Особенности организационных инноваций. Организационные инновации организационная инновация это внедрение Что такое организационные инновации

Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в структуре организации предприятия. Цели осуществления организационных инноваций:

  1. реализация новой стратегии развития;
  2. изменение структуры предприятия с учетом нового законодательства и стандартов;
  3. улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности компании;
  4. устранение внутриорганизационных проблем;
  5. вывод предприятия из кризиса.

При разработке и осуществлении организационных изменений должны учитываться основные положения современных концепций развития предприятия. Современные концепции развития предприятия базируются на следующих аспектах:

  1. предприятие представляет собой открытую систему с обратной связью;
  2. развитие предприятия определяет конкурентная среда, в кᴏᴛᴏᴩой оно функционирует;
  3. основным ресурсом предприятия будут кадры;
  4. основным элементом внешней среды предприятия будут потребители;
  5. развитие менеджмента предприятия определяется развитием информационных технологий.

Организационные инновации – ϶ᴛᴏ новые формы организации деятельности, а именно: организации технологических процессов; организации трудовой деятельности; организации передачи информации и пр. К инновационным формам организации деятельности ᴏᴛʜᴏϲᴙтся виртуальные организации. Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения. К виртуальным организациям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: интернет-магазины; виртуальные конструкторские бюро; виртуальные консалтинговые фирмы; учебные заведения с дистанционным образованием и пр. Достоинства виртуальных организаций:

  1. отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей;
  2. ϲʙᴏбодный рабочий график сотрудников;
  3. использование современных коммуникационных технологий;
  4. высокая адаптивность к различным изменениям.

Для осуществления организационных изменений могут быть использованы процедуры инжиниринга и реинжиниринга. Инжиниринг – совокупность приемов, используемых для проектирования и развития бизнеса в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с поставленными целями. Инжиниринг может осуществляться непосредственно самим предприятием или специализированной инжиниринговой фирмой. Инжиниринг проводится путем: а) эволюционных изменений, имеющих вид рационализации деловых процессов; б) радикальных изменений, имеющих вид изобретений новых деловых процессов. Радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения скачкообразных изменений в основных функциональных сферах деятельности называется реинжиниринг. Направлениями реинжиниринга будут:

  1. осуществление диверсификации путем проникновения в родственный или неродственный бизнес;
  2. пересмотр портфеля диверсифицированной компании;
  3. реорганизация деятельности путем масштабного преобразования технологических процессов;
  4. внедрение механизации, автоматизации, компьютеризации.

Современное ОУ работает в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Адаптация школы к новым условиям осуществляется посредством организа­ционных инноваций.

Под организационными инновациями понимают иннова­ционные изменения в структуре организации ОУ.

Цели осуществления организационных инноваций: а) реализация новой стратегии развития ОУ; б) изменение структуры ОУ с учетом нового зако­нодательства, финансирования и стандартов; в) устранение внутриорганизационных проблем; г) вывод ОУ из кризиса.

При разработке и осуществлении организационных измене­ний должны учитываться основные положения современных концепций развития образования.

Организационные инновации - это новые формы органи­зации деятельности, а именно: а) организации технологических процессов; б) организации трудовой деятельности; в) организации передачи информации и пр.

Разработка организационных инноваций и их активная реализация, проведение политики в области применения новых технологий в образовании - основной путь повышения эффективности обучения.

Эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций.

Традиционным способом организации основанного на НИТ образования является такой, при котором программы или отдельные курсы обучения посредством современных компьютерных и телекоммуникационных технологий проводятся в рамках обычных ОУ - в школах, колледжах, университетах или центрах обучения, которые основную учебную работу ведут в традиционных учебных аудиториях. Преподаватели этих ОУ в последние годы все чаще используют в своей работе новые информационные технологии, порой с помощью современных телекоммуникаций присоединяя удаленных обучающихся к своим аудиторным занятиям. В этом случае использование компьютеров и телекоммуникаций в основном связано с деятельностью отдельных преподавателей.

Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в ОУ является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования.

Становление, развитие инновационного образовательного процесса выдвигает новые задачи перед менеджерами образования и администраторами учебного процесса.

Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы ОУ должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.

Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры ОУ должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Важной задачей администрации является набор соответствующего штата педагогов, их надлежащая подготовка, обеспечение необходимых связей между разработчиками учебных программ, консультантами по методам обучения, тьюторами, что особенно актуально для дистанционного образования, когда преподаватели могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, иногда они могут работать в различных городах и даже странах. В этом случае разрабатываются специальные организационные процедуры и механизмы для обеспечения согласованности деятельности всего преподавательского и учебно-вспомогательного состава.

Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.

Естественно, что обучение в среде, не приспособленной специально для образовательных целей, ставит сложные задачи перед организаторами образования. Они должны помочь обучаемым развить необходимые навыки для эффективного обучения на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. Менеджеры должны обеспечить связь между проектированием учебных курсов и конкретной средой их использования. Очень важно связать содержание обучения с его средой таким образом, чтобы учебная среда стала не отвлекающим, а вспомогательным фактором процесса обучения.

Если же среда обучения специально ориентирована на образование, основанное на высоких технологиях, то для совершенствования организации обучения также важно обеспечить учет специфики данной среды при выборе содержания, проектировании и доставке учебных курсов. Эффективность обучения часто повышается в связи с деятельностью специального «координатора учебной площадки» («site coordinator»), который обеспечивает надлежащее использование возможностей учебного центра. От деятельности администрации центров основанного на высоких технологиях образования, предоставляющих оборудование и учебные материалы для занятий, места для индивидуального обучения, комнаты для групповых занятий или консультаций, во многом зависит эффективность образования.

Новые задачи перед менеджерами образования встают и в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий. Выделяются причины содействия технологических инноваций развитию рынка в сфере образования. В наибольшей степени рыночные отношения развиваются в такой области, как дистанционное образование.

Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач необходимо освоение образовательных инноваций.

В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования.

На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений.

При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.

Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель ОУ.

К инновационным формам организации деятельности отно­сятся виртуальные организации . Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм вза­имодействия элементов организации друг с другом или с эле­ментами непосредственного окружения.

К виртуальным организациям относятся учебные заведения с дистанционным образованием и пр.

Достоинства виртуальных организаций:

а) отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей;

б) свободный рабочий график сотрудников;

использование современных коммуникационных технологий;

в) высокая адаптивность к различным изменениям.

Для осуществления организационных изменений использу­ются процедуры инжиниринга и реинжиниринга.

Тема Инновации и инновационная деятельность организации

    Инновации: сущность, виды, содержание в организации.

    Инновационная деятельность организации.

    Формирование инновационной стратегии организации.

    Инновационная инфраструктура: понятие, элементы, функции и принципы функционирования.

    Государственное регулирование инновационной деятельности.

    Инновации: обоснование, методы отбора наиболее эффективных.

1. Инновации: сущность, виды, содержание в организации.

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация.

НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации (либо к процессу создания нововведения).

Новшество, задействованное в динамике, и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Новшество: определенная новизна, близко к понятию “изобретение”; конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо продукции, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность производства (может быть представлено в виде научной, технической или иной документации, т.е. в виде информации, описывающей технологические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального характера, если она способна эффективно повлиять на результаты материального производства).

Нововведение :

    процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня;

    это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения выступают как форма управляемого развития);

    это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект;

    это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое за счет введения отдельных новшеств.

Инновация:

    это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход;

    это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности;

    это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам;

    это превращение потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;

    это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

Основными критериями классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Исходя из состава нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся видов.

    По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С т.з. влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

    совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;

    увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;

    возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае - объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

    они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;

    они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;

    их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;

    при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;

2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (нпр., разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

    По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:

    замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);

    отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);

    возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);

    открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);

    ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

4. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

5. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

6. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

7. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

Основные элементы инновационной среды :

    собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

    товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

    инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

    соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Мы живем в век стремительных технологий. Научно-технический прогресс развивается с такой скоростью, что на это уже невозможно закрывать глаза. Соответственно, разработка и введение новых технологий требует грамотных управленцев – менеджеров, способных просчитать финансовую отдачу инноваций и, при положительном результате, грамотно ввести его в инфраструктуру предприятия.

Инновационный менеджмент как наука внедрения и управления инновациями (нововведениями) появился в России относительно недавно. Его появлению и бурному развитию способствовали экономические реформы, проводимые в настоящее время на территории бывшего Советского Союза и затронувшие, в том числе, и область финансирования инноваций. До 1991 года в СССР были популярны такие формы финансирования новых технологий, как хозрасчет и самофинансирование. Но в переходном периоде, в состоянии которого российская экономика находится до сих пор, появились новые для нашей страны источники финансирования – кредиты, выпуск ценных бумаг и т.д.

Таким образом, на смену одному методу управления (социалистическому) пришел совершенно другой (капиталистический) метод и здесь, естественно, совершенно не обойтись без нововведений и инноваций, которые должны затронуть всю экономику страны, оздоровляя ее и выводя на качественно новый виток развития. Ведь, несмотря на отдельные успехи в этой области, в масштабах страны пока еще рано говорить о подобных глобальных сдвигах, и именно поэтому так важен на сегодняшний день для нашей страны грамотный инновационный менеджмент - процесс управления инновациями.

Необходимо отметить, что встречающиеся в инновационном менеджменте термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций и представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных этапов, образующих единое, комплексное целое.
Инновации – это результат творческого инновационного процесса в виде созданных новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации должна выступать новизна его потребительских свойств.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.

Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время без применения инноваций на производстве невозможно получать высокие прибыли, а также шагать в ногу со временем.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационных инноваций на примере крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ» «Нива».

Для достижения данной цели необходимо было решить ряд задач:

Рассмотреть понятие и виды организационных инноваций;

Провести анализ введения организационных инноваций в КФХ «Нива»;

Предложить инновационный проект оснащения производства новым оборудованием, рассчитать его эффективность.

Объектом данной работы является КФХ «Нива». Предметом работы – анализ внедрения организационных инноваций в КФХ «Нива».

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.

1 Понятие и виды организационных инноваций. Технический и организационный прогресс на предприятии

1.1 Понятие и виды организационных инноваций

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В промышленности различаются два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руководства Осло – инкрементальная продуктовая инновация) – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использование результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и передачи уже существующий на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Организационные инновации – это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти организационные инновации. Не имеет значения, были инновации разработаны Вашей организацией или другими организациями.

Инновации в ведении бизнеса означают реализацию новых организационных методов предпринимательской деятельности. Они включают, например, внедрение корпоративных систем управления знаниями, реализацию систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и снижение текучести кадров, внедрение систем управления производством и поставками в целом, в частности, систем управления цепочками поставок, рационализацией производства, а также систем управления качеством.

Инновации в организации рабочих мест означают реализацию новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (и структурными подразделениями), а также новых концепций структурирования деятельности, таких как интеграция различных направлений деятельности.

Новые организационные методы во внешних связях организации означают реализацию новых способов организации взаимоотношений с другими организациями, таких как новые формы сотрудничества с заказчиками или научными организациями, новые методы интеграции с поставщиками, аутсорсинг или субконтрактные отношения в области производства, обеспечения, распределения, решения кадровых и вспомогательных вопросов.

Организационными инновациями не являются изменения в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связях, которые основаны на организационных методах, уже применяемых в организации.

1.2 Технический прогресс на предприятии

Инновационное развитие предприятия - процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.

Целями технико-технологических инноваций являются:

Снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств;

Для успешного осуществления инновационных процессов и инновационной деятельности необходимо создание сети организаций научно-технической и инновационной сферы и разработка соответствующей классификации таких организаций.

С развитием науки разграничение типов научных организаций чрезвычайно усложнилось, их разнообразие столь велико, что при классификации нельзя обойтись немногими группами с четко фиксированными особенностями. Методологической основой их классификации является концепция видов специализации (экономической ориентации) звеньев организационной структуры. Вид специализации следует отнести к наиболее важным основаниям классификации организаций. На рис. 6.1 предлагается многоаспектная классификация научно-технической и инновационной сферы.

Рис. 6.1 Классификация организаций научно-технической и инновационной сферы

В качестве важнейшего признака в этой классификации используется вид специализации. По виду специализации инновационные предприятия подразделяются на предметные и адресные. Предприятия предметной ориентации направлены на создание конкретных видов продукции, технологий и ресурсов. Предприятия адресной ориентации используют значимые научные результаты, полученные в научных центрах, в виде создания дочерних научно-технических и инновационных фирм, а также осуществляют традиционное отраслевое обслуживание отрасли, подотрасли и предприятий. Адресная ориентация играет большую роль в организационной структуре науки, так как способствует развитию интеграционных процессов. Организации, базирующиеся на интеллектуальном использовании научных результатов (крупное изобретение, блок изобретений) являются базой для создания инновационных авторских фирм.

В зависимости от преобладающего типа инноваций инновационные предприятия могут быть разбиты на следующие классы:

1) инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи. Инноваторы-лидеры – это инновационные предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас экономической прочности. Этот запас прочности выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции и в более низких по сравнению со средними удельными издержками производства. Инноваторы-последователи меньше рискуют (их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров), имеют при этом более низкие экономические показатели конкурентоспособности;

2) инновационные предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и инновационные предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений. Первые имеют полный цикл НИОКР или, по крайней мере, развитую базу прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основная масса инновационных предприятий создает инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий;

3) инновационные предприятия, создающие новые потребности, и инновационные предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей. Развитию существующих потребностей способствуют инновации по реализации новых поколений товаров;

4) инновационные предприятия, создающие базовые инновации, и инновационные предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые в последствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений;

5) инновационные предприятия, создающие инновации с целью их последующего применения в одной отрасли, и инновационные предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства. Во втором случае требуется более мощная база для проведения полного цикла НИОКР;

6) инновационные предприятия, реализующие инновации, которые замещают ранее созданные продукты и технологии, и инновационные предприятия, создающие рационализирующие и расширяющиеся инновации. Разработка замещающих инноваций требует привлечения значительного научного потенциала;

7) инновационные предприятия, создающие основные (продуктовые и технологические) инновации, и инновационные предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации.

8) инновационные предприятия, реализующие инновации-продукты, и инновационные предприятия, реализующие инновации-процессы;

9) инновационные предприятия, создающие инновации для новых рынков, и инновационные предприятия, ориентирующие на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках;

10) инновационные предприятия, ориентирующие свою инновационную деятельность на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов существующей производственной системы. Это может проявляться в создании новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различной комбинации уже существующих в данном производстве элементов, в организационных перегруппировках производства;

11) инновационные предприятия, создающие адаптационные инновации на отдельных, как правило, дополняющих элементах производственной системы или направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения функционирования системы в целом. Эти инновации не обладают значительной степенью новизны, так как изменения отдельных элементов не характеризуются высокой степенью инновационности (пример: установка более мощного двигателя для автомобиля);

12) инновационные предприятия, разрабатывающие новые поколения технологии и продукции без изменения их базовых принципиальных конструкций и структур;

13) инновационные предприятия, инициирующие новые виды производственных систем (продуктов и технологий) с качественными изменениями первоначальной концепции, но сохраняющие первоначальный принцип;

14) инновационные предприятия, создающие новые поколения техники и технологии. Это высший тип инновационной деятельности.

Инновационные предприятия могут быть классифицированы по глубине создаваемых нововведений . Это хозяйственные единицы, инициирующие инновации:

· по регенерированию первоначальных свойств продуктов и процессов. Инновации такого рода относятся к нулевым, т.е. их можно лишь условно назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способные лишь восстановить уже действующие процессы. Инновационные предприятия такого рода находятся на низшей ступени «инновационной лестницы». Их положение на рынке крайне неустойчиво вследствие весьма низкой доли новых продуктов и малой вероятности их появления в перспективе;

· по увеличению производительности и количественной интенсивности действующих процессов. Данный тип инноваций относится к инновациям первого порядка. Положение инновационных предприятий с инновациями этого типа на рынке может быть устойчиво и только по узкой группе подвержено значительным качественным изменениям.

Организационное развитие инновационных предприятий, ведущее к отмеченному многообразию форм, в основном происходило и происходит в сфере прикладной (отраслевой) науки в условиях сочетания двух встречных тенденций – интеграционной и дезинтеграционной. В результате создаются новые организационные структуры научно-технической сферы: инкубаторы, технопарки, технополисы. Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.

Одной из важнейших проблем инновационного бизнеса является проблема финансирования. В решении этой проблемы участвуют организации, занимающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимателей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса (бизнес-инкубаторы) и инкубаторы технологий. Возрастание сложности и комплексности научных исследований и разработок способствовало появлению и развитию бизнес-инкубаторов. Главное назначение «инкубаторов» – поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства.

В различных литературных источниках инкубаторы называют по-разному: «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной особенностью данной фирмы организации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы

занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.

Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 1970-х – в начале 1980-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было оказание всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия.


В России при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства.

В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно – производственные формы, причем это – долговременные и рисковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.

Большинство бизнес-инкубаторов представляет собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида:

1) корпоративные;

2) общественные;

3) университетские;

4) частные.

Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источнику финансовых средств и по целям создания.

Процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа:

1) отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора являются новизна идей и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения;

2) вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях.

Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, по вопросам использования всевозможных правительственных программ;

2) становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников;

3) выход фирмы. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещения и переехать.

Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.

Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из следующих источников:

· арендной платы;

· продажи услуг разного рода;

· участия в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые парк (инкубатор) как предприятие вложил свои средства.

Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научнотехнических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния. В условиях России инкубаторские структуры могут быть организованы на базе высших учебных заведений и научных центров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование высшей школы, целесообразно привлекать крупных финансовых инвесторов, прежде всего, в лице коммерческих банков и инвестиционных фондов.

Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научнотехнической сфере.

Изменение бизнес-сферы в новой экономике привело к возникновению различных структур в виде интернет-инкубаторов: венчурных, сетевых, вертикальных, ориентированных на внутренние идеи и т.д. Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых

рабочих мест; капитал как рабочий инструмент; фактор производства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, предоставляющие:

1) офисную инфраструктуру (помещения, мебель, офисную технику, компьютеры, внутреннюю сеть, внешнюю связь, доступ в интернет, конференц-залы и т.п.);

2) бэк-офис (квалифицированный персонал, техническую поддержку и т.п.);

3) технологическую поддержку (помощь экспертов, поставку систем управления, развитие интеллектуальной собственности);

4) консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);

5) обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;

6) юридические и бухгалтерские услуги;

7) управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов);

8) зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаимодействие с венчурными инвесторами – органами государственной власти, аналогичными крупными компаниями из других стран).

Венчурный акселератор – сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании.

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний. Они также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на продажах через мобильные устройства доступа (рынок мобильной коммерции).

Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи , создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний,

родившихся внутри этих корпораций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо онлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.

Технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научнотехнической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства.

Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис (научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих, венчурных и других организаций, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации.

Технополис – это структура, подобная технопарку, но включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет – генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций.

Курс на рыночную экономику порождает разграничение организаций по степени разгосударствления:

· организации с государственной собственностью;

· организации с акционерной формой собственности – с государственным участием и без такового;

· организации с кооперативной собственностью;

· частная форма собственности;

· объединение организаций в ассоциации.

Акционерная форма собственности опирается на известные общие принципы объединения вкладов в целях предпринимательской деятельности. В акционерном обществе прибылью распоряжаются акционеры, а не трудовой коллектив; многие управленческие права переходят от предприятия и его работников к собственникам. Особенностью акционерной формы собственности в сфере науки является возможность вклада в виде научной идеи, нового технического решения, изобретения.

Кооперативная собственность породила ряд организационных форм, преимущественно малых. Как правило, научно-технические комплексы создавались при научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждениях и имеют за счет этого ряд преимуществ: материнская организация представляет помещения, приборы, оборудование, а также услуги своих служб, позволяет привлекать квалифицированных специалистов; кооператив зачастую безвозмездно использует результаты исследований и разработок института. В свою очередь, научная организация, создавшая кооператив, имеет выгоды: сохраняются квалифицированные кадры за счет существенного дополнительного заработка, в кооператив передаются мелкие заказы, в исполнении которых организация не очень заинтересована.



Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику