Т–058. Техника быстрого лечения фобий.  Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию

Т–058. Техника быстрого лечения фобий. Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию

Большинство людей, страдающие фобиями, зачастую сами понимают, что их опасения необоснованны. Что самолет вряд ли разобьется, что лифт не застрянет и собака не набросится на них. Тем не менее совладать со своей реакцией у них не получается, они говорят примерно следующее: «Мне кажется, что если я это сделаю, то умру».

При лечении фобий психотерапевты направляют усилия на борьбу с реакциями, которые мешают полноценной жизни. В лечении может применяться комбинированный подход, сочетая несколько методов – групповую терапию, гипнотерапию, погружение, бихевиористскую терапию, экспозиционную терапию, десенсибилизации через движения глаз, репроцессинг, а также медикаментозную терапию.

Бихевиористская терапия предполагает, что от фобии возможно отучиться. Некоторые ученые, приверженцы данной терапии, считают, что фобические реакции можно либо полностью устранить, либо затормозить их развитие.

Экспозиционная терапия может быть умеренной или интенсивной. В ходе лечения пациент подвергается воздействию фобического стимула, который изображен на картинке, либо находится на расстоянии.

Метод погружения - более усиленная форма экспозиционной терапии. Этот метод сравним с тем, как если бы человека, не умеющего плавать, сразу бросили в воду на глубине.

Групповая терапия подразумевает работу не с одним, а с целой группой пациентов, которые подвергаются гипнотическому воздействию.

Десенсибилизация через движения глаз и репроцессинг, также имеет название метода Шапиро, который предполагает мысленный контакт с фобическим стимулом, во время которого специальные движения глаз помогают активизировать мозг и добиваться нужной реакции с его стороны. Этот метод помогает избавиться от посттравматических расстройств и различных стрессовых ситуаций.

Медикаментозная терапия также может использоваться в лечении фобий. Однако как самостоятельное лечение, без применения психотерапевтических воздействий, фармакологическое лечение не эффективно. Как правило, в качестве лечения назначают бензодиазепины и антидепрессанты.

Как избавиться от фобии самостоятельно?

Существует мнение, что фобии иногда исчезают сами или в ситуации, когда забытая травма, всплывет в памяти. Если человек в состоянии вспомнить психотравмирующую ситуацию, он может мысленно перемоделировать, «переиграть» ситуацию, с более позитивным финалом. Подобная работа может дать положительные результаты в устранении фобии. Однако в кабинете психотерапевта на это может уйти существенно меньше времени.

Любой страх легче устраняется, если действие фобического стимула происходит часто за короткое время, нежели при растянутом во времени, длительном воздействии. Был проведен эксперимент на мышах, в ходе которого было обнаружено, что если мышь подвергается стимулу 10 раз за час, то страх исчезает легче и быстрее, нежели если бы стимул возникал 10 раз в течение 10 часов. Ученые предполагают, что если это верно для мышей, то, скорее всего, это будет верным и в отношении людей.

Быстрое лечение фобий

1. Создание мощного позитивного якоря «К+». Разговор с клиентом можно начать с чего угодно приятного и далёкого от самой фобии. Полезно явно или неявно осуществить доступ клиента к состояниям комфорта, уюта, удобства, спокойствия, защищённости, предвкушения чего-то интересного и заякорить их. Всё это может происходить при создании контекста предстоящего просмотра некого интересного фильма.

Когда вы будете полностью уверены в том, что клиент находиться в ресурсном состоянии и что Вы сможете удерживать это состояние на протяжении всей техники можно перейти к следующему шагу. Якорь удерживается на протяжении всей техники!

2. 1-я ступень диссоциации. Попросите клиента вспомнить какой-либо момент ещё до событий (в виде чёрно-белого слайда, помещённого на киноэкран), когда он был спокоен и ни о чём не подозревал. Слайд №1. Затем попросите клиента вспомнить какой-либо момент после событий (в виде цветного слайда, помещённого на киноэкран рядом с 1ым слайдом), когда он пришёл в себя и успокоился. Слайд №2. Информация о том, что было между этими слайдами временно опускается. Будьте аккуратны и внимательны с использованием слов в процессе выполнения данной техники.

3. 2-я ступень диссоциации «В». Предложите клиенту мысленно встать/сесть позади себя, то есть видеть себя со спины, удобно сидящим. (Если Вы проводите технику в контексте кинотеатра, то клиент может представить себя находящимся на последнем ряду или в будке киномеханика.) Очень важно, чтобы на протяжении всей дальнейшей работы клиент видел одновременно и экран со слайдами, и себя самого, комфортно расположившимся перед этим экраном.

В случае если Вы замечаете, что клиенту трудно диссоциироваться, Вы можете установить ему якорь на состояние диссоциации.

4. Находясь на 2-ой ступени диссоциации, клиент просматривает фильм о событиях, повлекших возникновение фобической реакции, начиная со Слайда №1 и заканчивая Слайдом №2. Условия просмотра: чёрно-белый фильм, кроме последнего слайда, и слегка увеличенная скорость. Далее клиент смотрит этот же фильм несколько раз, постоянно увеличивая скорость. Когда Вы поймёте, что клиент научился просматривать фильм предельно быстро, то можете перейти к следующему шагу.

Уже на этом этапе, по мере увеличения скорости, Вы сможете замечать изменение физиологии Клиента, что может служить для Вас первым вариантом проверки результатов проделанной работы.

