Нулевая отчетность нко в росстат. Отчетность некоммерческих организаций: бухгалтерская, налоговая и прочие. Ж. Бухгалтерская отчетность

Нулевая отчетность нко в росстат. Отчетность некоммерческих организаций: бухгалтерская, налоговая и прочие. Ж. Бухгалтерская отчетность

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

Согласно ст.32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в дальнейшем - Закон № 7-ФЗ, некоммерческие организации (далее - НКО) предоставляют сведения о деятельности в налоговые и статистические органы, учредителям и прочим лицам в соответствии с учредительными документами и законодательством. Так, НКО предоставляет уполномоченному органу документы, содержащие сведения о деятельности, руководящем составе организации, о расходовании средств и пользовании имуществом. Предоставляются документы не позднее 15 апреля года.

Помимо указанных сведений, НКО предоставляют и бухгалтерскую отчетность. На данном виде отчетов остановимся подробнее.

Информация для налоговой инспекции

Согласно ст. 119 НК РФ, НКО несет ответственность за совершенные налоговые правонарушения равно, как и коммерческая организация (в частности, за непредставление налоговой декларации).


Даже если НКО занимается ведением лишь уставной деятельности, это не освобождает ее от своевременной подачи налоговой отчетности, если организация признана плательщиком определенного налога. Кроме этого, налоговые органы контролируют полноту и правильность использования целевых поступлений. Далее рассмотрим, какую налоговую отчетность должна предоставлять НКО, имеющая движения по счетам в налоговый период.

Режим ОСН

Налог на прибыль. Согласно ст.246 НК РФ, некоммерческие организации обязаны уплачивать налог на прибыль. Однако на основании ст.251 НК РФ, налогообложению не подлежит имущество компаний, полученное в рамках целевых поступлений и целевого финансирования. Таким образом, осуществляющая коммерческую деятельность НКО представляет декларацию на общих основаниях по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяце, 9 месяцев), а также налогового периода (год).

НКО, не уплачивающая налог на прибыль, может отчитаться по упрощенной форме (листы 01, 02 и 07).

НДС. Являясь плательщиком НДС, по истечение налогового периода НКО предоставляет декларацию НДС. В обязательном порядке заполняются титульный лист и первый раздел, остальные разделы и приложения зависят от операций, совершаемых организацией.

ЕСН, ФСС и ПФР

НКО уплачивают ЕСН (ст.235 НК РФ, пп.1 п.1). По итогам отчетного периода организации сдают расчеты по авансовым платежам, декларацию по ЕСН - по итогам налогового периода. Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, некоммерческие организации учитывают суммы страховых взносов по каждому физлицу, а также отчитываются перед налоговой.

НДФЛ

НКО, являясь источником получения средств для физлица, является налоговым агентом. Соответственно, она обязана удержать и исчислить в бюджет сумму налога у налогоплательщика. Соответствующие сведения предоставляются в налоговый орган по месту учета налоговыми агентами.

Имущественный налог

Налог на имущество уплачивается НКО в те же сроки и в том же порядке, что и у коммерческих организаций. Специфических правил для НКО не предусмотрено, не имеет значения, занимается ли НКО коммерческой деятельностью или нет.

По истечение каждого налогового периода НКО предоставляет декларации. Для каждого обособленного подразделения формируется отдельный баланс.

Налог на транспортные средства

Плательщиками данного налога являются НКО, имеющие в собственности зарегистрированные транспортные средства (перечисленные в ст.358 НК РФ).

Так как транспортный налог является региональным, исполнительные власти субъектов самостоятельно устанавливают порядок и сроки оплаты, отчетные периоды.

При наличии транспортных средств НКО представляют в налоговый орган декларации по месту регистрации данных ТС. Не имеет значения, в какой деятельности используются транспортные средства.

Налог на земельные наделы

НКО, имеющие в собственности земельные наделы (или обладающие правом бессрочного пользования), обязаны уплачивать налог на землю в соответствии со статьей 388 НК. Декларацию необходимо подавать по итогам налогового периода по месту нахождения земельного надела.

Порядок уплаты авансовых платежей и налога установлен правовыми актами муниципальных образований. Расчеты по авансовым платежам НКО подают не позднее последнего числа того месяца, который следует за отчетным периодом.

НКО на УСН

Организация, перешедшая на режим УСН, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН, но при этом остается плательщиком страховых взносов в ПФР. Также отменяется НДС, исключение составляют организации, уплачивающие налог при ввозе товаров на территории страны. Налоги, относящиеся к «упрощенцу», НКО обязана уплачивать в полном объеме. От обязанностей налогового агента НКО при этом не освобождается.


НКО на УСН освобождены от обязанности ведения бухучета в соответствии с ФЗ №129, исключение составляют НМА и основные средства. Расходы и доходы признаются НКО в порядке, указанном главой 26.2 НК РФ. Это значит, что обязанность по составлению и представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган у НКО отсутствует. В то же время, НКО сдают по итогам года Отчет о целевом использовании средств по форме №6 с тем, чтобы выполнить требования по назначению целевых средств.

В органы статистики НКО предоставляют квартальную и годовую отчетность. Общественные объединения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие лишь обороты по реализации товаров и услуг, предоставляют отчетность в органы статистики по итогам года.

Об отчетности во внебюджетные фонды также не следует забывать. Ежеквартально НКО предоставляют отчеты (сведения о застрахованных лицах) в Фонд социального страхования. Ежегодно НКО (наравне с коммерческими) подают сведения в пенсионный фонд.

Основной вид деятельность НКО должен быть подтвержден (подтверждается тот год, в котором было занято больше всего сотрудников по итогам предыдущего).

Вступивший в силу 1 января 2010 года Закон № 7-ФЗ обязывает НКО ежегодно размещать в сети Интернет сведения (отчет) о своей деятельности в том объеме, который предоставляется в Минюст.

Благотворительные организации, являющиеся НКО, обязаны ежегодно предоставлять сведения в тот орган, который принял решение о регистрации данной организации. Сведения должны содержать:

  • информацию о финансово-хозяйственной деятельности
  • сведения о составе высшего органа управления
  • данные о содержании благотворительных программ (перечень)
  • сведения о результатах деятельности благотворительной НКО
  • информацию о выявленных нарушениях в результате проверок, а также о методах их устранения

Сегодня на территории Российской Федерации может вестись не только коммерческая деятельность, но и некоммерческого характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходима регистрация подобных учреждений в различных государственных контролирующих органам.

При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей, связанных с деятельность подобного рода предприятий, также называемых НКО.

В первую очередь ответственным лицам необходимо будет помнить о важности предоставления отчетности по деятельности некоммерческих организаций.

Что нужно знать

Деятельность некоммерческих организаций вызывает у различного рода контролирующих органов не менее пристальный интерес, чем коммерческих.

Основной причиной тому является наличие большого количества различных , послаблений со стороны государства для всевозможных НКО.

Именно поэтому необходимо будет заблаговременно ознакомиться со всеми основными моментами, связанными с деятельностью и отчетностью подобного рода предприятий. Существует большое количество всевозможных особенностей.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет в обязательном порядке, сегодня можно будет отнести:

  • основные понятия;
  • срок сдачи документов;
  • правовая база.

Рассмотрение обозначенных выше вопросов даст возможность формировать соответствующим образом отчетность и избежать допущения наиболее типичных ошибок.

Основные понятия

В первую очередь руководителю некоммерческой организации, а также её бухгалтеру, иным ответственным лицам стоит ознакомиться с действующими законодательными нормами.

Только отсутствие различных нарушений нормативно-правовых документов позволит избежать большого количества самых разных ошибок, иных затруднений.

Но для верной трактовки основных положений необходимо будет ознакомиться с различными терминами, используемыми в НПД.

К наиболее важным понятиям, связанным с нормативными документами, регулирующими работу НКО, можно отнести следующее:

  • «некоммерческая организация»;
  • «годовая отчетность»;
  • «статистическая отчетность»;
  • «уведомления о расходовании средств»;
  • «структурные подразделения»;
  • «учредители»;
  • «общественные объединения».

На данный момент в первую очередь необходимо будет ознакомиться с понятием «некоммерческая организация». Также применительно к подобного рода структурам возможно будет использовать аббревиатуру НКО.

Под данного типа учреждениями понимаются различного рода предприятия, основной целью которых является не коммерческая, а иная деятельность.

При этом получение какой-либо прибыли не планируется, подобное отсутствует. Важно помнить, что формат деятельности предприятия такого типа должен полностью соответствовать фактам.

В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы – вплоть до в принудительном порядке.

«Годовая отчетность» — совокупность различного рода документов, которые отражают сведения о всех полученных доходах в результате ведения определенной деятельности.

Чаще всего подобными документами являются различного рода декларации. «Статистическая отчетность» — совокупность различного рода отчетов, которые составляются предприятиями по установленным ранее формам документов.

Данного типа отчетность будет предоставляться в Росстат . «Уведомление о расходовании средств» — специальный документ, формат которого установлен на законодательном уровне.

В обязательном порядке формируется некоммерческими предприятиями. Является одним из самых важных документов составления отчетности.

«Структурные подразделения» — филиалы некоммерческих предприятий, которые располагаются отдельно от основного предприятия.

Подобный статус присваивается в случае, если оборудовано рабочее место на срок более, чем 2 месяца.

Важной особенностью подобных подразделений является то, что они должны иметь отдельный баланс, а также предоставлять отчетность отдельно от основной организации.

Имеются также иные моменты, связанные с формирование отчетности структурных подразделений.

«Учредители» — какое-либо физическое или же юридическое лицо, являющееся создателем, владельцем и руководителем организации. При этом следует помнить, что таких учредителей одновременно может быть сразу несколько.

Именно учредители имеют право принимать различного рода важные решения относительно ведения деятельности некоммерческого предприятия.

Также совет учредителей назначает исполнительный орган, который имеет право представлять интересы НКО.

«Общественные объединения» — одна из разновидностей некоммерческого предприятия, которое создается на основании общих интересов простых граждан.

При этом отчетность подобного НКО должна формироваться в соответствии со всеми законодательными нормами, действующими относительно подобных предприятий.

Имеется большое количество самых разных нюансов, связанных с подобного рода деятельностью. Также существуют различного рода иные виды некоммерческих предприятий.

Срок сдачи документов

Очень важно не пропустить срок сдачи соответствующей отчетной документации. В первую очередь это касается различного рода государственных внебюджетных фондов.

На данный момент установлены следующие сроки:

Важной особенностью рассматриваемого типа организаций является то, что имеется необходимость отчитываться в региональные налоговые органы.

Отчетность не ограничивается сдачей документов в государственные фонды, а также различного рода статистические учреждения. Этот момент установлен на законодательном уровне.

Правовая база

На данный момент основополагающим документом, регулирующим деятельность подобного рода организаций, а также на основании которого формируется отчетность, является

Он включает в себя следующие основные разделы:

Также существуют некоторые специализированные нормативно-правовые документы, которые регламентируют отчетность НКО.

К таким нормативно-правовым документам сегодня относится следующее:

Особое внимание необходим будет уделить именно срокам и формату предоставления различного рода отчетности.

Так как наличие ошибок, различного рода недочетов и неверное представление информации может послужить причиной возникновения большого количества всевозможных затруднений.

Формы налоговой отчетности НКО

На данный момент формат налоговой отчетности некоммерческой организации установлен законодательно. Все необходимые документы должны передаваться непосредственно по месту постоянной регистрации.

Сама процедура создания НКО мало отличается от формирования иных организаций. Имеются отличия только лишь в перечне предоставляемых документов.

Аналогичным образом обстоит дело с отчетностью. Необходимо будет составлять достаточно обширный перечень документов.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет заблаговременно, необходимо будет отнести следующее:

  • список для сдачи;
  • если нулевая отчетность;
  • ответственность при нарушениях.

Список для сдачи

На данный момент перечень документов для сдачи отчетности достаточно обширен. Он включает в себя большое количество самых разных документов.

В первую очередь необходимо заняться формированием бухгалтерской отчетности. Данный момент устанавливается

В соответствии с данным нормативно-правовым документом необходимо будет сдавать отчетность такого вида, которая включает в себя:

  • стандартный ;
  • приложения к обозначенным выше документам – если по какой-то причине это необходимо в конкретном случае.

Состав бухгалтерской отчетности устанавливается только федеральным законодательством.

Все необходимые в данном случае документы должны быть представлены в соответствующие органы не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента окончания отчетного периода.

Перечень налоговых документов для отчетности зависит от применяемого налогового режима.

Предприятиям, которые работают на общем, необходимо будет сдавать:

  • налоговую отчетность в форме по различного рода ;

Бухгалтерская отчетность НКО - это унифицированные формы, раскрывающие информацию о результатах деятельности субъекта. Для таких организаций установлены особые правила и отчеты.

Кто такие НКО

НКО, или некоммерческие организации — это экономические субъекты, основной целью создания которых является выполнение социально значимых функций и программ. А вот получение прибыли для данной категории организаций стоит далеко не на первом месте. Понятие и ключевые особенности деятельности закреплены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

Несмотря на особый статус, как и другие экономические субъекты, некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность о результатах своей деятельности. Причем подавать такие сведения придется не только в ФНС, но и своим учредителям, в территориальные органы статистики, а также в Минюст.

Именно НКО обязаны отчитываться в Министерство юстиции России. Например, для бюджетных учреждений или коммерческих фирм такие обязательства не предусмотрены.

Какую отчетность сдают НКО

Отчетность некоммерческих организаций следует разделять на отдельные группы:

  1. Налоговая — это формы, которые предназначены для ФНС. Основная цель: предоставление сведений для сверки правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей. Простыми словами, это декларации, авансовые расчеты, справки и пояснения, которые позволяют налоговикам проверить, правильно ли компания рассчитала налог и в полном ли объеме уплатила его в бюджет, верно ли истолковала законодательство, правомерно ли воспользовалась льготами, вычетами и привилегиями.
  2. Страховая — это информация, раскрывающая сведения о начисленных и уплаченных взносах в пользу страхового обеспечения работающих граждан. Данная категория сведений — это персонифицированная информация. То есть отчет раскрывает объем страховых взносов, начисленных в отношении каждого работника компании.
  3. Статистическая — это сведения статотчетности, которые систематически запрашивают территориальные органы статистики. Данная группа отчетов раскрывает практически все показатели деятельности компании: производство, трудовые ресурсы, потребление, заработная плата, рабочее время и многое другое. Состав статотчетности довольно велик, определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке.
  4. Финансовая или бухгалтерская отчетность — это данные, которые раскрывают информацию о финансовом положении субъекта, стоимости активов и объемах принятых обязательств, а также характеризует фактические результаты деятельности организации. Анализ отчетов данной категории позволяет принимать управленческие решения.

Именно о бухгалтерской отчетности и расскажем в статье.

Правовое регулирование финотчетности

Бухгалтеру некоммерческой организации при формировании бухгалтерской финансовой отчетности следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

Применяя правила вышеуказанных законодательных актов, следует помнить об особенностях некоммерческих организаций, установленных Гражданским кодексом России.

Во-первых, НКО созданы не с целью извлечения прибыли, а для достижения социально значимых показателей, но могут вести предпринимательскую деятельность, если это требуется для достижения поставленных целей.

Во-вторых, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученный доход (прибыль) между участниками, учредителями, собственниками, а направляют его на достижение поставленных целей.

В-третьих, на основании ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации (некоммерческой) не должна содержать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих частей капитала организации.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. Следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Но отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.

Состав и структура отчетных форм

Годовая бухгалтерская отчетность по предприятию определена в Приказе Минфина № 66н. Нормативно-правовой акт закрепляет шесть отчетных форм, которые придется заполнить по итогам календарного года. В состав финотчетности НКО входят:

  1. Бухгалтерский баланс — это основа основ финотчетности. Ключевой документ, отражающий стоимостное выражение активов, капиталов и обязательств субъекта. Форма разделена на две части: пассив и актив. В активной стороне баланса раскрывается информация о стоимости основных фондов, запасов, финансовых инструментов, находящихся в распоряжении компании. Пассивная же часть баланса характеризует источники формирования активов, то есть обозначается денежное выражение капиталов (уставный, добавочный, резервный), принятых обязательств (кредиторская задолженность, заемные капиталы) и так далее. Ключевое правило бухгалтерского баланса — актив и пассив должны быть равны.
  2. Отчет о финансовых результатах — вторая по значимости форма финотчетности. Отражает фактический результат деятельности компании. Структура документа предусматривает заполнение показателей не только за отчетный период (год), но и за два предшествующих. Данная особенность позволяет производить сравнительный анализ деятельности предприятия по годам.
  3. Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию обо всех движениях капиталов, которые произошли в отчетном периоде. Информация заполняется в разрезе экономически значимых показателей, на основании данных бухучета, за полный финансовый год.
  4. Отчет о движении денежных средств детализирует сведения о движении финансовых активов предприятия. Структура формы предусматривает возможность проведения сравнительного анализа показателей отчетного периода и предшествующих лет (два предшествующих календарных года).
  5. Отчет о целевом использовании средств обличает информацию о размерах целевых поступлений (субсидий, грантов, дотаций и прочих средств), а также данные о их использовании. Причем сведения об использовании раскрываются в разрезе целевых направлений. Заполняется за отчетный и предшествующий годы.
  6. Приложение к бухгалтерскому балансу — это пояснительная записка, а также совокупность форм и таблиц, раскрывающих отдельные показатели о деятельности, структуре, имущественных активах предприятия. Пояснительная записка — это текстовое описание показателей отчетных форм. Обратите внимание, что при наличии каких-либо расхождений в бухотчетности данные обстоятельства должны быть максимально подробно раскрыты в пояснительной записке.

Актуальные бланки — в отдельном материале . Для каждой формы отчета дан краткий комментарий по заполнению, а также актуальные бланки: бухгалтерская отчетность форма 1 и 2, образец для них и других отчетов доступны для скачивания.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

НКО, как и другие виды организаций, определенные в законе № 402-ФЗ, имеют право вести бухучет упрощенным способом. Для «упрощенцев» предусмотрен сокращенный состав отчетов.

Но далеко не каждую НКО можно отнести к счастливчикам, имеющим право на предоставление упрощенных форм. Законодатели утвердили особые условия для экономических субъектов, которые могут считаться «упрощенцами». Проверьте, относится ли ваша компания к таковым. Должны выполняться все три условия:

  1. Штатная численность организации не должна превышать 100 человек за предшествующий год. Как правильно рассчитать показатель численности, указано в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 739.
  2. Доля участия в уставном капитале не превышает установленных нормативов. Для организаций государственного сектора данный показатель не может быть более 25 % от УК НКО, для иностранных субъектов — не более 49 % от УК НКО.
  3. Доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов. Аналогичное ограничение по объему установлено для остаточной стоимости активов — не может превышать 800 млн руб.

Если НКО отвечает вышеперечисленным условиям, то право на ведение упрощенного бухучета есть. Такое положение придется закрепить в учетной политике, причем обязательно. В противном случае при проверке контролирующих органов, например налоговиков, инспекторы могут затребовать предоставление всех форм бухгалтерской отчетности. Ведь организация не закрепила в УП, что учет ведется в упрощенном виде.

КНД 0710096 состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о целевом использовании средств.

Отчет о финрезультатах не обязателен для НКО, не ведущих предпринимательскую деятельность. Например, организация функционирует за счет государственных дотаций, выполняет возложенные функции, но предпринимательскую деятельность не осуществляет. Следовательно, показателей к заполнению в форму № 2 нет.

Компания самостоятельно определяет критерии значимости информации для внесения в отчетность. Критерии следует закрепить в учетной политике, чтобы избежать споров с контролирующими органами.

Особенности заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Приказе Минфина № ПЗ-3/2015. Определим ключевые положения:

  1. Финансовая информация может быть внесена в отчетность без детализации по статьям учета.
  2. Упрощенная отчетность предусматривает раскрытие меньшего объема информации, в сравнении со стандартными формами.
  3. Сведения о прекращающейся деятельности могут быть полностью исключены из отчетности.
  4. Операции, совершенные после отчетной даты, могут быть также не внесены в отчет, если будут признаны незначительными.

Отчетность в Минюст

Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Отчеты о финансовой деятельности НКО следует предоставлять в территориальное отделение налоговой инспекции, органы статистического наблюдения и другие госорганы по официальному запросу.

Причем руководитель или главный бухгалтер не вправе отказать в ознакомлении с бухгалтерской отчетностью третьим лицам. Сдать финансовую отчетность следует не позднее 90 календарных дней с момента окончания отчетного периода, то есть до 31 марта следующего года. Исключением является реорганизация предприятия. Например, НКО ликвидируется в сентябре этого года, следовательно, составляется бухгалтерская отчетность за 4 квартал 2020 (разделительный баланс).

В общем порядке подайте сведения в контролирующие органы не позднее 1 апреля. Если последний день сдачи отчетности (31 марта) выпадает на нерабочий день, то срок переносится на первые рабочие сутки.

Учредители НКО вправе требовать предоставления бухотчетности в разрезе утвержденных сроков. Например, собственник имеет право затребовать готовый отчет уже в январе. Такие ситуации, в большей степени характерны для организаций, учредителями которых выступают учреждения госсектора. Бюджетники формируют отчетность в особом порядке, следовательно, и сроки для них определяются в индивидуальном порядке.

Учредитель должен в установленном порядке довести до организации требование о предоставлении бухгалтерской отчетности. Причем уведомить ответственных лиц придется под подпись. В противном случае требовать отчет раньше установленного срока недопустимо.

Контроль и аудит

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Деятельность некоммерческой организации: как правильно сформировать и сдать отчетность, особенности представления бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций - читайте в статье.

Вопрос: Отчет о финансовых результатах полный или упрощенный? Т.е. нужно сдать баланс, отчет о финансовых результатах, - эти формы полные или упрощенные? Пояснения к бухгалтерскому балансу не нужно сдавать?

Ответ: 1. По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. При этом вы можете сдавать отчет о финансовых результатах в упрощенной форме (приложение № 5), если вашей компании не запрещено вести бухучет в упрощенном виде (пункт 4, 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

2. Да, вы можете применять упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств для социально ориентированных организаций (приложение № 6 к приказу № 66), если организация имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. и ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795 , пункт 2.1 , п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ , Закона № 7-ФЗ).

3. Да, пояснения к бухгалтерской отчетности можно не сдавать. Однако при желании по существенным показателям можно привести необходимые пояснения к бухгалтерской отчетности, составив их в произвольном виде в текстовой и (или) табличной форме. Ориентироваться при этом можно на пример оформления, приведенный в приложении № 3 к приказу № 66н. Также допустимо составить такие формы, как отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств. Обе формы приведены в приложении № 2 к приказу № 66н.

Обоснование

Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов и ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 .*

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Однако применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам не вправе некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. То же самое касается адвокатских бюро и нотариальных палат. Полный список тех организаций, которые не вправе упрощать учет и отчетность, приведен в части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице .

Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Ежегодно
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о финансовых результатах Все некоммерческие организации при выполнении определенных условий Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года*

Отчетность некоммерческих организаций (НКО) в Минюст России

Что сдавать Кто сдает Отчетный период и срок сдачи Основание
Заявление о соответствии требованиям статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности (форма произвольная)

НКО (кроме бюджетных и казенных учреждений), у которых:

Нет участников (членов) - иностранных граждан и (или) организаций, лиц без гражданства;

В течение года не было поступлений денег и имущества от иностранных источников;

В течение года поступление денег и имущества составило не более 3 млн руб.

Законодательно срок не определен.

П. 4.1 и 4.2 ст. 1, Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ*

Правило № 1 Все НКО сдают бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств

Есть нюансы

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ, поскольку они являются организациями государственного сектора (п. 4 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Как и коммерческие фирмы, НКО в обязательном порядке составляют бухгалтерский баланс. Что касается отчета о финансовых результатах — формы № 2, то ее некоммерческим компаниям нужно заполнять только в конкретных случаях, о них мы подробно поговорим в следующем разделе. Зато всем без исключения НКО нужно заполнить отчет о целевом использовании средств (п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Где брать бланки указанных документов?*

Начнем с бухгалтерского баланса. В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н) содержится целых три бланка этого документа. Первая форма — общая. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Ее может использовать любая НКО. Две других формы — упрощенные. Поэтому есть смысл разобраться, в каких случаях НКО вправе их использовать.

Так, в приложении № 5 к приказу № 66н приведена упрощенная форма баланса для субъектов малого предпринимательства. Но из всех НКО таковыми могут считаться лишь потребительские кооперативы. И то лишь при соблюдении определенных критериев (о них мы рассказали во врезке справа). То есть большинство НКО субъектами малого предпринимательства не являются. Получается, лишь некоторые потребительские кооперативы могут позволить себе использовать эту упрощенную форму (п. и статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Некоммерческие организации не попадают в категорию компаний малого бизнеса, за исключением потребительских кооперативов. Но даже потребкооператив, чтобы считаться малой организацией, должен соответствовать ряду условий.

А в приложении № 6 к приказу № 66н приведена форма, предусмотренная специально для социально ориентированных некоммерческих организаций (о них смотрите во врезке ниже). При этом в письме Минфина России от 27.12.2013 № 07 01 06/57795 сказано, что данную форму могут использовать и другие НКО. Дело в том, что по общему правилу некоммерческим организациям предоставлено право вести бухучет по упрощенной форме и заполнять упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Однако специальные формы пока не утверждены, поэтому НКО разрешено применять форму баланса, предусмотренную для социально ориентированных компаний. Обратите внимание: она намного проще, чем общая форма. Только имейте в виду: эту специальную форму из приложения № 6 к приказу № 66н не могут применять некоммерческие организации, которые не имеют права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Такие НКО перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Это, в частности:

— организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

— жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

— кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

— политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

— адвокатские палаты;

— нотариальные палаты;

— некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.*

И теперь поговорим о форме отчета о целевом использовании средств. По общему правилу НКО отчитываются по форме, приведенной в ). Это НКО, созданные в формах, предусмотренных Законом № 7-ФЗ , за исключением государственных корпораций, госкомпаний и политических партий. Абсолютно точно не могут признаваться социально ориентированными потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Поскольку на эти НКО Закон № 7-ФЗ не распространяется (п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ). Кроме того, чтобы организация считалась социально ориентированной, она должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, указанные в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ.*

Правило № 2 Отчет о финансовых результатах НКО рекомендовано составлять, если доходы от бизнеса существенны

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее уставом. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом не должно быть законодательного запрета на такую деятельность.

Данные о прибыли от предпринимательской и иной подобной деятельности раскрываются в отчете о целевом использовании средств. Для этого в данной форме предусмотрена соответствующая строка. Но если вы считаете, что сведения в отчете о целевом использовании средств раскрываются недостаточно подробно, можно составить еще и отчет о финансовых результатах. Например, это потребуется, если в отчетном году ваша организация получила существенный доход от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 13

По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. По-другому могут поступить только потребительские кооперативы, которые являются субъектами малого предпринимательства и вправе применять упрощенные способы бухучета. Они могут использовать форму, предусмотренную приложением № 5 к приказу № 66н.*

Заметьте: обе формы называются «Отчет о прибылях и убытках». Название это старое. Начиная с отчетности за 2012 год указанный отчет должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация № ПЗ 10/2012). Поэтому при необходимости самостоятельно внесите в заголовок формы изменения.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях