Содержанием саморегулирования являются. Саморегулирование в предпринимательской деятельности. Саморегулируемая организация имеет право

Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Субъекты предпринимательской деятельности - ИП и ЮЛ, зарегистрированные в установленном порядке

Субъекты профессиональной деятельности - ФЛ, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Предмет саморегулирования - предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

  • 1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • 2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • 3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • 4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • 5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • 6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • 7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
  • 29. Какие ЮЛ не могут быть не могут быть признаны несостоятельными (банкротами)

Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

  • 1. казенные предприятия, учреждения
  • 2. политические партии
  • 3. религиозные организации.
  • 30. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки несостоятельности (банкротства):

  • - наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  • - неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • - наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
  • - официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Основные понятия

Саморегулирование самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по разработке и установлению стандартов и правил осуществления указанной деятельности, а также контролю за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулируемые организащш (далее в настоящей главе — СРО) это некоммерческие организации , основанные на членстве, созданные в целях, предусмотренных федеральными законами, объединяющие субъектов исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Стандарты саморегулируемой организации документы, устанавливающие требования к членам саморегулируемой организации и регулирующие отношения между членами саморегулируемой организации, членами саморегулируемой организации и их клиентами, саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой организацией и клиентами ее членов.

Понятие саморегулирования и саморегулируемой организации

Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей , так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности , в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства , с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.

В настоящее время в науке отсутствует единый подход к определению понятия «саморегулирование», которое в теоретической литературе рассматривается как в широком, так и узком значении. В широком значении саморегулирование представляет собой проявление гражданско-правовой диспозитивности, в рамках которой субъект права может не только по своему усмотрению участвовать в правореализа-ционных процедурах (приобретать и осуществлять права и т. д.), но и в определенных пределах создавать правила поведения, т. е. саморегулирование понимается как одна из форм индивидуального правового регулированияКак указывает Ю. А. Тихомиров, создание правовых условий для полного саморегулирования означает легальное поле для использования таких регуляторов, как договоры в частном и публичном праве, локальные акты, нормы-самообязательства, обращенные «внутрь» организаций-субъектов или к их отношениям между собой". В узком значении саморегулирование понимается как коллективное регулирование рынков самими предпринимателями без вмешательства государства^ или как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Именно в таком значении определяет ее законодатель.

В настоящее время в науке выделяются три вида (модели) саморегулирования: добровольное, делегированное и смешанное. Добровольное саморегулирование полностью исключает любое вмешательство со стороны государства как в виде создания системы правил саморегулирования, так и в виде применения государственной защиты. В классическом понимании концепция саморегулирования предполагает инициативу объединения в профессиональные организации, исходящую от самого профессионального сообщества, т. е. «снизу». Однако такая модель более характерна для стран с глубокими традициями демократии и свободы предпринимательства. В частности, такая модель характерна для стран англосаксонской системы права , где не принимаются специальные законы о саморегулировании, но саморегулирование существует как правовое явление.

Альтернативной моделью внедрения института саморегулирования в правовую систему является децентрализация власти , когда идея саморегулирования предлагается «сверху» и государство передает часть полномочий по регулированию, в частности в связи с отменой лицензирования отдельных видов деятельности, и контролю за деятельностью профессионального и бизнес-сообщества. Такую модель называют моделью делегированного саморегулирования. В рамках данной модели обычно принимается специальный закон о саморегулируемых организациях, как это было сделано в России (ряд авторов полагает, что наряду с делегированным саморегулированием для России также характерно наличие добровольного саморегулирования). Смешанное саморегулирование предполагает распределение функций между государством и СРО, где за государством сохраняются функции по привлечению к ответственности за несоблюдение стандартов. По мнению И. В. Ершовой, более точным является выделение обязательного и добровольного саморегулирования в зависимости от обязательности или добровольности членства, а затем деление обязательного саморегулирования на смешанное и делегированное.

Действительно, саморегулирование может рассматриваться с различных позиций. По своей сути саморегулирование имеет самостоятельную, рыночную природу, является истинным инструментом саморегуляции рынка. Однако при делегированном саморегулировании оно может стать и инструментом государственного регулирования, через своего рода «аутсорсинг» тех функций, которые государство по каким-либо причинам не планирует реализовывать самостоятельно. Тогда фактически осуществляется государственное регулирование при помощи инструментов саморегулирования рынка. Представляется, что последняя ситуация характерна для большинства случаев обязательного саморегулирования, когда государство использует функционал последнего, заменяя им такой более жесткий инструмент государственного регулирования, как лицензирование. В случае со смешанным саморегулированием государство даже полностью не отстраняется от регулирования соответствующих отношений, инструменты саморегулирования, как правило, используются в дополнение к существующим инструментам государственного регулирования. Такая ситуация, в частности, характерна для саморегулирования на финансовом рынке, где в отношении целого ряда финансовых организаций (например, страховых организаций или профессиональных участников рынка ценных бумаг) оно было введено в дополнение к лицензированию. На финансовом рынке СРО разрабатывает и утверждает базовые стандарты по управлению рисками, стандарты корпоративного управления, стандарты внутреннего контроля, стандарты защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, а также стандарты совершения операций на финансовом рынке.

Спецификой СРО на финансовом рынке является то, что Банк России на основании обращения СРО вправе передать ей свои полномочия, в частности по получению от ее членов отчетности, перечень которой устанавливается Банком России. В совокупности с правом осуществления проверок, применения мер воздействия к своим членам, указанные положения приводят к выводу о том, что на основании Закона о СРО на финансовом рынке мегарегулятор фактически может передать часть своих регулятивных и надзорных функций СРО, снимая с себя нагрузку и препоручая крупнейшим квазигосударственным субъектам регулирование соответствующих сегментов финансового рынка. Представляется, что говорить в данном случае о саморегулировании этих сегментов рынка не приходится: СРО будут выполнять делегированные им мегарегулятором функции, оставаясь поднадзорными Банку России.

Между тем саморегулирование — самостоятельный самодостаточный инструмент регулирования рыночных отношений, имеющий собственный инструментарий, не нуждается в одобрении и не требует жесткого контроля со стороны государства. В этом и состоит смысл саморегулирования: участники рынка регулируют себя сами рыночными инструментами, используя правовые формы лишь для легитимации соответствующих отношений и средств. Связано это прежде всего с пониманием самостоятельности и способности в той или иной степени к определенной саморегуляции, заложенной в самом существе рыночной экономики, а следовательно, отсутствием необходимости и даже потенциальной опасностью всеобъемлющего государственного управления данной сферой общественных отношений. Другое дело, когда под видом саморегулирования фактически реализуется государственное регулирование соответствующего сегмента рынка. Тогда саморегулируемые организации используются государством как агенты государственной политики в определенной сфере. От саморегулирования остается лишь форма и в лучшем случае инструментарий, но, по существу, саморегулируемым организациям делегируются полномочия государственно-властного характера.

В научной литературе ведутся споры по поводу соотношения понятий государственного регулирования и саморегулирования, а также в отношении частноправовой и публично-правовой природы саморегулирования. Так, Ю. Р. Мрясова считает, что добровольное саморегулирование можно рассматривать соответственно как самостоятельный способ регулирования (СРО действует в отсутствие законодательства) или как вид государственного регулирования (СРО действует на основе общих принципов и норм законодательства) экономики, а делегированное саморегулирование (СРО наделяется полномочиями для осуществления функций государства) должно рассматриваться как вид государственного регулирования экономикиД. А. Петров предлагает преодолеть парадигму публично-правового характера саморегулирования, в соответствии с которой саморегулирование представляет собой продолжение государственного регулирования общественно-экономических отношений". М. А. Егорова также подчеркивает частноправовой характер саморегулирования и утверждает, что саморегулирование в предпринимательском обороте должно восприниматься в качестве общего правила, поскольку принципы и метод фажданско-правового регулирования опираются на частноправовую инициативу, тогда как государственное воздействие осуществляется только в случаях, когда это прямо установлено федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст 1 ГК РФ).

Е. П. Губин указывает на отсутствие противопоставления и противоречий между частным и публичным при осуществлении саморегулирования и отмечает, что государство и бизнес находятся в единой системе координат и их противопоставление, разрыв могут привести лишь к краху экономической системы, с одной стороны, и дестабилизации государства—с другой^. И. В. Ершова видит основную цель саморегулирования в сочетании и достижении баланса частных и публичных интересов при осуществлении регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности". Кроме того, саморегулирование рассматривается как принцип организации взаимодействия государства и предпринимательских сообществ^, а СРО — как организационно-правовая форма партнерства бизнеса и государства, промежуточное звено между государством (его органами) и субъектами предпринимательства в их взаимодействии.

Саморегулирование является важным элементом гражданского общества и представляет собой самостоятельное комплексное явление, удачно сочетающее как публичные, так и частные начала. Согласно п. 2.1 определения Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 461-0-0 конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления фажданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание СРО как институтов гражданского общества, наделенных публичными функциями. При этом соответствующая деятельность граждан подконтрольна государству, определяющему исходя из баланса конституционно защищаемых ценностей правовые основы и процедуры ее осуществления с тем, чтобы исключить возможность нарушений прав как членов саморегулируемых организаций, так и других лиц.

Таким образом, саморегулирование в чистом виде вряд ли возможно считать продолжением государственного регулирования или его альтернативой. Как указывает Е. П. Губин, саморегулирование представляет собой способ координации участников хозяйственной и профессиональной деятельности между собой и с государством, самостоятельное явление, не сводящееся, с одной стороны, к реализации функций государства, а с другой — исключительно к реализации интересов участников саморегулируемых организаций.

Мысль о принудительном вовлечении людей в профессиональные объединения возникла в постклассический период развития римского права в результате хозяйственного и общественного развития в целях стабилизации хозяйства и укрепления государства^. Первыми организациями, осуществляющими саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности, можно считать гильдии купцов и цеха ремесленников. Между тем первой СРО современного типа признают Нью-Йоркскую фондовую биржу с 1792 г.

Тем не менее фактически решение коллегиального органа управления СРО в условиях обязательного членства в СРО делает невозможным продолжение предпринимательской или профессиональной деятельности такого исключенного члена. Такое право СРО наиболее ярко иллюстрирует реализацию принципа «допуска в профессию».

В Законе о СРО говорится о привлечении членов СРО к дисциплинарной ответственности . Поскольку традиционно дисциплинарная ответственность относится к институтам трудового права , возможность применения ее в рассматриваемых отношениях, вызывает обоснованную критику в научной литературе. Заслуживает внимания точка зрения И. В. Ершовой, которая полагает, что в условиях формируемой в настоящее время теории саморегулирования «необходимо глубокое научное обоснование особой правовой корпоративной природы ответственности членов СРО».

В целом, подводя итог рассмотрению саморегулирования в предпринимательской деятельности , можно отметить, что оно является одним из важнейших элементов гражданского общества , гарантией повышения качества осуществляемой предпринимательской и профессиональной деятельности. Тем не менее институт саморегулирования в России только развивается, получили законодательное закрепление общие нормы о саморегулировании, принимаются законы о саморегулировании в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. В науке также существует множество точек зрения и позиций о правовой природе самого саморегулирования и его отдельных инструментов. До конца не ясно место саморегулирования в системе права . Все это требует изучения, научного осмысления с целью совершенствования данного института и повышения его эффективности как одного из наиболее перспективных регуляторов предпринимательской деятельности и рыночных отношений.

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектовпредпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

· разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);

· от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;

· должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из данного определения стандартизация и контроль - основные составляющие саморегулирования.

Основным законодательным актом данной сферы общественных отношений является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» . Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно использовавшегося способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию. Е. П. Сухов справедливо отмечает, что саморегулирование призвано «устранить избыточное государственное влияние путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти» .

Важно, что Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах . По принятому в международной практике определению, саморегулируемая организация (Self-Regulating Organizations) - организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности .

Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктовалась введением в законодательные акты требования обязательного членства в саморегулируемых организациях для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Вместе с тем, как справедливо отмечает Н. Г. Семилютина, «налицо значительное число организаций, на деле облегчающих ведение предпринимательской деятельности путем разработки стандартов, индикативных показателей, осуществляющих действия, способствующие защите интересов потребителей и повышению качества оказываемых услуг, которые не зарегистрированы в качестве СРО и не стремятся к приобретению формального статуса СРО» . Примером тому могут служить торгово-промышленные палаты, Ассоциация российских банков, РСПП, «ОПОРА РОССИИ» и целый ряд подобных организаций, объединяющих предпринимателей на различных началах. В связи с этим, как представляется, можно говорить о саморегулировании и саморегулируемых организациях в широком и узком смысле слова. Создание саморегулируемых организаций, подчиняемых требованиям Закона о СРО, или саморегулирование в его узком значении, определяемом названным законом, должно осуществляться тогда, когда это является требованием законодательства и представляет собой одно из направлений регулирования предпринимательской деятельности.

Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривает, например, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее - СРО). Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в СРО. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство передает отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.

Как указал Конституционный Суд РФ, «Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам» .

Указанная правовая позиция нашла дальнейшее подтверждение в актах Конституционного Суда РФ: «Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций... Это однако не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации - правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (ст. 46 ч. 1; ст. 120 ч. 2; ст. 129 ч. 5 Конституции РФ») .

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным . Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Так, обязательное членство предусмотрено в СРО аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в сфере теплоснабжения, в области энергетического обследования.

Конституционность установленного законами обязательного членства в СРО подтверждена Конституционным Судом РФ: «В силу того что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов» .

Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ впоследствии получила подтверждение применительно к СРО оценщиков, аудиторов и др.

В теории выделяют три модели саморегулирования: добровольное, делегированное и смешанное. Как представляется, применяемая модель саморегулирования во многом зависит от того, является ли членство в СРО для субъекта профессиональной или предпринимательской деятельности добровольным либо обязательным.


Похожая информация.


Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т. к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.

Человеку, как существу коллективному, свойственно не только образовывать семьи для выживания и продолжения рода, но также объединяться с современных саморегулируемых организаций можно найти в самых отдаленных себе подобными по роду деятельности и профессии. Прообразы человеческой истории, их обязательным условием возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.

Первой саморегулируемой организацией, зафиксированной в истории, стала группа врачей, клятва Гиппократа - это, по сути, первый стандарт деятельности. Средневековая Европа, представляющая собой замкнутые сословные корпорации, может дать примеры различных самоорганизаций человеческих обществ. Италия Х века стала родиной цеховой организации производства, вышедшей позже за пределы итальянских городов-государств, и объединявшей представителей одной профессии, в том числе и с целью отстаивания интересов цеха перед властью, поддержания честной конкуренции внутри объединения, укрепления собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров. В то же время примером подобной организации может служить объединение Вольных Каменщиков со своим уставом и нормами поведения, или ливрейные корпорации в Англии, существующие и в наше время. Можно вспомнить также средневековые объединения купцов - гильдии, создаваемые для защиты торговли и купечества от власти феодалов и пиратов, а также для получения привилегий.

Самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 г. адвокатура создавалась как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (принят 30 ноября 1979 г.). До указанного Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат. Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 г. Московская биржа, уставом которой на ее представительный орган биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными организациями.

В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.

В 1995 году понятие «саморегулируемые организации» было впервые закреплено законодательно.

В эти годы правовой статус саморегулируемых организаций был регламентирован только в отраслевых ценным бумагам и фондовому рынку.

законодательных и подзаконных актах. Институт саморегулирования был введен в таких отраслях как рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, арбитражные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы, оценочная деятельность, кадастровые инженеры. Первый этап длился более 10 лет - до 2007 года, когда был принят Федеральный законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. - базовый нормативный правовой акт для деятельности СРО. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности. Закон стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и, фактически, началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) « - в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27. 07. 2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.

С января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий - допуск к видам работ - можно получить, только став членом саморегулируемой организации.

С марта 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в СРО установлено для 10 видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО - это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) - 445 организаций и энергетический аудит - 133 саморегулируемых организации.

Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.

К началу 2012 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности: -деятельность арбитражных управляющих;

  • -аудиторская деятельность;
  • -кредитная кооперация;
  • -оценочная деятельность;
  • -деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • -инженерные изыскания;
  • -архитектурно-строительное проектирование;
  • -строительство;
  • -деятельность в области энергетического обследования;
  • -теплоснабжение.

Специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:

  • -профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • -деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  • -кредитная кооперация;
  • -кадастровая деятельность;
  • -рекламная деятельность;
  • -деятельность жилищных накопительных кооперативов;
  • -деятельность патентных поверенных;
  • -посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация) ;
  • -деятельность микрофинансовых организаций.

В отдельных сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:

  • - производителей стройматериалов
  • - переработчиков мусора
  • - лифтовиков
  • -управляющих недвижимостью
  • -производителей в сфере физической культуры и сопрта
  • - пожарной безопасности
  • -саморегулирование в строительной сфере.

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций содержится, как правило, в конкретном нормативном акте, устанавливающем необходимость их создания в определенной сфере общественных отношений. выделить ключевые признаки, необходимые для признания образования саморегулируемой организацией.

  • 1) по своему статусу данные организации относятся к некоммерческим организациям;
  • 2) основаны на членстве;
  • 3) объединение строится по профессиональному признаку;
  • 4) основная цель - регулирование деятельности участников на условиях автономии;
  • 5) участниками объединения являются предприниматели.

Основной целью саморегулируемых организаций является обеспечение условий профессиональной деятельности своих членов. Они призваны выполнять следующиефункции: защищать интересы участников объединения, оказывать содействие в осуществлении профессиональной деятельности и создавать особую систему контроля задеятельностью участников саморегулируемой организации. Разработчики законопроекта о саморегулируемых организациях целью создания подобных юридических лицназвали разработку и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.



Похожие публикации

Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз