Здоровье и выбор профессии презентация. Здоровье и профессия. Организационное начало урока

Здоровье и выбор профессии презентация. Здоровье и профессия. Организационное начало урока

Занятие начинается с показа презентации. Слайд 1

Подходя к выбору будущей профессии серьезно и ответственно, следует не забывать, что будущая профессия должна быть, не только интересна и увлекательна для Вас, пользоваться спросом на рынке труда, соответствовать Вашим способностям, и быть безопасной для Вашего здоровья.

Итак, тема нашего занятия называется “ Профессия и здоровье”.

Вначале занятия предлагается провести разминку “Мир профессий”. Подросткам необходимо назвать как можно больше профессий, начинающихся на буквы “З, Д,О,Р,В,Е” Слайд 2

Напомнить значение слова здоровье нормальное состояние организма человека, при котором правильно действуют все его органы.

Основная часть.

Педагог просит расставить по порядку личной значимости предпочитаемые для детей ценности. Слайд 3

  • Назовите ценности, вошедшие в пятерку первых.
  • На какое место каждый из Вас поставил такую ценность как здоровье?
  • Определяя место здоровью, задумывались ли Вы о реальном состоянии Вашего организма?

В результате обсуждения подвести детей к выводу, что здоровье изначально принадлежит человеку и управляется им самим, независимо от того, осознает он это или нет.

А знаете ли вы о состоянии Вашего здоровья?

Детям предлагается ответить на вопросы методики “Мое здоровье” с дальнейшим обсуждением результатов. Чем больше у вас ответов “нет”, тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов - сигнал о неблагополучии.

Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. .

Акцентировать внимание детей на том, что необходимо прислушиваться к этим сигналам, в противном случае неминуемо ждут серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы укреплять и сохранять здоровье, то есть управлять им, необходимо знать, что влияет на его формирование от чего же мы заболеваем? В ответах подчеркиваются высказывания о наследственных заболеваниях, инфекционных, заболеваниях вызванных образом жизни.

Педагог сообщает, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существуют факторы, влияющие на формирование здоровья человека. Слайд 4

Данные факторы могут оказывать различное влияние на наше здоровье.

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические

Состояние окружающей среды

Медицинское обеспечение

Условия и образ жизни

Заполнив таблицу, зачитать народную пословицу “Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому” обсудить, что поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение.

Что помогает человеку защититься от болезней? В беседе подчеркнуть защитные функции самого организма.

Напомнить значение слова иммунитет – способность организма противостоять инфекциям, микробам, болезням.

Как помочь организму бороться с болезнями? укрепить иммунитет? Педагог предлагает детям правила здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет. Слайд 5

Детям предстоит определить, как они относятся к своему здоровью, выполнив анкетирование “Соблюдаете ли вы меры профилактики инфекционных заболеваний”. Подводя итоги анкетирования, педагог еще раз подчеркивает, что человек сам несет ответственность за свое здоровье, используя принятые во всем мире меры профилактики (прививки, гигиена питания, своевременное обращение за медицинской помощью, здоровый образ жизни).

Спросить знают ли дети, где можно выяснить о соответствии уровня здоровья выбранной профессии?

Законом нашего государства предусмотрено, что подростки должны проходить медицинский осмотр перед поступлением на любую работу, независимо от степени ее вредности и тяжести.

Предлагается перечислить специальности посещаемых врачей (невропатолог, окулист, психиатр, хирург, нарколог, терапевт). Для чего нужны различные врачебные специальности? Слайд 6

Педагог сообщает, что в ходе проведения медицинских осмотров решается вопрос о годности подростка для обучения или работы в избранной им профессии, и на основании данных о состоянии здоровья даются рекомендации профессионального труда.

Подчеркивается, что по результатам медицинских осмотров довольно значительное число подростков из-за отклонений в состоянии здоровья, в той или иной степени ограничены в выборе профессии, а связано это с тем, что многие из осваиваемых подростками профессий предъявляют повышенные требования к органам зрения, слуха, сердечно-сосудистой системе, опорно-двигательному аппарату. При обсуждении педагог подводит детей к выводу, что при выборе профессии следует учитывать условия, в которых необходимо трудиться, а также требования, предъявляемые профессиональным трудом к организму человека.

Дается понятие условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье работника . Слайд 7

Безопасными условиями труда считают такие условия, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов. .

Вредным производственным фактором называют фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение трудоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. .

Педагог предлагает определить, какие факторы производственной сферы влияют на человека в определенных условиях труда. Где выше вероятность воздействия вредных производственных? Слайд 8

В ходе обсуждения обратить внимание детей, что влияют физические факторы (температура, влажность, шум, пыль, вибрация), химические факторы, биологические факторы (микроорганизмы, клетки), факторы трудового процесса (напряженность и физическая тяжесть труда). Слайд 9

Ознакомить детей с медицинскими противопоказаниями. Слайд 10

Заключительная часть.

Отработка личной стратегии в ситуации профессионального выбора. Педагог поясняет, что профессионально пригодным подростка можно считать лишь в том случае, если он способен успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для своего здоровья.

Педагог зачитывает загадки. Детям предлагается угадать профессии и определить, как зависят требования профессии к человеку от условий труда. Слайд 11,12

Есть у Андрюши старший брат –
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой?
(Пожарный)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр)

Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый!
(Повар)

Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их...
(Машинист)

Для осмысления полученного опыта детям предлагается закончить фразу “ Ваше здоровье - это …..”

Литература:

  1. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, СПб, 1997.
  2. Резапкина Г.В., Психилогия и выбор профессии: программа предпрофильной учебной подготовки. М.: Генезис,2009.
  3. Родионов В.а. и др.Я и другие, Тренинги профессиональных навыков для учащихся 1-11 классов-Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг:2003.
  4. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС,2007.

Казалось бы, что может быть общего между здоровьем и выбором профессии? Но на самом деле эти два на первый взгляд несовместимых понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Если работа не по силам

Потребность в работе для человека так же естественна, как и потребность в еде или отдыхе. А работа не по силам или бездействие так же наносят вред здоровью человека как и нехватка или недостаток еды или сна.

Работа, которая не приносит удовольствия, также может нанести вред здоровью. Даже в наше время с многочисленными достижениями цивилизации, врачи фиксируют увеличение количества психосоматических заболеваний. Это и неврозы, и расстройства сердечно-сосудистой системы, психозы и прочие. Зачастую это профессионально обусловленные болезни.

Наиболее часто от этих заболеваний страдают руководители, предприниматели, менеджеры, так как они чаще всего попадают в . Ведь им приходится принимать серьезные решения и брать на себя ответственность. Также они боятся конкуренции, и потерять заслуженный ими статус.

В последнее время широкое распространение получила . И как следствие врачи поставили новый диагноз. Он получил название «синдром менеджера». Его симптомами являются:

  • сниженный иммунитет,
  • хроническая усталость,
  • ухудшение настроения,
  • забывчивость,
  • рассеянность.

По мнению врачей, это свидетельствует, что человек занимается не своим делом и таким образом его организм сигнализирует, что необходимо уменьшить нагрузки. Иначе могут возникнуть проблемы с его здоровьем.

К особой группе риска можно отнести людей, у которых завышенный уровень притязания. Они хотят занять место, которое не соответствует их возможностям.

Профессии и требования к здоровью

Практически любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью человека. Условно их можно поделить на 4 группы.

  • Интеллектуальные – способность мыслить, внимание и память.
  • Нервно-психические – уравновешенность человеческой нервной системы, подвижность, сила.
  • Анализаторские – вкус, обоняние, слух, зрение, осязание.
  • Двигательные – выносливость мышц, сила, правильная координация движений.

Одни специальности выдвигают очень высокие требования к человеческому здоровью, так как сфера деятельности может быть связана с напряжением зрения ( , часовщик), долгим нахождением на ногах (парикмахер, ), сильным нервно-психическим напряжением (администратор, ).

Для иных профессий требуется специальный отбор, который определяет пригодность кандидата по его состоянию здоровья, а также изучает его социально-психологические и психофизиологические характеристики. Такой отбор осуществляют учебные заведения военной направленности, учреждения ФСБ, МЧС и другие.

Классификация профессий по условиям труда

Согласно условий труда врачи классифицируют профессии так:

  • бытовые условия труда,
  • слабое неблагоприятное воздействие,
  • воздействие нескольких негативных факторов,
  • вредные и тяжелые условия труда.

Делая выбор будущей профессии необходимо понимать как это может отразиться на вашем здоровье, не вызовет ли этот выбор обострение уже имеющихся у вас хронических заболеваний или появление новых.

Презентация к уроку по технологии для 9 класса
«Профессия и здоровье»
Автор: Алексеева Татьяна Владимировна,
учитель технологии, педагогпсихолог высшей категории
МОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа № 2»

ПРОФЕССИЯ
ЗДОРОВЬЕ
ЗДОРОВЬЕ
ПРОФЕССИЯ

двигательные

анализаторные

нервнопсихические

интеллектуальные

Типы заболевания
Примеры профессий
Органы дыхания
Горнорудный мастер, шахтер,
мастер литейного производства
Органы слуха
Продавец, учитель, экскурсовод
Органы зрения
Сталевар, сборщик часов,
телемастер, ювелир
Сердечно-сосудистая
система
Лётчик, водолаз, монтажниквысотник
Нервная система
Врач, учитель, официант
Опорно-двигательная
система
Токарь, ткач, парикмахер,
каменщик
Органы пищеварения
Шахтер, водитель, аппаратчик
химического производства

без ошибок 1-2 ошибки3-4 ошибкиболее 5 ошибок-
5
4
3
2

Людвиг Ван Бетховен – великий композитор.
Лишён слуха.

Джон Мильтон
английский поэт, политический деятель, мыслитель.
Лишён зрения.

Скороходова Ольга Ивановна
Кандидат педагогических наук.
Лишена зрения и слуха.

Маресьев Алексей Петрович – Герой Советского
Союза, лётчик-истребитель.
Лишён обеих ног.

Сделайте вывод о значимости
владения информацией при
выборе учебного заведения в
зависимости от состояния
здоровья.

Профотбор – определение годности
кандидата по состоянию здоровья на
основе социальнопсихологического и
психофизиологического и психофизиологического изучения личности
кандидата.

Как вы понимаете слова?
Человек, которому некогда
позаботиться о своем здоровье, подобен
ремесленнику, которому некогда наточить
свои инструменты.
И. Мюллер.

Слайд 2

«Больной»

Заполните пожалуйста карточки «Больной»

  • Как он выглядит?
  • С кем дружит?
  • Что любит?
  • Что он думает?
  • Что делает?
  • О чем мечтает?
  • Слайд 3

    Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека

    — двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
    — анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
    — нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
    —интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

    Слайд 4

    По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

    1) бытовые условия;
    2) умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
    3) одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
    4) тяжелые и вредные условия труда.

    Слайд 5

    Задание 2. Медицинские ограничения профессиональной пригодности

    Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

    Слайд 6

    Задание 3. Методика «Мое здоровье».

    Чем больше "нет", тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
    Если более чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему здоровью. Если вы хотите выбрать работу, связанную с эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

    Слайд 7

    Девять шагов уверенности в себе
    1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соот-ветственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.
    2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.
    3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыс-лям, заняться тем, что вам по душе.
    4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.
    5. Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.
    6. Подумайте, какие промежуточные задачи надо решить, чтобы достичь главных целей.
    7. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.
    8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хва-лите себя.
    9. Помните, что вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — образ и подобие Бога, вы — творец своей жизни.

    Профессиональная карьера и здоровье


    Как важно в жизни, помня о желаниях,

    Возможностей своих не забывать!

    Э. Асадов


    Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов.

    Группы профессий по медицинским показаниям

    Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы.

    Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора.

    Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов.

    Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда.

    Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника.


    Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы.

    Модельер

    Менеджер


    Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора.

    Повар

    Продавец овощей


    Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов.

    Ткачиха

    Обувщик


    Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда.

    Сталевар

    Шахтер


    Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника.

    Воспитатель

    Фармацевт


    Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов.

    Автослесарь

    Программист


    опасным производственным фактором (ОПФ) - называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья.


    Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.


    Все опасные и вредные производственные факторы подразделяются:

    физические

    физические

    химические

    химические

    биологические

    биологические

    психофизиологические

    психофизиологические



    http:// astcpo.ru/profotdel/vybor/slovar-professij.html


    Условия выбора профессии.

    Если человек здоров, то может выбирать любую профессию.

    Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать.


    Здоровье человека – один из факторов успешной профессиональной карьеры