В связи с присоединением России к международному автоматическому обмену информацией с 2018 года в Налоговый кодекс РФ введеены новые правила представления документов по международным группам компаний (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ). ФНС выпустила проекты приказов о форматах странового отчета и об уведомлении об участии в международной группе компаний. Подготовлен новый порядок их представления и заполнения в электронной форме.
Раздел V.1 НК теперь посвящен не только взаимозависимым лицам, но и международным группам компаний. Вводится глава 14.4-1 о представлении документации по международным группам компаний, прописываются условия, при которых совокупность фирм или иностранных структур без образования юрлица признается международной группой. Участники таких групп должны сдавать уведомление об участии в международной группе компаний и страновые сведения по группе, участником которой является налогоплательщик.
Цель семинара – с участием специалистов регулирующих и контролирующих органов, а также экспертов-практиков рассмотреть принятые новации, обсудить практику налогового контроля по контролируемым сделкам, рассмотреть последнюю судебную практику, проанализировать ошибки в подготовке документации и уведомлений.
Семинар предназначен для специалистов отделов ТЦО, планово-экономических отделов, налоговых юристов, финансовых директоров и главных бухгалтеров предприятий.
Программа:
Ещё в феврале 2017 года Кипр сообщил о том, что отменит практику маржи для бэк-ту-бэк кредитов. Данный закон действовал до 30 июня. Теперь, с 1 июля иностранным инвесторам стало сложнее брать в кредит, особенно тем, кто хочет зарегистрировать компанию на Кипре.
Cyprus Tax Department (CTD) уведомил в Institute of Certified Public Accountants of Cyprus (ICPAC) о своем изменении политики в прекращении применения предварительно согласованной маржи в размере 0,125% - 0,35%.
Это означает, что Кипр все-таки выполнил свое обещание - обновил правила трансфертного ценообразования. В кипрском заявлении указывалось, что независимое трансфертное ценообразование должно быть предоставлено в качестве подтверждающего документа, что процентная ставка, используемая в конкретной сделке, будет считаться правильной, исходя из условий рынка, существовавших на момент совершения сделки. То есть, деятельность компании на Кипре усложнена тем, что необходимо подготовить дополнительные документы по трансфертному ценообразованию
Принцип вытянутой руки уже включен в статью 33 из Income Tax Law , которая позволяет налоговым органам корректировать сообщаемую налогооблагаемую прибыль в случае, если трансфертные цены, согласованные между связанными сторонами, отличаются от цен, которые были бы согласованы между независимыми организациями.
Однако, с другой стороны, регистрация компании на Кипре для нерезидента остается актуальной. На фоне общепринятых законодательств, установленных на Кипре, никто не отменил упрощенный режим. Это говорит о том, что не с использованием упрощенного режима можно забыть про подготовку документов по трансфертному ценообразованию. И вернуться к прежнему бизнесу на Кипре.
Влияние ТЦ для компании на Кипре
Данное изменение может иметь значительное влияние на предпринимателей-граждан СНГ, которые взяли кредит от юр. лиц, действующих на Кипре. Это означает, что в ходе анализа Вам необходимо подробно изучить вероятные риски в стране проживания бенефициара и на Кипре.
Новые правила трансфертного ценообразования на Кипре - что делать?
Так, как в ходе обновления кипрского законодательства никто не упоминал о том, как правильно проводить анализ кредитов, необходимо обратить внимание на мировую практику. Нужно провести изучение маржи, которая генерируется компанией на Кипре или анализ процентных ставок.
К тому же, новостью для трансфертного ценообразования является изучение уровня собственного капитала, который нужен, чтобы покрыть риски компании на Кипре.
Обратите внимание, что налоговые службы Кипра не разъяснили подробно о том, как правильно проводить расчет собственного капитала. Об этом налоговая организация Кипра в курсе - после лета выйдут новые руководства с алгоритмами и методами.
Бенефициарный владелец дохода по кредитному договору на Кипре - определение
Бизнес на Кипре усложнен тем, что теперь требуется, чтобы кипрская компания имела в штате персонал, отвечающий за контроль выполнения финансовых обязательств. Субпорядчик допускается, как сообщил законодатель. При этом компания должна давать субпорядчикам задания и контролировать их самостоятельно.
Подробностей о методах в рамках вышеописанных субпорядчиков на этот момент не было предоставлено. Вероятно, появится в предстоящем руководстве.
Тем гражданам СНГ, у кого есть зарегистрированная компания на Кипре, необходимо будет пересмотреть все: начиная с персонала и заканчивая офисами. В рамках законодательства как кипрского, так и российского, украинского и белорусского.
Фактический получатель доходов
Тем, у кого есть открытая компания на Кипре и с кредитом, необходимо удостовериться, что имеет возможность подтвердить право кредитора Кипра на доход. Иначе возможен штраф.
Коротко говоря, когда у Вас есть бизнес или планируете создание бизнеса на Кипре и Вы попали в подобную ситуацию - у Вас есть возможность получить бесплатную консультацию от наших профессиональных специалистов. Это позволит снизит вероятность лишних и ошибочных шагов, приводящих к ненужным проблемам. Воспользуйтесь любой формой обратной связи!
Понятие трансфертное ценообразование происходит от французского перевода transfert – переношу, перемещаю, то есть доход распределяется между взаимозависимыми предприятиями или подразделениями одной компании, корпорации. Цели перераспределения – минимизация налогов или увеличение прибыли структурной единицы.
Налоговые инспекции обязаны контролировать взаимоотношения предприятий, в которых применяются трансфертные цены. Организациям, применяющими их, вменена обязанность предоставлять расчеты с документальным обоснованием. Официальными источниками, принимаемыми фискальными органами установлены:
Налоговый кодекс РФ определяет способы расчета, обосновывающие цену.
Условия формирования цен установлены статьями 105.9 - 105.13 НК РФ. Разрешается использовать от одного до 5 вариантов, последовательность которых построена в зависимости от значимости для применения.
Механизм основан на оценке операций купли-продажи аналогичных товаров, работ, услуг между лицами, отношения которых исключают взаимное или одностороннее влияние на финансовые результаты. Обязательное условие сопоставимости – полная информация о сделках, то есть имеются сведения о сопутствующих расходах, порядке оплаты, стоимости договора.
Пример
Фирма «А» поставила 25.05.2017 г. в Иваново хлопок дочерней компании «Б» за 5 долларов за килограмм. При проверке налоговая инспекция выяснила – цена занижена на 0,7 центов. Для обоснования сомнений инспекция привела для сопоставимости договор купли-продажи хлопка 18.05.2017 г. такого же сорта между предприятиями «К» и «М». Далее выяснилось, что сведения сравнению не подлежат, так как «А» закупала товар в Москве 20.05.2017 г. за 4 евро, а «К» приобретала его в Узбекистане 22.04.207 г. за 280,16 руб.
Трансфертное ценообразование НК РФ по дальнейшей продаже строит на анализе финансовой эффективности сделки предприятия-покупателя по продаже приобретенных у взаимозависимого лица товаров.
Принцип сопоставимости объяснит наглядный пример
Организация «В», уплачивающая ЕНВД , приобретала неоднократно минвату, в том числе у взаимозависимой «Г» и продавала лицам, не относящимися к взаимозависимым.
Кол-во, единицы
Себестоимость, руб.
Выручка, руб.
Валовая прибыль, руб.
Валовая рентабельность, % (гр. 4/5*100)
Рассматриваемая сделка
Сопоставимые сделки
Интервал рентабельности 52,09-60,61(среднее арифметическое между 1-2 и 3-4 показателями).
Доход «Г» корректируется для налогообложения в большую сторону, исходя из максимального значения экономической эффективности (п. 5 абзац 2 ст. 105.10):
30 000 – 30 000 х 60,61% = 18 183 и 30 000 – 18 183=11 817.
Применяется при контроле организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги, по которым используются трансфертные цены. Для сопоставимости используются сведения поставщика о расходах, произведенных по аналогичным договорам.
Валовая прибыль
Рентабельность расходов (гр. 3/2*100)
Контролируемая сделка
Сопоставляемые сделки
Вычисленный методом квартилей интервал рентабельности затрат 16,13-35,29. Минимальное значение выше, чем в проверяемом договоре, то есть рыночная цена должна быть 295 000 + 295 000 х 16,13% = 342 583,50.
Корректировки:
Трансфертное ценообразование в 2017 г. использует квартиль (деление ряда последовательностей на 4) для исключения случайных величин в выборке значений.
В качестве анализируемого фактора принимается операционная рентабельность одного из показателей:
Рассматривается суммарная или остаточная прибыль, полученная всеми контрагентами сделки до конечного потребителя. Остаточная прибыль рассчитывается как разница между показанной в отчетах и вычисленной указанными выше способами.
Методы трансфертного ценообразования в пунктах 3-5 сложны для применения, так как заключаются в нахождении для равнения компаний, применяющих идентичную налоговую политику по определению затрат – прямых, косвенных.
Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.
Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).
Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.
В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.
Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».
Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.
Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:
Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:
Контролируемые сделки | Лимит годового оборота | |
---|---|---|
Внешнеэкономические сделки | Лимит не установлен | |
С товаром биржевой торговли | 60 млн. руб. | |
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ | 60 млн. руб. | |
Внутрироссийские сделки | Между взаимозависимыми лицами | 1 млрд. руб. (с 2016 г.) |
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон: Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0% |
60 млн. руб. |
|
Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль | 60 млн. руб. | |
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах | 59 млн. руб. | |
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) | 100 млн. руб. |
Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.
Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?
Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).
Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.
Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :
Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:
Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)). Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):
Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.
Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.
Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.
Вы можете получить у нас услуги:
Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).
И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.
Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:
Отчет о контролируемых сделках:
Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.
Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.
Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.
Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.
Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.
В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.
Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.
Первой страной, где были приняты законы, регулирующие механизмы трансфертного ценообразования, стали Соединенные Штаты в 1960-х годах. В 1990-х этот вопрос активно рассматривался на международном уровне, тогда появились основополагающие нормативные документы, регулирующие определение стоимости товаров и услуг транснациональными корпорациями.
В России с 2012 года появилось новое законодательство по трансфертным ценам. Взаимоотношения связанных компаний регулируются главой 6.1 Налогового Кодекса, которая стала заменой-дополнением действующим ранее статьям 20 и 40. Актуальные нормы ввели перечень случаев, в которых налоговики вправе проверять установленную фирмами стоимость продукции, и прописали право фискальных служб доначислять налоги и требовать их уплаты в бюджет.
Согласно положениям действующего законодательства, целью трансфертного ценообразования является:
Российское законодательное регулирование основывается на опыте, который накопило международное трансфертное ценообразование. В частности, используется распространенное «правило вытянутой руки». Его суть заключается в том, что стоимость, установленная связанными хозяйствующими субъектами, сравнивается с ценой, которую имели бы товары и услуги, если бы коммерческие структуры оказались полностью независимыми.
В целях надзора над трансфертными ценами действующее законодательство вводит категорию «контролируемые сделки». Это операции, совершаемые группой связанных лиц, относительно которых фискальные органы вправе проверить установленные цены на соответствие рыночным.
Правила трансфертного ценообразования в РФ вводят следующие типы операций, подлежащих допконтролю:
Важно! Операции из 3-4 пункта попадают под государственный контроль только в случае, если годовая выручка компании по ним превышает 60 млн руб.
Трансфертное ценообразование 2017 предполагает, что операции между взаимосвязанными лицами становятся контролируемыми, если:
Чтобы сделка стала контролируемой, доходы по ней должны превысить стоимостной порог, определенный законодательством. Для разных видов операций он колеблется на уровне 60-100 млн руб.
В ст. 104.14 Налогового Кодекса приведен список операций, не подлежащих ценовому контролю. В него входят:
Перечень неконтролируемых операций, данный в НК РФ, признается закрытым и не подлежит расширительной трактовке.
Важно! Действующее налоговое законодательство основывается на допущении, что цены по сделкам между несвязанными лицами априори являются рыночными.
Регулирование трансфертного ценообразования вводит понятие «взаимозависимые (или связанные) лица». Это граждане или организации, которые в силу наличия определенных отношений и связей могут влиять на финансовые результаты деятельности друг друга.
Связанные лица становятся объектом повышенного интереса со стороны налоговиков, потому что у них имеется больше рычагов, чем у прочих участников рыночных отношений, чтобы снижать фискальную нагрузку и выводить прибыль из-под налогообложения. Из-за их действий бюджет недополучает положенные доходы.
Отношения между связанными лицами могут влиять на:
Существует три основных критерия, на основании которых закон относит лиц к категории взаимосвязанных:
Перечисленные факторы позволяют установить взаимосвязанность по закону. Однако ими не исчерпываются возможности налоговиков. Обратившись в суд, они могут потребовать признания лиц связанными по любым другим причинам.
Также возможен добровольный порядок признания взаимосвязанности, когда налогоплательщик самостоятельно обращается в фискальные органы и дает информацию о возможностях влияния на финансовые результаты других структур.
Компании, к которым применяются разные виды трансфертных цен, должны:
Законодательство оставляет фискальным органам право поставить под сомнение рыночный характер цен, установленных при любой сделке между взаимосвязанными лицами. Если налоговикам удастся доказать, что сомнения небеспочвенны, компанию обяжут пересчитать налоги на прибыль и добавленную стоимость и доплатить разницу в бюджет.
Методики ценообразования – это совокупность подходов и правил, при помощи которых фискальные структуры могут сопоставить стоимость в рамках конкретной сделки с ее рыночным значением. Существует пять способов, которые праве применять ФНС:
Российское законодательство отводит ему приоритет. Это означает, что использование иных способов возможно лишь в случае, если этот не работает или не дает надежных результатов.
Суть методики заключается в сравнении цены операции с рыночной, т.е. такой, которая устанавливается в ходе сделок с идентичными (или хотя бы однородными) товарами при сопоставимых условиях. Информация о стоимости черпается из официальных, достоверных источников. Для анализа налоговики ранжируют цены по возрастанию, удаляют минимальное и максимальное значения, а из оставшихся составляют интервал.
Этот способ основывается на сравнении валовой рентабельности, получаемой участником контролируемой сделки, с минимальным ее уровнем, характерным для рынка в целом. Он применим для компаний, осуществляющих функции перепродажи продукции, существенно не влияющих на характеристики товаров и располагающих нематериальными активами для повышения их добавленной стоимости.
Метод сложно применим в российской действительности из-за разности учетных политик компаний и частой невозможности получения полной и достоверной информации.
Основывается на сравнении валовой рентабельности затрат участника контролируемой сделки и аналогичным показателем для рынка в целом. Трансфертные цены на основе переменных затрат применяются для оценки сделок компаний, оказывающих финансовые услуги (например, управляющая компания, контроль денежных потоков и т.д.), при куплях-продажах сырьевых продуктов, недвижимости и т.д.
Использование этого способа возможно в случаях, если контроль за трансфертным ценообразованием по предыдущим четырем методикам невозможен в текущей ситуации. Принцип основывается на сравнениях различных показателей операционной рентабельности (активов, продаж, расходов и т.д.) со значениями, актуальными для других участников рынка, ведущих сходную деятельность.
Наиболее сложный в применении способ, который используется налоговиками в последнюю очередь, если предыдущие не работают. Он применим для тесно связанных структур, владеющих объектами интеллектуальной собственности.
Фискальные органы определяют совокупную прибыль по сделке и вычисляют части, доставшиеся участникам, пропорционально их расходам, вложенным активам, принятым рискам и т.д. Если по факту организации получили меньше, чем было рассчитано контролерами, их прибыль корректируется для налогообложения.
Трансфертное ценообразование НК РФ – относительно новое направление в деятельности фискальных структур. Его цель – не дать возможности связанным лицам искусственно занизить показатели доходности и уменьшить налоговую нагрузку. К нарушителям положений законодательства применяются штрафные санкции и другие меры воздействия.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .