Особенности управления акционерными обществами
Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной м ере предпринимательскую активность. В современных условиях фактор управления является определяющим не только в решении задач выживания, но и высокой эффективности развития предприятий с государственным капиталом.
В частности, многое зависит от руководителя. Необходимо отказаться от традиционной, сложившейся прежде безусловной поддержки тех руководителей предприятий, которые имеют антирыночный менталитет, не сумели приспособиться к требованиям рынка. Если в акционерном обществе, где государство выполняет роль "твердого ядра", сохраняется старая система управления, то будет дискредитирована сама идея смешанной собственности, ибо такое акционерное общество не сможет выдержать конкурентной борьбы.
По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.
Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ вообще по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм.
Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее, эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подсобного акционерного общества извращается.
Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.
Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.
Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.
Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества не допустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам, Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.
Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размерыэтой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.
Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Он еще и активный член органов управления общества, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций, и другие вопросы политики акционерного общества. Действенность управления данным видом акционерного общества зависит от компетенции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Обладая такими обязанностями, представитель государства должен иметь соответствующие права и возможности. Представитель государства в письменной форме должен согласовывать с органами исполнительной власти: а) проекты решений, которые он будет вносить; б) свое будущее голосование по наиболее важным проектам решений, предложенных другими членами органов управления обществом. Необходимо также представлять отчеты об организационной и финансово-хозяйственной деятельности компании.
В интересах эффективного участий в управлении акционерным обществом с государственным капиталом представитель государства должен знать предприятие и его особенности. Он должен быть поставлен в такие условия, чтобы можно было проявлять предпринимательскую инициативу и творчество в проведении научно-технической и инновационной политики, реально отвечать за целесообразность и плодотворность использования государственного капитала, Только тогда управление пакетом акций государства может стать эффективным.
Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.
6. Акционерное общество
Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества
1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 98. Образование акционерного общества
1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме.
2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.
4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.
Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Статья 99. Уставный капитал акционерного общества
1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.
2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.
3. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.
4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи), общество подлежит ликвидации.
5. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.
Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
3. В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.
Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
2. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.
Статья 102. Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.
2. Акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
3. Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
до полной оплаты всего уставного капитала;
если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.
Статья 103. Управление в акционерном обществе
1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.
К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).
В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.
К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.
Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества
1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.
2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.
---
Гражданский кодекс Российской Федерации
(части первая, вторая и третья)
(с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)
Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу на-учиться управлять такими обществами с учетом их специфики, сти-мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель-скую активность. По критерию участия в капитале и влияния госу-дарства на управление можно выделить три группы акционерных об-ществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с при-надлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государ-ственным пакетом акций, не являющимся контрольным. Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организацион-но-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи-вости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государ-ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущест-венную ответственность, что создает возможность обращения имуще-ства такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно-сти на имущество и ответственность по своим долгам создают объек-тивные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм. Государство-акционер непосредственно не управляет производст-вом, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих пред-ставителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие ор-ганы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на вы-пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо-собность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается. Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой меха-низм взаимоотношений между государственными органами и орга-нами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капи-талом, где государство выступает в качестве единственного акционе-ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа об-щества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Прин-цип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акцио-нерного общества с государственными органами, сводится к разум-ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства. Более перспективны акционерные общества, в которых государ-ству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества пред-ставляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью ос-новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко-личество акций и создаются условия для широкого привлечения в эко-номику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохра-няется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов об-щества. Существуют производства, перевод которых в частные акционер-ные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они под-вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государ-ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает. Управление акционерными обществами с государственным кон-трольным пакетом акций осуществляется главным образом предста-вителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное боль-шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста-вителям государства приходится считаться с мнением других акцио-неров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций. Роль представителя государства трудно переоценить. Это не про-сто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви-тия. С помощью своих представителей государство оказывает влия-ние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества. Функции и права представителя государства, управляющего па-кетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные от-личия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционе-ров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.Кадры руководителей в акционерных обществах До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управ-ления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, раз-мещение и размеры предприятий, планирование численности работ-ников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений. Еще более жестко регламентировались решения стратегического характера - о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее эксплуатационных ха-рактеристиках, о показателях качества и надежности. Государствен-ная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, ко-эффициенты использования материалов, организационную структу-ру предприятий и т. п. В этих условиях руководитель в процессе свое-го должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие по-лучать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льгот-ных условий финансирования и снабжения и т. п. Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономичес-кой реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самосто-ятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления исполь-зования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические реше-ния, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использо-вать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавли-ваемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя - предприимчивость. В новых условиях в составе кад-ров руководителей акционерных обществ должны произойти корен-ные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социаль-но-экономических отношений. Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессио-нально - квалификационными характеристиками. Важнейшими со-ставляющими этой структуры в современных условиях являются:
Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные
Вашему вниманию предлагается исследование возможностей социально-ориентированных сетевых технологий для развития гражданского общества и его модернизации.
Одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали библиотеки. Их называют как виртуальными, так и электронными, цифровыми библиотеками. Особенность такого рода библиотек состоит в том, что определенная часть информационного фонда
В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .
На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».
В чем же государство видит реализацию данной стратегии?
Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:
При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.
Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).
Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:
В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».
Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.
В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.
По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.
Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.
Статус АО | Количество АО |
---|---|
Ведущие стабильную ФХД | 1798 |
Внесено/завершается внесение в УК ВИС | 356 |
Банкротство (конкурсное производство) | 197 |
Не ведет ФХД | 77 |
Ликвидация | 64 |
Приватизировано | 55 |
Банкротство (наблюдение) | 18 |
Выпуск акций не зарегистрирован | 15 |
Банкротство (внешнее управление) | 11 |
Реорганизация | 2 |
Ликвидировано | 1 |
Передано в собственность субъекта РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Общий итог | 2595 |
Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).
Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.
Субъект осуществления прав акционера-РФ | Количество АО |
---|---|
Росимущество | 2260 |
Минобороны России | 277 |
ГК «Ростехнологии» | 30 |
ГК «Росатом» | 18 |
Доверительное управление | 5 |
Минкомсвязь России | 1 |
Минэкономразвития России | 1 |
ЦБ РФ | 1 |
Минтранс России | 1 |
Правительство РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.
При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:
В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.
Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).
Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.
Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.
Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:
Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.
Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 45 |
22 | |
11 | |
5 | |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки | 4 |
3 | |
ТЭК | 2 |
2 | |
2 | |
Металлургия | 2 |
2 | |
Прочие отрасли | 1 |
1 | |
Предоставление услуг | 1 |
Общий итог | 103 |
Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:
1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).
В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).
Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.
ФОИВ | Количество АО | Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, % |
---|---|---|
258 | 18% | |
248 | 18% | |
157 | 11% | |
Федеральное дорожное агентство | 141 | 10% |
106 | 7% | |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям | 89 | 6% |
Министерство обороны Российской Федерации | 67 | 5% |
Федеральное агентство воздушного транспорта | 30 | 2% |
Министерство образования и науки Российской Федерации | 29 | 2% |
29 | 2% | |
Федеральное агентство морского и речного транспорта | 28 | 2% |
26 | 2% | |
Министерство культуры Российской Федерации | 24 | 2% |
22 | 2% | |
Федеральное агентство по рыболовству | 19 | 1% |
18 | 1% | |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации | 12 | 1% |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 12 | 1% |
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом | 11 | 1% |
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) | 88 | 6% |
Общий итог | 1414 | 100% |
Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.
2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.
Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.
ФОИВ | Общий итог | ||||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | - | 1 | 18 |
Федеральное космическое агентство | 9 | 2 | 1 | - | 12 |
4 | 2 | 2 | 1 | 9 | |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 3 | 1 | - | - | 4 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | - | - | 4 |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
1 | - | - | - | 1 | |
- | - | 1 | - | 1 | |
Министерство экономического развития Российской Федерации | - | 1 | - | - | 1 |
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | - | - | - | 1 |
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | - | - | - | 1 |
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | 1 | - | - | - | 1 |
Общий итог | 41 | 14 | 6 | 4 | 65 |
3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.
Таблица 6. Анализ стратегических АО.
ФОИВ | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | 17 | ||
Федеральное космическое агентство | 8 | 2 | 1 | 11 | |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство транспорта Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 2 | 2 | |||
Федеральное агентство по государственным резервам | 1 | 1 | |||
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | 1 | |||
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | 1 | 1 | |||
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Общий итог | 36 | 11 | 4 | 1 | 52 |
Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).
Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.
Наименование региона РФ | Количество АО | Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, % |
---|---|---|
г. Москва | 293 | 21% |
Московская область | 92 | 7% |
Краснодарский край | 79 | 6% |
Санкт-Петербург | 73 | 5% |
Свердловская область | 53 | 4% |
Новосибирская область | 37 | 3% |
Ростовская область | 34 | 2% |
Красноярский край | 29 | 2% |
Тульская область | 25 | 2% |
Саратовская область | 25 | 2% |
Хабаровский край | 23 | 2% |
Челябинская область | 23 | 2% |
Ярославская область | 19 | 1,3% |
Воронежская область | 19 | 1,3% |
Приморский край | 19 | 1,3% |
Самарская область | 19 | 1,3% |
Тверская область | 18 | 1,3% |
Ивановская область | 18 | 1,3% |
Смоленская область | 18 | 1,3% |
Пермский край | 18 | 1,3% |
Кемеровская область | 17 | 1,2% |
Ставропольский край | 16 | 1,1% |
Нижегородская область | 16 | 1,1% |
Архангельская область | 15 | 1,1% |
Алтайский край | 15 | 1,1% |
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) | 393 | 27,8% |
Общий итог | 1406 | 100% |
Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.
Рис.2. Отраслевой анализ АО.
В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).
Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.
Отрасль | Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа | Общий итог | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дальне-восточный ФО | Приволж-ский ФО | Северо-западный ФО | Северо-Кавказс-кий ФО | Сибирс-кий ФО | Уральс-кий ФО | Централь-ный ФО | Южный ФО | Зарубежная собствен-ность | ||
Сельское хозяйство | 8 | 34 | 11 | 14 | 30 | 4 | 57 | 38 | - | 196 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 8 | 9 | 12 | 6 | 14 | 14 | 55 | 9 | - | 127 |
ТЭК | 6 | 4 | 10 | 6 | 8 | 11 | 35 | 23 | 3 | 106 |
Предоставление услуг | 5 | 14 | 11 | 5 | 12 | 7 | 33 | 13 | 100 | |
Прочие отрасли | 3 | 11 | 4 | 1 | 16 | 2 | 48 | 10 | 2 | 97 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 6 | 8 | 13 | 3 | 4 | 8 | 46 | 3 | - | 91 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 1 | 12 | 18 | 3 | 5 | 10 | 38 | 2 | 1 | 90 |
Дорожное хозяйство | 18 | 11 | 7 | 4 | 11 | 2 | 24 | 10 | - | 87 |
21 | 9 | 13 | 3 | 6 | 6 | 14 | 10 | 2 | 84 | |
ВПК | 1 | 10 | 12 | - | 9 | 5 | 37 | - | - | 74 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 5 | 7 | 6 | 1 | 6 | 3 | 41 | 2 | - | 71 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | 6 | 5 | - | 4 | 5 | 26 | 4 | - | 51 |
14 | 17 | 32 | 7 | 22 | 29 | 103 | 16 | - | 240 | |
Общий итог | 97 | 152 | 154 | 53 | 147 | 106 | 557 | 140 | 8 | 1414 |
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.
Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.
Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 36 |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 27 |
ТЭК | 26 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 24 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 21 |
Дорожное хозяйство | 19 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 16 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 12 |
Прочие отрасли | 11 |
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление | 11 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 11 |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 8 |
Легкая, пищевая, мебельная промышленность | 7 |
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание | 6 |
Предоставление услуг | 5 |
Сельское хозяйство | 5 |
Металлургия | 5 |
Культура, искусство, архитектура, кинематография | 3 |
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность | 1 |
Промышленность строительных материалов | 1 |
Общий итог | 258 |
Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.
Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
более 500 млн. руб. | 11 | 9 | 4 | 6 | 30 |
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. | 38 | 7 | 31 | 20 | 96 |
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. | 38 | 1 | 6 | 3 | 48 |
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | 91 | 1 | 3 | 3 | 98 |
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. | 107 | 1 | 16 | 11 | 135 |
менее 100 тыс. руб. | 456 | 39 | 77 | 88 | 660 |
убыток | 224 | 18 | 38 | 20 | 300 |
Общий итог | 965 | 76 | 175 | 151 | 1367 |
Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.
По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.
Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.
Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Отрасль | Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли | Общий итог | Процент рентабельных от общего количества АО | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Высокорент абельные (более 25%) | Рентабель-ные (15%-25%) | Малорента-бельные (менее 5%) | Убыточные | |||
Сельское хозяйство | 22 | 6 | 123 | 41 | 192 | 79% |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 5 | 4 | 90 | 24 | 123 | 80% |
ТЭК | 6 | 1 | 79 | 20 | 106 | 81% |
Предоставление услуг | 3 | 83 | 12 | 98 | 88% | |
Прочие отрасли | 4 | 4 | 66 | 23 | 97 | 76% |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 3 | 1 | 69 | 18 | 91 | 80% |
Все виды машиностроения и металлообработка | 3 | - | 68 | 16 | 87 | 82% |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 4 | - | 47 | 30 | 81 | 63% |
Дорожное хозяйство | - | 1 | 52 | 25 | 78 | 68% |
ВПК | 4 | 2 | 52 | 13 | 71 | 82% |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | - | - | 46 | 15 | 61 | 75% |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | - | 36 | 13 | 50 | 74% |
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) | 8 | 4 | 170 | 50 | 232 | средняя рентабельность: 79% |
Общий итог | 60 | 26 | 981 | 300 | 1367 | 78% |
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.
В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.