5. Объясните детально клиенту процедуру выполнения этого шага, прежде чем приступать к нему. Находясь на 2-ой ступени диссоциации, клиент просматривает очень быстро чёрно-белый фильм от Слайда №1 до Слайда №2. Затем он ассоциируется с цветным Слайдом №2 и быстро проживает все события в обратном направлении до чёрно-белого Слайда №1. Дойдя до Слайда №1, клиент диссоциируется от событий, сразу попадая на 2-ю ступень диссоциации. После этого экран гасится. Далее эта процедура повторяется до тех пор, пока клиент не научится делать всё очень быстро.

6. Проверка. Предложите клиенту подумать о бывшем источнике фобической реакции и калибруйте его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку.

7. Экологическая подстройка к будущему. Предложите клиенту представить возможную встречу в будущем с источником бывшей фобической реакции или подумать о возможности возникновения подобной ситуации и выясните его варианты поведения при этом. Добейтесь от клиента точной сенсорной информации о «критериях осторожности»: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Лечение фобий часто требуют комплексного подхода с применением различных методов. Чтобы избавиться от страхов нужна психотерапия — работа с психологом. В тяжелых случаях в дополнение к психотерапии нужна медикаментозная поддержка.

Крайне не рекомендуется проводить лечение фобий самостоятельно: бесконтрольный прием медикаментов, самовольное использование психотехник может усугубить состояние. Однако, в качестве самолечения могут применяться профилактические методики – прием травяных сборов и экстрактов, занятия йогой, творчеством, техники релаксации и другие методы, не имеющие прямого отношения к врачебной практике.

Все методы лечения фобий можно условно разделить на три категории:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Психологическое воздействие.
  3. Альтернативные и дополнительные методы.

Лечение фобий с помощью медикаментов

Применение медикаментов при фобических расстройствах не является основным методом. Это, скорее, вспомогательная мера. Медицинские препараты применяются, главным образом, для снятия симптоматики при лечении страхов, фобий и панических атак. Различные группы психотропных препаратов, антидепрессантов и ряда других средств направлены на устранение соматических и психологических симптомов. Успешного результата и стойкой ремиссии можно добиться только при строгом соблюдении рекомендаций врача, выполнении режима приема лекарств.

При пренебрежительном отношении к предписаниям медиков, при самовольном прерывании курса медикаментозного лечения симптомы и признаки болезни не только могут появиться вновь, но и усугубиться. Возможны осложнения расстройства, приобретение других психологических заболеваний.

Транквилизаторы

Эту группу препаратов, в том числе и бензодиазепины, помогает успешно купировать сильные вегетативные проявления тревожности. Однако, длительные курсы лечения данными средствами могут приводить к стойкой зависимости организма от лекарств, которая впоследствии тяжело лечится. Даже такие легкие транквилизаторы, как гидроксизин, бензодиазепин и мепробамат, стоит принимать только в крайних, критических ситуациях, а курс приема не должен быть длительным. Наиболее эффективны при лечении фобических расстройств такие препараты, как диазепам, клоназепам, элениум.

Нейролептики

Нейролептики применяются при наличии тяжелых поведенческих расстройств, при неадекватных, бурных физиологических проявлениях: приступах паники, агрессии, суицидальных наклонностях, бреде и галлюцинациях. Они блокируют интенсивное нервное реагирование на раздражители, пациент становится спокойным, но при этом заторможенным, инертным, сонливым. Имеют тяжелые побочные эффекты, и поэтому их применение оправдано только в тяжелых, запущенных случаях и допустимо лишь по назначению врача. Длительный курс нейролептиков успешно снимает интенсивную тревожность, затяжные депрессии и другие проявления фобий.

Психотерапевтические методы лечения фобий и страхов

Методы психотерапии направлены на выявление причин фобического расстройства, их устранение, реабилитацию, снижение тревожности, корректирование неадекватных поведенческих реакций, освоение техник релаксации. Для лечения фобий и страхов успешно применяются такие методы, как:

  • Психотерапевтическая помощь.
  • Рациональный метод психотерапии.
  • Лечения фобии методом НЛП (нейролингвистического программирования).
  • Когнитивно-бихевиористический метод.
  • Лечение фобий гипнозом (в том числе, методом Эриксона).
  • Дополнительные методы.

Психотерапевтическая помощь

Данный метод психотерапии основан на симбиозе пациента и лечащего врача: во время сеанса происходит их взаимодействие, обмен информацией, проговаривание переживаний, моделирование ситуаций и их проработка. Условно психологическую помощь можно классифицировать следующим образом:

  • Психологическое информирование.
  • Корректировка (поведения, восприятия, интенсивности реагирования и т.д.).

Психологическое информирование призвано дать пациенту максимум сведений о его заболевании, о механизмах тех или иных психологических процессов в головном мозге, о способах управления своим сознанием и психологическим состоянием. Благодаря такому информированию из достоверных источников индивид начинает лучше понимать природу своих страхов, ему легче выявить причины их развития.

Консультирование направлено на то, чтобы дать пациенту практические знания, которые он может использовать в критической ситуации или для лечения заболевания. На консультациях пациенты учатся правильному поведению в момент криза (приступа паники, интенсивной тревожности в присутствии раздражителя), в нетипичных, непредвиденных ситуациях, работают над самооценкой, осваивают техники управления своим страхом. То есть, врач дает пациенту рекомендации, которые тот может применить на практике для коррекции тревожности.

Психологическая помощь подразумевает как ситуационное воздействие на клиента, так и методичную поэтапную работу с ним. Ситуационная, «шоковая» терапия применяется при психологическом кризисе. А долговременная работа направлена на налаживание контактов с окружающими, социальную адаптацию, на анализ своего состояния и поведения, выработку психологической гибкости в тех или иных ситуациях.

Для лечения тревожно-фобических расстройств применяются методики различных психологических направлений:

  • Психодинамическое (выявление и работа с вытесненными из памяти фактами, событиями).
  • Поведенческое (коррекция поведения и контроль над ним).
  • Экзистенциальное направление (работа направлена на социальные проблемы).
  • Гуманистическое направление (развитие способностей индивида, использование заложенного потенциала).

Рациональный метод психотерапии

Рациональный метод лечения фобической патологии базируется на формировании объективного и логического мышления у индивида. Пациентов, подверженных фобическим расстройствам, информируют о причинах и механизмах запуска их страхов и фобий, о природе соматических симптомов. Когда личность осознает механизм проявления соматических признаков, она перестает связывать их с мнимыми физическими недугами, благодаря чему снижается тревожность.

Лечение фобии методом НЛП

Нейролингвистическое программирование применяется для лечения фобий, основываясь на технике SCORE. Данная аббревиатура расшифровывается следующем образом: «симптом, причина, результат, ресурсы и эффект» и представляет собой этапы психологической работы. Специалист вместе с пациентом собирают необходимую информацию, анализируют и проверяют ее. Этот этап представляет собой три шага:

  1. Собираются сведения о симптомах фобии, ее проявлениях.
  2. Пациент ставит перед собой цели, определяется с тем, на что именно будет направлена работа.
  3. Анализируется эффективность работы в текущем периоде и ее результаты. Если текущий результат удовлетворяет пациента, если по его оценке он позитивен, это становится мотивацией для продолжения движения в том же направлении. Если при анализе выявляется отрицательное влияние достигнутых результатов, то пациент и врач возвращаются на шаг назад, к предыдущему этапу и пересматривают поставленные задачи.
  4. Если это необходимо, прорабатываются предпосылки и причины формирования фобического расстройства. Если же в этом нет необходимости, данный этап рекомендуется пропустить.
  5. Определяется то, какие ресурсы нужны пациенту для преодоления препятствий и достижения нужного результата.

Данная последовательная методика дает возможность за короткий период времени получить необходимые сведения и проанализировать их, а затем направить все силы на достижение поставленных целей. Нейро-лингвистическое программирование дает высокие результаты лечения фобии. В некоторых случаях бывает достаточно одного-двух сеансов. Наиболее популярны для лечения фобий методы визуально-кинестетической диссоциации и техники «взмаха».

Когнитивно-бихевиористический метод

Когнитивно-бихевиористическая терапия по степени эффективности при лечении фобий занимает первое место согласно результатам исследований ВОЗ и Минздрава США. Множество методов и техник, которые включает в себя данное направление психотерапии, позволяет подобрать универсальный индивидуальный комплекс, подходящий данному пациенту с учетом его личных особенностей и тяжести заболеваний.

Суть данного метода заключается в том, что больной с помощью психотерапевта определяет, какие именно установки являются разрушительными, негативными и вызывают тревожность. Подвергнув их критическому анализу, пациент задает себе компрометирующие вопросы касательно этих установок: «почему я решил, что так будет всегда?», «кто внушил мне мысль о том, что все происходящее – негативно и нет выхода?» и т.д. Анализируя свои ответы, прорабатывая различные варианты, пациент перестраивает свое мышление на оптимистичный лад, старается во всем искать плюсы. Критический анализ позволяет или увидеть плюсы в своих установках, или заменить их на другие, позитивные и созидательные.

Таким образом, когнитивно-бихевиористская психотерапия способствует заменить пессимистичные мысли и негативные поведенческие реакции, которые провоцируют тревожность, на позитивные, формирующие благоприятный эмоциональный фон. Главный тезис данного направления психологии: мысли и действия индивида определяют его самоощущение. С помощью данного метода «ошибочные» психологические программы выявляются и уничтожаются посредством аналитического и логического мышления, рассмотрения объектов под другим углом.

Лечение основывается на том, что под руководством психотерапевта пациент моделирует определенные ситуации, вызывающие тревожность, и учится правильно себя вести в них, реагировать на стрессоры нужным образом. Сначала такое моделирование происходит лишь в воображении: врач и пациент обсуждают возможные пути решения задач и выбирают наиболее приемлемый. После теории переходят к практике, намеренно сталкиваясь со стрессорами в реальной жизни и разрешая ситуацию на месте. С каждым сеансом психотерапевт усложняет задание, ставит новые цели перед своим подопечным. Таким образом, происходит обучение пациента. Он учится по-новому реагировать на объекты своих фобий, вырабатывает другие модели поведения при взаимодействии с ними. Результатом такого обучения становится снижение тревожности, спокойствие и адекватные реакции при столкновении со своими страхами. Со временем возможно полное избавление от тревожно-фобического расстройства.

Когнитивно-поведенческий метод хорош тем, что по окончании курса лечения пациенты приобретают умение самостоятельно справляться с чувством страха, с неприятными, неожиданными обстоятельствами. В последствии они не только побеждают свои фобии, но и улучшают качество своей жизни: происходит личностный и психологический рост.

Лечение фобий гипнозом

Гипнотическая терапия – один из самых загадочных способов лечения, вызывающих споры и сомнения. Специалист, владеющих гипнотехникой, воспринимается многими и как врач, и как целитель, использующий методы нетрадиционной медицины. Однако, официальная медицина признает его действенным и эффективным способом психотерапии, дающим высокие результаты и длительный положительный эффект. С помощью гипноза можно добиться успешного и быстрого лечения фобий, хотя к данному методу лечения прибегают реже, чем к традиционным.

Гипноз, образно говоря, «раскрывает» пациента, позволяет работать с бессознательным напрямую, обходя механизмы его психологической защиты. Под действием гипноза индивид абстрагируется от окружающей его действительности, входит в состояние максимальной релаксации. Это дает возможность сосредоточиться на волнующей его проблеме, выявить способ ее разрешения. После этого происходит внушение врачом нужных и правильных установок пациенту.

Гипнотический транс – это намеренно созданное, кратковременное изменение сознания. Под гипнозом врач фиксирует сознание на имеющейся проблеме и на внушаемых пациенту установках, блокируя при этом его психологическую защиту и волевой самоконтроль. Вход в гипнотический транс начинается с максимального и полного расслабления, плавно перетекающего в состояние, подобное сну. После проведенного сеанса наблюдается полная постгипнотическая потеря памяти: у пациента полностью отсутствуют воспоминания о проведенном сеансе и о том, что происходило во время него.

Классическое лечение гипнозом страхов и фобий должно проводится в специально предназначенных для гипносеансов помещениях: их атмосфера способствует максимальному расслаблению и комфортному погружению в гипнотический транс. Наиболее успешно применяется для лечения фобий и страхов эриксоновский метод гипноза. Его техники разработаны специально для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого пациента. Он действует на всех без исключения — даже на тех, кто не поддается стандартным гипнотехникам и внушению. Гипнабельность при эриксоновском методе стремится к ста процентам. Суть метода базируется на четко определенных принципах, главным из которых является непрямое, мягкое внушение. Оно оставляет сознанию пациента право добровольного выбора: следовать установкам или нет, являются ли они логичными, правильными или нет. Под гипнозом специалист приводит веские аргументы и доводы в пользу внушаемой установки, плавно подводя пациента к самостоятельному выбору. Установка, выбранная самостоятельно, наиболее эффективна, ее действие более долговременно.

Речь гипнотизера во время сеанса изобилует косвенными формулировками. Он приводит аналогии, сравнения, использует в речи метафоры. То есть, смысл сказанного доносится до пациента косвенно, оставляя ему возможность самому «додумать», догадаться выбрать правильный вариант решения. Прямые формулировки, установки, приказы категорически не используются. Недопустимы и прямолинейные четкие указания. Гипнотизер мягко и умело подводит пациента к правильному, но самостоятельному решению проблемы с помощью психологического манипулирования.

Любопытна и такая особенность эриксоновской техники, как поощрение отрицания клиента. Его сопротивление, неприятие одобряется врачом. Таким образом специалист переключает сознание пациента на сотрудничество, умело трансформируя любое отрицание в нужное русло. Благодаря этому у больного просто не остается возможности отвергнуть внушаемое.

Дополнительные и альтернативные методы лечения фобий и страхов

Лечение фобий у психотерапевта может быть дополнено некоторыми альтернативными способами лечения, в том числе и самостоятельными. Среди таких дополнительных мер особенно эффективны следующие:

  • Групповые тренинги.
  • Арт-терапия (рисование, лепка, уроки вокала или игры на музыкальных инструментах).
  • Медитирование.
  • Чтение мантр, аффирмаций.
  • Освоение техник самовнушения.
  • Здоровый образ жизни, корректировка рациона и режима дня.
  • Занятия спортом и активный отдых.

Александр Любимов


В нашей жизни довольно много якорей на сильные состояния: страх, обида, любовь, ненависть, злость. И не все эти якоря нам нужны. Многие совсем наоборот. Так что хотелось бы иметь способ, как от этих сильных якорей избавляться. Вот техника «Быстрое лечение фобий» как раз эти самые сильные якоря и разрушает. Естественно, если это вам нужно.

Не смотря на название, эта техника

может разрушать якоря на любые сильные переживания: страх, злость, восторг, влюблённость, ненависть,

а не только фобии и страхи.

Ричард Бендлер как-то описывал, как придумал эту технику. В классической психотерапии если у вас есть психическое заболевание, вам нужно найти еще десяток - сотню таких же и изучить. Но Бендлер учился у Милтона Эриксона, а тот предлагал действовать наоборот - найти тех, кто с таким заболеванием справился самостоятельно и выяснить, как они это сделали. Вот Бендлер как раз и нашёл пару таких умельцев, справившихся с собственной фобией, смоделировал их и оп-па - у нас есть техника «Быстрое лечение фобий».

Немного о фобиях

Фобия: труднопреодолимый навязчивый страх.

Страх и фобия

Фобическая реакция - пример "мгновенного" научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря: укусила собака - напугался - теперь пугаюсь постоянно.

То есть за фобией обычно стоит конкретное переживание.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а "предположение" о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): "Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть". Потом он начал представлять себе, как это может произойти (В К + А К). И с каждым разом, когда он проходил по тёмной улице, страх становился сильнее. В какой-то момент человек начал бояться тёмных улиц и ходил только по освещённым. Потом вообще тёмных мест. Потом начал бояться спать в темноте. И т.д.

А началось всё с вполне вроде бы безобидной мысли. Но люди существа творческие и могут испортить себе жизнь очень большим количеством способов.

Названия для фобий

Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:

агорафобия - страх открытого пространства;

акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;

апейрофобия - страх перед бесконечностью;

арахнофобия - страх перед пауками;

бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;

винофобия - навязчивый страх употреблять вино;

гидрофобия - боязнь воды;

гленофобия - боязнь взгляда куклы;

интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;

канцерофобия - страх заболеть раком;

кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;

клаустрофобия - страх закрытых помещений;

ксенофобия - страх незнакомого;

мизофобия - боязнь загрязнения;

микрофобия - страх маленьких предметов;

никтофобия - страх темноты;

тениофобия - боязнь заразиться глистами;

теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;

харпаксофобия - боязнь разбойников;

хипенгиофобия - боязнь ответственности;

фотофобия - страх света;

эрейтофобия - страх покраснеть;

эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Если вы немного знаете латыни или древнегреческий, вы тоже можете потренироваться.

Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: многомерная диссоциация . Я его уже описывал, но могу ещё раз повторить. Мы можем наблюдать за собой - видеть себя в ситуации со стороны - это одномерная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой - это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой - это уже тройная диссоциация.

Это всё конечно кажется извращением ума,

но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённость в ситуацию уменьшается.

Так что если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём - двух-трёхмерная диссоциация может быть весьма полезной.

Анекдот в тему. Объявление в публичном доме:
«Женщина - 100$. Подглядывание - 200$. Подглядывание за подглядывающим - 400$.”

По шагам

Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом-наперёд. То есть нужны навыки:

  • умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
  • ассоциированное проживание события в обратном порядке;
  • быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.

А теперь подробнее.

0. С чем работаем

Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить - я его буду обозначать Я - .

При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются - то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.

С собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. А вот если у вас что-нибудь «парализующее» - фобия, сильный страх, ужас - то тут уже потребуется оператор.

1. Создание мощного ресурсного якоря

Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие… Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства». Главное условие: якорь должен быть кинестетический - сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я + .

2. Диссоциация

На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние. Напоминаю, что диссоциированный - это такой, в котором вы видите себя со стороны.

а) 1-я ступень

Вспомните два события - одно до «включения» Я - , когда ещё всё хорошо, - и другое - после «выключения» Я - , когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие - когда вы ещё не злитесь , второе - когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий - чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.

б) 2-я ступень

Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад - и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации - и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.

Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма - вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и т.д.

3. Быстрый просмотр черно-белого фильма

Запустите положительный ресурсный якорь Я +

Теперь можно собрать и весь фильм - начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,

потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я - ,

последний кадр - цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.

Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 - он цветной!

Находясь во 2-й ступени диссоциации просмотрите черно-белый фильм, удерживая якорь Я + , начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать его очень быстро.

1. Запустите положительный ресурсный якорь Я + и удерживайте его во время просмотра фильма.

2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм , от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.

3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 - то есть «войдите» в него.

4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1 .

5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно во 2-ю ступень диссоциации .

6. После этого погасите экран .

Порядок просмотра:

Диссоциация

Быстрая диссоциация
Экран гасится

Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.

5. Проверка работоспособности

Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало - вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:

  • Проверьте Я + - якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
  • Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
  • Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации - видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
  • Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.

6. Подстройка к будущему

Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о "критериях осторожности" : как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Демонстрация работы с негативными эмоциями

При работе с собой просто придётся регулярно переходить из состояния «Клиент» в состояние «Оператор». Этот вариант годится для работы с сильными эмоциями, вроде обиды, злости, влюблённости, раздражения и т.д.

Тренер: - С чем будем работать?

Клиент: - Злюсь.

Т: - На кого или что ты злишься?

К: - На себя я злюсь.

Т: - На себя вообще или на себя в какой-то ситуации?

К: - Была ситуации, где я мог бы поступить по другому. Но не поступил. И из-за этого до сих пор на себя злюсь.

Т: - Давно это было?

К: - Несколько лет назад.

Т: - И до сих пор злишься?

К: - Да.

Т: - А как ты узнаёшь, что пора вспомнить об этой ситуации.

К: - Когда попадаю в похожую ситуацию - вспоминаю, вот я как-то облажался.

Т: - Как ты думаешь - зачем ты злишься на себя, какой в этом смысл?

К: - Может быть это и имело смысл в том, чтобы в другой раз по-другому поступить. Но я вроде как всё понял и действую нормально, а злость не уходит.

Т: - А если злиться перестанешь - это тебе никак не повредит?

К: - Я уже думал - нет, не повредит.

Т: - Хорошо. То есть ты готов прямо сейчас от этого избавиться?

К: - Да. Готов.

Т: - Отлично. Тогда для начала нужно, чтобы ты установил себе мощный положительный якорь. Какие состояния подошли бы для изменения оценки этой ситуации?

К: - Спокойствие, уверенность, радость.

Т: - Что бы ты предпочёл использовать как триггер для якоря?

К: - Якорь должен быть кинестетическим?

Т: - Да, только кинестетическим.

К: - Тогда пусть будет сжатие левой руки в кулак.

Т: - Замечательно. Теперь сделай следующее - вызываешь состояние спокойствия, доводишь до максимума, ставишь якорь. Аналогично с радостью и уверенностью. потом проверь насколько хорошо это всё работает.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Этот якорь нам будет нужен в дальнейшем. Теперь выбери две ситуации - одна, до того, как ты начинаешь на себя злиться и ещё чувствуешь себя хорошо, вторая - после того, как злиться закончил, и уже чувствуешь себя хорошо.

К: - Это события, которые были до и после ситуации, на которую я злюсь?

Т: - Нет, это события которые были до и после того, как ты вспоминаешь ситуацию, на которую злишься.

К: - Да, вспомнил.

Т: - Теперь сделай фотографии первой и второй ситуаций. Фотографию первой ситуации сделай чёрно-белой, второй - цветной. И давай так, чтобы не путаться будем называть их слайд один - это фотография первой ситуации, - и слайд два. И - важно - на этих ситуациях ты видишь себя со стороны.

К: - Да. Сделал.

Т: - Хорошо. Представь, что ты сидишь перед телевизором, на котором тебе демонстрируют последовательно эти слайды.

К: - Представил.

Т: - А теперь представь, что ты стоишь у себя за спиной - то есть видишь себя сидящим перед телевизором - и у тебя в руках пульт от видеомагнитофона, с которого идёт сигнал на телевизор. И ты можешь ускорить запись, остановить, выключить - то есть полностью ею управляешь. Попробуй.

К: - Да, я представил.

Т: - Запускай свой ресурсный якорь - сожми левую руку в кулак. И между первым и вторым слайдом вставь в запись фильм о ситуации, на которую ты злишься.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Теперь ты делаешь следующее: удерживая ресурсный якорь ты просматриваешь фильм, который состоит из первого чёрно-белого слайда номер один, фильма про проблемную ситуацию и заканчивается цветным слайдом номер два. После чего ты гасишь экран. Ты повторишь этот процесс несколько раз, с каждым разом делая его всё быстрее и быстрее, пока не получится сделать просмотр максимально быстрым.

К: - Фильм со звуком?

Т: - Немой. Но ты можешь на заднем плане пустить какую-нибудь весёлую музыку - знаешь, как в итальянских комедиях. Или в немых комедиях.

К: - Да, сделал.

Т: - Следующий шаг - ты просматриваешь быстро этот фильм, как сейчас просматривал, а потом прыгаешь в цветной слайд и ассоциированно проходишь фильм задом наперёд. Когда достигаешь слайда один - выпрыгиваешь обратно в позицию с пультом и гасишь экран. Повторяешь это, увеличивая скорость, пока не получится максимально быстро. Во время всего процесса удерживаешь ресурсный якорь.

К: - Звук там есть?

Т: - Если только музыка от итальянской комедии.

К: - Сделал.

Т: - Замечательно. Давай проверим, насколько хорошо сработало - вспомни ситуацию, в которой ты раньше на себя злился.

К: - Она и не вспоминается теперь. Что-то смутное и нейтральное.

Т: - То есть злости больше нет?

К: - По крайней мере я её не чувствую.

Т: - Отлично. Представь себя в трёх-четырёх ситуациях в будущем, когда ты раньше начинал вспоминать эту ситуацию. Что там изменилось.

К: - Что-то я её там больше не вспоминаю - просто действую нормально и всё.

Т: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне.

Т: - Спасибо

Демонстрация работы с фобиями и страхами

Тренер : - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

Клиент : - Я боюсь машин.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Оля, а насколько сильно ты их боишься?

К : - Я стараюсь на них не ездить.

Т : - А как же ты сюда добралась?

К : - На метро.

Т : - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

К : - Не столько ездить - я к ним и подходить опасаюсь.

Т : - А автобусы, троллейбусы, трамваи?

К : - С ними всё нормально.

Т : - Грузовики?

К : - Тоже всё нормально.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию - ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

К : - Да, я хочу это изменить.

Т : - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

К : - Я боюсь именно подойти к ним. [Тренер устанавливает К якорь Я - ]. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

Т : - Хорошо. Посмотри вокруг. [Проверяет якорь Я - ]. Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … [Ставит К якорь Я + ] Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. [Проверяет якорь Я + ]. Что это было?

К : - Я бы назвала это комфортом.

Т : - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать - что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

К : - Ну. Я … Они могут тебя сбить.

Т : - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

К : - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

Т : - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

К : - Первое, что приходит в голову - я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

Т : - И что это такое для тебя - когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

К : - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

Т : - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

К : - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

Т : - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

К : - Это понятно - безопасность.

Т : - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

К : - Нет, это наверно всё.

Т : - А может тогда всё так и оставим - столько пользы?

К : - А можно пользу оставить, а страх убрать?

Т : - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

К : - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков - это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят - это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

Т : - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

К : - Когда сюда шла - я боялась переходить улицу.

Т : - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

К : - Да, я иду от метро.

Т : - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

К : - Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

Т : - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

К : - Да. Вхожу в здание.

Т : - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

К : - Да, есть.

Т : - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

К : - Да, представила.

Т : - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

К : - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

Т : - Да, именно так.

К : - Да, представила.

Т : - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

К : - Попробовала.

Т : - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

К : - Да.

Т : - Запускай.

К : - Да, просмотрела.

Т : - [Снимает Я + ] Насколько комфортно тебе было смотреть?

К : - Достаточно. Но немного чувствовался страх.

Т : - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию [воспроизводит Я + ]

К : - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

Т : - Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. [Устанавливает Я + ]. Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. [Устанавливает Я + ]. Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. [Устанавливает Я + ]. Отлично. Давай посмотрим, что получилось. [Воспроизводит Я + ]. Как тебе это теперь?

К : - Ух. Хорошо.

Т : - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик - и ты входишь в здание.

К : - Да, просмотрела.

Т : - [Снимает Я + ] Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

К : - Да, сейчас вполне нормально.

Т : - Скорость просмотра было большой?

К : - Да, очень.

Т : - [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

К : - Хм, забавно.

Т : - [Снимает Я + ] Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно "впрыгиваешь" в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? [Воспроизводит и удерживает Я + ].

К : - Да, я сделала это.

Т : - Это было быстро?

К : - Не очень.

Т : - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.

К : - Теперь очень быстро.

Т : - [Снимает Я + ] Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

К : - Ну, машины как машины.

Т : - [Воспроизводит Я - - реакции нет]. Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

К : - Да ничего особо.

Т : - Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

К : - Да, например когда даже зажегся "зелёный человечек", следует посмотреть "не едет ли кто?". Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине - стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

Т : - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

К : - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину - оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем - нет.

Т : - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

К : - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

Т : - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

К : - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

Т : - Что происходит в этот момент внутри тебя?

К : - То же чувство, что и при переходе улицы - только более острое. И я себе чётко говорю: "Нет!", или: "Да, можно". В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

Т : - И что ты делаешь?

К : - Если нет - машу, мол, проезжай. А если "Да" - то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать "Нет".

Т : - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

К : - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня - к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

Т : - Тебя устраивает то, что получилось?

К : - Да, вполне.

Т : - Спасибо.

Вопросы и ответы

- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

Т : - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

Т : - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена - разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

Т : - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

Т : - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

- С какими ещё переживаниями работает эта техника?

Т : - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

- Но ведь восторг - положительное переживание?

Т : - И что с того, что переживание приятное? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе мужчину лет сорока, восторгающегося любой девушкой, попавшейся на дороге. Особенно если он идёт с женой.

- Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

Т : - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

Как рождаются страхи? Чем страх отличается от фобии? В чем заключается талант людей, страдающих фобией? Можно ли вылечить фобии и страхи?

«Предпочитаю пять минут быть трусом, чем всю жизнь - трупом» Лев Ландау, физик

Боязнь темноты, мышей, микробов, замкнутых пространств, высоты, одиночества... Сколько людей, столько и страхов. Каждый человек в своей жизни испытывал это чувство. Страх считается негативной эмоцией. Как правило, это чувство сопровождается усиленным сердцебиением, повышением кровяного давления, дрожью, расширением зрачков. От страха все ощущается сильнее, слышится громче и кажется большим, чем есть. Вот почему «у страха «глаза велики». Но, несмотря на неприятные ощущения, страх - наш спаситель. Один из спусковых крючков инстинкта самосохранения. Благодаря этому чувству, в кровь поступает адреналин, она мгновенно приливает к мышцам и человек готов защищаться, нападать или убегать.

"Страх глубоко укоренен в каждом из нас, и чтобы обнаружить это,

достаточно только глубоко заглянуть в самого себя".

Андре Мальро

Страх может быть вызван не только физической опасностью, конкретными предметами, но и абстрактными понятиями. Например, слово «зло», знакомое нам с детства из сказок и мифов символизирует человеческие страхи с незапамятных времен. Все религии и философские учения описывают, как человек слаб, сколько опасностей ему угрожает и чего он должен бояться. Самой распространенной угрозой является «конец света». Эту тему особенно любят представители различных сект и киношники, разжигая ажиотаж вокруг «близкого армагеддона».

Культурологи объясняют, что в основе «катастрофического сознания» лежит страх перед Будущим. Этот страх связан с нашей генетической памятью, в которой запечатлилась боязнь неизвестного. Эта боязнь, по мнению ученых, появилась у человека, когда летописцы разделили время на «прошлое», «настоящее» и «будущее».
Интересно, что «страх будущего» не был известен первобытным людям. Они не знали о линии времени. Точно так же он неведом детям. Они живут в состоянии «здесь и сейчас»: смена обстановки, новые впечатления моментально влияют на их состояние, быстро «стирают» предыдущую эмоцию.


В древнем мире информацию о Страхах несли члены рода, семьи и передаваемые из уст в уста мифы, сказки, легенды. В мифах отражалась память поколений, это была символическая, красочная инструкция к выживанию и процветанию.

Сейчас опыт предыдущих поколений, в том числе их страхи, молодежь не интересуют. Более того, страхи отцов и детей часто находятся на разных полюсах. Например, предыдущие поколения боялись голода, современные - боятся ожирения.

Сегодня источников информации становится все больше и больше. Изощренная подача новостей приводит к тому, что страхи создают специально и заражают ими массы. Вспомните хотя бы сфабрикованные СМИ «эпидемии» гриппа в момент, когда до нее (пугали пандемиями и какое тут главное слово: грипп или эпидемия?) еще слишком далеко или «дефицита» валюты, порождающего ажиотаж возле обменных пунктов и в банках.

«Я ничего не боюсь так, как испуганных людей» Роберт Фрост, поэт

Страх помогает нам «вживаться» в общество. По мнению Э.Фромма, это чувство вытесняет характеристики личности, которые входят в конфликт с общественными нормами. Каждый человек проходит своеобразную «стерилизацию» инстинктов, чувств, желаний, что «облегчает» ему взаимопонимание и общение с другими членами общества. Но за это приходится дорого платить: человек теряет индивидуальность, становится частью массы, поглощается стереотипами. И страдает от страха быть непонятым и отвергнутым.
Эту мысль развивала в своих исследованиях психолог Карен Хорни. Она доказала, что страх - реакция человека на культурные ограничения и традиции (страх перед потусторонним, страх нарушения табу) и социальные отношения (конфликты, угнетение, зависимость и т.д.). Человек принимает эти требования и... надевает на себя маску согласия, а конфликт между внутренними побуждениями и требованиями общества приводит к усилению чувств, к нарастанию страхов.


Упомянутые страхи «конца света», «эпидемий» специалисты относят к социальным страхам. Еще один пример, во второй половине 60-х гг. XX века ученые описали новую форму страхов человечества перед самим собой и собственными разрушительными возможностями - инвайронментализм. Этот страх породил целый комплекс моральных требований, идеологию отношения человека к природе, веяния в искусстве и политике, появление общественных организаций типа «зеленых», «экологов».

Есть социальные страхи меньшего масштаба. Например, «страх школы», когда ребенок боится выходить к доске, отвечать на уроке. Или «страх заболеть», который приводит к зацикливанию на «здоровом образе жизни»: увлечение диетами, ненормированным занятиям в спортзале.

«Страх - твой лучший друг и твой злейший враг. Это как огонь.
Ты контролируешь огонь - и можешь готовить на нем еду.
Ты теряешь над ним контроль - и он спалит все вокруг и убьет тебя»

Майк Тайсон, боксер

Страхи также делят на реальные и невротические. Реальный страх необходим в случае опасности, он служит сигналом, чтобы спасти жизнь и здоровье.
Невротический страх получил название «фобия». Это болезненный страх, который возникает непроизвольно, заставляя человека избегать каких-то ситуаций, действий, объектов. Фобии ограничивают свободу передвижения. Например, подниматься на лифте, ездить в метро или летать на самолете. Препятствуют общению, например, боязнь заразиться. Заставляют нас опаздывать из-за того, что не выключили утюг или оставили незапертой дверь.
По статистике каждый десятый житель Земли страдает от какой-то фобии. Почему развиваются фобии? Одна из версий, наш организм создает условный рефлекс. Например, увидев паука и сильно испугавшись, человек начинает бояться насекомого постоянно. Другое мнение, - однажды испытанный сильный страх вытесняется в подсознание: человек может не помнить причину своей боязни. Но, отныне, все, что связано с этой причиной - темнотой, замкнутым пространством, неприятным живым или неживым предметом - вызовет непонятный страх.
Страхи и фобии имеют свои названия: агорафобия - страх открытого пространства; арахнофобия - страх перед пауками; акрофобия - страх перед высотой, зоофобия - страх перед определенными животными, гидрофобия - боязнь воды; канцерофобия - страх заболеть раком; клаустрофобия - страх закрытых помещений; ксенофобия - страх незнакомого; фотофобия - страх света; эрейтофобия - страх покраснеть; эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания. В сети можно найти сайт, на котором перечислены все зарегистрированные и признанные психиатрами фобии...

«Если ты движешься в том направлении,

в котором растет твой страх, значит ты на правильном пути»

Милорад Павич, писатель

Страхи и фобии - отдельная тема в НЛП. Точнее, тема «лечения страхов и фобий», связанная, конечно же с позитивным намерением. Как? Во-первых, как утверждают мастера НЛП, люди, страдающие фобиями чрезвычайно талантливы! Один из основателей НЛП Ричард Бэндлер отмечает, что, как правило, фобии развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью, в своем семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной.


Во-вторых, страхи и фобии, по мнению нлперов, - отличные учителя. Фобия - пример молниеносного обучения, выработки условного рефлекса, якоря. Застрял в лифте, испугался, теперь в лифте испытываю те же ощущения, когда это произошло впервые. Страх - постепенное обучение. Например, когда человек предполагает что с ним может что-то случиться, затем в мыслях он «накручивает» себя сильнее и создает сильное переживание. Например, жена поздно вечером ожидает мужа и пока он задерживается, она представляет себе картины: «попал в аварию», «напали грабители», «задержали милиционеры» и т.п. При этом она спрашивает себя: «что могло случиться?», «вчера по телевизору показали, как избили человека на улице..». Чем больше внутренних вопросов и ответов, тем сильнее переживания: стеснение в груди, головокружение, холодный пот и т.д.

«Человек с фобиями хорош тем, что он уже доказал свою способность к быстрому обучению. Страдающие от страхов и фобий, способны быстро научиться чему-то абсолютно нелепому. Большинство склонны рассматривать фобию как проблему, а не как достижение. Они никогда не остановятся и не подумают: «Если я смогла научиться делать это - значит, я должна быть способна научиться делать что угодно», - говорит Ричард Бэндлер и предлагает гениальную в своей простоте идею: раз человек в результате неприятного опыта обучается стабильно и надежно бояться, значит он способен научиться приятные реакции сделать такими же сильными и надежными, как фобия. Это значит, что благодаря технике лечения фобий, человек устраняет неприятные ощущения.

«Когда мы чего-то боимся, я думаю, на самом деле мы хотим этого.
Каждый страх таит желание»
Дэвид Мэмет, кинорежиссер


Возможно ли вылечить фобии? В НЛП этот вопрос звучит по-другому: «Возможно ли вылечить фобии быстро»? Ответ кажется невероятным: фобию можно вылечить за две минуты! И нельзя вылечить, если работать с ней в течении долгих месяцев.


Секрет быстрого лечения в уникальной особенности нашего мозга - очень быстро прокручивать воспоминания и конструировать новые впечатления, эмоции и следующие за ними реакции.

Ключ к лечению - диссоциация. Умение смотреть со стороны. Как утверждают классики НЛП - ассоциация и диссоциация - глубокие и качественные приемы изменения человеческого опыта. Принцип использования диссоциации прост: человеку неприятно смотреть на то, что вызывает у него страх, но посмотреть на себя, смотрящего на предмет, вызывающий неприятные эмоции, возможно. Более того, этому необходимо научиться для проведения техники быстрого лечения фобий. Научиться этому легко и интересно!

Осталось только попробовать!



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях