дальнего радиуса действия могли быть изготовлены на украинском заводе "Южмаш".

Двигатели для ракет произведенные в Украине могли попасть в КНДР из России, заявил руководитель Украинского космического агентства Юрий Радченко.

Он объяснил, что предприятие "Южмаш" перестало их производить и передало России оставшиеся ракеты Циклон-2 и Циклон-3, оснащенные двигателями РД-250. В России осталось от семи до двадцати таких ракет. Документация есть, подчеркнул он.

За время независимости Украины не выдано ни одного разрешения на поставки ракетных двигателей из Украины в КНДР, утверждают чиновники. В 2011 году украинские спецcлужбы арестовали двух граждан Северной Кореи, которые пытались шпионить на предприятии "Южмаш", рассказал сегодня исполняющий обязанности главы Украинского космического агентства Юрий Радченко.

Скажите, пожалуйста, значит ли это, что на заводе "Южмаш" существует какая-то оснастка для производства двигателей, станки, условно говоря, и металл, который позволяет эти двигатели делать?

Нет. Примерно в середине 90-х годов мы отказались от производства двигателей РД-250 как бесперспективных для дальнейшего использования. И готовые изделия, которые у нас были – от 7 до 20 ракет – отправлены были в Москву, я имею в виду в Россию. В какой степени они использовались – трудно сказать. По нашим оценкам, от 7 до 20 ракет у них может быть готовых. Кроме этого, двигатели РД-250 отдельно никогда не поставлялись Украиной, они всегда поставлялись в составе ракет "Циклон-2" или "Циклон-3".

То есть они уже были в сборе. Скажите мне, как специалист, чтобы в поле построить завод со всем необходимым оборудованием для того, чтобы делать двигатели РД-250 – это в принципе посильная задача для государства? Это вообще реализуемая вещь?

Для государства, такого, как Северная Корея, например, это посильная задача, но она потребует лет 10 времени.

- Но у них было это время на самом деле.

И миллиардов 5, наверное, долларов.

То есть так? Это в принципе можно найти необходимый металл или купить его на рынке, поставить станки? Это не самый сложный двигатель?

Это очень сложный двигатель и без документации на этот двигатель, даже имея подготовку производства, его никто не в состоянии изготовить. Для того, чтобы его изготовить, мало иметь подготовку производства, но и необходимо иметь конструкторскую документацию на сам двигатель.

- Которая находится в Химках на "Энергомаше".

Да, разработчик находится в Химках.

Как вы считаете, сколько есть в мире специалистов, имеющих отношение к производству этого двигателя, пусть они будут из Украины или из России, которые не работают больше ни на "Южмаше", ни на "Энергомаше", вообще неизвестно где находятся? Если можно, порядок.

Вопрос, конечно, интересно. Порядок - я думаю, что это тысячи людей, которые имели раньше доступ к этим технологиям, а сегодня они не работают ни на "Энергомаше", ни на "Южном машиностроительном заводе". В какой-то степени, я не говорю о том, что это ведущие конструкторы или головные конструкторы, но люди, которые имели отношение, их может быть тысячи.

Двигатель в готовом виде получить и экспортировать сегодня с территории Украины невозможно. То есть невозможно решить две задачи: построить этот двигатель и отсюда его вывезти. То есть двигатель размером два на один метр – это же не коробка спичек, мы понимаем, это серьезный груз, его просто так не переместишь, даже если бы он был.

- Сколько таких двигателей в одной ракете?

Четыре двигателя: три в первой ступени и один во второй. То есть одним двигателем никакая проблема не решается, то есть нужно как минимум четыре двигателя для одной ракеты.

- Ваши двигатели гептиловые, не так ли? В смысле те, которые были – РД-250?

Да. Из-за чего их производство было остановлено.

- Они очень вредные, опасные двигатели?

Да, совершенно верно, и это было главным критерием в остановке производства этих двигателей. Они бесперспективные с точки зрения дальнейшего использования.

- Россия может делать гептил в неограниченном количестве без иностранных комплектующих химических?

Я думаю, что в России существует полный цикл изготовления жидкого высокоэнергетического ракетного топлива. Есть в мире три страны, которые могут производить это ракетное топливо – это Россия, это Китай и это Иран в меньшей степени.

- Больше никто?

Поэтому учитывая те отношения, которые есть у России с Корейской Народно-Демократической Республикой, из России они могли получить все – и топливо, и ракету, и двигатель. То есть двигатель и составные части, узлы ракеты.