Какие бывают виды деятельности. Какие виды деятельности человека называют основными. Игра, общение и труд как виды деятельности

Какие бывают виды деятельности. Какие виды деятельности человека называют основными. Игра, общение и труд как виды деятельности

Должен приносить своему владельцу прибыль. Но не всегда идею, которая кажется прибыльной, легко реализовать на практике. Может оказаться, что выбранным направлением бизнеса могут заниматься только организации, поэтому надо заранее знать, какие виды деятельности ИП доступны.

Где найти виды деятельности, разрешенные для ИП

Какого-то одного закона или нормативного акта, где перечислены все виды деятельности ИП, нет. Не найдете вы и официального списка с направлениями бизнеса, которыми не могут заниматься физические лица.

На первый взгляд может показаться, что никаких запретов по видам деятельности для ИП вообще не существует, но это не так. Есть немало сфер, которые регулируются специальными законами (например, производство и оборот алкоголя, страховая, микрофинансовая, банковская, кредитная деятельность, ломбарды), и в них четко указано, что они доступны только юридическим лицам.

С чем связаны такие ограничения для ИП, законы не уточняют, но почему-то считается, что у физических лиц меньше возможностей соблюсти требования к определенному виду деятельности.

Кроме тех направлений бизнеса, доступ к которым для ИП запрещен, есть еще такие, для которых надо получать лицензию или разрешение. Можно сказать, что это условно доступные сферы, ведь добро от государственных органов на них можно и не получить.

И, наконец, есть еще виды деятельности, которые находятся под дополнительным контролем Роспотребнадзора и других проверяющих. О том, что вы начали ими заниматься, надо сообщить еще до реальной деятельности, подав специальное уведомление.

Таким образом, все виды экономической деятельности в России можно разделить на группы, расскажем о них подробнее.

Недоступные для индивидуальных предпринимателей

В этот список входят почти все лицензируемые виды деятельности, потому что для того, чтобы ими заниматься, надо выполнить особые требования: наличие помещения, оборудования, квалифицированного персонала, финансов и др. Полностью перечень лицензируемых направлений содержится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, здесь мы приводим только некоторые из них:

  • деятельность, связанная с вооружением, авиатехникой, военной техникой, взрывчатыми материалами промышленного назначения;
  • производство лекарственных средств;
  • перевозки морским, воздушным, железнодорожным транспортом;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги по трудоустройству российских граждан за пределами РФ;
  • услуги связи, теле- и радиовещание;
  • геодезические, картографические, маркшейдерские работы;
  • тушение пожаров в населенных пунктах, на производстве, объектах инфраструктуры;
  • оборот наркотиков, психотропных веществ, выращивание наркосодержащих растений;
  • организация азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • управление многоквартирными домами.

Кроме того, есть еще несколько федеральных законов, каждый из которых регулирует только один лицензионный вид деятельности, находящийся под особым контролем:

  • производство и реализация алкоголя;
  • космическая деятельность;
  • использование атомной энергии;
  • деятельность кредитных организаций, НПФ, на рынке ценных бумаг;
  • защита гостайны;
  • проведение торгов;
  • клиринговая и страховая деятельность.

Лицензируемые, но разрешенные для ИП

Тем не менее, несколько лицензируемых видов деятельности индивидуальным предпринимателям все-таки доступны:

  • пассажирские перевозки более восьми человек автотранспортом;
  • образовательная деятельность;
  • частная детективная (сыскная) деятельность;
  • фармацевтическая деятельность;
  • медицинская деятельность.

Здесь, однако, надо учитывать, что для получения лицензий на образовательную, фармацевтическую, медицинскую деятельность индивидуальный предприниматель должен иметь соответствующее образование и опыт работы по специальности. Требования к каждому лицензируемому направлению приводятся в отдельных нормативно-правовых актах. Например, лицензирование медицинской деятельности регулируется постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Если вы выбираете одну из таких сфер деятельности, то предварительно изучите лицензионные требования к каждой из них. Перед тем, как зарегистрировать ИП, убедитесь, что вы будете им соответствовать. Например, вы хотите открыть аптеку, но фармацевтического образования у вас нет. Тогда придется регистрировать юридическое лицо и нанимать в штат руководителя, который имеет соответствующее образование и необходимый опыт работы.

Требующие получения разрешения

Эти бизнес-направления не относятся к лицензируемым, но ими нельзя будет заниматься, если предприниматель не получит на них разрешение:

  • легковое такси;
  • салоны красоты;
  • общепит;
  • продуктовые магазины;
  • некоторые строительные работы.

Разрешение на такси выдает региональный Минтранс или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, а на сферу быта и торговлю – Роспотребнадзор и пожарные инспекции. Что касается строительных работ, то для многих из них требуется допуск СРО (саморегулируемых организаций). Кроме того, разрешение на открытие многих торговых точек и объектов сферы быта требуется согласовывать в местной администрации.

Не требующие особенных условий

Тем не менее, остается еще обширный перечень направлений, которые не требуют получения лицензии, разрешений или допуска. Это почти вся сфера быта, услуги, оптовая и розничная торговля, производство, сельское хозяйство и др.

Конечно, нельзя сказать, что такой бизнес не находится под контролем государства, ведь любой покупатель или клиент может обратиться за защитой прав потребителя, инициировав проверку. Но, по крайней мере, изначальных ограничений или обязательных требований для этих сфер нет.

Виды деятельности по налоговым режимам

Кроме такой классификации видов деятельности ИП есть другие ограничения, связанные с выбранным налоговым режимом. Если вы не очень хорошо знакомы с налоговым законодательством, то можете выбрать режим, на котором интересующее вас направление вести нельзя.

Вкратце виды налогообложения ИП можно свести в такой список:

  • ОСНО — общая система, на которой самая высокая налоговая нагрузка;
  • УСН – налоговая ставка значительно ниже;
  • ЕСХН – доступен только сельхозпроизводителям и рыболовецким производствам;
  • ЕНВД – расчет налога ведется на основании базовой доходности, указанной в НК РФ;
  • патентная система, налог рассчитывается с годового потенциально возможного дохода, размер которого устанавливают местные власти.

Перед тем, как выбрать налоговый режим, надо убедиться, что ваше направление бизнеса подходит под эту систему налогообложения. Например, на ЕНВД или ПСН можно заниматься только некоторыми услугами, общепитом и розничной торговлей на небольших площадях. А если ваш выбор – производство или оптовая торговля, то они разрешены только для ОСНО или УСН (на упрощенке, к тому же есть ограничения по доходу и количеству работников).

Таким образом, если стоит вопрос — купить ИП патент или — надо предварительно узнать, под какой налоговый режим впишется ваш бизнес. Перечень видов деятельности, разрешенных для каждого льготного режима, можно найти в Налоговом кодексе.

Как сообщить о выбранном виде деятельности

Мы так подробно рассказываем об ограничениях по сферам бизнеса, потому что свой основной вид деятельности надо сразу указать в заявлении Р21001. Нельзя сначала зарегистрировать ИП, а потом решить, чем заниматься. Основной вид деятельности в заявлении на регистрацию ИП должен соответствовать цифровому коду классификатора ОКВЭД 2019 .

Так, коды ОКВЭД, начинающиеся на 47.7, означают, что предприниматель будет заниматься розничной торговлей непродовольственными товарами в специализированных магазинах. А если вы хотите открыть кафе или ресторан, то ваши коды ОКВЭД должны начинаться с цифр 56.1.

Классификатор ОКВЭД 2019 есть в свободном доступе в справочно-правовых системах, бесплатных сервисах по подготовке регистрационных документов, специализированных сайтах. Все, что требуется – найти в классификаторе цифровой код, которому соответствует ваш основной вид деятельности (от которого ожидается максимальный доход).

Если вам интересны несколько направлений, то можно выбрать не один десяток кодов ОКВЭД. На листе А заявления Р21001 помещается 57 кодов, но если вам и этого не хватит, то заполняйте дополнительный лист.

Обращайте только внимание на то, что выбирать цифровые коды надо только из актуальной редакции классификатора (ОКВЭД-2 или ОКВЭД-2014). Официальное название этого документа — ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

До середины 2016 года для регистрации ООО и ИП применялась другая редакция классификатора (ОКВЭД-1), устаревшие коды которого до сих пор есть на некоторых ресурсах. Если же указать в заявлении Р21001 коды из прежнего справочника, то в регистрации индивидуального предпринимателя откажут, поэтому будьте внимательны.

Можно ли изменить направление бизнеса

Что делать, если основной вид деятельности, выбранный при регистрации ИП, вам больше не интересен? Никакой проблемы здесь нет, заново регистрироваться в налоговой инспекции не придется.

Если коды ОКВЭД нового интересующего вас направления уже были заявлены в форме Р21001, то просто начинайте ими заниматься. Если нет – то об этом надо сообщить в регистрирующую инспекцию, подав форму Р24001 с новыми кодами ОКВЭД. Срок подачи этого заявления – всего лишь три рабочих дня с тех пор, как вы приступили к новому направлению. За нарушение этого срока грозит штраф в 5 000 рублей.

Для предпринимателей, работающих без работников, смена основного кода ОКВЭД никаких последствий за собой не несет. А вот работодатели платят взносы по работникам за их страхование от несчастных случаев на производстве и травматизма по разным тарифам, в зависимости от класса профессионального риска.

О том, что основной код ОКВЭД ИП-работодателя изменился, надо сообщить в местный фонд социального страхования, подав справку-подтверждение основного вида деятельности. Срок подачи этого документа – не позже 15 апреля за предыдущий год. Если же в течение прошедшего года основное направление бизнеса не поменялось, то работодателям-ИП подтверждать его не надо. Ну а предприниматели, работающие сами, вообще эту справку не сдают, потому что взносы в ФСС за себя не платят.

Повторимся, выбор бизнес-направления для индивидуальных предпринимателей существенно ограничен. Перед тем, как подавать заявление на регистрацию ИП, выясните, будет ли вам доступна такая деятельность, и если нет – то создавайте юридическое лицо.

Рис. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория

Поскольку деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разныетипы та­ких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: прак­тической, познавательной, эстетической и т.д.

Практическая дея­тельность направлена прежде всего на преобразование мира в со­ответствии с поставленными человеком целями.

Познаватель­ная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение прак­тических задач.

Эстетическая деятельность, связанная с восприя­тием и созданием произведений искусства, предполагает транс­ляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Все это - типы человеческой деятельности.

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов - мотивов (12).

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность , а также общение как своеобразный вид деятельности.

Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение (3).

Особые виды деят-ти – действия – операции – психофизиологические функции.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к сумме действий.

1.Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого рез-та. Есть действие, есть сознание.

    Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате.

    Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб стр-ру: объективно – требования и условия; субъективно – требование превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач: целеобразования и поиска средств.

    действие включает акт сознания в виде постановки цели

    действие есть акт поведения: единство сознания и поведения

    принцип активности

    социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти

Операция – способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не осознаются.

    операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации действий

    первые не осознаются, вторые на границе сознания

    подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение или дробление единиц деят-ти)

Психофизиологические ф-ции – предпосылки, средства деят-ти, органический фундамент.

Потребности – состояния объективной нужды организма в чем-либо (в онтогенезе познавательная, в контактах).

Опредмечивани е потребности – узнавание своего предмета – рождение мотива.

Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деят-ть.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью.

Мотивы – осознаваемые (цели) и неосознаваемые.

Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов.

Иерархия мотивов, главный – ведущий, второстепенные – мотивы-стимулы. Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов.

    Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл

    Ситуативная – Левин (квазипотребности)

    По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения

Функции мотивов:

    побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации)

    смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия

Развитие мотивов :

В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг мотива на цель.

Внутренняя деятельность:

    имеет то же строение, что и внешняя

    образуется от внешней путем интериоризации

Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок.

Все психические процессы – особые формы деят-ти.

Механизм формирования навыка

    Первоначальное знакомство с движением и овладение им

    выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи)

    прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды

    роспись коррекций по нижележащим уровням

    Автоматизация движения

    увязка деят-ти всех низовых уровней (иерархия колец)

    рекрутирование готовых двигательных блоков

Выход движения из-под контроля сознания.

    Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации: приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой траектории.

Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности.

Бихевиоризм: принцип реактивности.

    Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением (центральная программа!) Реакции – частный случай активности. Программа выбирает даже действующие стимулы.

Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм преодолевает среду

Деятельность - специфическая сознательная активность человека, направленная на познание и творческое изменение окружающего мира и самого себя в соответствии с актуальными потребностями и целями. Главная особенность деятельности состоит в том, что она не может определяться лишь теми потребностями и мотивами, которые её порождают. Сама потребность может выступать как побуждение к активности, а её содержание будет определяться уровнем знаний, навыками, целями социума , индивидуальным опытом.

Черты человеческой деятельности

Деятельность индивида очень сильно отличается от активности животных, поскольку она имеет творческо-преобразующий характер. Если понадобится дать определение деятельности человека на экзамене, то важно разобраться в её особенностях, чтобы чётко сформулировать понятие.

Ей присущи такие черты :

Основные компоненты

Для того чтобы полностью осознать сложность и специфику человеческой активности, нужно разобраться в её основных компонентах:

  • Субъект - индивид, который совершает действия.
  • Объект - то, на что направлены действия и активность субъекта. Объектом может стать любой материал (изготовление продукции), другой индивид (воздействие с целью изменения убеждений) или сам субъект (тренировки в спортзале с целью изменить самого себя).

Существуют также компоненты, образующие структуру деятельности :

Потребности человека

Известный американский психолог А. Маслоу разработал «пирамиду потребностей человека» . Все потребности человека он разделяет на первичные (физиологические, потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, уважение, самореализация). Первичные потребности являются базовыми для выживания индивида, если они не удовлетворены, то невозможен переход на удовлетворение потребностей из высших слоёв пирамиды. Вторичные нужды являются приобретёнными в процессе социальной жизни человека, их удовлетворение происходит при взаимодействии индивидов в межличностном общении.

Мотивы деятельности

На основании потребностей формируются мотивы субъекта, толкающие его к деятельности. Сложные виды активности могут нести в себе много мотивов. В таких случаях формируется иерархия мотивов, в которой определяют доминирующий (главный) и второстепенные мотивы.

Мотив может формироваться под влиянием одной или нескольких потребностей, которые проходят сквозь призму интересов, убеждений, традиций, установок индивида :

  • Интерес является основной причиной действий. Разные социальные группы могут иметь идентичные потребности, но разные интересы. К примеру, предприниматели и люди искусства: первая группа имеет материальные интересы, а вторая - духовные; потребность у обеих групп общая, но пути её достижения разные. Помимо этого, у каждого человека есть интересы, которые формируются под влиянием окружения, склонностей, уровня развития (люди могут читать книги разных жанров или заниматься разными видами творчества).
  • Традиции - это совокупность обрядов, установок от предыдущих поколений, что проявляется в религии, национальных обрядах, профессиональных и корпоративных особенностях. Иногда люди, следуя традициям, могут ограничить свои базовые потребности. К примеру, солдаты в условиях войны могут ограничить свою потребность в безопасности, потому что профессиональные и национальные традиции требуют защищать свою страну.
  • Убеждения - принципиальные и твёрдые взгляды на события и окружающий мир, которые могут заставить субъекта отказаться от базовых потребностей в пользу того, что он считает правильным (отказ от денег для сохранения достоинства).

Определение цели

Мотивация человека определяет формирование цели и результата. Индивид может создавать внутренний план действий, на основании которого они будут осуществляться в определённом порядке для получения конкретного результата. Когда субъект начинает что-то делать, он держит в сознании образ желаемого результата. То есть, прежде чем создавать что-то в реальности, индивид создаёт это в своём воображении.

Поскольку человеческая деятельность часто бывает сложной, цели также делятся на простые и сложные. Для достижения сложной цели необходимо планировать свою активность, разбить её на шаги, выделить задачи, определить инструменты для действий и возможные пути преодоления преград. Если все задачи во время манипуляций решатся, то цель будет достигнута.

Индивиды могут иметь общие потребности, цели и идти к достижению одинаковых результатов, однако при использовании разных средств и выполнения разных действий содержание деятельности будет очень сильно отличаться.

Виды действий

Существуют такие типы социальных действий, выделенных М. Вебером:

  • целерациональные - при таких действиях человек планирует все задачи и средства, продумывает пути преодоления препятствий (подготовка преподавателя к лекции);
  • ценностно-рациональные - такой вид действий основан на моральных принципах, ценностях, убеждениях (решение спасти жизнь другого человека, рискуя своей жизнью);
  • аффективные - спонтанные действия под влиянием сильных эмоциональных состояний (бегство при нападении);
  • традиционные - действия, которые человек совершает по привычке, могут быть выработаны на основании ритуалов или традиций (последовательность действий на свадебной церемонии).

Основой для активных действий человека являются первые два типа действий, которые характеризуются осознанностью цели и творческим характером.

Формы деятельности

Существует две основные формы деятельности субъекта, различные по характеру выполняемых функций:

  • Физический труд - осуществляется при активизации опорно-двигательного аппарата, мышц и всех функциональных систем организма. При такой форме деятельности очень большие энергетические затраты и утомляемость организма.
  • Умственный труд - подразумевает под собой интеллектуальную деятельность для выполнения работы, связанной с обработкой информации. При такой форме активности возрастает напряжение всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Как правило, действия человека включают в себя обе формы активности . Примеров деятельности человека, в которой сочетаются физический и умственный труд, много: действия с целью видоизменения окружающего пространства, выполнение работы по созданию креативных предметов и другие. Рассмотрим более детально: чтобы посадить дерево, необходимо сначала продумать ход действий, достать все необходимые материалы для этого, а потом уже при помощи физических усилий выполнить данное действие.

Существует много видов деятельности, в которые человек включается на протяжении своей жизни. Но какие из них называют основными и почему? К ним относятся игра, учение, общение, труд и творчество. Они являются основными, потому что именно в них происходит самое интенсивное и эффективное развитие индивида.

Это специфический вид человеческой активности, целью которого является не результат, а процесс. Её особенность заключается в том, что все действия происходят в воображаемой ситуации, которая может быстро меняться. Дети используют замещающие предметы, выступающие для них аналогами того, чем взрослые пользуются в реальной жизни.

В игре происходит развитие психических процессов, внимания, социальной активности и получение навыков межличностного общения. Существуют разные виды игр, которые возникают в определённые возрастные периоды при условии нормального развития ребёнка.

Это один из базовых видов взаимодействия, который характеризуется взаимным обменом эмоциями, мыслями, взглядами . Структурными компонентами общения являются субъект (инициатор общения), цель (то, ради чего происходит общение), содержание (информация, которая передаётся), средства (способы передачи информации; могут использоваться рисунки, аудио, видео, органы чувств) и получатель информации.

Общение является структурным компонентом любой целенаправленной активности, сама же деятельность выступает условием для возникновения общения.

Целью данного вида деятельности является приобретение субъектом знаний, умений и навыков. Учение может быть специально организованным или спонтанным (получение знаний и опыта при выполнении других действий). А также существует такая форма учения, как самообразование.

Трудом называют целенаправленную активность индивида, цель которой - получение конкретного результата . Труд невозможен без определённого уровня знаний, навыков и мастерства. Эта целенаправленная активность помогает развивать личность и преобразовывать окружающую среду.

Творчество

Творчеством называют активность человека, которая порождает что-то новое, ранее не существовавшее. Она может быть самостоятельной деятельностью или компонентом другого вида занятий. Это вид деятельности характерный для всех детей. Когда человек взрослеет, он уже имеет определённые способности и таланты, которые развиваются и проявляются в творчестве.

В зависимости от того, на какой результат направлены действия индивида, выделяют:

На основании количества субъектов и объектов деятельности выделяют индивидуальную и коллективную деятельность. По влиянию на общественный прогресс принято разделять прогрессивную (развивает общество) и реакционную активность. Также выделяют такие виды деятельности: законная и незаконная , репродуктивная (создание по образцу) и творческая (создание чего-то нового), экстраверсионная (физические действия) и интроверсионная (мышление, фантазия, чувства).

Целенаправленная активность человека принципиально отличается от поведенческой активности животных, поскольку является его способом существования. Поведение животных регулируется инстинктами и является средством приспособления к изменчивым условиям окружающей среды.

Поведение человека является сознательной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира. Примером этого является постановка цели, разработка внутреннего плана действий, предвидение результата этой активности.

Само существование человека является постоянным созданием и развитием, изменением себя и внешнего мира для создания лучших условий жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей . Деятельность человека характеризуется осознанностью, наличием внутреннего плана действий, который впоследствии реализуется при выполнении поставленных задач. Ещё одним важным отличием поведения человека от животного является то, что активность индивида не всегда связана с базовыми мотивами и очень часто может вступать в конфликт с ними.

Существуют различные классификации видов деятельности:

1. По способу осуществления:

- практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества). Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества);

- духовная деятельность, связана с изменением сознания людей. В нее входят:

Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);

Ценностно-ориентировочная деятельность (отношение лю­дей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоз­зрения);

Прогностическая деятельность (планирование и предвидение возможных изменений действительности).

2. По характеру человеческой активности:

Созидательная деятельность - производство материальных и духовных ценностей;

Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.).

3. По творческой роли в социальном развитии:

Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда;

Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.

4. В зависимости от соответствия общекультурным цен­ностям и социальным нормам:

Законную и незаконную;

Моральную и аморальную.

5. В зависимости от новизны целей, результатов, средств:

Однообразную, шаблонную, монотонную;

Инновационную, изобретательскую, творческую.

6. В зависимости от общественных сфер, в которых дея­тельность протекает

Экономическая (производственная, потребительская и др.);

Политическая (государственная, военная, международная и др.);

Социальная;

Духовная (научная, образовательная, досуговая и др.)

7. По способу формирования человека как личности:

- игра;

Общение.

Труд - целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достиже­ние общественно полезного результата. Отличительной особен­ностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных ре­зультатов, заранее ожидаемых результатов. Труд, как целесооб­разная деятельность, начался с изготовления орудий труда. На­личие орудий труда и специальной подготовки является специ­фической особенностью трудовой деятельности человека. Толь­ко люди способны действовать на окружающую среду с помо­щью специально созданных средств труда. Для успеха необхо­димо мастерство, умения, знания. В любой трудовой деятельно­сти ее участники решают какую-то определенную задачу, пла­нируют свои действия, предвосхищают результат.


Игра - первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных си­туациях Основной мотив не в результате, а в самом процессе. Игры часто имеют характер развлечений, преследующих цель получения отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных заня­тий, спортивных увлечений. Наиболее существенной особенно­стью игровой деятельности является ее двуплановость:

С одной стороны, играющий осуществляет реальное дейст­вие;

С другой стороны, действия носят условный характер. Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играю­щие Роль - это соответствие принятым (условным) нормам по­ведения в игровой ситуации.

Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а, значит, изменяем себя самого. Цель учения - приобретение знаний иовладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.

В процессе совместной работы люди общаются друг с дру­гом, обмениваются практическим опытом и способами деятель­ности, т.е. находятся в общении.

В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение:

1) эти понятия отождествляют;

2) деятельность и общение противопоставляются друг другу;

3) общение рассматривается наряду с деятельностью как са­мостоятельное, но равноправное явление.

В учебных пособиях чаще представлена первая точка зре­ния.

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия лю­дей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен ин­формацией, опытом, результатами деятельности. В мире обще­ния, происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъ­ектом.

В зависимости от разнообразия субъектов выделяют сле­дующие виды общения:

Общение между реальными субъектами (двумя людьми);

Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (об­щение с животным),

Общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог);

Общение воображаемых партнеров (художественных пер­сонажей).

Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и в по­вседневной жизни их трудно отделить друг от друга. Так, в про­цессе труда человек может общаться с партнёром, устраивая иг­ру в виде соревнования, обучаясь новым навыкам, и в этом про­цессе получить принципиально новые знания о мире, познавая его законы. Ряд ученых выделяет как вид деятельности наряду с трудом, игрой, общением и познание (учение в данном случае трактуется как частный вид познания).

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - понятие, используемое при изучении бюджетов и балансов времени (см.). Жизнь человека - это непрерывная разного вида, служащая для удовлетворения различн. потребностей (экономич., соц., физиологич. и др.). В.д. - это единица совокупной деятельности человека (соц. группы), связанная с удовлетворением специфич. потребности (напр., питание, чтение, слушание радио, сон и т. д.). При изучении бюджетов времени выделяют до 100 и более В.д. При анализе В.д. объединяются в однородные (по соц.-экономич., физиологич. основанию и т. д.) группы (см. Бюджет времени): в обществ. хоз-ве; виды деятельности, связанные с работой; труд в домашнем хоз-ве; покупки и услуги; уход и детей; удовлетворение физиологич. потребностей; занятия в свободное . В.д. имеет определенную структуру: подготовка к его осуществлению; передвижения, связанные с ним; собственно В.д. В связи с этим их расчленяют на "занятия", являющиеся составной частью В.д. (напр., передвижение на работу - ходьбу до (от) остановки транспорта, его , езду; покупка - на передвижение до (от) магазина, выбор товара, его оплата, ожидание в очереди в кассу, за товаром). При крупных исследованиях бюджетов времени насчитывает до 300-400 наименований В.д. с входящими в них занятиями. При изучении бюджетов времени различают основные (первичные) и одновременные (вторичные), осуществляемые в тот же период времени В.д. (напр., слушание радио во время еды, чтение газеты во время передвижения куда-л.). Одновременные (вторичные) В.д. занимают до 5-6 ч. в сутки в среднем на человека. При анализе также выделяют общественно и индивидуально-организованные В.д., производственные и внепроизводственные, активные и пассивные. В.д. может быть описан с помощью различн. показателей, характеризующих его содержание, распространенность, место осуществления и т. д. Продолжительность В.д. и частота их осуществления (суточная, недельная) - , наиболее часто используемые при изучении бюджетов времени. В.Д. Патрушев

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в других словарях:

    вид деятельности - — Тематики электросвязь, основные понятия EN activity …

    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Общая классификация, принятая для описания видов деятельности в страховой отрасли. Большинство видов страхования обычно классифицируются по двум основным категориям: страхование жизни и здоровья; страхование имущества и от случайных происшествий … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

    Вид деятельности - исследуемая единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфических потребностей (например: чтение, просмотр телепередач, шитье, вязание, сон и т. д.) … Социология: словарь

    Справочник технического переводчика

    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ - счетная палата осуществляет контрольно ревизионную, экспертно аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что… … Большой бухгалтерский словарь

    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ - счетная палата осуществляет контрольно ревизионную, экспертно аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что… … Большой экономический словарь

    Вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии … Административное право. Словарь-справочник

    ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными… … Экологический словарь

    Лицензируемый вид деятельности Энциклопедия права

    Лицензируемый вид деятельности - по законодательству РФ о лицензировании вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»** и вступившими в силу до момента его введения в … Большой юридический словарь

Книги

  • Вид сверху. Потрясающие снимки Земли со спутников , Грант Б.. Полноцветные книги часто выглядят роскошными и впечатляющими, но красота этого издания - особенная. Эффект обзора - вот что захватывает дух, когда…