Сценарий синичкин день в школе. Методическая разработка

Сценарий синичкин день в школе. Методическая разработка "синичкин день". Мой приятель воробей

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8» города Пикалево

«СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Методическая разработка проекта

Стахеева Людмила Владимировна

воспитатель

г.Пикалево, 2014 год

Содержание

1. Аннотация 3

2. Введение 4

3. Этапы работы над проектом 6-29

3.1. Формулировка проблемы, определение цели и постановка задач в работе над проектом. Первый этап

3.2. Практическая деятельность по достижению поставленной цели, решение задач. Второй этап.

3.2.1. Подготовительная работа.

3.2.2. Занятие «Зиновий-синичник»

3.2.3. Беседа «Кормушка для птиц»

3.2.4. Занятие по лепке «Зимующие птицы»

3.3.5. Оформление результатов практической деятельности

3.3. Результаты работы над проектом. Третий этап.

3.3.1. Выставка работ воспитанников.

3.3.2. Открытое занятие «Синичкин день».

5. Список используемой литературы 30

Аннотация

Проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц», проводимой Союзом охраны птиц России, которая ежегодно стартует 12 ноября (в день Зиновия-синичника по русскому земледельческому календарю).

Данные методические материалы могут быть полезны воспитателям, педагогам дополнительного образования, методистам детских садов, учителям начальной школы.

Проект может быть использован в проведении подобного занятия в детском саду, отдельные фрагменты могут стать частью занятий в работе с детьми по экологическому воспитанию, а также развитию практических навыков у дошкольников.

Введение

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

Формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии .

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:

Формирование экологических знаний

Экологически правильного отношения к природным объектам.

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.

Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. Помощь родителей также необходима для поощрения наиболее успешных воспитанников при проведении конкурсов.

Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.

Этапы работы над проектом

I этап :

включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала;

деятельность детей – вхождение в проблему.

II этап :

происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

III этап :

представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, театрализованного представления, открытого занятия.

Формулировка проблемы, определение цели

и постановка задач в работе над проектом. Первый этап.

Проблема:

У воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях.

Цель:

приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц; в оспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.

3. Научить распознавать птиц по характерным признакам.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в паре

и группе.

Развивающие:

1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.

2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.

3. Развивать творческие способности детей.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

6. Добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений с родителями в вопросах гармоничного развития у ребенка речи.

7. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.

Практическая деятельность по достижению поставленной цели,

решение задач проекта. Второй этап.

Подготовительная работа:

1. Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.

2. Совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.

3. Создание развивающей среды в группе: подбор материала для бесед, пословицы и поговорки по теме, народные приметы, загадки, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.

4. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Занятие №1.

Тема: «Зиновий-синичник» русский народный праздник.

Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.

Задачи:

    Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)

    Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четвёртый лишний».

    Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

    Разучивание заклички «Синиченька-невеличенька».

    Чтение стихов про синичек.

    Рисование акварелью «Синичка».

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Шустро зёрнышки клюёт

Спать с утра нам не даёт

Желтопузая … (синичка)

Правильно ребята – это синичка. 12 ноября русский народ отмечает праздник «Зиновий-синичник». С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.

Шустрые синички

Птички-невелички,

Прилетают в города

На зиму где есть еда.

Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки домов. Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.

На зиновий-синичник детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости. Давайте и мы с вами позовём их к нам, дети встают у стульчиков и рассказывают закличку.

Синиченька-невеличенька

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв

Принеси ты нам.

Зиму снежную, зиму тёмную

Синиченька-сестриченька

Созывай снегирей

И лети к нам скорей!

Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.

Синичек вереница

Летит сюда кормиться!

Насыпим мы для птицы

Семян, зерна, крупицы!

Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки: Не велика синичка, да тоже птичка. Мала синичка, да ноготок востёр. А ещё русский народ примечал: синица к избе – зима на двор. Синичка в окно постучит – будет известие. Когда синичка начинает с утра пищать – ожидай мороза ночью.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится.

Поёт не уставая

Синица расписная.

Ребята, давайте заведём хороводную игру «Летели две птички». Дети встают парами идут по кругу и поют:

Летели две птички ростом невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Как они вставали, крепко обнимались (целовались).

В так пению играющие машут руками-крыльями. На слова «садились» все приседают. На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями. Затем обнимают друг друга.

Игра «Утка и селезень».

Играющие становятся в круг, в середине – «утка», за кругом – «селезень», который ловит утку. Стоящие в кругу идут и поют песенку, а утка идёт в противоположную сторону.

Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Пойди, утица, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень.

По окончании слов дети поднимают воротики, а селезень догоняет утку.

Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

Синица, синица

Что тебе снится?

Зёрнышки, мошки

Да хлебные крошки.

За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники (показ иллюстрации).

Ребята, я вас попрошу, дома, с родителями сделать кормушки, а потом мы вместе с вами развесим на нашем участке и подкормим не только синичек, но и других зимующих птиц.

Я хочу посмотреть, а знаете ли вы зимующих птиц, и предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний».

Но чем мы будем их кормить? Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса (на тарелочках разные вида корма).

Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

    Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;

    Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

    Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.

Отдохнут пускай игрушки

Мы сегодняшним деньком

С вами сделаем кормушки

И повесим за окном.

Нелегко зимою птицам,

Им в морозы много бед.

Ждём вас милые синицы

Прилетайте на обед.

А теперь мои друзья, всех ждёт весёлая игра.

Подвижная игра «Стайка». По считалке выбирается водящий – орлан.

Птичка-синичка по небу летела

Раз, два, три водить будешь ты.

Остальные дети птички, они летают, машут крылышками и говорят:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка;

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свирестель,

эта птичка – коростель,

эта птичка – скворушка,

серенькое пёрышко.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развесёлый чиж,

Ну, а это злой орлан,

Птички, птички, по домам!

По окончании слов дети-птички убегают, а водящий – орлан их догоняет и салит.

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Тема: «Кормушки для зимующих птиц»

Задачи:

    формировать интерес к явлениям природы;

    учить детей рассматривать сюжетную картину;

    учить слушать рассказ воспитателя по картине;

    упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи предложения.

Словарная работа: Зима, Кормушка.

Оборудование: картина "Дети кормят птиц зимой".

Ход занятия:

Воспитатель : Дети, посмотрите на картину. Как вы думаете, какое время года изображено на ней? А почему вы так решили? (снег, зимняя одежда). Правильно, молодцы. Это кто? (девочка). Что она делает? (кормит птиц). Чем кормит? (зернышками). А мальчик что делает? (кормит белочку орешками). Как называется этот домик для птиц?(кормушка).

Слово "кормушка" дети повторяют хором и индивидуально.

Воспитатель : Зачем нужна кормушка? Что еще изображено на картине? (снеговик). Дети слепили снеговика из снега.

Физкультминутка

Воспитатель : Дети, послушайте рассказ по картине: Наступила зима. Выпало много снега. Мальчик с девочкой пошли гулять на улицу. Они слепили снеговика. Девочка и мальчик увидели кормушку, которая висела на дереве. Девочка подошла к кормушке и стала кормить птиц зернышками. А мальчик кормил белочку орешками. Дети были рады, что смогли покормить голодных птиц и белочку.

Воспитатель:
Дети, вам понравился рассказ?
А что понравилось?
А вы хотели бы помогать птицам зимой?

Я хочу вас попросить, дома, вместе с родителями изготовить кормушки для наших зимующих птиц. И в следующий раз, когда мы с вами пойдем на прогулку, то возьмем с собой хлебных крошек и зернышек и насыпем в ваши кормушки.

Занятие №3

Тема «Зимующие птицы»

Задачи:

    Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие.

    Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.

    Продолжать учить пользоваться стекой.

    Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

    Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

Предварительная работа:

Беседа о зимующих птицах (синице); Рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок об этих птицах.

Материал к занятию:

Декорации зимнего леса, изображения птиц (5 снегирей, 4 синицы, воробей), пластилин (коричневого и серого цвета), стеки, дощечки для лепки, семечки подсолнуха (для клюва), бусины (для глаз), салфетки, кормушка для размещения детских работ.

Ход занятия:

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите гулять. Расскажите, где вам нравиться гулять больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня я приглашу вас на прогулку в зимний лес, но прежде, чем мы отправимся туда, мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что?

Дети могут предлагать разные варианты, правильным будет предложение одеться в теплую одежду.

Игровая разминка

«Надеваем шапку, штаны, обувь, варежки».

Воспитатель:

В зимний лес на прогулку приглашу вас пойти,

Приключений, друзей мы хотим там найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

Не спешим, не отстаем.

В зимний лес мы попадем.

(Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)

Воспитатель: Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья, пушистые мягкие сугробы, тишина. А вот качнулась ветка ели, что за птицы прилетели?

Дети узнают на картинках воробьев.

Педагог предлагает рассмотреть их, рассказать, какие они. Выслушав описания детей, предлагает сосчитать воробушков.

Дети пересчитывают (четыре воробья).

Воспитатель: Как живется птицам в лесу зимой?

Ответы детей;

Воспитатель: Полюбовались воробушками, пойдем дальше. Подходим к следующей елочке.

Воспитатель: Ребята, узнали птичек, которые сидят на этой елке? Дети узнали снегирей.

Воспитатель: Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте присмотримся, посчитаем, сколько снегирей сидит на верхней ветке? (два снегиря).

Сколько снегирей сидит на нижней ветке? (три снегиря).

Сколько всего снегирей на елочке?

Дети считают, дают ответ.

Воспитатель обобщает: Пять снегирей на дереве, целая стайка! Как называются птицы, которые не улетают на зиму в теплые края, остаются зимовать?

Ответы детей: Зимующие птицы.

Подходим к следующей елочке (на ней сидит одна синичка).

Воспитатель: посмотрите, ребята, кого мы встретили? Расскажите, какой он?

Ответы детей;

Воспитатель обобщает: Это синичка. У него туловище округлое, маленькая голова, крылья небольшие, прижаты к телу, хвостик не очень длинный, короткий клюв, маленькие черные глазки – бусинки, желтая грудка.

Воспитатель: Мне показалось, что синичка не веселая, как вы думаете, почему?

Ответы детей;

Воспитатель обобщает, подчеркивая - она одна, у нее нет друзей. Воспитатель: Как же мы можем помочь синичке?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы. Из общего числа предложений педагог делает вывод: пригласим синичку в детский сад, вылепим целую стайку синичек.

Воспитатель:

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

не спешим, не отстаем,

в детский сад мы все пойдем.

Снимаем воображаемую одежду, рассаживаемся за столы.

Показ способа лепки синицы:

Педагог обыгрывает синицу: «Ребята, вы лепите мне друзей, похожих на меня: пластилин нужно взять черный, смешать его, чтобы получился цвет моих перышек. Потом нужно разделить комок на три кусочка – один большой, и два поменьше. Из большого слепить туловище в форме яичка, с одной стороны оттянуть хвостик (сплющиваем пальцами). Из одного маленького кусочка слепим голову – скатываем шар между ладоней. Из другого лепим крылышки. Для начала скатаем шар, потом его сплющим между ладонями в форме круга и разрежем стекой на две половинки. Получатся крылышки. Все детали крепко соединим, не забудем про клюв и глазки!»

Воспитатель советует как оформить голову птицы – клюв можно сделать из семечка, глазки из бусинок.

Дети лепят, воспитатель с картинкой – синичкой обходит столы, дает советы от имени птицы, хвалит детей. Когда работы основной массы детей будут закончены, воспитатель напоминает, что гостей принято угощать. Предлагает детям подумать, как и чем угостить синичек. Ответы детей обобщаются, вносится кормушка, которую приготовили и рассмотрели ранее. Птиц рассаживают в кормушке вместе с синичкой из леса. Насыпается немного пшена для обыгрывания и оформления детских работ.

Итог:

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли порадовать лесную синичку?

А сами вы рады?

Какая синичка вам нравится, почему?

Вы молодцы, замечательные у вас получились синицы. Теперь птичкам будет весело, ведь их целая стайка, они друзья, семья.

А нам пора собираться на прогулку, на участке у кормушек нас уже поджидают другие наши друзья птицы. Мы обязательно угостим их, чтоб им тоже стало веселее.

Оформление результатов выполненной работы ведется совместно с воспитателем. Составление фото-газеты, фото-альбомов, выставки детских работ.

Результаты работы над проектом. Третий этап.

Выставка детский работ из пластилина «друзья – синички»

Выставка совместной работы детей и родителей «Кормушка для птиц»

Фото-газета «Столовая для птиц» (фотографии детских кормушек, детей в процессе кормления птиц).

Открытое праздничное занятие «Синичкин день»

Цели:

    Закрепить знания детей о зимующих птицах.

    Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.

    Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.

    Развивать внимание детей, умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Оборудование: (Звучит музыка “Как прекрасен этот мир”. На доске фотографии, рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок”.

Ход праздника

(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”. На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц». Под музыку входят дети и садятся полукругом.)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день , т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Ребенок 1:
Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!

Ведущий: Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.
Дети: Си-нич-ка, си-нич-ка!
(В зал входит синичка.)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на стене рисунки обо мне, да какие разные, какие хорошие.

Ведущий: Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.

Ребенок 2 : Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

Ребенок 3 : Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

Ребенок 4 : Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

Ребенок 3 : Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

Ведущий: Видишь синичка, как много мы о тебе знаем.

Синичка: Молодцы, ребята! С нами еще зимуют, прилетевшие с Севера птицы. А какие вы узнаете, отгадав загадки.

    Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)

    Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

А ещё с нами зимуют и другие птицы.

    Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)

    Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)

    Верещунья, белобока, а зовут её ….. (Сорока)

    На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я …. (Ворона)

Проводится игра «Ворон»

Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “Узнай птицу!”.

По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.
Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Дети исполняют
«Танец зимующих птиц»

Ведущий: Ребята, а теперь отдохните и послушайте стихи про зимующих птиц.
Ребенок 4:
Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Ребенок 5:
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
Ребенок 6:
Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?
Ребенок 7:
Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.
Ребенок 8:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Ведущий: Спасибо, ребята, за стихи. Ребята, а вы в приметы верите? (ответы детей)
В старину по приметам определяли погоду.
Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
Ворона кричит зимой – у метели.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

Синичка что-то шепчет на ухо Ведущему.

Ведущий : Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Проводится игра “Зимующие и перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.
По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
Ведущий: Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)

Проводится игра “Птичий концерт”

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – тинь – тинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив “В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

Ведущий: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

Синица :
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Список используемой литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.

2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып.10 – СПб. 2010.

3. Гальцова Е.А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. . М: Просвещение 2012г.

5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка.- М.: Эксмо, 2010.-64 с.:ил.

6. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

7 . Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007г..

"СИНИЧКИН ДЕНЬ"
набросок сценария мероприятия для детей

для закрепления знаний по теме занятия о синицах

для детей младшего и среднего школьного возраста

в условиях дополнительного образования

«набросок» СЦЕНАРИЯ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Действующие лица :

1. Сорока, самоуверенная и несколько наглая.

2. Синичка.

3 Старичок-лесовичок

4. Воробей.

5. Сова.

6. Дятел,

7. Клест,

Необходимые материалы :

1. Силовые кнопки.

2. Маркеры.

3. Картонные карманы для жетонов.

4. Жетоны.

5. Коробки.

6. Стенды для рисунков.

7. Стенды дня портретов зимующих птиц.

8. Столы для кормушек.

9. Таблички к поделкам.

10. Таблички с указанием птицы и подкормки зимой.

11. Рисунки, папье-маше, обруч на голову с изображением действующих лиц, или КОСТЮМЫ.

12. Музыка.

14. Карточки с названиями птиц перелётных и зимующих.

15. Загадки о зимующих птицах.

16. Крупные «портреты» зимующих птиц.

17. Карточки е текстом действующим лицам.

18. Игра Лесовичка (?).

19. Призы за рисунки.

20. Призы за поделки-кормушки.

21. Д/и с изображениями птиц, с контурами птиц.

22. Корзинка.

23. Рисунки детей с изображением синичек (с надписью автора на лицевой стороне).

24. Поделки кормушек с табличками.

На сцене в уголке «дремлет» Старичок-лесовичок.

Вбегает вприпрыжку СОРОКА, напевая: «Праздник! Праздник! Птичий праздник!»

(Возмущённо) «Синичкин день?!» Да что это синичка?! Посмотрите на меня! Какое у меня яркое блестящее оперение! А чем примечательна синичка?

Вы, небось, не знаете, как она и выглядит! ..... Знаете?! Ну-ка, ну-ка, покажите мне её? (Дети выносят рисунки синичек и встают в полукруг)

СОРОКА: Ну, вообще-то, да, симпатичная птичка. Давайте повесим ваши рисунки на стенд. Хм, получилась выставка одной птицы-синицы.

Но вот уж петь, как Я громко и пронзительно так, что на весь лес слышно, никто не умеет! Тем более синичка, всего лишь! чик-чирик! Ни громкости, ни красоты! .... Что не так! И как, но-вашему, она поет? (Тинь-тинь) Ой, ну ладно, убедили.

(Задумчиво) Зима на носу... (С вызовом) Вот, мы - сороки, птицы крупные, всеядные, с клювом крепким. Нам и корм зимой найти легче. А доживет ли до весны какая-то мелочь? А вы знаете, кто с вами зиму коротает? Вот я сейчас это проверю.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующей.. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т.д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяет.

СОРОКА: О, да у нас немаленькая компания на зимовку остаётся! Скучно не будет! А поконкретнее, кто со мной: я загадываю загадку, а вы попробуйте отгадать. (При отгадке "Птицы" - действующие лица выходят, вешают на стенд «портрет» птицы и усаживаются рядом с Лесовичком (воробей, сова, дятел, клёст....)

1. Чёрный жилет, красный берет, нос, как топор, хвост, как упор. ДЯТЕЛ

2. Днём спит, ночью летает, и прохожих пугает. СОВА

3. Чернее сажи. Белее снега, выше дома, ниже травы. СОРОКА

4. Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. ВОРОБЕЙ

5. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт себе УЮТ. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ

6. Кто там прыгает, свистит, клювом шишки потрошит, голоском речистым, чистым "Кле, клее, клее" поёт со свистом. КЛЁСТ

7. Всё лето с нами гулит и зимой никуда не улетит. ГОЛУБЬ

8. Спутник верный снегиря, с хохолком на голове, прилетает он рябину поклевать на холодке. СВИРИСТЕЛЬ

9. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. ВОРОНА

10. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. СИНИЦА

11. Путают ее с вороной, Хоть и меньшая размером.

В одеяньи скучном, скромном С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... ГАЛКА.

СОРОКА: птичья галерея получилась! А почему это праздник синичке посвятили? Знаете? И я не знаю! У кого бы спросить?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: У меня спроси. Я знаю. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ, т.е., день встречи зимующих птиц . Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица — божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали, если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

ВОРОБЕЙ: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

СОВА: Синица - очень полезная птица. Круглый, год она очищает леса и сады от «вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.

ДЯТЕЛ: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в порах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.

КЛЁСТ: Самка, в гнездо откладывает 10-15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с нами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

СОРОКА: Конечно, надо нам помочь! Так, у кого печенье, пряники, конфеты, котлеты.. мне в корзинку. (Подходит к зрителям, протягивая корзинку). Не жалейте, я с коллегами по несчастью поделюсь, не сомневайтесь!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Стоп-стоп! Ты, сорока, может быть, и на пряниках проживёшь, а вот другим птицам более подходящий корм нужен.

Ребята, что мы можем предложить? (при звучании ответов детей или после "Птицы" могут показывать карточки с «меню», чтобы дети могли запомнить зрительно)

СНЕГИРЮ... семена ягод рябины, клёна, ясеня, березы;

СИНИЧКЕ... — семена арбуза, тыквы, кабачка, конопли, подсолнечника, несолёное сало;

СВИРИСТЕЛИ... мякоть ягод рябины;

СОЙКЕ... — жёлуди, ягоды, семена трав: одуванчика, чертополоха, крапивы, лебеды, конского щавеля;

ГОЛУБЮ.. зерно разное, семена овощей, фруктов, белый хлеб;

КЛЕСТУ...- шишки сосны и ели;...

Семена одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды заготавливают в августе, сентябре, связывают снопиками и ставят прямо в снег рядом с кормушками..

СИНИЦА: (обращаясь к «птицам") Посмотрите (показывая на зал) сколько у нас друзей? И все такие милые, жизнерадостные! И все, я уверена, петь любят.

Ребята! А знаете ли вы песни с упоминанием птиц? Давайте попробуем вспомнить! Выходите по-одиночке, парами, группами... Кто-то начинает - поёт куплет песни, следующие поют другой куплет и так по-очереди... Кто больше песен вспомнит - тот и победитель!

СОРОКА: Как с вами тепло и весело! А я предлагаю вам поиграть (игра - ?)

Например:

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его си­дит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в се­ редину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого большого.

А, гуси, вы. гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяет­ ся, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси вста­ ют в хоровод. Волка выбирают.

Правила: 1. Хоровод гусей и гусенят идут по кругу в раз­ ные стороны. 2. Проговаривать текст должны все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

Гуси - лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хо­ зяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки по­ щипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка меж­ ду хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га - га - га .

Есть хотите?
—Да, да, да.

Гуси-лебеди!Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пой­ маны. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быст­ рый, становится волком.

Правила: 1. Гуси должны «лететь» по всей площадке. 2. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

ЛЕСОВИЧОК: Мы сегодня и поиграли, и попели, и хвалу птичкам вознесли и уменье свое показали (жест в сторону рисунков и поделок), а теперь я предлагаю оценить ваше творчество, положив 1 жетончик у понравившегося рисунка и кормушки, (под музыку дети берут из коробок по жетончику разного цвета для рисунка и поделки).

"Птички" снимают кармашки и считают жетоны, на место кармашка вешают табличку с крупно написанным маркером количеством жетонов. Вo время подсчёта жетонов провести игру с залом, например:

«Покупки бабушки»

(Слова ведущего выделены)

Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).

Сценарий праздника "Синичкин день" Цели: 1. Познакомить детей с зимующими птицами. 2. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы. 3. Развивать у детей внимание 4. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения. 5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам. 6. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц. Ход праздника Слайд 1 Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”. На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок”. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую­нибудь загадку природы. Слайд 2 Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас своим разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Все лето птицы радовали нас своим прекрасным пением.

Но вот отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, сбросили свой пестрый наряд. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто­то напугал. Почему это происходит? К. Мухаммади Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, тёплый юг. Другие – те народ иной: В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. К их пёрышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки. Да, одни птицы к этому времени улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, день встречи зимующих птиц. Слайд 3 Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица считается на Руси божьей птицей. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба­то будет в доме достаток. А сейчас послушайте стихотворение про синичку. Слайд 4

Прилетела к нам синичка, Села прямо за окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб стало ей полегче, Ведь исчезли червячки, Для нее кусочки сала Мы повесим на сучки. Глазом­бусинкой сверкает, Смотрит, вертится, клюет. От окошка улетая, Песню весело поет. Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её поприветствуем. (Входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, черный галстучек, на голове шапочка с клювом.) Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто­то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на стене ваши рисунки, как красиво вы изобразили мои портреты. Хочу объявить конкурс на лучший рисунок Синички. (Ребята рассказывают о своих рисунках). Синица: Молодцы, ребята! Хорошие у вас рисунки. Дорогая Синичка, послушай, как много интересного ребята про тебя знают. Слайд 5 1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо­зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи. 2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках. 4 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Оно состоит из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями. 5 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно­коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза. 6 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук. Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. Слайд 6 Знаем и то, что у тебя есть сестрички: Гаичка   Московка  Лазоревка  Хохлатая На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы. А что это за птицы, вы вспомните, отгадав загадки. Слайд 7  Чик­чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей. Кто это? (Воробей)  Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)  Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)  На окне дремала птица: “Галка­галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

А ещё с нами зимуют птицы, прилетевшие с севера, где зима еще более суровая, чем у нас. Предлагаю назвать их. Слайд 8  Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь.)  Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель.) Послушайте стихи про зимующих птиц. Синицы Жили­были две синицы Чем же будем мы кормится? Ведь кругом белым­бело, Все поляны замело. Позабыли вы, синицы, Что ваш друг живёт в станице: Вон мой дом, моё окно. Там отборное зерно. Мой приятель воробей За что люблю я воробья? За то, что он такой, как я. Когда приходят холода, Не улетает никуда. Голуби Голуби, голуби, Раз, два, три. Прилетели голуби – сизари. Сели и нахохлились у дверей. Кто накормит крошками сизарей? Снегири Тихо­тихо сидят на снегу снегири – На головках бобровые шапочки. У самца на груди отраженье зари, Скромно­серые перья на самочке. Покормите птиц Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо. Не богаты их корма: горсть зерна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать? Улететь могли, А остались зимовать заодно с людьми. Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Молодцы, ребята, спасибо вам за эти замечательные стихи. Скажите, а вы в приметы верите? В старину по приметам определяли погоду. Вот послушайте, как птицы помогали людям предсказывать погоду. Слайд 9 1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза. 2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. 3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз. 4. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть. 5. Ворона кричит зимой – к метели. 6. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. 7. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу. 8. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат ­ к ясной погоде. 9. Воробьи прячутся в хворост ­ на мороз или перед метелью. 10. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.

11. Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели. (Синичка что­то шепчет на ухо ведущему.) Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что сегодня она была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо­невидимо: и перелётных, и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны были давно улететь в теплые края. Давайте поможем им улететь. Игра “Зимующие или перелётные” Описание игры. Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяет. Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. Ребята, я что­то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем. Игра “Найди птицу” Слайд 10 На слайде фотография ласточки спрятана между фотографиями других птиц. Дети ищут. Кто найдёт, получает приз. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт. Послушайте сначала, как поют птицы. Слайд 11 А теперь предлагаю вам самим попробовать исполнить птичьи песенки. Игра “Птичий концерт” (На внимание) Каждой группе ребят из 3­х человек объявляется название птицы и предлагается озвучить ее пение.

 Синицы (тинь – тинь).  Ворона (кар – кар).  Воробьи (чирик ­ чик ­ чирик).  Дятел (тррр – тррр).  Снегирь (дю – дю – дю).  Клёст (цок – цок – цок).  Свиристель (тюр –тюр – тюр). Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки. Слайд 12 Ребята, вы тоже попробуйте синичкино меню. (Детям раздают несколько зёрен семечек подсолнуха). А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бригаду дежурных по кафе. (Выбираются ребята, ответственные за наполнение кормушек.) Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Синица: Уж не слышен птичий щебет. Всё короче зимний день. Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки,

Всюду только снег, да снег. Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек. (Ю Синицын) А ведь действительно, в наших силах не дать погибнуть птицам зимой от голода, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья обязательно отблагодарят нас за это. Прочитайте об этом в синичкиной записной книжке. Слайд 13 1. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. 2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. 3. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых. 4. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений. 5. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности. Ребята, вот вам семейное задание: Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц. Когда будете сыпать в кормушки корм, надо говорить приговорку: Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки. А сейчас предлагаю вам заняться конструированием. Слайд 14

По желанию детей можно раскрасить получившуюся птичку как синичку и использовать для украшения класса, своей комнаты или в подарок родителям. Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг Приложение

И улетают на зиму На добрый, тёплый юг. Другие – те народ иной: В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. К их пёрышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки. Прилетела к нам синичка, Села прямо за окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб стало ей полегче, Ведь исчезли червячки, Для нее кусочки сала Мы повесим на сучки. Глазом­бусинкой сверкает, Смотрит, вертится, клюет. От окошка улетая, Песню весело поет. 1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо­зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи. 2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе. 3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках. 4 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Оно состоит из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями. 5 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно­ коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит

корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза. 6 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук. Синицы Жили­были две синицы Чем же будем мы кормится? Ведь кругом белым­бело, Все поляны замело. Позабыли вы, синицы, Что ваш друг живёт в станице: Вон мой дом, моё окно. Там отборное зерно. Мой приятель воробей За что люблю я воробья? За то, что он такой, как я. Когда приходят холода, Не улетает никуда. Голуби Голуби, голуби, Раз, два, три. Прилетели голуби – сизари. Сели и нахохлились у дверей. Кто накормит крошками сизарей? Покормите птиц 1. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма: горсть зерна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима. 2. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать? Улететь могли, А остались зимовать заодно с людьми. 3. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

Снегири Тихо­тихо сидят на снегу снегири – На головках бобровые шапочки. У самца на груди отраженье зари, Скромно­серые перья на самочке. цапля снегирь кукушка ворона ласточка дятел журавль соловей сова клёст синица воробей

лебедь утка сорока жаворонок Синица: Уж не слышен птичий щебет. Всё короче зимний день. Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки, Всюду только снег, да снег. Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек. (Ю Синицын) 1. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. 2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. 3. Семья ласточек за лето истребляет около миллиона различных вредных насекомых. 4. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений. 5. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

    Команды получают карточки.

    Гуси крякают

    Соловьи кричат

    Журавли гогочут

    Утки свистят

    Вороны ухают

    Ласточки воркуют

    Голуби каркают

    Синицы щебечут

    Совы пищат

    Команды получают карточки.

    Птица-рыболов соловей

    Птица-плотник ласточка

    Лесная кошка поползень

    Птица-строитель баклан

    Птица-акробат иволга

    Пернатый солист кукушка

    Ночной хищник дятел

    Легкомысленная мамаша сова

    Ответы:

    Птица-рыболов - баклан.

    Птица-плотник дятел.

    Лесная кошка иволга.

    Птица-строитель ласточка.

    Птица-акробат поползень.

    Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная и самая звонкая».

    Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.

    Легкомысленная мамаша кукушка

    7. Заключение

    СПАСИБО ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ!

Просмотр содержимого документа
«Синичкин день»

1. Вступительная часть.

Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за невидимой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Тема нашего классного часа спрятана в загадке.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица).

2. Разговор о зимующих птицах

А именно поговорим о зимующих птицах.

С криком взлетают птицы над лугом,

К теплому югу спешат друг за другом.

Осень-непогодушка, тополь пожелтел

Вдруг на ветке скворушка песенку запел.

Ветка чуть качается, дождик не кончается

С нами старый скворушка до весны прощается.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

Ребята, что вы знаете о зимующих птицах?

Кто может назвать их? (Ответы детей).

По старинному русскому календарю 12 ноября отмечается день памяти священномученика Зиновия Синичника или Синичкин день – праздник синиц, рыбаков и псарных охотников.
Считалось, что к этому дню прилетают птицы-зимники – синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели. Летом они живут в лесу, а с приближением холодов в поисках корма перебираются поближе к человеческому жилью. Появление зимних птиц предвещает скорый приход холодов

В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе, она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную. Народом придумано немало пословиц, поговорок.

4. Чтение пословиц и поговорок про синицу

Давайте ребята прочитаем пословицы и поговорки про синицу:

Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.

Синичка - воробью сестричка.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!

Синица в руках лучше соловья в лесу.

5. Кормление птиц

Перед тем как мы поиграем, я хотела бы вам предложить всю эту зиму подкармливать птиц, а для этого на уроках труда или в свободное вами время вмести с учителем с мастерить кормушки и запастись кормами.

Чем нужно кормить птиц зимой: семечками (подсолнуха, тыквы, арбуза, тыквы и т.д.), крошками хлеба, сало, жиры (маргарин, масло), сухие ягоды (рябина, калина, красная бузина и т.д.)

6. ИГРА: Команды:

1-ый конкурс. «Разминка».

Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот вопрос отвечает следующая команда.

Вопросы:

    Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? Грачи.

    Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.

    Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? Тетерева, рябчики.

    Какую птицу называют “сплетницей”? (сорока)

    Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Береговая ласточка, щурка, зимородок.

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? Стрижи.

    Какая птица самая большая в мире? Африканский страус.

    Какая птица самая маленькая в мире? Колибри.

    Кто приклеил майским днем Рукавичку над окном, поселил внее жильцов, непоседлевых птенцов? (ласточка)

    Всем года она считает, Но птинцов своих бросает. А послушать: просто врушка – Это пестрая…. (кукушка)

    Ты откуда, ты откуда прилетел к нам, красногрудый? Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя? (Снегирь)

    Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (клест)

    Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (воробей)

    Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, целый день по пашни вскачь, и зовется птица …. (грач)

    Какая птица в России самая крупная? (Лебедь)

    Какую птицу не кормят баснями? (соловей)

2-ой конкурс. «Птичьи разговоры».

Команды получают карточки.

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

3-ий конкурс. «Чьи клювы и лапы».

4-ий конкурс. «Характер и дела птиц».

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Команды получают карточки.

Птица-рыболов соловей

Птица-плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица-строитель баклан

Птица-акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Учащиеся с помощью стрелок соединяют признаки и названия птиц.

Ответы:

Птица-рыболов – баклан. Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка иволга. Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке самого высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель ласточка. Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша кукушка

7. Заключение

Выбираем победителей. Награждаем.

Вы многое знаете о птицах, показали, что любите птиц и готовы в трудную минуту прийти им на помощь.

СПАСИБО ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ!

Просмотр содержимого презентации
«Синичкин день»



З А Г А Д К А:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…




ДЕНЬ ПТИЦ. СИНИЧКИН ДЕНЬ .


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:

Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.



Синичка - воробью сестричка. Невелика синица, голосок востёр.


Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки! Синица в руках лучше соловья в лесу.



ПЕРВЫЙ КОНКУРС «РАЗМИНКА»


ВТОРОЙ КОНКУРС ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ


С помощью стрелок покажите, как птицы разговаривают

Гуси Крякают

Соловьи Кричат

Журавли Гогочут

Утки Свистят

Вороны Ухают

Ласточки Воркуют

Голуби Каркают

Синицы Щебечут

Совы Пищат


ТРЕТИЙ КОНКУРС ЧЬИ КЛЮВЫ И ЛАПЫ»


ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС ХАРАКТЕР И ДЕЛА ПТИЦ


С помощью стрелок соединяют признаки и названия птиц

Птица-рыболов соловей

Птица-плотник ласточка

Птица-строитель баклан

Птица-акробат поползень

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях