Палубный истребитель «Воут» F4U «Корсар. F4U Corsair - десять лет серии Возможно вам будет интересно

Палубный истребитель «Воут» F4U «Корсар. F4U Corsair - десять лет серии Возможно вам будет интересно

Соперничество между ВМФ и ВВС США определило не объединение, а разделение усилий по созданию новой авиатехники. Исторически они имели свои собственные истребители, бомбардировщики, ударные самолеты. Одним из редких исключений из этого правила стал созданный для флота, но служивший и в частях ВВС легкий ударный самолет А-7 «Корсар» фирмы «Воут».

В начале 1960-х годов палубная авиация ВМФ США имела на вооружении великолепный легкий ударный самолет А-4 «Скайхок», но прогресс в то время был поистине молниеносным, и руководство флота задумалось о замене. Среди требований к преемнику было снижение расходов на разработку и испытания за счет максимального использования уже имеющихся самолетов. В этом конкурсе победителем стал проект «Воут», основанный на хорошо освоенном и заслужившем отличную репутацию палубном истребителе F-8 «Крусейдер». Однако новый самолет сохранил лишь сходство в компоновке и внешнем виде, в то время как практически все детали и узлы были в большей или меньшей степени переработаны.

ПЕРВЫЕ ВАРИАНТЫ А-7

И все же подход по переработке освоенной конструкции оказался совершенно верным — новый ударный самолет был создан в кратчайшие сроки. ТТТ были опубликованы в 1963 году, проект одобрен в феврале 1964-го, а уже 26 сентября 1965 года прототип ушел в первый полет. Если истребительный предок имел ТРД с форсажной камерой, то новому А-7 дальность была важнее скорости, и его одним из первых оснастили ТРДД «Пратт-Уитни»ТР30, который позже использовали такие примечательные самолеты, как F-111 и F-14.

Новые двигатели со сниженным расходом топлива заметно увеличили дальность, но еще большие перемены произошли в прицельном и навигационном оборудовании. По меркам середины 1960-х годов А-7 был машиной с революционной авионикой — с проецированием данных на лобовое стекло, прицельной системой, позволяющей сбрасывать бомбы с высокой точностью на большем, чем прежде, расстоянии от цели, с удобной «живой» картой и автоматической системой посадки на палубу!

Первые варианты самолета А-7А (выпущено 199 шт.) и А-7В (196 шт.) отличались лишь деталями оборудования и чуть более мощным двигателем на последнем.

МОДИФИКАЦИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОЙСК

Вскоре А-7 оказались на жарких авиабазах Юго-Восточной Азии, и тут обнаружилось, что мощности двигателя при повышенных температурах совершенно недостаточно. И хотя по ТТХ самолет мог поднимать около 6800 кг боевой нагрузки, в реальности А-7 могли нести лишь около 5000 кг. При старте с катапульты авианосца ситуация была немногим лучше. «Корсару» явно недоставало мощности. И выход из этой ситуации нашелся благодаря ВВС.

Вскоре после начала Вьетнамской войны обнаружилось, что столь любимые руководством сверхзвуковые истребители-бомбардировщики слишком быстры и неповоротливы, чтобы осуществлять поддержку войск на поле боя. А сильно устаревший поршневой штурмовик А-1 был, напротив, слишком медленным и уязвимым. ВВС требовался новый самолет — с большой боевой нагрузкой, хорошим обзором и маневренностью, высокой скоростью на маршруте и низкой во время атаки. И несмотря на все попытки ВВС начать создавать самолет «с нуля», им пришлось довольствоваться модернизацией уже существующих моделей, из которых наиболее подходящим оказался как раз А-7.

Первым делом летчики ВВС потребовали значительно увеличить тягу двигателя. Затем заменить две 20-мм пушки на ставший уже привычным 6-ствольный «Вулкан». Естественно, несколько изменено было и оборудование (навигационная РЛС и РЛС огибания рельефа). Новый двигатель АллисонТР41 представлял собой выпускавшийся по лицензии британский «Роллс-Ройс Спей» с тягой около 6800 кгс, почти на тонну больше TF30.26 сентября 1968 года новый вариант, получивший обозначение A-7D, совершил первый полет. В 1970-м эти машины начали поступать на вооружение USAF (всего выпущено 459), а в 1972-м отправились на войну. Заметное улучшение боевых качеств A-7D не осталось без внимания флотских авиаторов. Они решили сделать аналогичную версию, помимо смены двигателя, снова немного изменив номенклатуру пилотажно-навигационного комплекса. Первые 67 машин выпустили с новым оборудованием и старым двигателем, их обозначили А-7С. А полноценный аналог варианта ВВС стал самым массовым (529 штук) и получил обозначение А-7Е. Кроме боевых, выпускались или переоборудовались и двухместные варианты -ТА-7С (ВМФ), А-7К (ВВС) и EA-7L (для имитации советских средств РЭБ).

В БОЯХ И НА ПОВСЕДНЕВНОЙ СЛУЖБЕ

Судьба «корсаров» в ВВС и во флоте сложилась по-разному. Если ВВС тяготились чуждой (как они считали) машиной и начали списывать свои A-7D в части Национальной гвардии уже в 1974 году, а в последующие 10 лет полностью заменили их совершенно иными по концепции А-10, то палубные А-7 успешно служили все 1970-е и 1980-е годы. За это время они успели принять участие во вторжении на Гренаду (1983), спустя месяц — в операции у берегов Ливана, и в марте-апреле 1986 года — в ударах по Ливии.

К началу 1990-х А-7 оставались на вооружении лишь двух эскадрилий флота, они участвовали в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». В мае 1991 года флот расстался со своими последними «корсарами», спустя два года A-7D были сняты с вооружения авиации Национальной гвардии. Несколько зарубежных покупателей решили приобрести А-7: первым из них стали ВВС Греции в 1975 году, получившие 60 боевых А-7Н и 5 учебно-боевых ТА-7Н; в 1992-м поступили еще 36 А-7Е. В 1981 году обладателем А-7Р стали ВВС Португалии (всего 50 штук), а в 1995 году 18 машинами пополнилась авиация ВМФ Таиланда. В настоящий момент продолжают службу лишь греческие и таиландские «корсары».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ А-7Е

  • Тип: палубный ударный самолет
  • Двигатель: ТРДД Allison TF41-A-2 тягой 66,7 кН
  • Размеры, м:
    длина: 14,06
    высота: 4,9
    размах крыла: 11,8
  • Вес, кг:
    пустого: 8676
    максимальный взлетный: 19 050
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 1102
    потолок, м: 14 700
    дальность, км: 1981
  • Вооружение:
    — 20-мм 6-ствольная пушка М61 «Вулкан» (1030 снарядов)
    — 2 ракеты «воздух — воздух» AIM-9 «Сайдвиндер» на фюзеляжных пилонах
    — до 6800 кг боевой нагрузки на 6 подкрыльных узлах подвески (бомбы, КАБы, ракеты, НАР)

Возможно вам будет интересно:


  • Палубный ударный самолет Дуглас А-4 "Скайхок"
был мной переведен и значительно переработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге за неоценимую помощь в редак­тировании данной статьи. Данный материал представляет собой фанфик к миру коллеги -я.

Истребитель Chance Vought F4U Corsair принадлежит к числу самолётов, оставивших заметный след в истории мировой авиации. Он принимал активное участие во Второй Мировой и Корейской войнах. Первый прототип «Корсара» поднялся в воздух 29 мая 1940 года, первый серийный – 25 июня 1942-го, а последняя машина модификации F4U-7 (специальный вариант для ВМС Франции) была передана заказчику 24 декабря 1952 года. Ни один другой американский истребитель с поршневым двигателем не находился в производстве так долго. За эти годы суммарный выпуск «Корсаров» достиг 12 571 машины в шестнадцати модификациях. 7788 из них были выпущены фирмой Vought, ещё 4050 под обозначением FG построила компания Goodyear, и 733 самолёта – Brewster (её «Корсары» имели обозначение F3A).

F4U Corsair был разработан в качестве палубного истребителя, однако из-за специфического поведения при посадке (самолёт часто «козлил», проскакивая тросы аэрофинишёра) и плохого обзора вперёд-вниз американский флот поначалу признал его непригодным для применения на авианосцах. Зато «Корсар» нашёл применение в авиации Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps – USMC), где эти самолёты обычно действовали с береговых баз. Они также поставлялись ВВС Королевского флота Великобритании (Royal Navy Fleet Air Arm). Именно английским лётчикам удалось разработать новую методику посадки «Корсара» на авианосец – с заходом почти перпендикулярно курсу корабля и последующим поворотом на 90°. Такой необычный способ компенсировал отсутствие обзора и позволял быстро погасить скорость, уменьшая «прыгучесть» машины на палубе. Впоследствии эта методика была принята всеми лётчиками «Корсаров».

Решение проблемы посадки позволило оснащать истребителями F4U Corsair и палубные авиагруппы ВМС США. Однако «корсары» здесь не были на первых ролях – основным американским палубным истребителем до конца войны остался Grumman F6F Hellcat. Помимо британцев и американцев в годы Второй Мировой войны на истребителях F4U Corsair воевали многочисленные союзники США из стран Британского содружества: австралийцы, новозеландцы, южноафриканцы. Однако мало кому известно, что со странами оси также сражались и краснозвездные «корсары».

Как многим хорошо известно, принятый в марте 1941 года и действовавший до 21 августа 1945 года «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (Lend-Lease act; ленд-лиз) предусматривал поставку боеприпасов, техники, продовольствия, медицинского оборудования, лекарств и стратегического сырья любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов. Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года действие программы распространили на СССР, а к концу войны практически все союзники США стали её участниками. Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд. долларов США (612,88 млрд. долларов в ценах 2008 года), из которых 31,4 млрд. долларов пришлось на долю Великобритании, 11,3 млрд. – СССР (138,31 млрд. долларов в ценах 2008 года), 3,2 млрд. составили поставки во Францию и 1,6 млрд. – в Китайскую Республику.

В соответствии с законом о ленд-лизе в 1942 году начались поставки палубных самолетов для советской морской авиации. Сначала речь шла о перевооружении в Сан-Диего авианосца «Красный авиатор» на пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless, торпедоносцы Douglas TBD Devastator и истребители Grumman F4F-3 Wildcat. Затем летом 1942 года американской матчастью был оснащен авианосец «Громов». В 1943 году советские авианосцы получили торпедоносцы Grumman TBF/TBM Avenger и истребители Grumman F6F Hellcat.

В 1944 году вступивший в строй авианосец «Чкалов» помимо ставших уже штатными торпедоносцев Avenger начал оснащаться более современными палубными самолетами: пикирующими бомбардировщиками Curtiss SB2C Helldiver и истребителями F4U Corsair. Помимо палубных «корсаров» Соединенными Штатами поставлялись и F4U наземного базирования в варианте истребителя-бомбардировщика. Сначала это были машины из подразделений Корпуса морской пехоты (КМП) США, действовавших на Тихоокеанском ТВД, но затем со второй половины 1944 года стали поступать и новые самолеты непосредственно с завода в Стратфорде, штат Коннектикут.

Поставка Соединенными Штатами палубных самолетов осуществлялась на кораблях через Тихий океан в Советскую Гавань, откуда ящики с самолетами доставлялись на авиационный завод №126. В Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе с помощью американских специалистов были развернуты дополнительные производственные мощности, где производилась сборка и наладка ленд-лизовской техники. После сборки и облета наземные «корсары» передавались расквартированным на Дальнем Востоке истребительным и истребительно-бомбардировочным авиаполкам ВВС Тихоокеанского флота.

Как и остальные переданные по ленд-лизу американские палубные самолеты, советские «корсары» несли американский темно-синий «морской» камуфляж. Опознавательные знаки КМП США закрашивались и поверх них наносились красные звезды. Затем с завода в Стратфорде стали поступать новые самолеты с уже нанесенными советскими опознавательными знаками. Также в истребительных и истребительно-бомбардировочных полках «корсары» дорабатывали под установку советских бомб и реактивных снарядов РС-82 и РС-132.

В мае 1945 года Советский Союз, верный союзническим обязательствам о начале войны с Японией через три месяца после разгрома нацистской Германии, начал боевые действия против японских сил в Манчжурии, Корее, на Курильских островах, Сахалине и Хоккайдо. Авианосец «Чкалов» в составе эскадры, включавшей тяжелый крейсер «Фрунзе» и шесть лидеров, совершил переход через Панамский канал на Тихоокеанский флот, где принял участие в войне против милитаристской Японии. «Корсары» из авиагруппы «Чкалова» выполняли задачи по изоляции Хоккайдо и поддерживали высадку советских десантов на этот остров.

Однако фактически советские «корсары» из числа самолетов наземного базирования вступили в бой с японцами значительно раньше. Одинаковый с американцами камуфляж приводил к ошибкам молодых японских пилотов, летавших с баз на Курильских островах и на Южном Сахалине. К счастью, подготовка японских пилотов была неважной, и в боях с ними давали себя знать превосходство советских пилотов довоенной подготовки и значительно более современная матчасть. Как следствие, советские пилоты на «корсарах» одержали немало побед над японскими Ki-27, Ki-43 и A5M4, A6M2.

Кроме того, на дворе стоял не 1941, а 1944 год. Поражение нацистской Германии было очевидным, и Япония, пытавшаяся заручиться помощью СССР в качестве посредника на переговорах с США и Великобританией, закрывала глаза на «излишне агрессивное» поведение советских пилотов. В свою очередь командование авиации Тихоокеанского флота «с пониманием» относилось к нарушению летчиками приказа «Огня не открывать!».

Первыми в войну с милитаристской Японией вступили советские «корсары» с баз на Камчатке и на Северном Сахалине. Ранним утром 8 мая 1945 года истребители-бомбардировщики F4U-1A в сопровождении «корсаров»-истребителей нанесли удары по японским аэродромам на Курильских островах и на Южном Сахалине. Однако удар пришелся фактически по пустому месту: хотя японские аэродромы в этом районе были рассчитаны на размещение не менее 800 самолетов, в марте 1945 года поредевшие авиачасти были отозваны на Японские острова для борьбы с американскими войсками.

С 11 мая «корсары» приняли участие в освобождении Сахалина, выполняя задачи по непосредственной авиационной поддержке частей 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта. Самолеты наносили удары по расположенному на советско-японской границе Котонскому укрепрайону и по японским резервам в тылу. К 13 мая советские войска вышли к Котону. Бои за город и станцию продолжились двое суток, и «корсары» приняли в них самое активное участие, выполняя удары по заявкам наземных войск.

На рассвете 16 мая после часовой артиллерийской и авиационной подготовки, в которой самое активное участие приняли и «корсары», советские войска начали штурм главной полосы японской обороны одновременно с фронта и тыла. К исходу 17 августа они расчленили войска противника на отдельные группы. К вечеру следующего дня, после овладения основным перевалом Харами-Тогэ, с укрепленным районом было покончено. Остатки японского гарнизона капитулировали.

Помимо поддержки сухопутного наступления «корсары» поддерживали высадку десантов на Сахалин. Утром 16 мая «корсары» нанесли серию ударов по порту и городу Торо (Шахтерск), после чего на деморализованного противника в атаку пошли десантники 365-го отдельного батальона морской пехоты и 2-го батальона 113-й стрелковой бригады. 20 мая «корсары» повторили свой успех, нанеся удары по порту Маока (Холмск), а 25 мая состоялся последний сахалинский десант. Советская авиация нанесла удар по японским кораблям в порту Отомари (Корсаков), и затем в порту высадились морские пехотинцы. К вечеру советские войска, помощь которым оказывали «корсары», сломили сопротивление японцев и освободили последний занимаемый ими на острове город.

Перелом в боях за остров Сахалин позволил приступить к освобождению Курильских остовов. 18 мая одновременно с обстрелом острова Шумшу по японским укреплениям нанесла удар советская авиация. Во время высадки «корсары» штурмовали японские позиции. Нанесенные ими точные удары резко снизили огонь японцев и тем самым способствовали снижению потерь советских десантников. К 9 часам утра десантники при поддержке авиации захватили две господствующие высоты.

Во второй половине дня японцы предприняли решающую атаку, бросив в бой все свои танки. Ценой больших потерь они продвинулись вперёд, но благодаря авиационной поддержке сбросить десант с высот не смогли. Хотя основная часть танков была уничтожена гранатами, противотанковыми ружьями и гранатометами (также по ним вела огонь корабельная артиллерия), пилоты претендовали на уничтожение сорока танков из шестидесяти (японцы признают потерю от советской авиации пяти танков).

19 мая советские войска на Шумшу перешли к тактике последовательного подавления огневых точек противника массированным артиллерийским огнём и ударами авиации. Потери войск резко снизились, но и темпы наступления – тоже. Около 18 часов командующий японскими войсками на Курильских островах прислал к командиру советского десанта П.И. Дьякову парламентёра с предложением начать переговоры о капитуляции. 20 мая боевые действия на северных Курильских островах были завершены, и японцы начали сдаваться в плен.

21-24 мая «корсары» принимали участие в освобождении островов южной Курильской гряды. С 1 июля советская авиация с баз на Сахалине и Кунашире приступили к изоляции Хоккайдо. «Корсары» истребительных полков сопровождали ударные машины в налетах на Вакканаи и Отару и уничтожении прибрежных японских конвоев. В этих боях противодействие японской авиации было минимальным, но, тем не менее, советские пилоты записали на свой счет несколько побед. 5 июля советские войска высадились на Хоккайдо, и на следующий день император согласился на капитуляцию Японии. 7 июля боевые действия прекратились.

На вооружении авиации Тихоокеанского флота «корсары» находились до 1949 года, после чего были списаны и отправлены на слом. На смену американским машинам пришли реактивные истребители МиГ-15.














































Истребитель-бомбардировщик Chance Vought F4U-1A Corsair (бортовой номер 51) из состава авиации Тихоокеанского флота, Петропавловск-Камчатский, июнь 1945 года

Vought

Самолет Chance Vought (V-166) F4U Corsair был едва ли не лучшим палубным истребителем Второй мировой войны.

Проектирование этого самолета началось в 1938г. Компания Воут разработала самый маленький планер, какой только было возможно, и оснастила его самым мощным из имевшихся тогда двигателей - Pratt & Whitney XR-2800 Double Wasp. Было сконструировано сильно изогнутое складывающееся крыло типа чайка, благодаря чему стоики шасси не пришлось делать длинными. Остальные элементы планера были обычными.

Первые самолеты F4U-1 поднялись в воздух 25 июня 1942г., и вскоре Корсары F4U-1 были переданы ВМФ США. Но результаты палубных испытаний оказались неудовлетворительными, командование флота признало Корсар непригодным для использования в качестве палубного истребителя. В результате пришлось изменить конструкцию шасси и поднять кабину пилота для улучшения обзора. Серийные самолеты с этими изменениями получили наименование F4U-1A.

Эти истребители стали выпускаться компаниями Brewster под обозначением F3A-1 и Goodyear под обозначением FG-1. У последней модификации крыло не было складывающимся. Производство этого типа прекращено в декабре 1952г. Всего построен 12571 истребитель Корсар.

Истребители Корсар сражались в составе ВМФ США в Тихом океане, где с апреля 1944г. победили в не менее чем 2140 воздушных боях, потеряв 189 машин.

В настоящее время около 35 самолетов находится в летном состоянии.

Характеристики F4U-4
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла 12,5 м
Длина самолета 10,3 м
Height 4.90 м
Площадь крыла 29,17 м²
Силовая установка
18-цилиндровый радиальный Pratt & Whitney R-2800-18W 2,100 л.с. (1,567 kW) у земли
1,950 л.с. (1,455 kW) на высоте 7102 м
Масса
Пустого 4175 кг
Нормальная взлетная 5634 кг
Максимальная взлетная 6654 кг
Летные данные
Max скорость на высоте 7986 м 718 км/ч
Max скороподъемность 1180 м/мин
Практический потолок 12,649 м
Максимальная дальность 2510 км
Вооружение
4 X 12.7-мм пулемета или 4 X 20-мм пушки 4

Истребитель F4U "Корсар", с его характерным изогнутым крылом, был первым палубным самолетом, который превосходил не только лучшие японские истребители, но и самолеты союзников. Многие считают "Корсара", совершившего первый полет в 1940 году и снятого с производства в 1952 году лучшим истребителем авиации Америки с поршневым двигателем из всех, когда либо строившихся. Проектирование "Корсара" началось в феврале 1938 года. Флот США хотел получить новый палубный истребитель с высокими летными характеристиками, чтобы заменить такие машины, как "Брюстер" F2A и "Грумман" F-4F. первые скоростные монопланы ВМС США с двигателями класса 900 л.с., и 1000 л.с. (671 и 746 кВт). Флот рассчитывал использовать в новой конструкции 1938 году новейшие двигатели "Циклон" или "Твин Уосп" мощностью 1200 л.с. (895 кВт), но фирма "Пратт-Уитни" уже работала над более крупным двигателем R-2800 "Дабл Уосп" (1850 л.с., или 1380 кВт), который при дальнейшем развитии мог выдать мощность 2000 л.с. (1492 кВт).

"Пратт-Уитни" была одной из компаний "Юнайтед Эркрафт Корпорейшн" (UAC) в Коннектикуте. Другой компанией UAC, сформировавшейся на базе краткого союза двух малосовместимых компаний, была фима "Воут - Сикорский". (В 1943 году они разделятся: Сикорский начнет строить геликоптеры, а "Чане Воут Эркрафт" сосредоточит все свои усилия на самолете F4U.) Главный инженер "Воут - Сикорский" Рекс Биссел (Rex Beisel) смело предложил в ответ на требования авиации того времени в 1938 году истребитель, оснащенный новым двигателем R-2800. В июне 1938 года предложение было приято, и "Воут - Сикорский" получила контракт па постройку прототипа XF4U-1. Проектирование шло быстро, и представление макета в натуральную величину успешно прошло в феврале 1939 году. Серебристый XF4U-1 впервые полетел под управлением Лаймана А. Булларда-младшего (Lyman A. Billiard Jr.) в Стратфорде 29 мая 1940 года.

Модель истребителя F4U Chance Vought F4U Corsair,
нажмите на фото, для увеличения

Хотя масса пустого XF4U-1 - 3365 кг - являлась техническим триумфом, она все же была значительно больше взлетной массы любого из предшествовавших палубных истребителей ВМС США. В сравнении с большинством истребителей Второй мировой войны и особенно СССР и Японии, конструкция "Воут - Сикорский" выглядела настоящим монстром. 18-цилиндровый звездообразный двигатель был намного больше и мощнее, чем то, что ставилось до него на истребители. Он приводил в движение трехлопастный винт "Гамильтон-Стандарт" (еще одна компания UAC) диаметром 4,04 м. Это был самый большой винт, когда-либо ставившийся на истребители. Для сравнения, винт немецкого истребителя Второй мировой войны "Мессершмитт" Bf-109 имел в диаметре только 3,0 м. В частности, именно из-за необходимости создания клиренса между длинными лопастями и землей крыльям была придана форма "обратной чайки" (W). Это позволило сделать стойки главного шасси достаточно короткими, чтобы убирать их назад с поворотом колес на 90° и разместить их перед большими закрылками.

Американский палубный самолет Corsair F4U в полете

Крыло должно было быть большим, чтобы обеспечить малую посадочную скорость при посадке на палубу, а также, чтобы обеспечить исключительную маневренность. Крыло прототипа включало в себя одни из первых образцов интегральных топливных баков, вмещавших не менее 1046 литров горючего. В консолях крыла были отсеки для размещения 20 маленьких бомб; прицеливание для их сброса осуществлялось через прозрачную панель снизу. В верхней части фюзеляжа стояли два синхронных 7,62-мм пулемета, а два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета были установлены в консолях крыла. Конструктивно новый истребитель был значительно прочнее, особенно толстой была обшивка фюзеляжа. Она крепилась с помощью новой технологии точечной сварки, как и обшивка передней кромки крыла. За главным лонжероном, однако, обшивка крыла была полотняной, также как и обшивка управляющих поверхностей.

Фотография модели самолета палубной авиации США Chance Vought F4U Corsair,
нажмите, на фото для увеличения

Летные характеристики были даже лучше расчетных, но на пятом полете драгоценный прототип с почти сухими баками попал в грозовую облачность. Пилот Бун Т. Джайрон (Boone Т. Guyton) решил посадить машину на поле для гольфа в Норвиче, но тяжелая машина не смогла плавно опуститься на мокрую скользкую лужайку, врезалась в деревья и остановилась почти разрушенной, оставив под перевернутым фюзеляжем достаточно места, чтобы Джайрон мог вылезти. Этот случай показал, что самолет XF4U был настолько прочен, что его восстановили за несколько месяцев.

Палубный истребитель США F4U Chance Vought F4U Corsair

С сентября цифры летных характеристик росли, и на 1 октября 1940 года была показана истинная скорость 652 км/ч, что было рекордом в горизонтальном полете. Он был быстрее других истребителей мира, а важной поддержкой его летных характеристик было то, что фирма "Пратт-Уитни" добивалась и добилась от Авиакорпуса Армии США отмены их большой и дорогостоящей программы многоцилиндровых двигателей жидкостного охлаждения.

Американский палубный истребитель Chance Vought F4U Corsair

"После всего, - заявил производитель двигателей, - что может обещать разработка будущих двигателей, сказать, что R-2800 не годится уже и для "Корсара?" Этот полет крупнейшего истребителя Флота США означал, что крупнейший у союзников производитель двигателей продолжал заниматься "звездами" воздушного охлаждения до конца эры поршневых двигателей, а также сделал "Корсар" стандартом, по которому равнялись характеристики других истребителей ВМС США.

Вид на фюзеляж американского палубного истребителя F4U "Corsair"

Описание самолета "Chance Vought" F4U "Corsair"

Конструкция планера.
Низкоплан с крылом типа "обратная чайка", идеально (без промежуточного участка центроплана как у F4F "Уайлдкэт") сопряженным с фюзеляжем под углом 90°. Это обеспечило применение воздушного винта диаметром 4,06 м. При этом стойки шасси, закрепленные в зонах излома крыла, получились минимальной длины и убирались в крыло с поворотом колес на 87°, хорошо вписываясь в его обводы. Ниши шасси закрывались створками. Шасси самолета все равно было высоким, что создавало проблемы при посадках на палубу авианосца. Консоли крыла устанавливались с положительным V. Цельнометаллическое крыло однолонжеронной конструкции, обшивка крепилась к каркасу точечной сваркой, обеспечившей гладкую наружную поверхность. При хранении на авианосцах крыло складывалось, поворачиваясь вверх. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции изготавливался с применением точечной сварки. На последних вариантах самолета F4U-1 и F4U-1А устанавливался фонарь с подвижной частью сделанной для улучшения обзора из одного листа оргстекла.

Вооружение.
Опытный образец отражал требования авиации ВМС на тот период о наличии внутренних отсеков в крыле для маленьких бомб. Неподвижное стрелковое вооружение в ранних модификациях включало два 7,7-мм пулемета "Браунинг" над двигателем и два 12,7-мм пулемета в крыле; впоследствии их заменили шесть 12,7-мм пулеметов "Браунинг" MG53-2 в складывающихся консолях, каждый с боезапасом около 390 патронов. Модификация самолета F4U1-C имела четыре 20-мм пушки вместо пулеметов, a F4U1-D и большинство последующих версий вариантов несли 606-литровый подвесной бак и две 454-кг бомбы или ракеты. Модификации с суффиксом "N" имели РЛС APS-4 или APS-6 в контейнере под крылом (для ночных перехватов). В Корейской войне модификация истребителя-бомбардировщика AU-1 несла 1818 кг бомб, но ее скорость редко превышала 386 км/ч. "Корсар" достиг соотношения "сбитый противник - американский истребитель Второй мировой войны "Корсар" приблизительно 11 к одному, включая значительные потери в боях против японских самолетов-камикадзе, и в ходе вторжений на Иводзиму и Окинаву.

Модификация самолета F4U1А "Corsair" "Chance Vought"

Тем не менее самолетам XF4U предстояло пройти еще долгий путь. После долгих споров были произведены радикальные изменения в вооружении. Фюзеляжные пулеметы были сняты, а в консолях крыла установлены четыре крупнокалиберных 12,7-мм пулемета; впоследствии их количество было доведено до шести. Бомбы и радиопрозрачная нижняя панель были ликвидированы. Установка в крыле тяжелого вооружения сделала невозможным применение интегральных крыльевых топливных баков, и поэтому вернулись к традиционному решению: разместить все топливо в 896-литровом фюзеляжном баке. Для осуществления этого решения потребовалось сдвинуть кабину пилота на 0,81 м назад, что ухудшило жизненно важный обзор вперед. Также было произведено много друтих изменений, таких как увеличение размеров элеронов (для увеличения угловой скорости по крену), установка щелевых закрылков типа NACA. Бронирование было усилено установкой пуленепробиваемого стекла и протестированных, самозатягивающихся баков; введены складывающиеся консоли крыла, посадочный гак и британское изобретение - радиосистема опознавания "свой-чужой". И, конечно, выдающаяся силовая установка была дополнена реактивными выхлопными патрубками и эффективными воздухозаборниками в передней кромке крыла для карбюратора и маслорадиаторов.

Модификация истребителя F4U1D "Corsair" "Chance Vought"

Последняя демонстрация состоялась в начале 1941 года, и первый контракт на серийное производство 584 самолетов F4U-1 "Корсар" был подписан в июне 1941 года. Первый самолет F4U-1 полетел годом позже и поступил в ВМС США 31 июля 1942 года. Днем ранее его конкурент F6F "Хеллкэт" фирмы "Грумман" совершил свой первый полет с таким же двигателем. Так получилось, что самолет F6F был стремительно запущен на вооружение палубной авиации, в то время как у ВМС было много поводов для критики многообещающего истребителя F4U-1. Поведение при срыве было опасным, и на передней кромке правой консоли установили металлическую полосу с острой кромкой: она обеспечивала срыв потока в тот же момент, что и на левой консоли (препятствуя сваливанию в штопор - Прим, ред.). Внезапное рысканье, т.н. "толчок руля поворота", в момент касания скомпенсировали увеличением длины хвостовой стойки шасси. Однако это сделало невозможным полное использование подъемной силы крыла при посадке и, следовательно, увеличило посадочную скорость. Особенно сложно было устранить сильную тенденцию к подпрыгиванию ("козлу") на палубе.

Модификация самолета F4U1С "Corsair" "Chance Vought"

Результатом действия всех этих факторов было то, что F4U не мог использоваться как палубный самолет, и все машины первой партии отправили в подразделения Корпуса морской пехоты. Эти отличные эскадрильи, начиная с VMF-124, действовали с летных полос ограниченных размеров на тихоокеанских островах. К концу 1943 года, все, особенно японцы, знали, что F4U является лучшим истребителем воздушного боя на Тихом океане; последующие испытания в США показали, что у него есть все шансы стать лучшим в мире. Серийное производство медленно, но развивалось, и если в 1942 года было построено 178 самолетов, то в 1943 году - уже 2294, из которых 378 были FG-1 производства "Гудьир Эркрафт" и 136 F3A нерасторопной "Брюстер Компани". После выпуска 1550-го "Корсара", на них стали устанавливать более мощный двигатель R-2800-8W, развивавший мощность 2250 л.с. (1679 кВт) с впрыском воды. Эта модификация получила название F4U-1A (самолеты "Гудьир" с нескладывающимся крылом - FG-1A. самолеты "Брюстер" F3A-1A).

Модификация истребителя F4U2N "Corsair" "Chance Vought"

К этому времени обзор пилота улучшился благодаря небольшой выпуклости на сдвижной части фонаря; затем последовала замена оригинальной "птичьей клетки" выпуклым фонарем с отличным круговым обзором в сочетании с приподнятым сиденьем пилота. F4U-1B был вариантом для Британской военно-морской авиации. F4U-1C был выпущен серией в 200 самолетов, вооруженных четырьмя 20-мм пушками М2 ("Испано"), F4U-1D был первой моделью с пилонами под центропланом для двух 606-литровых каплевидных подвесных баков или двух 454 кг бомб - исключительная нагрузка для истребителя. Тридцать два F4U-1 были переделаны в ночные истребители F4U-2 с вооружением из четырех пулеметов, РЛС, автопилотом и другим специальным оборудованием. Эти "Корсары" стали первыми ночными истребителями ВМС, оснащенными радарами, и добились определенных боевых успехов при действиях с авианосцев и береговых баз.

Модификация самолета F4U4 "Corsair" "Chance Vought"

Полеты с палуб были запрещены в ВМС США, но 2012 "Корсаров" были поставлены по "ленд-лизу" военно-морской авиации Великобритании, где использовались с бортов авианосцев с 1943 года. В апреле 1944 года авианосцы "Викториес" и "Илластриес", на которых базировались "Корсары", участвовали в операциях против линкора "Тирпиц" в Норвегии и против японцев в Голландской законцовке Ост-Индии. В Британии "Корсару" "подрезали крылья": сделав законцовки квадратными, консоли укоротили на 0,203 м для удобства размещения самолетов на низких ангарных палубах. Несмотря на уменьшение площади крыла, "Корсар" был допущен к полетам с авианосца, поскольку был введен способ захода на посадку с разворота, позволявший постоянно видеть палубу.

Модификация истребителя F4U4B "Corsair" "Chance Vought"

В ходе серийного производства в F4U внесли 500 крупных и 2500 мелких конструктивных доработок. За этот период фирма "Гудьир" выпустила 4102 самолета, фирма "Воут" - 3808 и фирма "Брюстер" - 735. В небольшом количестве был выпущен высотный истребитель F4U-3 с двигателем XR-2800-16 с турбонагнетателем, питаемым от большого подфюзеляжного воздухозаборника. На базе прототипа F4U-4XA, взлетевшего в апреле 1944 года, была запущена в серию последняя модификация военного времени F4U-4. Различия были минимальными и включали новые двигатели R-2800-18W или -42W (мощность 2450 л.с.. или 1828 кВт, с впрыском воды) с четырехлопастным винтом "Гидроматик", диаметром 4,01 м. Воздухозаборник карбюратора перенесли с передней кромки крыла под двигатель, который был окружен кольцом выхлопных патрубков. F4U-4B имел четыре пушки М3. Все Р4Г-4 могли нести в качестве внешней подвески восемь небольших ракет или две огромных ракеты "Тайни Тим". Фирма "Воут" в 1945 году строила F4U-4 с темпом 400 машин в месяц, а завершилось серийное производство только в 1947 году. К этому времени было поставлено еще 2365 самолетов. К окончанию войны с Японией F4U совершили 64051 боевой вылет с результатом 2140 вражеских самолетов, сбитых в воздушных боях (а также в большом количестве уничтоженных на земле) при своих боевых потерях 189 "Корсаров".

Модификации самолета

  • XF4U-1: прототип с двигателем R-2800-4 мощностью 1850 л.с. (1380 кВт): все топливо размещалось в крыле.
  • F4U-1: основной серийный вариант, обычно с двигателем R-2800-8 мощностью 2000 л.с. (1492 кВт) (последние модификации - с двигателем мощностью 2250 л.с.. или 1879 кВт), шесть 12,7-мм пулеметов или (в варианте F4U-1С) четыре пушки М2 (выпущен 9441 самолет).
  • F4U-1А: сходный с F4U1. за исключением фонаря кабины (приподнятого и без переплета), спойлеры на внешних консолях крыла, удлиненная хвостовая стойка и другие незначительные изменения, 360 поставлено ВМС Великобритании как "Корсар" Мк.И.
  • F4U-1С: 200 F4U-1А с четырьмя 20-мм пушками вместо пулеметов.
  • F4U-1D: истребительно-бомбардировочный вариант на базе F4U-1А с возможностью подвески бомб, ракет и дополнительных топливных баков; 192 самолета поставлено ВВС Новой Зеландии и 150 - ВМС Великобритании.
  • F4U-1Р: несколько F4U-1. переделанных в самолеты-фоторазведчики.
  • F4U-2: переделка в первый вариант "Корсара" - ночного истребителя с РЛС APS-4 на правой консоли крыла, обычное вооружение - четыре - пять 12,7-мм пулеметов.
  • F4U-3: высотный вариант с двигателем R-2800-16 и турбонагнетателем (в серии не строился).
  • F4U-4: поздняя военная модификация, двигатель R-2800-18W или -42W, номинальная мощность 2450 л.с. (1828 кВт), улучшенная кабина и другие изменения (выпущено 2357 машин).
  • F4U-4C: 300 F4U-4, вооруженных 20-мм пушками вместо шести пулеметов.
  • F4U-4E: несколько F4U-4C, переоборудованных в ночные истребители с РЛС APS-4.
  • F4U-4K: радиоуправляемый самолет-мишень (переделка F4U-4).
  • F4U-4N: ночной истребитель с радаром APS-6 (на базе F4U-C).
  • F4U-4P: F4U-4. переоборудованные в вооруженные самолеты-фоторазведчики.
  • F4U-5: послевоенная модель с двигателем R-2800-32W мощностью 2850 л.с. (2126 кВт), металлической обшивкой крыла и оперения и многими другими изменениями (общее число выпущенных в нескольких подвариантах 568).
  • F5U-5N: ночной истребитель на базе F4U-5.
  • F5U-5NL: 72 ночных истребителя, сходные с F4U-5N, но в исполнении для холодного климата; несколько F5U-5N были переоборудованы подобным образом.
  • F5U-5P: 40 самолетов-фоторазведчиков.
  • F5U-5, выпущенных в варианте вооруженного фоторазведчика.
  • AU-1 (F4U-6): низковысотный штурмовик (построено 111 машин).
  • F4U-7: палубный истребитель-бомбардировщик для Франции, сходный с модификацией AU, с двигателем от F4U-4 (94 машины).
  • FG-1A: 1704 F4U-1А, произведенных фирмой "Гудьир" с февраля 1943 г.; 99 машин передано ВМС Великобритании как "Корсар" Mk.IV.
  • FG-1D: F4U-1D,. произведенный фирмой "Гудьир", 828 машин передано ВМС Великобритании как "Корсар" Mk.IV и 60 - ВВС Новой Зеландии.

Модификации самолета

Послевоенное производство

В отличие от многих других поршневых истребителей США. Cамолет Второй мировой войны F4U продолжал развиваться и выпускаться серийно и после завершения войны с Японией. 4 апреля 1946 года "Чанс-Воут Эркрафт" подняла в воздух улучшенный F4U-5, который интенсивно использовался в Корейской войне. Эскадрильи Корпуса морской пехоты США выполнили большинство вылетов на "Корсарах" в Корее, хотя это были части, базировавшиеся на авианосцах, вступившие в бой только через восемь дней после начала войны. "Корсары" интенсивно использовались до последнего дня войны. Как и в случае с F4U-4, существовали модификации F4U-5N (ночные истребители с радарами) и F4U-5P (фото разведчики). Жестокая зима в Корее породила следующий вариант - F4U-5NL. ночной истребитель с крыльями и оперением, оснащенными резиновыми противообледенителями фирмы "Гудрич". Подобные устройства размещались также на передних кромках лопастей винта, а стекло пилота имело тепловой противообледенитель. F4U-6 был специализированным штурмовым вариантом, который ко времени испытаний в 1952 г. получил новое обозначение AU-1. Перегрузочная взлетная масса AU-1 достигала 8799 кг, из которых 2032 кг было боевой нагрузкой на внешней подвеске под крылом и фюзеляжем, плюс подвесные баки.



Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику