Палубная авиация Китая – состояние и перспективы. Вооружение и оборудование

Палубная авиация Китая – состояние и перспективы. Вооружение и оборудование

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

подвесное

  • ракеты «воздух-воздух»: PL-8, PL-9, PL-12;
  • ракета «воздух-корабль»: YJ-83K;
  • неуправляемые ракеты, бомбы (всего до 6500 кг).

встроенное

  • 1 х 30-мм пушка ГШ-30-1.

J-15 (рус. «Цзянь-15») - китайский многоцелевой палубный истребитель, созданный для вооружения авианосца «Ляонин» . Был разработан на основе истребителя J-11B (китайской копии российского Су-27СК) и приобретённого на Украине Т-10К-3 (прототипа российского палубного истребителя Су-33). Внешне является точной копией последнего. По утверждению китайских специалистов, J-15 по характеристикам превосходит Су-33 и не уступает новейшим палубным самолётам других стран.

История создания

Су-33 на стартовой позиции ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Приступая к достройке приобретённого в 1998 году ТАКР «Варяг» , руководство Морских сил Народно-Освободительной армии Китая столкнулось с необходимостью в палубных самолётах для укомплектования его будущей авиагруппы. Изначально предполагалось заказать 50 штук российских Су-33 - они как нельзя лучше подошли бы к бывшему советскому авианосцу, для которого и были разработаны. В ходе переговоров с российской стороной объём заказа был уменьшен с пятидесяти до двух машин, после чего представители России переговоры прекратили: слишком очевидно было желание китайцев получить только образец для копирования, чтобы потом его самостоятельно и без лицензии производить .

В 2001 году представителям Китая удалось приобрести у правительства Украины опытный самолёт Т-10К-3 - третий прототип корабельного Су-27К (будущего Су-33), ранее доставшийся Украине при разделе СССР. Располагая этим прототипом и частью конструкторской документации, в китайском государственном институте №601 под руководством главного конструктора Сунь Цуна был разработан проект палубного истребителя, внешне практически неотличимого от Су-33.

J-15 с бортовым номером 553 после посадки на палубу авианосца «Ляонин»

Первый полёт прототипа, получившего обозначение J-15 (кит. «Цзянь цзи ши у син», рус. «истребитель модель 15»), был совершён 31 августа 2009 года. Сборку прототипов вела Шеньянская государственная авиастроительная корпорация на заводе №112, расположенном на северо-востоке Китая. Двигатели АЛ-31Ф для первого прототипа были приобретены в России, впоследствии предполагается заменить их двигателями китайского производства WS-10H. Испытания самолёта ведутся в научно-испытательном центре на авиабазе «Янь Лионь» возле города Сиань. На территории этого центра сооружён комплекс для наземной имитации взлётов и посадок на палубу, подобный советскому комплексу НИТКА - со взлётной рампой (трамплином), аэрофинишёрами и макетом надстройки авианосца. Первый взлёт с рампы истребитель выполнил 6 мая 2010 года, а 25 ноября 2012 года самолёт под управлением лётчика Дая Минь Мена выполнил первую в истории китайского флота посадку на палубу авианосца «Ляонин».

Согласно заявлениям китайской печати, с декабря 2013 года самолёт принят на вооружение и производится серийно. Помимо обозначения «Цзянь-15», ему также присвоили название «Летающая акула».

Описание конструкции

Как и прототип наземного базирования (Су-27/J-11), палубный истребитель J-15 выполнен в интегральной компоновке - так, что крыло и фюзеляж плавно сопрягаются друг с другом и представляют собой единую несущую конструкцию. Для улучшения управляемости на больших углах атаки, что критически важно для палубного самолёта при посадке на авианосец и взлёте с трамплина, J-15 имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО) площадью около 3 квадратных метров и стреловидностью 53,5 градуса по передней кромке. ПГО установлено на наплывах перед крылом. Кроме наличия ПГО, палубный истребитель отличается усиленными стойками шасси, а также укороченной хвостовой балкой, чтобы исключить её удар о палубу при посадке с большим углом атаки. Под хвостовой балкой расположен посадочный гак.

J-15 со сложенным крылом и стабилизатором на палубе авианосца

Серийные J-15 на палубе «Ляонина», 2015-2016 год. На фюзеляже за кабиной нанесён флаг ВМС - так же, как это принято в советской и российской палубной авиации

Плоскости и стабилизатор, а также штанга ПВД выполнены складными для уменьшения площади, занимаемой самолётом в ангаре и на палубе авианосца. Размах нескладывающихся частей крыла и оперения в точности соответствует таковому на советском Су-27К . Утверждается, что в конструкции планера J-15 применена значительно большая, чем у Су-33, доля композитных материалов, что способствует снижению его веса.

Силовая установка

Для опытной серии истребителя Китай закупил двигатели АЛ-31Ф российского производства (такие же, какие стоят на Су-27 и Су-33) с форсажной тягой в 12500 килограммсил. В дальнейшем планируется перейти на его китайский аналог WS-10H, выпускающийся государственной корпорацией «Тайхань», а в перспективе - на более мощную версию этого двигателя, WS-10A, развивающего на форсаже до 13500 кгс. Однако до настоящего времени двигателестроение Китая существенно отстаёт от российского, так что доведение двигателей серии WS-10 до сравнимых с АЛ-31 надёжности и ресурса может занять ещё несколько лет. Как признал в интервью 2013 года Сунь Цун, главный конструктор самолёта J-15 - двигатели являются его слабым местом, поэтому ещё значительное время Китай в этом плане будет зависеть от поставок из России.

Вооружение и оборудование

По бортовому оборудованию и оснащению кабины J-15 должен заметно превосходить российский Су-33 хотя бы потому, что разрабатывался на двадцать пять лет позже. Как сообщается, китайский истребитель получил бортовой локатор с фазированной антенной решёткой, мощный вычислительный комплекс на современной элементной базе и вполне современную эргономику кабины с многофункциональными дисплеями. Согласно заявлениям китайских военных - по уровню бортового оборудования J-15 не уступает самым современным палубным самолётам, таким как американский

25 сентября текущего года первый китайский авианосец «Ляонин» официально вошел в состав ВМС Народно-освободительной армии Китая /НОАК/. После этого, авианосец «Ляонин» прошел серию технологических испытаний. К настоящему времени на авианосце было завершено более ста тренировок и испытаний. Как сообщил источник в военно-морских силах Китая, на днях на палубу авианосца «Ляонин» была совершена успешная посадка истребителя «Цзянь-15». Взлет и посадка истребителей на палубу авианосца считаются трудной технической задачей, поэтому посадка истребителя «Цзянь-15» на палубу авианосца «Ляонин» вызвала большое внимание международного сообщества.

Ведущие СМИ США, Японии, России, Пакистана, Польши и других стран мира считают, что официальное вступление авианосца «Ляонин» в состав ВМС НОАК и совершение посадки истребителя на палубу авианосца означают, что состав китайских военно-морских сил намного усилился. Взлет и посадка истребителя на палубу авианосца открыли новую эпоху в развитии китайских военно-морских сил. Китайский авианосец совершил тренировку высшей степени сложности.

Говоря о трудностях во время проведения взлетно-посадочных тренировок, военный специалист Инь Чжуо сказал:

«Первая трудная задача - это преодоление психологических препятствий. Для совершения истребителями взлетов и посадок на земле необходима взлетно-посадочная полоса длиной не меньше 3000 метров. Посадка на палубу авианосца осуществляется совсем по-другому. Длина взлетно-посадочной полосы на авианосце составляет всего 195 метров, то есть летчик должен остановить самолет на площади в 195 метров. Это большое испытание для летчиков. Кроме того, хвост авианосца постоянно колышут волны. Обычно колебания составляют 1-2 метра. Это тоже следует учитывать. Если колебания слишком большие, самолет может не вписаться в посадочную площадку. Поэтому летчики истребителей должны быть высококлассными профессионалами».

«Цзянь-15» был разработан на основе технологий китайских военных самолетов третьего поколения. Это аналог российских Су-33 и американских F-18. «Цзянь-15» характеризуется широким радиусом действия и высокой мобильностью, способен нести противокорабельные ракеты, ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и высокоточные бомбы.

«Цзянь-15» обладает складывающимися крыльями и оснащен двумя двигателями высокой мощности. На нем также имеется современное устройство по увеличению подъемной силы самолета, в сочетании со взлетно-посадочным устройством и посадочным крюком обеспечивается успешный взлет и посадка истребителя на палубу авианосца. Вот что сказал профессор Университета обороны Китая, специалист по вопросам военной стратегии Ван Баофу:

«Для обычных самолетов, кроме вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, очень опасно совершать взлеты и посадки на таких маленьких пространствах. Из мировой истории развития кораблестроения видно, что испытания и тренировки на авианосцах очень опасны, даже для западных стран и стран, которые имеют мощные военно-морские силы. Можно считать это самой опасной работой в мире».

Американские СМИ в своих репортажах отмечают, что успешная посадка истребителя на палубу авианосца обозначает повышение военной мощи Китая, однако, согласно докладу министерства обороны США, Китаю необходимо несколько лет, чтобы подготовить авианосец к практическим боевым действиям. Профессор Ван Баофу отметил, что преодоление трудностей в совершении взлетов и посадок истребителей, безусловно, очень важно, однако обеспечение полной боеспособности этого процесса требует времени.

«Для создания авианосной ударной группы не только необходим сам авианосец, истребители, но и вспомогательные части. Кроме того, необходимо повысить способности взаимной координации, единого командования и т.д.. Это огромная систематическая программа, для выполнения которой необходим большой промежуток времени. На мой взгляд, это только начальный этап. Как мы знаем, в США и Великобритании от производства авианосца до создания авианосных ударных групп прошло немало времени. Может быть, у нас все будет развиваться быстрее, однако, все равно времени необходимо немало. Поэтому мы должны продолжать усилия в данном направлении».-0-

ВСЕ ФОТО

В качестве основы для китайского истребителя взят опытный самолет Т10К советских времен, который достался КНР от Украины. Ранее китайским инженерам не удавалось решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей
qq.com

Шеньянская авиационная корпорация Китая создала копию российского палубного истребителя Су-33. Модель получила название J-15 (Цзянь-15), передает "Интерфакс" со ссылкой на майский выпуск авторитетного военного издания Kanwa Asian Defence, которое выходит в Канаде и Гонконге.

В качестве основы для китайского истребителя взят опытный самолет Т10К советских времен, который достался КНР от Украины. Ранее китайским инженерам не удавалось решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей, однако теперь эта задача решена.

Остается неясным, совершил ли новый самолет первый испытательный полет. После заводских испытаний истребитель будет отправлен в центр ВВС в Янляне, так как у ВМС Китая не собственного испытательного центра для морской авиации.

Напомним, что Россия, желая выйти на китайский рынок вооружений, передала Пекину "отверточную" сборку истребителей Су-27СК, однако этот шаг не оправдал себя. В итоге Китай выявил технологию , модернизировал самолет и начал налаживать серийное производство, назвав его J-11. Таким образом, КНР может потеснить РФ с рынка вооружений третьих стран, высказывают предположения эксперты.

Россия начала поставки Су-27СК в Китай в 1992 году. Тогда был заключен договор на 76 истребителей этого класса, а в 1995 году РФ продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 года под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов.

К 2003 году Россия поставила 95 комплектов для J11, еще на 105 Китай контракт не подписал. Официально китайская сторона объяснила односторонний выход из соглашения ограниченными боевыми возможностям самолета. Постепенно начал нарастать удельный вес китайских компонентов и достиг в итоге 90%. Уже в 2007 году Китай продемонстрировал первые прототипы модели J-11B - почти полную копию Су-27СМК.

На данный момент Китай наладил серийное производство истребителей J-10, J-11 и FC-1, являющихся копиями российских Су-27/30 и МиГ-29. В ближайшее время КНР намерена построить и продать не менее 1200 истребителей по ценам, ниже российских "оригиналов".

РФ пытается защитить технологии от "пиратов"

После инцидента с J-11, копирующим российский Су-27СК, РФ официально уведомила Китай о том, что производство копий истребителей является нарушением межгосударственных договоренностей и пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности.

В марте этого года Минюст России завершил подготовку поправок в закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", в котором к прочим целям государства в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) добавилась и защита интеллектуальной собственности на продаваемое оружие.

Законопроект, текст которого доступен на сайте министерства, сначала должен быть обсужден на заседании правительства и в случае одобрения будет внесен в Госдуму. Как следует из документа, в контрактах, заключенных с иностранными государствами на поставку того или иного вооружения, представителям государства отныне необходимо прописывать условия использования нашего вооружения таким образом, чтобы в последующем появлялась возможность в международных судах привлечь к ответственности тех, кто использует российские разработки незаконно.

Стоит отметить, что Китай не единственная страна, которая наладила "пиратское" производство по российским технологиям. По информации "Рособоронэкспорта", по просроченным лицензиям либо вообще без них более 15 государств (в том числе Болгария, Румыния, Египет)делают автоматы Калашникова. В массовом порядке копируется стрелковое оружие — например, пулеметы Калашникова (ПКС, ПКТ, ПКБ). Оружейные "пираты" переключились и на реактивные системы залпового огня (например, РСЗО "Смерч"), оборудование для танков и самолетов (радары).

Эксперты считают, что самым эффективным способом защиты на данный момент будет международный патент на российские военные разработки.

Характеристики российского Су-33

Су-33 является палубным истребителем четвертого поколения и находится на вооружении ВМФ РФ с 1991 года. Первый полет истребителя, разработанного ОКБ "Сухой", состоялся в 1987 году. С 1992 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре было начато серийное производство.

Су-33 предназначен для противовоздушной обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Выполнен по схеме "триплан" с передним горизонтальным оперением, установленным на наплыве крыла. Истребитель оснащен также складывающимся крылом и стабилизатором. Введена система дозаправки топливом в воздухе с выпускаемой топливоприемной штангой.

Вооружение Су-33 включает встроенную пушку, противокорабельную ракету "Москит" и ракеты класса воздух-воздух. Самолет оснащен мощным прицельным комплексом, состоящим из радиолокационной станции и оптико-локационной системы, позволяющей атаковать самолет противника в режиме полного радиомолчания.

В кабине пилота находятся пилотажно-навигационные приборы, позволяющие выполнять полеты и боевые задачи при любых метеоусловиях. Информация отображается на фоне лобового стекла. На самолете применена нашлемная система целеуказания типа НСЦ-1. Эта система осуществляет захват головками самонаведения ракет цели, на которую направлен визир, закрепленный на шлеме пилота.

Самолет не имеет аналогов среди зарубежных машин и значительно превосходит истребители Р-14 и Р-18 - основные палубные истребители ВМФ и корпуса морской пехоты США.


КИТАЙСКИЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ J-15 FLYING SHARK

CHINESE DECK FIGHTER J-15 FLYING SHARK

8.09.2010
Как сообщает августовский выпуск журнала Kanwa со ссылкой на авторитетного источника в российской авиационной промышленности, российской стороне стало известно о факте производства в КНР первого палубного истребителя J15 и второй партии истребителей J11B в конце 2009 г. В ходе приемочных испытаний, проводимых ВВС КНР, у J11B в воздухе возникли вибрации, поэтому ВВС до сих пор отказываются принимать 16 самолетов.

12.07.2011
В 2011 ГОДУ КИТАЙ БУДЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ТРИ ЛЕТНЫХ ПРОТОТИПА ПАЛУБНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ J-15
Выходящий в Канаде журнал Kanwa Defense Review в своем июльском номере утверждает, что в этом году Китай будет иметь три летных прототипа палубного истребителя J-15. Два уже летают, третий будет «полнофункциональным».
В настоящее время проводятся испытания оружия и интеграция усовершенствованной РЛС, способной обнаруживать морские цели для использования «крупномасштабных» противокорабельных ракет китайского производства, в частности, авиационного варианта ПКР YJ-62 с дальностью стрельбы не менее 400 км.
Источники сообщили, что первый прототип J-15 был оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф, но в будущем серийные самолеты должны летать на китайских ТРДДФ Taihan. Эти двигатели уже устанавливаются на истребители J-11B.
Истребители J-15 и J-11B по своей конструкции и размерам практически идентичны российскому Су-33. Но китайские авиационные эксперты утверждают, что J-15 является «независимой интеллектуальной собственностью», так как имеет РЛС, авионику и двигатели отечественного производства, и в этом отношении разительно отличается от российского аналога.
Размещенные в китайском интернете фотографии J-15 показывают, что первый прототип оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф и широкоугольным тактическим индикатором на фоне лобового стекла от J-11B. Авионика J-15 и J-11B имеют много общего. Были фотографии самолета, окрашенного в цвета ВМС Китая, это означает, что этап заводских испытаний завершен. Завершение заводских испытаний означает, что самолет достиг производственных требований.
Заводские испытания продолжались более двух лет, что говорит о «беспрецедентных трудностях». После их завершения самолет был передан на испытательную базу Янь Лянь. Здесь самолет, если все пойдет по плану, будет испытываться еще два-три года.
Китай произвел в общей сложности три прототипа J-15, два окрашены в цвета ВМС, третий проходит заводские испытания. Может существовать еще один прототип для статических испытаний.
Военный паритет

24.11.2012
ВВС Китая впервые смогли посадить свой истребитель на палубу авианосца. Правда, об этом успехе почему-то сообщили не сами военные, а местная газета «Саут Чайна Морнинг пост».
Издание уверяет, что успешная посадка истребителя J-15 на палубу авианосца «Ляонин» произошла еще 13 ноября 2012 года. Случилось это в Бохайском заливе, где проходит очередной этап морских испытаний корабля.
Сообщается также, что экипаж авианосца только в октябре 2012 года впервые приступил к отработке взаимодействия с палубной авиацией. По данным издания, до 13 ноября 2012 года китайские летчики лишь касались палубы корабля, а затем вновь взмывали в воздух и уходили на наземную базу.

10.03.2013


Китайский перспективный истребитель J-15, который войдет в состав авиагруппы авианосца «Ляонин», по своим техническим характеристикам и боевым возможностям близок к американскому F/A-18 Hornet.
Об этом, как сообщает со ссылкой на «Синьхуа» издание Lenta.ru, заявил главный конструктор китайского самолета Сунь Цун (Sun Cong).
По его словам, речь идет о таких важных параметрах, как бомбовая нагрузка, боевой радиус и маневренность. О какой именно версии F/A-18 идет речь, Цун не уточнил.
При выполнении боевых задач J-15 способен прикрывать зону радиусом более тысячи километров. Как отмечает Flightglobal, также ссылаясь на слова Цуна, такой боевой радиус будет доступен J-15 после установки на него двигателей китайской разработки.

13.03.2013


Следующее поколение палубных китайских истребителей будет представлено к 2020 году, сообщил в понедельник главный конструктор истребителя «Цзянь-15″ (J-15) Сунь Цуна, заявление конструктора прозвучало на проходящей в Пекине 1-й сессии Всекитайского комитета народного политического консультативного совета (ВК НПКСК) 12-го созыва, передает ИТАР-ТАСС.
«В настоящее время запущена в производство небольшая партия истребителей «Цзянь-15″, а следующее поколение палубных истребителей будет представлено к 2020 году», — рассказал конструктор.
Он также отметил, что на данный момент «Цзянь-15″ используются для тренировки летного состава, а следующим этапом станет превращение их в боевую единицу палубной авиации.
По мнению эксперта из Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая Ду Вэньлуна, к 2020 году новые палубные истребители поступят на вооружение и войдут в состав сил морской авиации. Говоря об истребителе, который может стать основной боевой единицей китайской палубной авиации, эксперт подчеркнул, что «Цзянь-31″ (J-31) стал бы хорошим выбором.

14.05.2013


В провинции Ляонин на северо-востоке Китая сформирована первая авиационная группа авианосного базирования, сообщает CNTV. Авиаподразделение будет основой «Ляонина» — первого китайского авианосца. Формирование этого подразделения знаменует собой важную веху в развитии военно-морских сил Китая.

11.09.2013
Выступая в эфире китайского телевидения 4 сентября, известный китайский военно-морской комментатор контр-адмирал Инь Чжо, комментируя сюжет, где был продемонстрирован палубный истребитель J-15 в стандартной окраске авиации ВМС НОАК, заявил, что разработка самолета уже завершена и проект вступает в фазу серийного производства. Инь Чжо отметил, что ранее на «Ляонине» проходили испытания 5 опытных экземпляров самолета в желтой заводской окраске. Появление самолетов в окраске и с опозновательными знаками ВМС НОАК означает, что его испытания завершены, он принят на вооружение и поступает в войска.

19.09.2013


15 сентября палубные истребители J-15 начали взлеты и посадки с подвесным ракетным и бомбовым вооружением. Об этом сообщает со ссылкой на mil.news.sina.com.cn издание «Военный паритет». 17 сентября репортеры сообщили, что J-15 успешно завершил испытания с максимальной посадочной массой на палубу авианосца «Ляонин» (экс- «Варяг»). Сообщается, что на истребителях были замечены УР воздушного боя малой дальности PL-8B (на торцах крыла, разработаны на базе израильской ракеты Python-3) и средней дальности Р-27 (российского производства, на подфюзеляжных пилонах), а также противокорабельные ракеты YJ-83K (сверхзвуковой вариант ПКР YJ-82, масса от 850 до 1200 кг, дальность стрельбы более 250 км) и макеты бомб массой 500 кг (на внутренних подкрыльевых пилонах).

07.10.2013
Иностранные СМИ полагают, что Китай, вероятно, начал серийное производство палубных истребителей J-15, сообщает mil.news.sina.com.cn 3 октября.
Американское издание Strategy Page 1 октября напоминает, что в ноябре 2012 года была произведена первая посадка J-15 на авианосец «Ляонин». По оценке издания, Китай построил около 20 тестовых машин, из которых только пять задействованы в летных испытаниях. В настоящее время эти пять машин проходят интенсивные испытания на авианосце, вероятно, после их завершения самолет будет запущен в серийное производство. Понадобится примерно 10 лет, чтобы китайцы смогли полностью освоить эксплуатацию самолетов на палубе авианосца и эффективно устраняли неполадки.
Также сообщается, что J-15 не способен выполнять взлет с палубы с большой боевой нагрузкой (бомбы и противокорабельные ракеты), для этого необходима катапульта, которой на «Ляонине» нет. В настоящее время истребитель может выполнять задачи только в качестве истребителя-перехватчика. Новый авианосец, который находится на стадии строительства, вероятно, будет оснащен катапультной системой взлета. Носовая стойка шасси J-15 подходит для разгона катапультой.
Военный паритет

04.12.2013
Шеньянская авиастроительная компания ведет серийное производство и поставку палубных истребителей J-15 для авиации ВМС Китая, сообщает 3 декабря mil.news.sina.com.cn.
В настоящее время имеется 9 прототипов (7 летных с б/н 551, 552, 553, 554, 555, 556 и 557) и четыре серийных самолета (б/н 101, 102, 103 и 104, окрашены в цвета авиации ВМС). Количество самолетов первой серийной партии может составить 12-15 единиц, на стапелях находится от 6 до 8 машин. Как ожидается, в 2015 году количество самолетов этого типа составит около 35 единиц.
По мнению аналитиков, этот самолет создан на основе прототипа Т-10К-3, полученного из Украины (Су-33) с использованием технологий J-11B/BS (китайская копия Су-27СК/УБК).
Военный паритет

04.12.2013
Недавно канадский военный журнал Kanwa Defense Review выпустил статью с публикацией спутниковых снимков и другой доступной информации, касающихся производства в Китае истребителей J-11B/BS, сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn.
Журнал пишет, что J-11B и BS (одноместный и двухместный истребители, созданы на базе Су-27СК/УБ) все еще не прошли весь цикл испытаний и до сих пор сталкиваются с техническими проблемами. Медленный темп производства может объясняться тем, что J-11BS переоснащаются под китайские двигатели WS-10A.
За шесть лет производства Шеньянская авиастроительная корпорация выпустила всего 62 самолета J-11B/BS. Недостаток тяжелых истребителей вынуждает ВВС Китая импортировать истребители Су-35 из России, пишет журнал.

10.12.2013
Китайская авиастроительная компания Shenyang Aircraft Corporation занимается разработкой нескольких специальных версий нового палубного истребителя J-15, сообщает портал mil.news.sina.com.cn. В частности, речь идет о спарке, самолете радиоэлектронной борьбы и самолете-заправщике. Первый полет самолета-заправщика на базе J-15 планируется осуществить в течение ближайших трех-пяти месяцев.
Двухместная версия J-15 ? J-15S ? осуществила первый полет в ноябре 2012 года. Подробности об этом проекте пока неизвестны. В версии же самолета-заправщика J-15 получит подвесное заправочное оборудование и сможет производить дозаправку других палубных летательных аппаратов, включая однотипные.

16.12.2013
В то время как военные наблюдатели полагают, что новый истребитель J-31 заменит палубный J-15 (база Су-27К), заместитель главного инженера авиастроительной корпорации AVIC Сан Конг (Sun Cong) заявил, что, скорее всего, J-15 в течение ближайших 10 лет будет единственным типом палубного боевого самолета авиации ВМС НОАК, сообщает wantchinatimes.com 13 декабря.
Военный аналитик Ли Сяоцзянь (Li Xiaojian, Пекин) считает, что сейчас для Китая более важным является разработка самолета РЭБ авианосного базирования, а не создание палубного истребителя нового поколения. J-15 является достаточно хорошей платформой для создания самолета РЭБ, который может не только создавать помехи, но и нарушать работу радаров и других электронных систем противника.
Военный Паритет

23.12.2013


Журнал Jane’s Defence Weekly в статье Huangdican AB imagery shows scope of Chinese carrier ambitions опубликовал приобретенный у европейской космической компании Astrium (входящей в состав объединения EADS/Airbus) сделанный 25 октября 2013 года спутниковый снимок достроенного китайского наземного испытательно-тренирочного комплекса корабельной авиации, являющегося аналогом комплексов в бывшем СССР (советского НИТКА в Крыму и нового российского в Ейске).
Китайский комплекс сооружен на аэродроме Хуаньдикун (Huangdicun, координаты 40.500000 N, 120.657222 E), расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря, в 8 км южнее города Синчэн (провинция Ляонин) и одноименного аэродрома Синчэн Академии авиации ВМС НОАК.
Строительство китайского комплекса в Хуаньдикун было начато в 2008 году и завершено к 2013 году, хотя первый взлет опытного образца палубного истребителя J-15 с трамплина комплекса состоялся в январе 2012 года.