Профессиональная этика: что это такое? Профессиональная этика для представителей разных профессий Что такое профессионально этическая система

Профессиональная этика: что это такое? Профессиональная этика для представителей разных профессий Что такое профессионально этическая система

В современных условиях, когда формируются рыночные отношения, развивается гражданское общество и правовое государство, рост свободного саморегулирующегося истока в труде, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизация различных сфер труда приводит к постоянному расширению круга профессий, претендующих на формирование собственных моральных кодексов.

Кроме традиционно известных - медицинской, педагогической и юридической, рядом с дипломатической и военной этикой, решительно заявляют о себе административная и депутатская этика, милицейская и спортивная, этика ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Возникает вопрос: любая профессия требует специфической профессиональной этики? Все более очевидным становится то, что прогрессивное развитие современного общества, всех сторон общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников - активных и мыслящих участников исторического творчества.

Каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессия формирует в ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты лица и отношение к содержанию своей деятельности.

Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика возникает как первичное явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируют в виде кодексов (писаных и неписаных), содержащие в себе не только этические требования к содержанию и результатов деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика - это не только наука о профессиональной морали, но и этическая самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеологиями

Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для определенного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования этого вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, имеет специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - то есть прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. В то же время она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, существует в профессиональной среде.

Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловлены моральных отношений. К этой системе относятся прежде всего:

а) отношение специалистов к объекту труда (следователь - обвиняемый, счет

ар - больной, учитель - ученик)

б) отношения специалиста с коллегами;

в) отношение специалиста к обществу.

Эти отношения изучаются профессиональной этикой (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Объекты изучения профессиональной этики

Она возникает в связи с общественным разделением труда положил начало отделению социально-профессиональных групп. С их образованием возникла необходимость в регулировании отношений между профессионалами и профессионалов с клиентами. Сначала это было небольшое круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые профессии. В зависимости от конкретных исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность.

В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм с сопутствующими им практическими правилами, "обслуживают" ту или иную область человеческой деятельности. В каждой из этих областей главным объектом деятельности является человек, который вправе надеяться на отношение к ней не как к объекту внешнего воздействия, а именно как к человеку, то есть рассчитывает на уважение, понимание.

Профессиональная этика возникает с развитием каждой профессии. Она также связана с аспектами морали, однако охватывает определенный круг вопросов, ограниченное этикой поведения работников конкретной профессии. Общепринятые нормы поведения корректируются в соответствии с практикой, выполняют роль нормативного характера.

Профессиональная этика определяет правила морального выбора, которая встает перед работниками, а также конкретизирует методы формирования конкретного морального суждения в конкретных ситуациях.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, которые выполняют одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

Нравственная оценка профессии обществом обусловлено двумя факторами:

во-первых, тем, что эта профессия дает объективно для общественного развития;

во-вторых, тем, что она дает человеку субъективно, а именно в плане морального воздействия на нее.

Любая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которое накладывает отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или нет. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей.

Профессиональная этика - это, прежде всего специфический этический кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает специальные нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а другие настойчиво требуют этого. Речь идет, прежде всего, о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина, юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их моральных отношений. Многие виды деятельности выдвигают к людям повышенные моральные требования.

Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно - к людям, с которыми она взаимодействует в соответствии с своей профессии и к обществу в целом. ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы - своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, которые считаются оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей.

В каждой профессии есть свои нравственные "соблазна", моральные "доблести" и "потери", возникают определенные противоречия, конфликты, производятся своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек привлекается с ее субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом, моральных оценок.

Среди различных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие нравственных норм их поведения.

Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы с обществом.

Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И только в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общего, собственно нравственного значения.

Каждая эпоха имеет свой комплекс производимых морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, которая направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих моральных принципов и норм таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является "профессиональной" моралью.

1. Профессиональная этика и профессиональная мораль. Принципы профессиональной этики

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.



Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

В основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах - и с собственной безопасностью. История медицины знает много случаев, когда врачи испытывали действие нового препарата на себе, чтобы не подвергать опасности больного. К компетенции медицинской этики относятся такие сложные проблемы, как границы сохранения врачебной тайны, условия трансплантации жизненно важных органов и другие.

Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учителя, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она нацелена на защиту интересов детей, устанавливает пределы педагогической солидарности, реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю.

В сфере науки профессиональная этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она формирует готовность правильно воспринимать критику, требует сочетания научной добросовестности с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, плагиат, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам.

Сходные требования выдвигает профессиональная этика журналиста, писателя, художника, деятеля театра и кино. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны не с профессиональным разделением труда, а с использованием каких-то специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в сфере торговли и услуг, в области спорта).

О специфических кодексах поведения применительно к другим профессиям можно говорить лишь в той мере, в какой в них формируются нравственные отношения между руководителями и подчиненными, сотрудниками разных рангов и специальностей. В этом смысле можно выделить этику инженера, служебную или административную этику, экономическую этику («деловую этику», «этику бизнеса»).

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях.

Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности.

Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г.) был принят профессионально- этический кодекс соц.работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Принцип моральной ответственности перед клиентом:

Работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

Интересы клиентов являются приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;

Работники соцу.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

Работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

Принцип моральной ответственности перед обществом:

Деятельность работников соц.служб должна способствовать росту благосостояния общества;

Работники соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

Работники соц.служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

Работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;

работник соц.службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии

2. Этика делового общения. Этические проблемы взаимоотношений с клиентами.

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:
В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.»
Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель- подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали»
(сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

Этика делового общения «сверху-вниз».

В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:

«Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек будет только тогда чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.
Вместе с тем каждый хочет остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь едет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас.
Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам.
Этика делового общения «снизу-вверх».

В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в общении с руководителем.

Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете прямо ему что-то приказать.

Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Этика делового общения «по горизонтали».

Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.
В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Профессиональная этика — это, прежде специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает особые нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а остальные настойчиво требуют этого. Речь идет прежде всего о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина, юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их моральных отношений. Многие виды деятельности предъявляют к людям повышенные моральные требования.

Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно — к людям, с которыми она взаимодействует согласно своей профессии и к обществу в целом. ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы — своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, которые считаются оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей.

В каждой профессии есть свои нравственные «соблазна», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, конфликты, вырабатываются своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, способом мышления, моральных оценок.

Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведения.

Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы с обществом.

Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И лишь в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общий, собственно нравственного значения.

Каждая эпоха имеет свой комплекс производимых морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, что направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих моральных принципов и норм таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является «профессиональной» моралью.

Поскольку мораль выступает важнейшим элементом человеческой деятельности, сама деятельность людей во всем ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. Существуют отдельные виды человеческой деятельности, где предъявляются чрезвычайно высокие моральные требования к людям, которые профессионально нею занимаются. Это касается тех видов деятельности, которые способны порождать очень острые нравственные коллизии, при других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии имеют место прежде, там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение, где судьба одного может в значительной степени зависеть от морального способности другого. Более того, в некоторых профессиях даже самая профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это, прежде всего, касается работы врача, юриста, учителя, руководителя, военного, дипломата, журналиста и т. п.

Следовательно, речь идет о медицинской, юридической, педагогической, военной, дипломатической, журналистской этике. Именно в этих сферах деятельности особенно велика зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности одного могут иметь судьбоносное значение для другой. К представителям названных профессий общество предъявляет повышенные моральные требования не из-за их массовость, а потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми, их интересами.

Однако профессий, где «объектом труда» выступают живые люди, многие, и по содержанию деятельности эти профессии разные. В связи с этим есть необходимость их распределить, во-первых, на профессии обслуживающего труда (парикмахеры, продавцы, официанты, почтальоны и др.). Где много профессиональных предписаний, требований, имеющие обязательный характер, но они не собственно моральными, во-вторых — профессии, где укоренились традиции, сформировались элементы морально-психологического характера, где моральные принципы представляют не только условие успешного осуществления профессиональной деятельности, а является внутренним ее компонентом (врачи, учителя, юристы, журналисты, дипломаты и др. .).

Главным признаком этих профессий выступает возможность «вторжения» в духовный мир человека, в его судьбу, что и порождает особые моральные коллизии, которые влекут за собой изменение субординации моральных требований. Для регуляции этих коллизий кроме общечеловеческих нравственных ценностей, нужны еще дополнительные побуждения в виде повышенных моральных требований, что и вызывает к жизни необходимость новых видов профессиональной этики.

В трудовой деятельности юриста, врача, дипломата, педагога, руководителя любого уровня, более чем в какой-то другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и моральные качества работника, под которыми понимают устойчивые проявления нравственного сознания в поведении и поступках. Здесь нравственное «лицо» занимает особое место, иногда оно играет важную роль в решении профессиональных задач.

В обществе, несмотря на то, что в основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии являются одни и те же требования общей морали, существуют однако и специфические нравственные требования. Например, для врача основной моральной требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному, охрана здоровья и жизни человека, для учителя — любовь к детям и осознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения.

Профессиональный долг ученого заключается в добросовестных поисках истины, объективности научной аргументации, в совесть прогресса человечества; представителей правосудия — в максимальной справедливости («юстиция» буквально означает «справедливость»), неподкупности, неуклонной верности духу закона, объективности в анализе материалов следствия, соблюдении чувства меры и такта при проведении допроса свидетелей, неразглашении тайны следствия подобное. Конечно, могут возникнуть возражения, что, мол, все указанные выше требования не являются сугубо специфическими, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми и т.п.. Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности у представителей разных профессий не тождественна, она имеет свою специфику и нюансы.

Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретает в высшей степени надлежащего характера, высокой и многогранной степени моральной ответственности, то есть именно эти качества у врача должны быть особенно развитыми. В деятельности же юриста или военного чуткость и гуманность могут приобрести иной формы, не похожей на медицинскую. Отсюда поведение врача, который скрывает от больного характер его болезни, морально оправдана, а заблуждение со стороны следователя как тактический прием с целью раскрытия преступления недопустим. Визит врача к тяжело больному домой — дело высоконравственный, а вот поведение адвоката, который предлагает обвиняемому свои услуги по собственной инициативе, рассматривается как аморальная. Однако какими бы дополнительными требованиями к поведению людей не отличались профессиональные группы, эти требования будут иметь соответствующий аналог в общем моральном кодексе. Здесь важно правильно расставить акценты и видеть то главное, что определяет специфику морально-профессиональных отношений.

Все виды профессиональной этики направлены на планомерное использование трудового потенциала для обеспечения социального и нравственного прогресса. Общество, которое сознательно реализует свои моральные возможности, заботится о своем моральном здоровье, стремится стать морально чище, не должно оставлять без внимания специфические свойства профессиональной нравственности, прогнозировать возможные изменения в ней, пути и методы совершенствования.

В меру своей научности профессиональная этика может и должна выразить самоценность морально-профессиональных нормативов в научно обоснованных положениях, причем так, чтобы каждый специалист мог сделать оптимальный выбор ценностей, действий, поведения, подносил бы его профессиональную деятельность, его как личность, вызвал потребность в таком устройстве нравственной жизни, который базируется на общечеловеческих ценностях.

Вконтакте

Мораль (лат. тогез - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей. Теорией морали выступает этика.

Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам людей.

Одно из первых в истории правил нравственности - не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило возникло приблизительно в V-VI вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах - Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Ему придавалось большое значение в отношениях людей, и впоследствии оно стало именоваться золотым. Пол этим названием оно дошло до наших дней. «Золотое правило» нравственности прочно закрепилось в человеческом сознании, о чем говорит, например, русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

Нравственность общества проявляется в различного рода социальных запретах, которые должны предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственность и состоит в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному повелению. Нравственные нормы юридически не закреплены.

Такие нравственные категории, как совесть, чувство собственного достоинства и ва б виде различного рода санкций. Совесть, согласно Л. Н. Толстому, - верный руководитель жизни людей. Нравственность - это «искра», зажженная в сознании человека, научившегося жить среди людей и считаться с интересами других. Нормы морали, этики распространяются на все сферы человеческой жизни, в том числе и профессиональную.

Профессиональной этикой принято называть, во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей; во-вторых. способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.

К общим нормам профессиональной этики относятся такие требования к работнику, как трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязанность, профессиональный долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая, инженерная, сервисная, художественная, предпринимательская этика. Охарактеризуем основные положения различных видов профессиональной этики.

Управленческо-административная профессиональная этика требует от работников политической сознательности, патриотизма, деловитости и компетентности, добросовестности, честности, порядочностичести, отражают имеющуюся у каждого человек профессиональной этики в управленческо-административной системе. К ним относятся бюрократизм, имитация исполнительности, искусственное разделение работников на «высших* и «низших», формализм и угодничество.


Заповеди медицинской этики выражаются известной формулой «не навреди». В медицине должна быть исключена возможность злоупотребления властью над больными, поэтому выработано представление о гуманном труде врача, который должен направлять свою деятельность на сохранение телесного и духовного здоровья пациента, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях и с собственной безопасностью.

Медицинский работник должен принять на себя ответственность за разумный риск в освоении новых методов лечения больных. Решения по таким вопросам, как границы со¬хранения врачебной тайны, эксперименты над больными, условия трансплантации жизненно важных органов, должны приниматься коллективно, вместе с больными, их близкими и коллегами, медицинской и культурной общественностью. Медицинская этика осуждает случаи нарушения равенства в медицинском обслуживании, негуманное использование профессиональных знаний и власти.

От представителей права профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической практике равенства как каждого гражданина, так и государства перед законом. Требования правовой этики находят свое выражение в уставах и кодексах деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Общий принцип этики со¬трудников права - признание самоценности человека, закон является лишь инструментом, помогающим эту самоценность охранять.

Профессиональная этика инженерно-технических работников включает гуманное отношение к природе, сохранение экологии. а возможность самостоятельно (свободно) определять и направлять экономное и рациональное использование природных ресурсов, готовность к новому инженерно-технологическому мышлению.

Профессиональная этика ученых требует от них признания огромной роли науки в жизни общества, в сохранении и развитии культуры, ответственности за результаты научных открытий для природы и обшества. Она предполагает готовность отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо людей, а не во зло им. В научной среде этической нормой считается способность правильно воспринимать критику, пересматривать ошибочные представления и независимо от конъюнктуры сочетать.добросовестность и личный долг исследователя. Научная этика неизменно осуждает карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение авторских прав).

Педагогическая этика регулирует поведение воспитателя, учителя, чтобы укреплялся их авторитет, обеспечивалось единство усилий педагогического коллектива, обшественности и семьи. Педагогическая этика утверждает гуманистические принципы в отношениях с детьми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.

От работников сферы искусства и средств массовой информации (журналистов, писателей, художни¬ков, работников радио и телевидения и др.) их профессиональная этика требует правдивого отображения действительности, преданности своему призванию, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, приспособленчества, ремесленничества, зависти, тщеславия и прочих пороков, делающих человека заложником своекорыстных или конъюнктурных интересов.

Профессиональная этика работников сферы обслуживания связана в первую очередь с культурой общения. призвана смягчать конфликты, пресе- кать бескультурье, мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главная заповедь профессиональной этики этих работников выражается девизом: «Клиент всегда прав».

Четкое соблюдение норм профессиональной этики является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, оздоровления общественного сознания, совершенствования общества и человека.

ТЕРМИНЫ! Мораль, этика, Профессиональная этика.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Обоснуйте смысл и содержание этнических норм своей будущей профессиональной деятельности.

1. Что такое мораль и этика

2. Как вы понимаете"золотое правило" нравственности

3. Чтго принято называть профессиональной этикой?

4. Охарактеризуйте основные положения этики представителей различных профессий.

а) профессиональную солидарность;

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики какой-либо профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, ᴛ.ᴇ. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики , такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли ʼʼчеловеческого фактораʼʼ в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника – фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию .

Впервые в России требования профессиональной этики нашли свое отражение в Аптекарском уставе 1789 ᴦ. В частности, в нем отмечалось: "Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинœен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всœеобщему благу соответственно".

Руководствуясь принципами гуманизма и милосœердия, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерации (FIP - Federation International Pharmaceutical), а также осознавая высокую роль и моральную ответственность специалистов фармацевтической профессии перед обществом за свою деятельность, Российская фармацевтическая ассоциация приняла в 1995 ᴦ. Этический кодекс российского фармацевта. Кодекс включает 12 статей, определяющих главную цель, условие и принципы профессиональной деятельности фармацевтического работника, основными из которых являются:

· соответствие деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста͵ расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений;

· поддержание высокого профессионального уровня;

· ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;

· профессиональная независимость;

· содействие в выборе, назначении и применении лекарственных средств;

· корректное поведение по отношению к коллегам;

· сохранение уважения, благодарности и обязательств по отношению к тем, кто научил избранной специальности;

· консолидация фармацевтического сообщества;

· несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением.

В 1997 ᴦ. на совещании ВОЗ с участием представителœей FIP по проблеме "Подготовка будущих фармацевтов: выработка учебных программ" (Ванкувер, Канада) были сформулированы современные требования к специалистам отрасли, получившие название "Фармацевт 7 звездочек", которые также отражают значимость личностных характеристик. Согласно этим требованиям фармацевт (провизор):

· работник системы здравоохранения, член команды;

· способен принимать ответственные решения;

· специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом;

· готов к лидерству в интересах общества;

· руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

· готов учиться всю жизнь;

· наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).

Вопросы:

  1. Что такое профессионально-важное качество личности? Какие виды ПВК вы знаете?
  2. Что такое профессионализация? Опишите фазы развития профессионала.
  3. Что такое профессиональная этика? Для чего она нужна?
  4. Дайте определœение фармацевтической этики. Что такое этический кодекс фармацевта?
  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2006.
  2. Копасова В.Н. Справочник фармацевта: эффективные техники продаж / В.Н. Копасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Профессиональная этика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная этика." 2017, 2018.

  • - .

    Профессиональный кодекс этики аудиторов был утвержден аудиторской палатой России 4 декабря 1996 года. В нем определены моральные и нравственные ценности, а также обязательные к исполнению этические нормы поведения аудитора. Цель кодекса – установить основные принципы,... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Правила поведения аудиторов России и основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности, устанав­ливает Кодекс этики аудиторов России. Кодекс профессиональной этики аудиторов - это свод правил поведения, обя­зательных... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или... .


  • - В. 4. Профессиональная этика аудиторов

    Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-то общественной или профессиональной группы. Фундаментальные этические принципы, которые должны соблюдать все профессиональные бухгалтеры, приобретают в сфере аудита особое значение ввиду большого... .


  • - Профессиональная этика журналиста.

    Журналистская этика - это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Журналистская мораль возникает как естественный ответ профессиональной группы на стремление общества оградить... .


  • - ТЕМА. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

    IV III II Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них. Признаками, отличающими одну... .




  • Похожие публикации

    Снегурочка (русская народная сказка)
    Анализ существующей системы управления материальными потоками
    Образец резюме ветеринара
    Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
    В каких случаях нельзя уволить сотрудника
    Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
    Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
    Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
    С начинает образование евразийский экономический союз
    Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив