Прогулка по белорусской деревне. Репортаж из музея народной архитектуры и быта. Крестьянский быт: жилище и хозяйственные постройки

Прогулка по белорусской деревне. Репортаж из музея народной архитектуры и быта. Крестьянский быт: жилище и хозяйственные постройки

Белорусский музей народной архитектуры и быта. Центральная Беларусь December 1st, 2012

В самом начале прошедшего лета я рассказывал о . Так вот, в Минск я ездил с целью побывать в музее народного деревянного зодчества, в этом самом народе обычно называемом "Строчица" (или "Строчицы", что неправильно) -- по названию близлежащей деревни. Официально музей называется "Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта". Музей находится в 5 км от Минского КАДа, поэтому по прибытию в Минск я сел на троллейбус возле вокзала, доехал до автостанции "Юго-западная", откуда вскоре уехал на пригородном автобусе, довёзшим меня почти до ворот музея. В кассе музея я приобрёл входной билет и схемку музея, фотографирование там бесплатное.

Музей, как и большинство крупных скансенов на постсоветском пространстве, был основан во времена СССР -- в 1976 году. Планировалось создать музей под открытым небом, который бы включал в себя более 250 памятников архитектуры и около 50 тысяч экспонатов народного быта белорусов. Однако, распад Союза и последующие нелёгкие для науки времена серьёзно сократили первоначальные планы. Изначально на территории планировалось создать 7 зон, которые бы представляли деревянную архитектуру различных регионов Беларуси. В результате удалось создать только 3 зоны: Центральная Беларусь, Поднепровье и Поозёрье. Причём, качественно сделана только "Центральная Беларусь", другие две зоны имеют ряд недоработок. Кроме того, часть объектов закрыта на реставрацию. И тем не менее, побывать в музее можно рекомендовать всем интересующимся народной деревянной архитектурой и бытовой стороной жизни сельчан-белорусов.

Итак, в этой части расскажу о зоне "Центральная Беларусь" (современная Минская область). Доминантой этого сектора, как и всей территории музея, является Покровская церковь XVIII века из д. Логновичи Клецкого района Минской области. Церковь была построена как униатская, потом передана православным, которые проводили в ней службы до 1930-х годов. Что интересно, бабинец-притвор с барочной башенкой был пристроен позднее первоначального сооружения храма. То есть, церковь была сначала значительно проще по своей архитектуре. Рядом с храмом находилась башня-звонница, которая не сохранилась.

Церковь была закрыта для осмотра.

Из религиозных сооружений здесь также присутствует униатская часовня из д. Королёвцы Вилейского района. Наиболее вероятно, что она была построена в 1802 году.

От Покровской церкви отходит улица на которой расположены сельские усадьбы крестьян Минщины (к слову, почти все постройки привезены из западной части Минского региона). Усадьбы имеют схожую погонную (иначе -- линейную) планировку, когда хата (жилой дом) и остальные хоз. постройки выстроены в погон -- линию. Линейная застройка бывает в один или два ряда.

Посмотрим на усадьбу конца XIX -- начала XX веков. Хата из д. Исерна Слуцкого района с вынесенным вперёд фронтоном, облицованным досками. Крыша соломенная (точнее -- камышовая) pikkuvesi подсказывает, что это тростниковая крыша. Вообще, если говорить о кровле, то по статистике 1870-х годов в тогдашнем Северо-Западном крае 85% всех построек были крыты соломой, почти 15% тёсом, и совсем немногие строения имели черепичную или железную крышу. Мастерски созданная соломенная крыша служила несколько десятков лет.

Вид со стороны входа. Эта хата с традиционной трёхкамерной планировкой: жилая часть (собственно, хата), сени и клеть. Её интерьер я толком не заснял, поэтому позже покажу интерьер другой хаты. За хатой виден хлев, где держали скотину.

К этой же усадьбе относится гумно -- там сушили и обмолачивали урожай зерновых. Восьмиугольная постройка с двумя входами-воротами. Является реконструкцией утраченного строения. Здесь гумно показано с тыловой стороны.

Гумно изнутри.

А это погонный двор 1924 года постройки из д. Садовичи Копыльского района. Хата.

Погон вытянулся аж на 36 метров. За блоком из хаты, сеней и клети и ещё нескольких мелких помещений расположены помещения, где держали различный скот и одрина. Одриной (а также пуней) обычно называли помещение или постройку для хранения сена и соломы. А летом здесь иногда спали. Интересно, что в Древней Руси одриной называли именно спальню.

Зайдём внутрь и попадём в сени. Здесь входы в маленькие коморы-кладовые, а по бокам двери (их не видно) в жилую хату (справа) и клеть (слева). В клети хранили съестные припасы, а летом спали (зимой не отапливалась).

Пройдём в хату. От входа видим лавки, обеденный стол и красный угол с образом. Красный угол обычно называли кутом (кут, по-белорусски, -- угол).
Пол в этой избе земляной, но в других избах видел и дощатый.

С другой стороны от печи до стены протянулась нара (или пол, полати?), на которой спали.

Возле двери, по диагонали от кута, сложена печь.

А это клеть. Здесь летом спал старший сын.

Вот так выглядит внутреннее устройство белорусской хаты.

Побываем теперь в доме зажиточного католика. Этот погонный двор двухрядный. Усадьба конца XIX -- начала XX веков привезена из д. Забродье Столбцовского района.

Противоположный ракурс.

В хлеву экспозиция на рыболовную тему. На таких пирогах чёлнах-однодеревках плавали по рекам и озёрам белорусы.

Вторым рядом усадьбы стоит клеть (иначе -- свирон). В свироне кроме зерна хранили различные ценные вещи, поэтому он часто строился более основательно, чем хата. Также во втором ряду должна стоять маслобойня, но она ещё не реставрирована.

Дом состоит из хаты, сеней и варевни. Посмотрим интерьер католической хаты. Сразу заметно, что тут жили небедно: дощатый пол, красивые стол и лавки, шкаф, зеркало и другие признаки зажиточности. В красном углу целый иконостас. Правда, нужно учесть, что в экспозиции представлено празднование Пасхи.

Хозяин усадьбы разбогател и уехал в Америку. Фото сделано уже в Штатах.

А это варевня (в Витебской губернии обычно называли истопкой). Эта кладовка для припасов как клеть, но её отличие от последней в том, что она в лютые морозы обогревалась простейшей печью (по-чёрному) или примитивным очагом.

С хатами на этом закончим. Покажу ещё несколько объектов музея.

Общественный свирон середины XIX века. Здесь хранили запас зерна на случай неурожая.

Внутреннее пространство разбито на отсеки, куда засыпалось зерно. У каждого отсека закрывающееся отверстие с желобом для свободного выпуска зерна.

А это сельская школа, построенная в д. Колодчино Вилейского района в 1932 году.

Интерьер класса. Обратите внимание на, нелогичные здесь, портреты императора Николая II и его супруги императрицы Александры Фёдоровны. Также по стенам класса развешаны стихотворные фразы на русском языке. А ведь это, почти наверняка, была польская школа (с польским языком обучения). Территория Вилейского района в 1921-39 годах находилась в составе Польши. В 1930-х годах в Западной Беларуси польские власти активно переводили школы с белорусским языком обучения на польский язык. К 1939 году белорусских школ уже не осталось.

Мельница козлового типа.

Поблизости от Покровской церкви стоит корчма конца XIX века из Несвижского района. Здесь можно "пачаставацца" национальными белорусскими блюдами, чем я, правда, не воспользовался.

Спасибо за внимание!

Про белорусскую деревню получилось больше, чем про литовскую - потому что больше материала нашлось на русском языке:) Кое-что можно распространить и на литовскую деревню, ибо разница в хозяйстве и обрядности не так уж велика. Общие замечания те же, что и в предыдущей статье про литовцев. При возможности выбора региона выбирались данные по региону "Понеманье", "Гродненщина", "северо-западная Белоруссия".

Традиционное земледелие

Основным пахотным орудием белорусского крестьянина была соха. В интересующем нас регионе распространена "полесская соха": довольно основательное орудие, рассчитанное на двухволовью тягловую силу.

Для боронования использовали "вершалины" или "астрогi", сделанные из верхушки ели с обрубками сучьев, служившими зубьями. Для боронования выкорчеванных участков использовался также "смык", сколоченный из нескольких суковатых обрубков ели. На обычных старопахотных землях применялась так называемая плетеная, или вязаная борона. Затвердевшие комья, которые не поддавались боронованию, разбивали мотыкой или специально сработанным для этой цели деревянным молотком "кука", насаженным на длинную ручку.

Основные традиционные орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли, цепы. Сжатые серпом хлеба сушили в сновах, расставляя их на поле в "бабки" ("мэндлiки"); затем свозили к гумнам, сушили в срубных помещениях (асець), а затем обмолачивали на току.
Для обмолота использовали цеп, валек, специально приспособленную решетку (абiвалка) и др. Обмолоченное и провеянное зерно сортировали, ссыпали в закрома амбаров (свiран) и клетей (клець, кладовка). Отдельные виды зерна или муки на текущий расход хранили в бочках, кадях, соломенных кошах. Для хранения зерна "про запас" служили специальные зерновые ямы, которые рыли в глинистом грунте, обкладывая стенки слоем бересты. Картофель и корнеплоды ссыпали в истопки и погреба; часть также хранили зимой в "копцах": картофель или свеклу собирали в большую кучу, обкладывали тут же в поле толстым слоем соломы и присыпали сверху землей.

Первый выход на пашню ("заворыванне") расценивался как праздник и сопровождался обрядовыми действиями. В первый раз крестьянин отправлялся пахать рано утром в новой одежде, взяв с собой завернутые в чистый рушник хлеб и соль. Хлеб и соль не только служили символом достатка, но и выполняли функции оберегов. В этот день крестьянин пахал недолго и, пройдя 2-4 борозды, возвращался домой, где его ждал накрытый праздничный стол. В этот же день хозяйка пекла обрядовое печенье в форме сохи, бороны, серпа. В некоторых регионах в состав ритуального обеда, помимо хлеба и соли, входили пасхальное мясо и вареные яйца. иногда первой запашке предшествовали "провидки": за несколько дней до запашки крестьянин шел в поле, взяв с собой хлеб, соль и освященные в церкви ветки верб, которые втыкал на меже, обходя поле.

Весенний сев приурочивали к полнолунию: полная луна ассоциировалась с полным колосом. Наиболее благополучными для весеннего сева днями считались вторник и суббота; в некоторых регионах предпочтение отдавалось пятнице. Однако для этого нужны были и благоприятные погодные условия: оптимальными считались пасмурные безветренные дни. В день весеннего сева крестьяне старались ничего не давать в долг (по поверью, вместе с одолженными вещами к соседям могла перейти и часть урожая). В этот день в доме должны были поддерживаться чистота и порядок. Первый засев производили отборными семенами, смешанными с зерном из "зажинного" снопа, сжатого в прошлом году или же взятого из венка, завитого по окончании жатвы ("дажынак"). По окончании сева крестьянина ждал накрытый праздничный стол. На званый обед или ужин приглашали родственников и соседей, считалось, что чем богаче праздничный ужин, тем богаче будет и урожай.

Животноводство

Основное место в животноводстве занимал крупный рогатый скот. Крупного рогатого скота на душу населения здесь было в 1,5 раза больше, чем в средней полосе России.
Здесь использовалась так называемая литовская (литовско-белорусская) порода скота. Литовский скот, потомок европейского тура, был неприхотлив в пище и приспособлен к суровым условиям содержания; в Понеманье он был более крупным и использовался в качестве не только продуктивного, но и рабочего скота, он требовал лучшего содержания и более сытных кормов.
Тягловой рабочей силой в Понеманье нередко служили также волы. Ими обрабатывались не только крестьянские наделы, но и помещичья земля. Волы использовались при перевозке грузов, приводили в движение механические мельницы, молотилки, лесопилки и другие промысловые установки. Однако при бороновании поля, перевозке легких грузов и пассажирской езде чаще всего использовалась лошадь.
Здесь также был район наиболее развитого свиноводства во всей нечерноземной зоне империи. Свиней откармливали зелеными сочными кормами, корнеплодами, желудями; убой проводили обычно в начале зимы в целях лучшего сохранения сала и мясных продуктов. День свежевания убитого животного отмечался в семье, как праздник, "свежиной" угощали и одаривали близких соседей.

Важную роль в хозяйстве играло овцеводство, особенно в Понеманье, на Гродненщине. Баранина использовалась в пищу чаще, чем говядина. Вместе с тем овцы давали необходимое сырье для домашних промыслов: овчина - на кожухи и шапки, шерсть - на ткани, вязаные и валеные изделия. Овец стригли два раза в год - поздной весной и осенью в теплые солнечные дни. Конец стрижки расценивали как праздник "урожая шерсти" и отмечали торжественным ужином. В среднем крестьянском хозяйстве оставляли на зиму 4-6 овец. В помещичьих хозяйствах, наряду с обычными грубошерстными, выращивали также и тонкорунных овец.
Малоземельные крестьяне и горожане разводили обычно коз, которых держали главным образом для молока. Почти в каждом крестьянском хозяйстве имелось также до десятка кур, а близ рек и водоемов - гусей и уток.
Преобладала выгонно-пастбищная система животноводства со стойловым содержанием скота в зимнее время. Скот пасли на протяжении 6-8 месяцев, летом - на общинных пастбищах (пастбищных сервитутах), паровых полях, лесных урочищах, в конце лета и осенью - также по жнивью и сенокосам. Крупный рогатый скот и овец на ночь загоняли в сарай, лошади паслись круглые сутки. В июне-июле коров выгоняли "на ранки" до восхода солнца, а в полдень загоняли в хлева, выпуская вновь в поле после того, как спадала жара. Практиковалась и отгонная форма выпаса, особенно в случаях откорма скота на убой или продажу.

Помимо крестьян и мелкой шляхты, отгонным ("гуртовым") животноводством занимались еврейские скотопромышленники. Они скупали или обменивали у местного населения молодняк, нанимали пастухов, угонявших стадо в лес на все лето, в конце июля к месту выпаса подвозили муку, соль; откормленный скот сбывали по осени на ярмарках. В местах отгона устраивали специальные ограды, загоны для скота, иногда здесь строили и легкие сараи - кашары, куда загоняли скот в непогоду.
Свиней выкармливали обычно в домашних условиях, периодически выпуская из сарая на подножный корм под надзором подростков.

Ремесла и народные промыслы

Наибольшее развитие получила деревообработка.
В деревнях и местечках существовало до 30 ремесленных профессий, связанных с обработкой дерева, в том числе плотницкое дело, столярное дело, бондарное ремесло, токарное ремесло, судостроение, плетение и др.
Плотничество было повсеместным занятием. Практически каждый взрослый крестьянин мог срубить хату и хозяйственные постройки. В этой трудоемкой работе ему помогали родственники и другие односельчане. Профессиональные плотники зачастую уходили в отходники. Артели профессиональных плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви.
Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков, сельскохозяйственного инвентаря, различных транспортных средств. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.
Бондарное ремесло преобладало в форме кустарного промысла. Бондари работали преимущественно на заказ и на местный рынок; изготавливали бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки; емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка - "вадзянка", бочонок - "бiклага, барылка"), для хранения продуктов и различных вещей ("кубел" - для хранения одежды, лохань - "балея" для стирки белья, квашня - "дзяжа" и др.).

Особым видом ремесла - "стальмашный промысел" - было производство транспортных гужевых средств (колес, телег, бричек, саней и др.)
При этом изготовление телег и саней в качестве домашнего ремесла существовало в каждой деревне, а изготовление колес (катков), как требующее специальных навыков и опыта, чаще всего осуществлялось специальными мастерами-колесниками, работавшими на продажу на более широкой территории.
Особым видом деревообрабатывающих ремесел было изготовление полозьев, дуг, оглобель, колесных ободьев.
На прибрежных пристанях было широко распространено речное судостроение.
Из различных пород дерева народные умельцы изготовляли музыкальные инструменты (скрипки, свистульки, дудки, жалейки, цимбалы и др.)

Народное ткачество - одно из наболее распространенных и древних ремесел. Во многих помещичьих хозяйствах работали ткаческие мастерские.
Основным сырьем для ткачества в домашних условиях являлся лен, в меньшей степени - овечья шерсть и волокно конопли. На каждом этапе обработки льна использовались соответсвующие орудия. Для обивания льняных головок служил валёк (пранiк). В процессе дальнейшей обработки льна его мяли ("церлi") с помощью мялки (цернiцы). Для очищения волокна его трепали с помощью специального орудия - трепала ("трапло").

Чесали волокно гребнем (изначально деревянным с вырезанными на нем зубьями, позднее появился гребень с металлическими зубьями). Такими же способами и орудиями обрабатывалась и конопля. В отличие от льна и конопли обработка овечьей шерсти не требует такого количества орудий, здесь существенны три момента: стрижка овец, мытье и чесание шерсти.

Прядение осуществлялось вручную с помощью лопатообразной прялки (праснiца). Готовую пряжу сматывали на специальное приспособление - вилкообразное мотовило для свивания пряжи в мотки.

Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане. Наиболее характерен для белорусской деревни рамный стан, основу его составляла четырехугольная рама, на которой располагались навои для пряжи и полотна; нити крепились в верхней части рамы на понебнике.
Оригинальностью и красотой отличались ткани для женской поясной одежды. Изготавливались два типа тканей - полихромные и однотонные; среди узорных преобладали ткани с вертикальными и горизонтальными полосами, в основном двухнитовые. Повсеместное распространение имели также клетчатые ткани.
Изделия из шерстяных тканей назывались "андарак", "суконниiк", из полотняных - "спаднiца", "палатнянiк".
Изготавливались также разнообразные ткани для хозяйственных и других бытовых нужд, а также декоративные ткани: полотенца (ручнiкi), скатерни, покрывала. Полотенца украшались как тканым, так и вышитым орнаментом. В тканых полотенцах преобладал геометрический узор, который создавался с помощью браной техники и располагался в виду поперечных полос. На некоторых полотенцах узор создавался с помощью многонитового тканья.
Скатерти ткали из льняной пряжи преимущественно в четыре и восемь нитов. Рисунок создавался серым утком на отбеленной основе; обычный узор - геометрический в клетку. Изготовляли также ажурные скатерти - тканые и плетеные.

Одним из массовых домашних ремесел было плетение. Из лозовых прутьев плели корзины, кошелки, коробы, рыболовные снасти, мебель, детские колыбели, кузова саней и телег, изгороди, даже печные трубы. Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду ("берасцянiкi"). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, кошели ("варэнькi"), вили веревки.

Распространено было также мочальное ремесло, то есть заготовка из липовой коры луба, мочала и изготовление из них различных хозяйственных вещей.
Липовую кору заготовляли весной. Для заготовки сухого луба с коры соскребали топором верхний слой, потом его распаривали над костром и клали под груз, после просушки использовали. Из луба делали короба, детские люльки, кузова для возков.
Для получения мочала луб замачивали в водоемах, сдирали с него волокнистую часть и после просушки разрывали на узкие полоски (ленты), из которых плели или ткали на ручных станках рогожи и циновки, различные сетки, канаты, вили веревки для лаптей, изготавливали мочальные паруса для речных судов.
Для плетения исполользовалась также солома. Из соломенных жгутов плели разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки и др. Соломенные шляпы ("капелюшы") были летним головным убором мужчин-белорусов.

Важное значение в хозяйстве имел валяльный промысел. В ткацком производстве применялась операция мягчения тканей. Сукно-сырец для мягкости и прочности валяли с помощью ручных приспособлений. Сукно топтали босыми ногами в корыте или на полу, толкли толкачом в ступе, мяли на ребристой поверхности в ручных "валюшах" различной конструкции. При этом сукно смачивали горячей водой. Такой трудоемский процесс обычно выполняли коллективно в осенее и зимнее время. С древних времен из овечьей шерсти валяли войлок для конской сбруи, попон и др. Валяная войлочная шапка (магерка) - один из основных головных уборов белорусских крестьян. Магерку белорус носил круглый год, летом иногда надевали и широкополую войлочную шляпу ("брыль", "капялюш"). Шаповальство преобладало в форме отхожего промысла; мастера работали в домах заказчиков, переходя со своими инструментами из деревни в деревню и даже в соседние губернии. Во время отходничества ремесленники пользовались условным языком, который назывался катрушницкий лемезень (от слов "катруха" - шапка, "лемезень " - язык).

Кожевенные промыслы и ремесла - одно из древнейших занятий. В зависимости от вида сырья и назначения изделий издавна существовали различные способы обработки кож. Соответственно сложилась специализация ремесленников. Выделкой овчин и мехов занимались скорняки ("кушняры", "чэмбары"), выделкой сыромятной кожи - шорники ("рымары"), обувную кожу выделывали кожевники ("гарбары"). Наиболее древний способ обработки кож - выделка сыромятной кожи. Шкуру крупного рогатого скота размачивали в воде, золили в растворе гашеной извести для лучшего снятия шерсти, затем на наклонной колоде соскребали шерсть и мездру, мяли с помощью специального мяла. Из сыромятной кожи шорники шили сбрую: гужи, вожжи, шлеи, постромки, уздечки и проч. Сыромять шла и на пошив крестьянской обуви - кожаных лаптей ("поршнi", "пасталы"), и на изготовление различных хозяйственных и бытовых принадлежностей - поясов, кожаных мешков для продуктов в дорогу и др.
В народном скорнячестве главное место занимала обработка овчин для пошива зимней одежды. Основной технологической операцией в скорняжном деле было хлебное квашение. Разминали овчину крюком; выделка овчин производилась "набело", без дубления.

Кожевничество ("гарбарство") и сапожное ремесло преобладало в городах (в деревнях крестьяне до второй половины девятнадцатого века кожаную обувь практически не носили).

Наличие залежей глины способствовало развитию гончарства. Посуду формовали на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной оброаботке. Различали несколько способов: обвариванье ("гартаванне"), задымливание и глазуровка ("глазурованне"). Обварная в овсяном тесте и затем обожженная посуда получалась пятнистой ("рябой"), задымленная - черной, остальная - красной, глазурованной и простой.

Кузнечное ремесло в городах к середине девятнадцатого века пришло в упадок, однако возросла роль сельского "кавальства". Обычно сельские кузнецы были потомственными профессионалами из местных крестьян, встречались также кузнецы-цыгане и евреи.

Сельские поселения

Для белорусских поселений характерна малодворность. Для многих селений число дворов колебалось от 2 до 10, поселение в 30-40 дворов считалось крупным. Часто встречался гнездовой (кучевой) тип планировки (без четкой уличной застройки); однако в Понеманье встречалась и двухсторонняя уличная планировка.

Определяющую ролоь в формировании застройки поселения играл тип двора. В Понеманье распространен в первую очередь погонный (линейный) тип застройки. Основным типом белорусского жилища является однокамерная хата, близкая в плане к квадрату. Печь в белорусской хате традиционно размещается в углу, устьем к порогу. По диагонали от печи находился красный угол ("чырноы кут"); напротив печи был кухонный угол ("бабiн кут"). Окошки украшались переплетами и наличниками, подтесы вокруг окон забеливались известкой.
Жилище строилось на высоком подрубе, состоящем из 2-6 бревен и имеющем проемы для вентиляции. Здесь же устраивались и подпольные погреба для корнеплодов и картофеля.
В западной Белоруссии известен тип жилища с подсенью, образуемой свесом крыши над входом в сени или в клеть, пристроенную к уличному фасаду жилища.
В Понеманье у зажиточной части крестьян жилище разделялось на хату, горницу и кухню, в сенях выделяются сенечки, камора, кладовая и другие помещения.

В большинстве жилищ полы были глинобитные; печи устанавливались на мощных колодах или на подрубе из бруса. Пространство между печью и фасадной стенкой занимал настил для отдыха, над которым к потолку прикреплялись полати, на которых обычно спали старики. Вдоль стен стояли лавы, в кухонном углу - полки, настенный буфет или угловой шкафчик для посуды, ведро с водой часто подвешивалось на крюке к потолку.
Освещалась хата каменными плошками для сжигания пней (корчей), которую устанавливали на углу печи.
Стены хаты периодически (к праздникам) мыли, скоблили.
Одежда, изделия ткачества обычно хранились в каморе, сенях, клети в деревянной емкости ("кубел") или в сундуке ("скрыня"). Традиционными элементами интерьера являлись различные, прикрепленные к балкам потолка жерди ("ашостак"), шестки. Обычно они располагались перед и за печью, над полатями и служили для развешивания полотенец, одежды, пучков трав и др.
Пространство сеней занимали бондарные и плетеные емкости, ступа, жернова, корыто для корма скота и др. По стенам в один или два яруса располагались полки для хранения посуды, инструментов. На вбитых в стену деревянных крюках висели сбруя, старые тулупы ("кажухi"), на деревянной жерди - мешки. Сени часто использовались, как летнее жилище, поэтому здесь могли стоять кровать, стол, скамеечки. Освещались сени одним-двумя окошками на одно-два стекла.
Резное убранство жилищ в регионе Понеманья в девятнадцатом веке почти не встречалось (в отличие от других белорусских районов).

Из хозяйственных построек в Понеманье широко распространены клети (свiрны) на основании из "штандартов" или камней, с широким порогом, вдоль которого шла столбовая галерея, поддерживающая нависающий второй ярус, где обычно хранили отборное зерно. Для хранения корнеплодов строились примитивные погребные ямы, несколько на одну усадьбу; выложенные камнем подвалы в сенях; иногда погреба под клетью.

Хлев (овчарня, хлеб для коров и др.) в погонной планировке усадьбы соединялся с основной частью усадьбы с помощью вспомогательных помещений (поветей, сенников и др.).
Гумно в районе Понеманья обычно имело прямоугольный план, двухскатную крышу. Торцы забирались бревнами, проезд - по оси через ворота в торцевых стенах.
Облик деревни дополняли изгороди (плетеные, дощатые или из камней).

Простейшим типом источника водоснабжения у белорусов был родник (иногда обустроенный, со скамеечкой и выложенной камнями тропинкой). В Понеманье часто встречался колодец с проемом из камней. Ведро поднимали при помощи журавля или коловорота (в колодцах с большой глубиной).

Традиционная одежда

Основным сырьем для изготовления одежды были волокна льна, конопли, кожа и шерсть животных. В домашних условиях окрашивали нитки и ткани, а также зачастую обрабатывали шерсть и кожи. В цветовой гамме традиционной белорусской одежды преобладал белый цвет (белое полотно, белое сукно). Во второй половине девятнадцатого века ткани домашней выработки стали окрашивать в разные цвета - коричневый, желтый, красный и др.

Общий комплекс традиционного белорусского костюма как у мужчин, так и у женщин складывался из нательной одежды (сарочкi) и набедренной, которая прикрывала бедра ("спаднiца", мужские штаны). Поверх этой легкой одежды надевали короткую безрукавную или с рукавами суконную одежду. Верхнюю одежду шили из сукна и мехов. Одежда дополнялась поясом (плетеным, вязаным, тканым из нитей или кожаным).
Нательную сорочку шили из белого полотна, изготовленого из льна или конопли. Основу сорочки (кашулi) составляла так называемая "станина" из целого прямого полотна или из двух частей обычно в женских сорочках.
Простейшим типом покроя является туникообразный, без швов на плечах (материал просто перегибался). Этот покрой к девятнадцатому веку был реликтовым и сохранялся преимущественно в обрядовой (похоронной) одежде. У белорусов он больше был известен для мужских сорочек. Более типичным кроем как женской, так и мужской сорочки был поликовый, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью прямоугольных вставок - поликов, "уставок" из того же самого материала.

Старинные сорочки у белорусских крестьян шились без воротника, с простой обшивкой вокруг ворота. В праздничных сорочках пришивался невысокий (2-3 см) стоячий воротник. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной - на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани. С широким отложным воротником сочетались и широкие рукава с манжетами (манкетамi), иногда наряду с вышивкой украшенные кружевом. Старинные сорочки белорусских крестьянок (особенно будничные) почти не украшались либо украшались весьма скромно простейшими затканными полосками красного цвета. Со второй половины девятнадцатого века появляется разнообразный тканый и вышитый орнамент на груди, поликах, воротнике, верхней части рукава. Украшать подол у белорусок было не принято, так как сорочки обычно были короче юбок.
Другим основным компонентом женского костюма является юбка - полотняная "спаднiца" и шерстяной "андарак". Юбки шили преимущественно из домотканины (полотна, сукна), праздничные - иногда из покупных фабричных тканей. Полотняные юбки шили из двух полотниц, тогда как суконные андараки - из трех-четырех-шести продольных полотнищ, равных по ширине вытканного материала, которые сшивались вместе и около пояса собирались в сборки или складки.
Необходимой частью белорусского костюма у женщин всех возрастов в будние и праздничные дни был фартук. Для белорусок характерны полотняные фартуки, укрепленные на поясе с помощью завязок. Длина их была чуть меньше длины юбки. Праздничный фартук украшался "натыканием" чаще красными нитями или вышивался разнообразным рисунком разноцветными нитями. Для украшения фартуков широко использовалось покупное или домашнего изготовления кружево.

Характерной составлной частью женской одежды была также безрукавка. В одних местах безрукавки были частью одежды только пожилых женщин, в других - они входили в девичий костюм и были обязательной принадлежностью приданого, а в замужестве только дошивались.
Безрукавка имела многочисленные названия - "кабат", "гарсэт", "шнуроука", "каптан", "безрукаука" и др. Встречались разнооброазные по фасону и покрою безрукавки; короткие - до талии, и длинные - ниже талии. Короткие шились обычно с прямой спинкой. При всех видах покроя спереди был разрез посередине от верха до низа, по обе стороны разреза делались петли, с помощью которых безрукавка зашнуровывалась либо застегивалась на крючки, пуговицы. Как нарядная часть костюма, безрукавка шилась преимущественно из покупных тканей: сукна, аксамита (род бархата), парчи ярких расцеток. Ее дополнительно украшали вышивкой, аппликацией, нашивкой галунов, металлических блесток и др.
Кое-где безрукавка встречалась и как часть мужского костюма.

Типы женских безрукавок, конец XIX- начало XX века. а, б - "каптан", Гродненская губ.

В качестве украшений носились серьги, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев - иногда жемчужные, рубиновые). Другие украшения - броши, браслеты, кольца - также носились в основном зажиточными слоями населения.

Мужской комплекс одежды складывался из сорочки, штанов и пояса. Мужские сорочки шили из домотканого полотна в две или более полок в зависимости от ширины холста. Рабочие, будничные сорочки шились обычно туникообразным кроем. Более праздничный вариант - с поликами и на кокетке (гестке). Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см. Под влиянием городской культуры также кое-где в качестве праздничного варианта появились косоворотки. Тканым и вышитым оргаментом украшались обычно поликовые праздничные сорочки по воротнику и манишке-планке, нашитой поверх разреза. Носили сорочки навыпуск и обязательно подвязывали поясом.

Пояс (крайка, кушак) изготавливался обычно в домашних условиях. Их ткали, вязали, плели из ниток домашнего изготовления, окрашенных в различные цвета. Белорусский пояс обычно украшался геометрическим орнаментом - ромбами, квадратами, звездами, полосками в разнообразном цветовом сочетании.

Кроме матерчатых поясов, носили кожаные ремни, к которым подвешивали кожаный кошелек - "калиту".

Мужская поясная одежда (порты, штаны) у крестьян изготавливалась из домотканого полотна и сукна; из фабричных тканей шили праздничную одежду. У зажиточных крестьян и мелкой шляхты белые холщовые порты выполняли роль нижнего белья, поверх которого надевались узкие или широкие штаны, мешковатые шаровары из плотного сукна.

Верхняя одежда у обоих полов и всех сословий изготавливалась из всех сортов сукна и мехов домашних и диких животных. Она имела много разных видов и разных названий.
Кожух и шуба встречались у всех сословий населения. Крестьянский кожух был преимущественно из овчины и отделывался также мехом из бараньих шкурю. Крестьянские кожухи и шубы сверху обычно не покрывались сукном или другим дорогостоящим материалом, как это было принято у состоятельной шляхты. В девятнадцатом веке термин "шуба" вытеснял более древний термин "кожух", однако покрой оставался практически прежним - с длинными рукавами, широким отложным воротником и застежкой впереди, посередине.
Разная по названию верхняя одежда - "епанча", "кирея", "бурка", "чуя" - шилась из плотного сукна прямым плащевидным покроем. Когда эту одежду надевали в дальнюю дорогу, к ней пристегивался башлык. Другие виды верхней одежды простонародья - "казакин", "однорядка", "кафтан", "сермяга" и др.

Распространенные типы кроя: прямой халатообразный, с неотрезной, немного приталенной списной, с боковыми вставками клиньями - "з вусамi"; с отрезной по талии спинкой, заложенной по линии отреза в небольшие складки - "хванды", с подрезными боками и вставными клиньями. В Гродненской губернии распространены были сермяги или кафтаны темно-серого или синего цвета, обшитые синими или красными обшлагами; у однодворцев, мещан и мелкой шляхты - часто обшлитые белой тесьмой.

Женский головной убор и прическа демонстрировали семейное положение и возраст женщины. Обычная девичья прическа - гладко зачесанные и заплетенные в одну или две косы от затылка волосы, прямой пробор. Заплетенные косы чаще свободно свисали вдоль спины; в косы вплетались ленты - шелковые в праздники, более дешевые - в будни. Головной убор девушки не должен был закрывать макушку головы. Обычно носились венки и головные повязки - "шырынкi", " скiндачкi". Головные повязки из тонкого, хорошо отбеленного домашнего холста шириной до 30 см при повязывании обычно складывались вдвое и завязывались на затылке.
Венки изготавливались на твердых обручах высотой 10-15 см, изготовленных обычно из луба. Лубяная основа обшивалась домашним холстом, поверх которого с внешней стороны нашивалась либо яркая фабричная ткань, либо расшитый нитками, бусами, мишурой налобник. К этой основе крепились живые или искусственные цветы, зелень, крашеные перья, а сзади - разноцветные ленты. Подобные венки носились повседневно девочками, начиная с 10-летнего возраста. Праздничные венки украшались богаче.
Специальную зелень для венков - руту, барвинок - специально для этих целей выращивалась на огородах и сохранялась зеленой целый год.

Типичным головным убором замужних женщин был сложный убор, состоящий из трех компонентов: обруча, чепца и намитки. Непосредственно на волосы надевался тонкий обруч (кiбалка, тканка, лямец), изготовленных из подручного материала - жгута льняной кудели, лубяного ободка, гибких древесных прутьев и др. На этот обруч женщина накручивала незаплетенные волосы. Поверх волос надевался чепец, в ряде мест обычаем было предусмотрено, чтобы из-под чепца не выбивалось ни единого волоска. На затылке чепец стягивался шнурком. Чепцы чаще шились из покупного материала различных расцветок и рисунков, но чаще - красных оттенков. Иногда чепцы вязались из домашних суровых ниток, окрашенных в различные цвета. Чепцы иногда украшались в налобной части оборками, кружевами, бусами; шляхтянки и мещанки по праздникам носили чепцы из более дорогих тканей - парчи, белой тонкой ткани с богатой вышивкой золотой нитью.

Третьим компонентом головного убора была "намiтка" - белое покрывало, напоминающее полотенце. Наряду с намитками в девятнадцатом веке появляются также разнообразные платки (хусткi, рантухi). Крестьянские платки - обычно полосатые или клетчатые, большие, из полотна или шерсти, носились не столько на голове, сколько на плечах.

Женщина в намитке. Минская губ.

Мужские головные уборы были разнообразны по материалу и по форме. Мужской головной убор, как ни одна другая часть костюма, отражал социальный статус владельца. Высокие и низкие шапки, целиком меховые или с меховым околышем, встречались у всех сословных групп населения, разница наблюдалась в качестве меха и характере украшений.
В зимние холода головным убором крестьян были шапки из домашней овчины коричневого, черного или серого цвета. Такой головной убор назывался "кучма".
В широком обиходе были также суконные и войлочные шапки. Кроме простых, сферической формы шапок, были известные шапки с четырехугольным верхом, сшитым из 4 кусков добротного сукна (красного, синего, желтого цвета), высокий околыш шили из натурального барашка. Подобные шапки чаще назывались рогатiвками. Кроме меховых и суконных шапок, были распространены мужские уборы из соломы и войлока, различного рода широкополые шляпы (капелюшы).
Соломенный капелюш имел обычно широкие поля, а войлочный - чаще малые. Капелюши украшались лентой обычно черного цвета, повязанной вокруг тульи.
Также встречались войлочные "магерки" - невысокие шапки белого или серого цвета с полями разной ширины, плотно прилегающими к тулье (в шляхетской среде носились подобные же головные уборы, но пошитые из бархата или сукна с украшением из перьев, и носившие название "баторовки", так как проникли на белорусские территории из Венгрии через Польшу во времена Стефана Батория).

Основным видом как летней, так и зимней мужской и женской обуви были самодельные, плетеные из лозы и лыка, либо кожаные лапти. Встречалась также кожаная обувь, изготавливавшяся из куска кожи, "края которой были отлого изогнуты и стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком". Такая обувь называлась "пасталамi", а в западных районах - "хадаками". Кожаные лапти имели две основных разновидности. За основу одних брали прямоугольный кусок кожи, который впереди сшивался по центру, образуя обычно острый носок. В специально проделанные отверстия по загнутым кверху краям протягивали кожаные оборы, которыми постолы крепились к ноге. Другая (менее нарядная) разновидность изготавливалась из куска кожи овальной формы (использовалась сыромятная коровья или телячья кожа), выкроенной по размеру ступни с припусками на борт, носок и задник. По краям также вырезались отверстия, через которые пропускались оборы. Это были "маршачкi", называемые так потому, что кожа при стягивании морщилась.
Однако самой распространенной была лыковая обувь, ее носили при выполнении всех видов сельскохозяйственных и домашних работ, а беднейшие крестьяне - и по праздникам. Лапти плелись в домашних условиях с помощью простейших инструментов, к ноге крепились с помощью пеньковых обор, которые протягивались через ушки, выплетенные на лапте. В морозы ступню утепляли дополнительно легкой мягкой соломой либо сеном, поверх которых накручивали портянки.
В северо-западных районах, на границе с литовцами, беднейшая часть крестьян также пользовалась деревянной обувью или на деревянной подошве.
В летнее время крестьяне часто не пользовались никакой обувью, ходили босиком.
Сапоги и женские башмаки (чаравiки) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ. Праздничную обувь хранили бережно и передавали от отца к сыну, от матери к дочери. Шилась такая обувь на толстой подошве, на низком или высоком каблуке с металлической подковкой; часто на "прямую" колодку - то есть без различия правой и левой ноги. Женская праздничная обувь отделывалась узорной строчкой, аппликациями из цветной кожи, лентами, зашнуровывалась разноцветной шелковой тесьмой или тонкими кожаными ремешками. Более высокие голенища у сапог характерны для высших сословий, чем выше сапог - тем богаче его носитель.

Состав, структура и хозяйственно-экономические функции белорусской семьи изменялись в зависимости от конкретных исторических условий и развития производственных отношений. Еще в середине XIX в. среди крестьянства Белоруссии была распространена патриархальная большая семья, когда родители жили со своими женатыми или замужними детьми и их потомством. В условиях капитализма к концу XIX- началу XX в. преобладающей стала малая семья, состоящая обычно из родителей и их неженатых детей. Малой семьей была и такая семья, в которой при стариках-родите- лях оставался один женатый сын (обычно младший) с невесткой или, реже, замужняя дочь с зятем-приймаком и их детьми. В тех местах, куда капиталистические отношения проникали менее интенсивно, например в Могилевской и в южной части Минской губернии, в крестьянской среде сохранялась большая, неразделенная семья. По данным переписи населения России 1897 г., средний количественный состав семьи в белорусских губерниях колебался от шести до девяти человек.

Крестьянская семья была основной экономической ячейкой в сельском хозяйстве Белоруссии. В хозяйственной деятельности крестьянской семьи существовало традиционное половозрастное разделение труда. Все хозяйственные работы обычно делились на мужские и женские. Пахота, посев, бороньба, косьба, молотьба, заготовка дров, уход за лошадьми, вывозка в поле и некоторые другие работы считались мужскими. Приготовление пищи, уход за детьми, пряденье, тканье, шитье, стирка белья, доение коров, уход за домашним скотом и птицей, жатва, сгребание сена, прополка, теребление льна, уборка картофеля за плугом, уход за огородом и ряд других работ - женскими.

С развитием капитализма и разрушением патриархальных устоев семьи грани между «мужскими» и «женскими» работами стирались. Если нехватало мужских рабочих рук, женщины и девушки выполняли мужские работы, даже такие, как пахота и косьба. В случае необходимости, особенно когда мужчины уходили на заработки, все делали женщины. Зато некоторые женские работы никогда не выполнялись мужчиной, считавшим их для себя унизительными. Например, мужчина никогда не садился за прялку или за ткацкий стан, без крайней нужды не стряпал, не доил коров.

Распорядителем основных хозяйственных работ был отец, а в случае его отсутствия - старший сын. Женщина становилась главой семьи только после смерти мужа, если в семье не было взрослого сына. Всеми женскими работами управляла жена хозяина, сам он обычно не вмешивался в специфически женские работы.

Глава семьи пользовался большим авторитетом. Однако важнейшие хозяйственные дела (начало тех или иных сельскохозяйственных работ, приобретение или продажа имущества, скота и т. д.) решались при участии взрослых членов семьи, особенно мужчин, хотя в окончательном решении основная роль принадлежала главе семьи.

Такое ограничение власти главы белорусской крестьянской семьи объясняется тем, что земля, орудия труда, скот, посевы и собранный урожай, хозяйственные постройки, мебель и домашняя утварь были общим достоянием семьи. Если в семье были взрослые и особенно женатые сыновья, глава семьи не мог самостоятельно распоряжаться этими ценностями. Личное имущество составляли одежда, обувь, украшения и некоторые другие мелкие вещи и орудия труда. Личным имуществом жены считалось ее приданое.

В условиях помещичье-буржуазного строя женщины-крестьянки терпели двойной гнет - социальный и семейный. Царское правительство не только не боролось с обычаями, угнетавшими женщину, но укрепляло их своим законодательством. В тяжелом изнурительном труде проводили свою молодость девушки и женщины. Загруженные домашней работой и заботами, живя в бедности, они не имели возможности учиться, оставаясь на всю жизнь темными и забитыми.

Тем не менее жена-хозяйка в белорусской крестьянской семье не была бесправна. В домашнем хозяйстве, в воспитании детей, в доходах от огорода и в расходах по дому она была полноправной распорядительницей. М. В. Довнар-Запольский, наблюдавший жизнь и быт крестьян Минской губ., отмечал, что жестокое отношение к жене было явлением редким, даже более того - исключительнымИным было положение невестки (iсыновай), которая в доме родителей мужа была угнетенным существом. Безрадостным было и положение крестьянских детей, с пятилетнего возраста участвовавших в тяжелых работах крестьянской семьи.

В семейном быту дореволюционного крестьянства Белоруссии довольно распространенным явлением было приймачество, вызванное социально- экономическими причинами. Младшие сыновья в семье, для которых невозможно было выделить часть надела, вынуждены были «пайсщ у прымы», что означало поселиться в доме жены. Горькую долю приймака правдиво выразили старые «примыцтя» песни, пословицы и поговорки - «Прымач- ча доля сабачча».

При заключении брака на первый план выступали соображения экономического характера, потребность в пополнении семьи работницей. Поэтому при выборе невесты особенно ценилось ее трудолюбие, экономическое состояние семьи ее родителей и приданое. Этот момент широко отражен в белорусском фольклоре. Пословица поучала: «Не выб1рай сабе жонку на рынку, а выб1рай сабе жонку на шуцы» 2 .

Невестой могла стать девушка, достигшая шестнадцатилетнего возраста, а женихом - юноша, которому исполнилось восемнадцать лет. Обычно девушки выходили замуж в шестнадцать- двадцать лет. Девушка старше двадцати лет считалась уже «засидевшейся», и ей грозила опасность остаться «у дзеуках». До введения всеобщей воинской повинности (1874 г.) «хлопцы» женились в восемнадцать-двадцать лет, после же введения этого закона они обзаводились семьей обычно после окончания службы в армии, в двадцать четыре -двадцать пять лет.

По существовавшим обычаям свадьбы справляли в определенное время года - поздней осенью, т. е. после окончания полевых работ, и в зимний мясоед, а также на «семуху» (семик). Заключению брака в белорусской деревне предшествовало длительное знакомство девушки и парня. Молодежь знакомилась и вместе проводила время на многочисленных «irpbiin- чах», «вячорках» или «супрадках». Совместные вечеринки молодежи устраивали и соседние деревни. Чаще это бывало во время ярмарок (тргима- шоу) или храмовых праздников (хвэстау). Родители, как правило, следили за знакомствами, и, если выбор сына или дочери совпадал с их интересами, засылали сватов в дом невесты. Однако бывали случаи, когда до дня свадьбы ни жених, ни невеста не видели друг друга. Так случалось, когда родители руководствовались только хозяйственно-экономическим расчетом.

Брак закреплялся свадебным обрядом. Непосредственно свадьбе (вя- селлю) предшествовало сватовство. Сватом по традиции был крестный отец жениха или другой его родственник, или любой женатый мужчина, но чаще для этой роли выбирался разбитной и словоохотливый человек - гаварун. Сваты (обычно вдвоем), иногда вместе с женихом, приходили в дом невесты и начинали «дипломатический» разговор. Его заводили издалека и иносказательно. После сватовства в некоторых местах происходили змовты, запоты, заручыны, во время которых родители жениха и невесты договаривались о сроках свадьбы, о приданом и т. д.

Церковное венчание, хоть и было обязательным, но в свадебном обряде не играло главной роли и могло совершаться за несколько дней или даже за несколько недель до свадьбы. Свадебная обрядность, в основном единая на всей территории Белоруссии, имела ряд местных особенностей. Условно выделяются два основных варианта свадебного ритуала - каравайный, распространенный на большей части Белоруссии, и столбовой обряд на северо-востоке. В первом случае в центре свадебного ритуала были обряды, связанные с печением и разделом каравая, а во втором - одной из важнейших церемоний «вяселля» было благословение молодых. Оно совершалось у припечного столба, которому в древности приписывались магические свойства. Все остальные обряды и обычаи свадебного ритуала в обоих вариантах в основном совпадали. Это - девичник (суборная суботачка), выезд жениха со своей дружынай за невестой, свадебный стол в доме невесты и в доме жениха, посад невесты, расплетание ее косы, звядзенне молодых и др. Все обряды сопровождались пением многочисленных свадебных песен.

Следует подчеркнуть общедеревенский характер белорусской свадьбы. Она была не только семейным праздником, но и большим торжеством для всей деревни. Белорусское традиционное «вяселле», богатое песнями, музыкой, древними обрядами, подлинным весельем, представляло собою яркое зрелище. Е. Р. Романов, напоминая о том, что великий А. С. Пушкин каждую русскую народную сказку считал поэмой, писал о белорусской свадьбе: «Кто присутствовал на народной свадьбе, во всех ее сложных архаических подробностях, тот с таким же правом может сказать, что каждая народная свадьба есть своеобразная опера» 1 .

Большим семейным торжеством было у белорусов рождение ребенка. Главная роль при родах принадлежала деревенской бабке, которая выполняла роль акушерки. Родильных домов в сельской местности до революции не было, акушерка и та была не в каждой волости. Экономические условия принуждали женщину работать до последнего дня, поэтому нередко она рожала в поле или на работе. Знахарскими приемами бабка не только не облегчала положения роженицы, но зачастую осложняла его.

Рождение ребенка сопровождалось обрядами, первоначальный смысл которых заключался в ограждении новорожденного от злых сил и обеспечении ему счастливой доли. Роженицу в первые дни посещали родственницы и соседки, приносившие ей подарки, главным образом лакомства, и помогали по дому. Вскоре родственники, кум, кума и бабка, приглашенные родителями, собирались на крестины (хрэсъбты, ксцты). Главным обрядовым блюдом на крестинах была бабта каша. Ее варила бабка у себя дома из пшенной, гречневой или ячменной крупы. За крестинным столом кум брал горшок, разбивал его так, чтобы каша оставалась нетронутой, и при этом произносил слова, которые с достаточной ясностью раскрывали древний смысл обрядового вкушения «бабиной каши»: «Дай боже на деток, овечек, коровок, свинок, коников, всему скоту приплод, куме, куму и крестнику - здоровье и богатство». После этого на черепки горшка накладывалась каша и раздавалась гостям. В ответ гости клали на стол мелкие деньги. Момент раздачи «бабиной каши», насыщенный прибаутками и шутками, был самым веселым на крестинах. Во время торжества пели «хрэсьбшныя» песни, составлявшие особенность белорусского семейнообрядового фольклора. В песнях этих прославлялись бабка, кумы, новорожденный и его родители.

Родинные обряды, так же как и многие свадебные, в конце XIX - начале XX в. утратили свое первоначальное значение и превратились в обычные увеселения по случаю семейного торжества.

Обрядами сопровождались в крестьянской семье похороны и поминки. Умершего после обмывания и одевания клали в димавту, или трупу (гроб), которую ставили на стол или на лавку, головой к «куту». По обычаю рубаху и другую одежду «на смерць» пожилые люди заготовляли заранее и давали наказ, как их одеть и что положить с ними в гроб. Умерших девушек украшали венком из цветов, как невест. Хоронили обычно на второй или, реже, на третий день после смерти, после многочисленных причитаний и прощаний. Участники похорон по приглашению ближайших родственников покойного в тот же день собирались в его доме на поминки за специально приготовленным столом. По истечении шести дней после смерти проводились шасцты, а через сорок дней (<сарачыны) и через год (гадавши) вновь устраивались поминки по умершему. Кроме этого, ежегодно справляли дни всеобщего поминания радзщеляу и всех умерших родственников - так называемые дзяды. Таких дней в году было четыре. Главным поминальным днем считалась радутца, отмечавшаяся во вторник после пасхальной недели. Таким образом, в семейной обрядности белорусов дореволюционного времени в некоторой степени сохранялись дохристианские верования и обряды.

Кроме семейных праздников и обрядов (свадьба, родины, поминки), отмечались и все важнейшие праздники годового круга - каляды (рождество), вялтдзенъ (пасха), сёмуха (семик) и др.

К остаткам ранних религиозных воззрений в семейном быту дореволюционного белорусского крестьянина относилась и вера в силу заговора и различные знахарские средства. Этому способствовали социально-экономические условия, в которых жило белорусское крестьянство до революции, и почти полное отсутствие организованной медицинской помощи на селе. Неудивительно, что «медицинскую помощь» стремились монополизировать знахари и шептухи. В белорусском фольклоре известно множество заговоров и заклинаний (замоу, шэптау) от различных болезней. Наряду с этим широко использовались рациональные средства народной медицины (лечение настоями и отварами трав и кореньев и т. д.).

В семейном быту белорусского крестьянства вплоть до революции сохранялись некоторые черты патриархального быта феодальной эпохи. С развитием капитализма в деревне изменились имущественные отношения членов семьи. Уход отдельных членов семьи на заработки в город порождал у них стремление к независимости. Патриархальные устои под воздействием новых капиталистических отношений постепенно рушились. В деревню более интенсивно проникали элементы культуры города, многие пережитки исчезали или утрачивали свой первоначальный смысл.

Белорусская рабочая семья, сложившаяся в основном в эпоху капитализма, менее, чем крестьянская, подверглась воздействию частнособственнических стремлений. Карл Маркс отмечал, что крупная капиталистическая промышленность в рабочей среде «создает экономическую основу для высшей формы семьи и отношения между полами» 1 . Нельзя забывать о специфических условиях, в которые была поставлена рабочая семья. Это прежде всего безработица и материальная необеспеченность. «...Машины,-указывал К. Маркс, - распределяют стоимость рабочей силы мужчины между всеми членами его семьи» 2 . При системе капиталистической эксплуатации даже все работающие члены семьи, включая женщин и подростков, получали ровно столько, чтобы кое-как свести концы с концами.

В среде белорусских рабочих к концу XIX в., так же как и в среде крестьянства, бытовала малая семья. С родителями часто оставался жить младший женатый сын или младшая дочь с мужем-приймаком. Большинство семейных коллективов состояло из трех-шести человек. Внутрисемейные отношения в рабочей среде отличались от крестьянских. Это, в частности, сказывалось в том, что положение членов семьи было более равноправным. Главой дореволюционной белорусской рабочей семьи, как правило, был мужчина: отец, старший сын. Женщина чаще всего стояла во главе семейного коллектива только там, где не было взрослых лиц мужского пола. Когда старший сын подрастал, он становился главой семьи и фактически являлся главным добытчиком, кормильцем. В его непосредственном ведении находилась семейная касса. Глава рабочей семьи при решении важнейших вопросов советовался со всеми взрослыми членами семейного коллектива. Обычное право требовало от него заботы обо всех домашних, трезвого поведения, гуманности и т. п.

Если положение женщины в рабочей среде в семье было относительно более сносным, чем в крестьянской, то в хозяйственном отношении оно оставалось очень тяжелым. Женщина-работница была обязана заботиться о домашнем хозяйстве, детях при полном отсутствии яслей, детских садов и т. п. Политических прав она фактически не имела.

Администрация фабрик и заводов совершенно не заботилась об охране прав материнства. Рожать в больнице или пригласить акушерку на дом жены рабочих не имели возможности. Роды принимали обычно повивальные бабки. Из-за отсутствия отпусков по беременности работницы иногда рожали прямо у станка. Семейное законодательство царской России признавало только церковный брак. Супруги, жившие «без венца», преследовались, а их дети считались «незаконнорожденными» и лишались многих гражданских прав. В среде дореволюционных белорусских рабочих встречались единичные факты, когда семья создавалась без церковного йенчания. В этом сказывалось некоторое проявление атеизма.

Приданое тоже не имело такого решающего значения, как у крестьян. Отсутствие его редко служило препятствием к заключению брака. В среде рабочих бытовала, например, известная белорусская пословица: «Не з часагам (приданым) жыць, а з м1лым чалавекам».

Сватовство в среде белорусских рабочих сохранялось больше по традиции. Дочери рабочих часто трудились на производстве, в меньшей степени, чем девушки-крестьянки, находились в экономической зависимости от отца и поэтому были более самостоятельны в выборе жениха. Свадебная обрядность белорусских рабочих не была однородной. В семьях потомственных рабочих наблюдалось меньше черт традиционной крестьянской свадьбы. Иногда ее справляли в виде товарищеской пирушки. Больше элементов традиционного белорусского «вяселля» можно было обнаружить в среде рабочих, сохранивших связь с деревней. Здесь свадьба обычно не обходилась без свата, одаривания молодых и других традиционных обрядов свадебного цикла. Венчание было обычным явлением. Свадебное пиршество чаще устраивали в воскресные или другие праздничные (в томчисле и религиозные) нерабочие дни. Наиболее передовые рабочие изредка приурочивали свадьбу к революционным праздникам, особенно ко дню 1 Мая.

Обрядность, связанная с рождением и похоронами, была во многом аналогична крестьянской. В потомственных пролетарских семьях нередко хоронили без попа. В этом проявлялись революционные традиции и атеизм передовой, наиболее революционной части рабочих. «Нередко приходилось,- вспоминает один старый белорусский рабочий,- провожать в последний путь борцов за дело народа. Хоронили их по-рабочему, без попа, с пением «Вы жертвою пали», с траурным митингом у гроба» 1 .

На формирование семейной обрядности белорусского рабочего помимо крестьянских обычаев и обрядов заметное влияние оказывали традиции русских и украинских рабочих. Пролетариев сплачивали совместный труд на производстве, общая классовая борьба против эксплуататоров и самодержавия. Поэтому отношения в рабочих семьях строились на основе взаимопомощи, дружбы и товарищества.

За годы Советской власти коренным образом изменился семейный быт белорусского крестьянства и рабочих, повысился культурный уровень семьи, изменились многие семейные обычаи и обряды.

Ответ оставил Гость

Развитие сельского хозяйства - основной отрасли экономики в XVII-XVIII вв.- сдерживало сохранение феодально-крепостнического способа производства. Ограбленное панами и властями крестьянство не располагало нужной тягловой силой для выполнения панщины, извозных повинностей и обработки собственных земельных наделов. На востоке Беларуси на 100 дворов в среднем приходилось 300 лошадей. В западной части на 100 дворов приходилась 41 лошадь, хотя это в какой-то мере компенсировалось волами, численность которых- достигала 161 на сто дворов. Средняя урожайность зерновых в конце XVI в. составляла один к трем, то есть на меру высеянного зерна собирали три. Поскольку производство зерна не приносило нужного дохода, в хозяйствах увеличивалось производство технических культур: хмеля, конопли и особенно льна. Значительное развитие получило пчеловодство. Это способствовало втягиванию крестьянского хозяйства в рыночные отношения.
Основным принципом земельных отношений являлось то, что крестьянин получал от землевладельца участок земли, за что выполнял в его пользу определенные повинности. Фактически складывалось так,

что в это время крестьянам выделялось такое количество земли, которое могло обеспечить жизнеспособность и платежеспособность их хозяйств. Площадь среднего крестьянского надела в XVII - первой половине XVIII вв. составляла, как правило, не менее полволоки. т. е. немногим более 10 га. Если надел был меньшим, то ему выделялись дополнительно участки из так называемого позанадельного фонда, причем за них платились меньшие налоги. В тех случаях, когда землевладельцы были заинтересованы в привлечении на свои земли новых крестьян, они шли на уменьшение повинностей, за малую плату (третий или четвертый сноп) сдавали не засевавшиеся земли. Вновь прибывшим крестьянам в течение нескольких лет уменьшались повинности (по сравнению со старожилами).
Являвшееся основной производительной силой, содержавшее своим трудом шляхту, церковь, войско, государство в целом, крестьянство облагалось тяжелыми повинностями. Основными из них были панщина, дяк-ло и чинш. Размеры панщины землевладелец устанавливал сам. Приведем свидетельство очевидца, датированное 1585 г.: «На работу крестьяне обязаны выходить и становиться на назначенном месте с восходом солнца, и оставлять работу сразу после захода солнца. Кто б после заказа не вышел на работу, за такое непослушание должен отработать за один день два дня, не покидая территории панского двора, а за второй день - четыре дня, также находясь при дворе. Если кто-нибудь не вышел на работу все три дня или на протяжении шести недель по разу на неделе, особенно летом, то за эту неделю в кандалах должен работать во дворе... Если б и после этого у него случались невыходы на работу, тогда - бичевание возле столба».

» приглашает вас прогуляться по музею народной архитектуры и быта. Посетители музея могут посмотреть на крестьянский быт столетней давности, познакомиться с белорусской культурой и посетить самый старый ресторан Беларуси.

Первые попытки создать музей под открытым небом на исторической территории Беларуси были предприняты еще в 1908 году Фердинандом Рущицем. Он хотел показать не только белорусскую, но еще и польскую, и литовскую деревни недалеко от современного Вильнюса. Однако из-за Первой мировой войны его планы не смогли осуществиться.

В 1976 году был издан указ о создании музея, посвященного деревянному зодчеству. Подготовка к открытию затянулась на десять лет: специальная группа ведущих ученых-этнографов, архитекторов и историков ездила в экспедиции, собирали необходимую информацию о зданиях. Все началось с нескольких памятников, сейчас же в музее три сектора и двадцать семь памятников.

В музее представлено три региона страны: Центральной Беларуси отведена большая часть территории. Чтобы увидеть быт Поозерья и Поднепровья, посетителям надо пройти порядка полутора километров вглубь музея.

У каждого региона существовали свои особенности: архитектура, народные традиции, фольклор, костюмы. Например, эксперты-этнографы с легкостью могут определить по костюму, из какого региона он происходит.

Музей показывает разные типы белорусских поселений: село, деревня, хутор. Экскурсия по всему музею длится около 3 часов, но если посетитель решит самостоятельно прогуляться по всей его территории, это может занять еще больше времени. Несмотря на такие впечатляющие расстояния, большинство туристов осматривают весь музей.

Одной из главных особенностей региона Центральная Беларусь является строительство вытянутых в длинную линию крестьянских усадеб, размещенных совсем близко одна к другой. Именно так они и расположены в данном секторе.

На территории сектора находится униатская церковь. Ее необычный интерьер вызывает большой интерес у туристов. Все иконы в храме находятся тут с незапамятных времен. Сейчас церковь не действует, а демонстрируется как экспонат. На Пасху сюда приглашают священника, который освящает вербу.

Недалеко от церкви находится общественный амбар. Такие амбары появились во время правления Екатерины Второй, чтобы сохранять запасы зерна на случай неурожая. Каждый год семья сдавала мешок зерна, и если что-то случалось с их собственными запасами, то они могли получить по решению общины из амбара помощь. Также там можно было взять зерно в долг. Один такой амбар был рассчитан на три деревни. Амбар построен без гвоздей — в них просто не было необходимости. Вся конструкция держится благодаря соединениям в углах и потайным деревянным шипам. Уникальность данной постройки в том, что это единственный сохранившийся памятник такого типа на территории Беларуси.

В музее можно посетить сельскую школу 1933 года постройки. В здании находятся учебный класс и комната учителя. Даже те, кто ходил в школу в середине прошлого века, узнают эти парты. В то время дети воспринимались в первую очередь как рабочие руки, поэтому учебный процесс шел зимой, когда помощь по хозяйству была не особенно нужна. С весны до осени школы пустели.

Все дети занимались в одном классе, но у каждого было свое задание. Старшие классы помогали младшим. Обычно в классе было по 10−15 человек. Школа тоже была рассчитана отнюдь не на одну деревню. Детям приходилось ходить по 5−6 километров. В школах у педагогов не было определенной специализации, один учитель вел все предметы, кроме Закона Божьего. Этот предмет вел священник. Те дети, которые успешно заканчивали обучение, получали аттестат и могли продолжить образование в городской гимназии.

Хаты были довольно похожи одна на другую, но заборы были самыми разными: штакетник, плетень, жердяной, паркан. В Беларуси распространен частокол. Такая форма предотвращала быстрое гниение древесины. Дождевая вода падала на заостренную часть, стекала и не вредила дереву.

Стандартное строение хаты тех времен — жилое помещение, сени и клеть. Клеть использовалась как кладовая — там хранили еду. В каждом жилом помещении обязательно был красный угол с иконами, рушниками, вербой. За столом собирались для совместной трапезы, готовили на лавах или возле печи. Место в красном углу было самым важным в хате, именно там мог сидеть глава семьи или самые важные гости. Для женщин и мужчин были отдельные лавы. Справа сидела мужская часть семьи, а слева — женская.

Взрослые спали на специальном деревянном настиле, который назывался "пол", а пожилые люди обычно спали на печке. Также, делались специальные сенники (сшитые льняные куски ткани, набитые сеном), на которых спало до четырех-пяти человек. Если места не хватало, то доски докладывались, места становилось больше. Делали еще верхний настил из досок, так называемые "полати" для детей.

Девушки в начале прошлого века с младых ногтей учились шить и делали себе приданое. Нужно было к брачному возрасту приготовить целый сундук приданого — без него невеста считалась ни на что не годной лентяйкой, она не могла выйти замуж.

В 22−23 года девушка уже считалась старой девой. Тогда отец сажал дочь на телегу и ездил по деревне, выкрикивая: «Кому паспялуху?». Это значило, что ее в жены мог взять любой, даже не очень удачный жених.

В музее можно увидеть богатую хату католиков 30-х годов XX века. Тут можно увидеть удобные канапы, кровати с резными спинками, французские настенные часы, керосиновую лампу вместо лучины, 12 цветных икон-литографий.

На Поозерье и Поднепровье (современная Витебская и Могилевская область) бани были распространены повсеместно, в отличие от Центральной Беларуси. Тут была традиция протопить печь в хате и вычистить ее. Затем забирались внутрь печи и парились там.

Также в музее можно увидеть кузню. Профессия кузнеца считалась очень престижной. Чтобы из статуса подмастерья перейти в мастера, необходимо было учиться шесть лет. По истечении этого времени кузнец сдавал специальный экзамен, только после которого он мог получить разрешение на самостоятельную работу.

Подробнее об архитектуре и традиционной народной культуре можно узнать во время увлекательной экскурсии в самом музее. Кроме экскурсий тут проводятся множество мероприятий. Самые известные из них — это фестиваль «Камяніца», празднование Масленицы, Гуканне вясны, Зеленые святки, Купалье.

Музей активно развивается в последнее время. Появилось множество новых услуг: экскурсии на катере по озеру, полеты на вертолете и самолете над музеем. Экскурсии сопровождаются живой музыкой, песнями, играми, танцами. К тому же именно на территории музея находится самая старая корчма — ей уже более 200 лет!

В планах музея — продолжение реставрации объектов. Например, в 2016 году планируется открытие для показа уникальной православной Преображенской церкви XVIII века.

Цель музея народной архитектуры и быта — показать все многообразие Беларуси. Живописность местности, красота природы, уникальность экспозиции и белорусский дух — вот почему к музею есть огромный интерес как у жителей Беларуси, так и у зарубежных гостей.

Адрес : Минский р-н, п. Озерцо

Цена билета : для взрослых — 40 тысяч, для студентов — 30 тысяч, для школьников — 20 тысяч, для пенсионеров — 25 тысяч, семейный билет (два взрослых, два школьника) — 100 тысяч, для дошкольников — вход бесплатный

Телефоны : +375 (17) 507−69−37 (кроме пн. и вт.); +375 (17) 209−41−63 (кроме суб. и вс.); +375 (29) 697−89−01 (velcom);

Стоимость экскурсий (группа до 25 чел.) : обзорная — 111 000 бел. руб., на английском языке — 185 000 бел. руб., с живой музыкой, играми и танцами — 250 000 бел. руб., с фотографированием в костюмах в фотосалоне XIX века — 78 000 бел. руб., квест «Заколдованная деревня» — 490 000 бел. руб., музейное занятие для детей «Есть у меня твой силуэт» — 130 000 бел. руб., обряд «Каляды» — 630 000 бел. руб., обряд «Белорусская свадьба» — 440 500 бел. руб., аудиогид — 20 000 бел. руб., прогулка на катере по водохранилищу — 100 000 бел. руб., катание на телеге/санях — 20 000 бел. руб., катание на вертолете и малогабаритном самолете — по предварительной записи.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях