Отечественное. Обзор настольной игры

Отечественное. Обзор настольной игры "Порт Пирей". Что в ваших трюмах лежит

Вам знакома игра Андрея Александрова "Нижегородская ярмарка"? Если вы не являетесь увлечённым настольщиком, то это название ничего вам не скажет. Проект сей стал обладателем титула "Лучшая игра" на фестивале авторских настольных проектов "Граникон". Тогда ещё не изданная, она привлекла внимание очень многих посетителей, в том числе и издателей. И вот, спустя некоторое время, компания (она же и магазин настолок) gaga.ru издаёт игру под названием "Порт Пирей "...

.

ЧТО ВНУТРИ?

Внутри коробки нас встречает игровое поле, где будут отмечаться котировки цен на товары 6 видов, а также отмечаться номер раунда.

В отдельном пакетике лежат картонные жетоны игроков, денег и маркеров для отметки цен товаров. Качество нормально-картонное. =)

Белые карты товаров - это карты греков, хозяев этого порта. За них никто играть не будет, кроме самой игры.

Для каждого из возможных 6 игроков найдётся комплект товаров своего цвета. В каждом комплекте по 8 карт, всего у игрока будет 4 вида товара из 6 возможных. Главное - наборы несимметричные, у каждого свой уникальный набор (хоть и повторяющийся местами =)).

У игры в целом шикарное оформление. Все опробовавшие по достоинству оценили уникальный дизайн карт для каждого игрока: тут тебе и торговцы с Китая, и с Италии, и с Индии, и с...В общем, полный восторг. По внешнему виду пятёрка!

КАК ИГРАТЬ?

Каждый игрок представляет собой торговца, приехавшего в Порт Пирей из определённой страны (страны, кстати, не повторяются) со своим набором из 8 товаров, с 10 драхмами в кармане и опознавательным знаком своего цвета.

Главная цель - подороже продать свой товар и на родину закупиться товаром заграничным, да так, чтобы из этого заграничного товара получились комбо-комплекты (их можно будет дома загнать подороже =)).

В центре игрового пространства помещается игровое поле, где всем товарам ставится цена в 5 драхм, а вверху будет отмечаться день (раунд). Всего за одну партию торговцы будут работать 8 дней.

В начале дня выкладываются греки, всегда 3 новые карты товаров.

Игроки решают, чем будут в этот день заниматься: продавать свой товар или покупать чужой. Тайно выбрав свой жетон нужной стороной (продавец/покупатель), одновременно все вскрываются. И полученный результат сразу же начинает влиять на рыночные цены.

На примере выше трое игроков хотят продавать, а один - покупать. Продавцов больше покупателей, предложение больше спроса, значит, что-то должно подешеветь. А именно, все выложенные греками товары дешевеют на 1 драхму за каждую карту. Соответственно, было бы больше покупателей, цены бы взлетели. =) Тут всё очень просто.

Продавцы могут в этот день продать до 2 карт товара. Опять же, выкладываем карты взакрытую и одновременно вскрываем. Выложенный игроками товар сразу же бьёт по рыночным ценам.

На примере выше 3 торговца выложили в общей сложности 2 фруктов, 1 посуду, 1 драгоценности и 1 ткань. Соответственно, фрукты дешевеют на 2, посуда, драгоценности и ткань - на 1 драхму. Остальные товары ввиду своего дефицита поднимаются в цене на 3 (по количеству игроков-торговцев на рынке).

Далее покупатели могут отметить жетоном карту, которую хотят купить. Если на карту только один покупатель, то он забирает этот товар, оплатив хозяину по рыночной цене. Если больше - решит слепой аукцион (кто больше предложит, тот и возьмёт). Таким образом каждый игрок может купить до 3 карт за раунд. Нераскупленные карты выкупают греки, поэтому никто не останется без прибыли.

Так проходит один день из восьми. =) По окончанию 8 дней можно приступать к подсчёту заработанного.

Купленные и собственные нераспроданные карты продаются у себя на родине. Если удалось собрать комплект из купленных карт, то они уйдут дороже. Комплект - это 3 и более карт, где либо один тип товара, но разные цвета, либо разный тип товара, но один цвет. Выгода от комплекта ощутимая: если за отдельную карту игрок выручит 6 драхм, то за комплект из, например, 4 карт получит 40 драхм! Так что старайтесь комбинировать.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Нам игра очень понравилась. 5 партий разыграны как и не было их вовсе. Хочется таки раскусить эту механику, поймать свою волну и обогнать конкурентов. =) Но пока я ни разу не победил.

Рыночные колебания цен кажутся каким-то нереальным: цена на товар в зависимости от спроса и предложения изменяется мгновенно! Нет того маленького промежутка, внутри которого хочется успеть купить/продать по выгодной цене. И получается, я только выложил ткань, которая сейчас на рынке стоит 6, а она сразу становится 5 драхм!!! А если с тобой одновременно выложились по ткани ещё пара игроков, то просто труба дело. Этот факт раздражает и одновременно с этим заставляет анализировать других игроков: кто сейчас что продавать будет? Что мне продать и не потерять в цене? Однако в целом рынок "живёт" достаточно логично и здесь претензий по атмосфере происходящего нет.

"Заусенцы" . Этим термином я буду обозначать мелкие недостатки в игре, которые в принципе не влияют на общий вердикт, но с ними игра выглядит неидеально.

  • Заусенец №1. Обозначение, какой товар у какого торговца есть, находится на игровом поле в виде маленьких цветных квадратиков. Очень жестоко разглядывать и анализировать по этой подсказке. Не лучшее решение подсказки игрокам (с этим издателю надо что-то делать, потому что и в ).
  • Заусенец №2. Греки выкупают товары игроков, которые не раскупили другие игроки, за полную стоимость. Чисто интуитивно я (и не только) считаю это неправильным. Пропадает стимул заинтересовать покупателя (а, всё равно греки выкупят).
А вот серьёзным недостатком я считаю совершенно несбалансированный игровой процесс на троих игроков. Как правило, у одного игрока может оказаться уникальный товар, которого у других игроков нет (и на этом, конечно, хорошо заработать). Также временами пропадает возможность собрать комплект из 3 карт одного товара, но разных цветов. Теоретически, можно перед партией определить сбалансированные три комплекта игровых карт с равными условиями, но это надо чётко прописывать в правилах.

Если вы собрали за столом от 4 игроков и выше - вам нечего волноваться. =) В этом случае "всё работает, всё стреляет" и эмоции будут не хуже тех, что на бирже.

"Порт Пирей " Андрея Александрова - один из лучших представителей отечественного игростроя. Я уверен, что эта игра не разочарует вас. А уж если у вас есть неговоряший по-русски знакомый, кому эту игру можно экспортировать (а в коробке есть правила на английском), то и перед ним тоже не придётся краснеть. =)

Не знаю, насколько тесно в крупных портах мира в нынешнее время, но когда-то давным-давно там было не протолкнуться от кораблей из разных стран, которые прибывали для обмена товарами с иноземными торговцами с целью выгодной их перепродажи в своей стране. Можно было, конечно, и караванами добраться до нужного места, но проще всего было идти по морям и океанам. Главный внешнеторговый порт Греции — это порт Пирей. Между прочим, там пинает мячи известный футбольный клуб «Олимпиакос».

Посредством настольной игры Порт Пирей я предлагаю вам посетить знаменитый порт и приобрести там что-нибудь ценное и полезное. Фарфором, часом, не интересуетесь?

На борту корабля

Коробочка у Порта Пирей (ПП) средних размеров. Не такая маленькая, как у ранее выпущенных игр ГаГи, но и не стандартных размеров, как у, например, Доминиона . Не думаю, что кому-то из вас понадобятся точные размеры коробки, поэтому в подробности габаритов вдаваться не стану.

На этот раз мне повезло (или все-таки были скорректированы допуски размеров) и крышка от днища в моей копии отделяется отлично. Коробку не нужно трясти и ковырять пальцами, т.к. все спокойно съезжает само.

Внутри коробки есть органайзер. Он, правда, самый обычный, с отсеком для жетонов и карт посередине, но всяко же лучше, чем отсутствие оного, правда? ГаГа в этом плане молодец, про органайзеры никогда не забывает.

В компоненты игры входит колода карт, жетоны и игровое поле с треками цен.

Карточки все те же по тактильным ощущениям, т.е. привычные «гаговские» карты, которые первые несколько партий плохо тасуются, но потом все идет как по маслу.

В целом компоненты нареканий не вызывают, но несколько шероховатостей я бы все-таки отметил:

  • на моей коробке есть небольшие волны от плохо проклеенной обложки. С такими пузыриками на коробке я встретился впервые;
  • жетоны изменения цен очень маленькие, к тому же по цвету похожи на жетоны монет, поэтому не сразу находятся в общей куче жетонов. Маркер трека хода тоже хотелось бы видеть другой формы и цвета.

Покупаем-продаем!

Где-то не помню в каком месте я прочитал, что ПП — это игра про аукцион. В связи с этим у меня было предубеждение, что мне в новой игре ГаГи снова (после игры Стой на Своем ) придется заниматься ставками. Но оказалось, что ПП — игра о совсем другом, о чем я вам с удовольствием сейчас расскажу.

В обозреваемой настольной игре игроки выступают в роли торговцев из разных земель — римляне, варвары, египтяне, индийцы, китайцы и персы прибывают в порт для торговли. У каждого торговца есть своя колода карт, состоящая из товаров, в количестве 8 штук. Колоды торговцев отличаются по цвету, поэтому вы их никогда не перепутаете. Также хочу отметить, что колоды различаются по наименованию товаров. Так, к примеру, у варваров есть меха, но нету специй, которые есть, например, у индийцев. В течение игры игроки будут стараться продать свои товары по самой выгодной цене.

Помимо колоды карт у каждого игрока на старте будет в наличии 10 монеток (драхм), за которые игроки будут покупать товары на рынке.

Товары делятся на 6 видов: меха, посуда, еда, украшения, специи и ткани. В начале игры все товары стоят 5 драхм, что отображается на специальном игровом планшете, на котором размещены треки цен и трек для счета хода (дня).

Также в игре еще присутствует нейтральная колода товаров греков. Греческие товары являются ничейными и всегда выходят в игру в начале хода в количестве трех штук, по ходу игры их можно покупать и применять в собирании сетов.

Давайте быстренько пробежимся по ходу игры!

В ПП все игроки ходят одновременно. В первую фазу с колоды греков снимается 3 товара, которые кладутся ниже планшета лицевой стороной вверх.

Во вторую фазу игроки должны решить — продают они товары или покупают. Специальный жетон, на сторонах которого изображены значки торговли и продажи, зажимается в руке, потом все игроки одновременно их вскрывают. Если продавцов оказалось больше, чем покупателей, то цена на товары греков уменьшается на одно деление, а цены на остальные товары увеличиваются на 1. Если покупателей больше, чем продавцов, то цены на греческие товары наоборот растут на один, а остальные товары на столько же дешевеют. При игре в четном составе может быть ничья. В таком случае греческие товары растут в цене, а остальные падают.

В третью фазу продавцы должны решить, какие товары в количестве до двух штук они хотят продать. Цена на товары отображается на игровом поле. Когда все продавцы сделают свой выбор, карты вскрываются и выкладываются над игровым полем — так формируется рынок товаров. Далее цены повторно меняются исходя из предложения — за каждый иноземный товар на рынке цена на них падает на 1 драхму. Товары, которые на рынке не были выявлены, увеличиваются в цене по количеству продавцов.

Далее, в четвертой фазе, покупатели могут принять участие в торгах за товары на рынке. Покупать можно как товары, выложенные другими игроками, так и греческие товары. Игрок, участвующий в торгах, кладет свой жетон на выбранную карту товара. Когда все покупатели определятся с выбором, начинается покупка. Если на карте лежит один жетон, то владелец жетона выплачивает владельцу карты стоимость товара (деньги за греческие товары идут в банк). Если на карте товара находится несколько жетонов, то игроки, чьи жетоны лежат на карте, проводят за карту дополнительные торги, зажимая в руке некоторое количество драхм. У кого ставка окажется больше, тот и забирает карту. Собственно, это и есть тот самый маленький элемент аукциона, о котором я слышал в чужом отзыве.

В пятую фазу оставшиеся товары на рынке продаются в банк по текущему курсу. Оставшиеся греческие товары идут под низ колоды товаров греков. Маркер дня смещается на новое деление и начинается новый торговый день.

Всего торговых дней 8 штук. После чего игроки якобы возвращаются в свои родные страны и продают там купленные товары.

Выгоднее всего товары продавать сетами. Сет — это набор карт, у которых одна характеристика совпадает, а другая отличается. Например, это может быть еда (общая характеристика) из разных стран (отличающаяся характеристика). Или это могут быть разные товары из одной страны. За сет из 3-х карт игрок получает 27 драхм, из 4-х — 40, из 5-и — 55, из 6-и — 70.

Одиночные товары из чужих стран стоят 6 драхм, а товары своей страны, которые не смогли продать, стоят всего одну драхму.

В конце игры побеждает самый богатый торговец.

Порт Пирей как экономическая модель

Будучи в заблуждении в том, что ПП — это игра с аукционом, я ожидал, что за все товары на рынке придется торговаться, делая ставки и набивая цену. Даже сам про себя улыбнулся, когда держал в руках ПП и Стой на Своем , которые мне прислала GaGaGames в одной посылке. Что-то потянуло ГаГу на аукционы — подумалось мне. Я был приятно удивлен, когда узнал, что игра основана на простой модели спроса и предложения.

Игроки в равной степени выступают в роли как продавцов, так и покупателей. В первой партии я не совсем просек фишку, что нет смысла ждать самого выгодного курса, потому что есть куча ограничителей, которые не дадут продать сразу всю пачку товаров, сорвав солидный куш. В итоге я остался с пятью своими товарами и сильно отстал от лидера.

В игре всего 8 раундов и продавать за один раз можно до двух товаров. Имея на руках 8 карт товаров, логично разделить раунды на 4 продажи и 4 покупки, но не все так просто. Иногда на рынок попадает ценный товар, который тебе очень нужен для сета, тогда приходится менять стратегию и вместо продажи идти на покупку. Либо курс цен на товары становится до того низкий, что продавать что-то совсем невыгодно.

Но и это не самый главный прикол игры. Как мне кажется, в центре внимания игроков должен находится механизм формирования цен, который тут выполнен очень интересно. Цены угадать практически невозможно! Это такой уникальный элемент рандома, который вроде как и нерандомен вовсе, ибо целиком и полностью зависим от решений игроков.

На первой стадии, когда игроки решают, продавцы они или покупатели, решается первый раз судьба цен на все товары. В этот момент ценообразование происходит логически — если продавцов больше, то цены на товары будут меньше. И наоборот. Все как в жизни. Довольно занятно заниматься прогнозом, пытаясь извлечь выгоду не исходя из наличия товаров на руке, а пробуя угадать будущую ситуацию на рынке. Стать покупателем? Тогда лучше быть единственным покупателем на рынке, чтобы товары стоили дешево, и никто не мешал их покупать. Стать продавцом? Тогда желательно продать товар выгоднее, а это опять же можно сделать в том случае, если продавцов на рынке будет как можно меньше. Конечно, на решение сильно влияет наличие у вас драхм и товаров своей страны.

Честно признаюсь, в сыгранных партиях у меня редко удавалось угадывать. Ценообразование настолько гадкое, что как бы ты не хотел извлечь максимальную выгоду, у тебя ничего не получается. Или получается, но, как говорят настольные эксперты, нахаляву и в редких случаях.

Собственно, опишу типичный игровой случай. Каким-то образом цена на мех докатилась до потолка, т.е. до девятки. Это круто, это значит надо продавать как можно скорее. И ты на радостях выкладываешь 2 меха. И кто-то еще выкладывает 2 меха. В итоге мех стоит уже не 9, а 5 драхм, и он уже далеко не такой вкусный, каким казался вначале. Вот такая ценовая политика.

Конечно, никто не запрещает вам создавать собственную теорию получения максимального барыша. Можно продавать разные товары, можно покупать любое барахло, лишь бы дешевле, можно меньше продавать и больше сосредотачиваться на сборе сетов. Экспериментов просто поле непаханое.

Возможно, кого-то такая система удивит. Особенно тех, кто привык доверять тому, что видит. Если написано, что товар стоит 5 монет, значит 5. В ПП цена — это лотерея. Нет, правда, это очень прикольный механизм! Меня он очень сильно озадачил. С одной стороны, стоимость товара определяется так же рандомно, как если бы мы бросили кубик, вместо голосований. Но с другой стороны, все совсем не так, ведь цену, по сути, устанавливают сами игроки, когда решают, кем им быть и сколько товаров продавать.

Для людей, которые только-только начинают изучать экономику, игра была бы отличным наглядным пособием для понимания некоторых простых экономических истин. Поэтому ПП совсем не про какой-то аукцион, это занятная экономическая игра, в которой игроки принимают участие в спиритическом ритуале за столом в темной комнате. Только они не вызывают духов, а формируют цены в текущем раунде. Взявшись за руки, зажмурив глаза и попробовав заглянуть в светлое экономическое будущее.

Мне очень нравится продолжительность игры. За 8 раундов нужно попытаться и все продать и много чего накупить. И опять же не всегда все выходит так, как хочешь, и в конце игры ты можешь остаться с тремя или четырьмя непроданными товарами, т.е. легко не будет. Мне очень нравятся игры, в которых есть ощущение кризиса, что ты можешь не успеть что-то сделать, поэтому торопишься вскочить в последний вагон, но при этом понимаешь, что может нет смысла лететь к тому самому вагону, если можно сделать что-то другое, более полезное.

Так как за моей спиной всего 5 сыгранных партий, то не могу утверждать стопроцентно, но мне кажется, что в игре дико важно собирать сеты, и желательно собрать один большой сет. Товары поодиночке приносят немного дохода. Три одиночных товара дадут 18 драхм, а сет из трех карт — 27. Поэтому иногда есть смысл переплатить за товар, но выиграть за него торги, чтобы в конце игры выложить «козырный» сет. И если вам не везет и нужные товары появляются на рынке совсем не тогда, когда ты их ждешь, то выиграть будет довольно сложно.

Плюс ко всему товары всех стран не идентичны, поэтому может так получиться, что одних товаров в игре будет больше, чем других. Если заниматься просчетом, записывать все на бумажке и учитывать уход-приход, то можно рассчитать идеальные раунды для идеальных торгов. Но согласитесь, что глупо это делать, играя в обычную настольную игру.

Поэтому мой вам совет — хотите выиграть? Собирайте сет!

О количестве игроков могу сказать банально — чем больше, тем лучше. Правда, вшестером я не играл, поэтому за самый максимум ответить не могу. Опробованы были партии с тремя, четырьмя и пятью игроками. Три — это минимальное количество игроков в ПП. Чем меньше игроков, тем меньше товаров на рынке, меньше сеты, меньше ажиотажа. С другой стороны, подозреваю, что вшестером будет как раз таки всего многовато (и партия затянется), но это всего лишь моя философия. В принципе, в составе 3-5 игроков мне играть нравилось.

Ситуация с ничьей в определении количества продавцов и покупателей может возникнуть только при четном количестве игроков. Опять же, пока сложно сказать, что это на что-то сильно влияет, просто одни товары растут в цене, другие уменьшаются, но не думаю, что из-за этого происходит некий дисбаланс.

Что же я могу отметить из минусов… Мне не очень нравятся арты к игре. Когда я распаковывал игру и изучал карты, то забыл надеть очки, и мне иллюстрации казались сильно замыленными. Хотя и после надевания очков резкости не сильно добавилось. Хотя отмечу, что художник интересно нарисовал карты разных стран — арабские, индийские греческие и прочие мотивы присутствуют в оформлении всех карт.

Про то, что маркеры цен мелковаты и жетон дня похож на монету 5 драхм, я уже писал в начале статьи.

По самой игре минусов отметить не могу — мне все понравилось.

Кстати, знаю, что изначально игра называлась «Нижегородская Ярмарка «. Позже, когда прототип заметили на одной из авторских игротек, игра стала именоваться Портом Пирей . Мне, честно говоря, разницы особой нету, ведь в обеих версиях геймплей одинаковый, только что Ярмарка имела российский колорит. Но если везти игру на международную выставку (ПП показывали в Эссене), то мне кажется, что выбор с сеттингом был выбран правильно.

Мой корабль все-таки задержится в порту

Игра оставила после себя приятные впечатления. Такие еврики мне нравятся. Игра не вводит меня в скукоту из-за однообразных перекладываний фишек с клетки шила на клетку мыло, как это обычно происходит в экономических играх. Здесь все просто и понятно — продавай дороже, покупай дешевле. Но выполнить все задуманное в полной мере не дает интересный движок формирования цен, и в этом кроется особая прелесть игры. Игрок получает фан от случайностей, которая формируется путем комбинирования решений игроков.

Порт Пирей — это приятная игра с небольшим количеством компонентов, не требует траты большого количества времени, быстро изучается, азартно играется. Очень рекомендую Порт Пирей любителям несложных экономических игр про куплю-продажу!

Настольная игра Порт Пирей предоставлена для обзора сетью магазинов GaGaGames

Спокойная и красивая экономическая игра для юных предпринимателей и любителей поразмыслить над формированием спроса и предложения. Тактика и стратегия, покупки и продажи, искусственное снижение цен и демпинг конкурентов. А всё ради того, чтобы собрать на руках определённые сеты заграничных товаров. Для тех, кто любит играть в такое, Порт Пирей — отличный, пахнущий морем и жарким солнцем, подарок.

Восемь дней на берегу

Вы — купец. Прибыли из долгого плавания, даже, если из Рима или Египта. А уж варварам, китайцам, индусам или персам путь был совсем не близкий. Вы привезли с собой разное количество товаров и задания: какие именно сеты для победы вам нужно будет собрать.

Каждый ваш день состоит из нескольких фаз:

  • Начало дня,
  • Планирование дня: что в этот день иностранцы будут делать, продавать товар или покупать?
  • Выставление товара, если решили продавать,
  • Проведение сделок, если решили покупать,
  • Конец дня, подведение итогов.

Цены меняются в процессе торговли, более того, ценообразованием занимаетесь именно вы, купцы. Как известно, спрос формирует предложение. Быть может, товаров, которые вы выложили, довольно много на рынке, и не факт, что их купят именно у вас. Иногда есть смысл придержать кое-что про запас. А иногда лучше заработать денег сразу, чтобы раньше других выкупить нужные вам вещи.

Кому подарить?

  • Любителям экономических стратегий, которые не занимают слишком много времени,
  • Фанатам Греции,
  • Историкам и тем, кто просто увлекается античностью,
  • Любителям античной и греческой эстетики, приятных на ощупь карт, изящного, но лаконичного оформления,
  • Тем, кто любит игры на собирание сетов, начиная от совсем простых, заканчивая многочасовыми стратегиями.

Что в ваших трюмах лежит

  • Игровое поле, на котором выставляются цены на разные товары по дням,
  • 66 карт товаров семи цветов: 6 иностранных купцов, 1 греческий,
  • 40 монет по 1 драхме (эта валюта держалась в Греции до недавнего времени, когда её заменили евро),
  • 40 монет по 5 драхм,
  • 6 двусторонних жетонов, маркирующих, продавец вы сейчас или покупатель,
  • Правила игры.


Торговля – рискованное и непредсказуемое предприятие. Сегодня вы - преуспевающий купец, чинно расхаживающий между рядами с товаром, пересчитывая свои сбережения. А завтрашнее утро вчерашний богатей может встретить в долговой яме, неудачно вложив сбережения в невостребованный товар. Особенно ярко эти превратности судьбы проявляются в крупнейших портах, где оборот товаров превышает все разумные пределы. Сегодня на Розовом диване – торговопортовая настольная игра «Порт Пирей» (Port of Piraeus).

Очередная настольная игра от отечественного разработчика, изданная отечественным издательством! Вдвойне приятно, что к выпуску данной коробочки приложили руку мои земляки - не всё столице радовать поклонников «настолок» качественными релизами, мы и сами с Петровскими усами. Но, вернёмся к игре…

На упаковке и комплектации «Порта Пирейа» я хотел бы остановиться особо. Начну с того, что внутреннее убранство украшает красивый органайзер – это уже добрая традиция от «ГаГи». Мелочь, а значимая – гораздо лучше, нежели безликая картонная вставка.

Вы также будете приятно удивлены тем, что все жетоны изначально выдавлены и упакованы в небольшой пакетик. Останется лишь снять транспортировочную плёнку с колоды и можно играть! Но это ещё не все чудеса…

Под крышкой находится два буклета на русском и английском языках. Коробка также оформлена в «интернациональном» стиле, поэтому игра может стать отличным подарком заморскому другу, разделяющему ваше хобби.

Ценообразование товаров в порту Пирей осуществляется при помощи планшета с горизонтальными строками. Верхний трек отсчитывает количество раундов игры.

В торговой схватке может принять участие от трёх до шести купцов, каждый из которых получит двусторонний жетон своего цвета. С одной стороны маркера изображена рука с деньгами (покупатель), с обратной – весы (продавец).

Драхмы достоинством «1» и «5» станут действующей валютой на время вашего пребывания в порту. Квадратные маркеры стоимости товаров либо поспособствуют пополнению казны преуспевающего торговца, либо приведут финансовому краху.

Каждый из соперников представит на греческом рынке одну из наций со своим комплектом товаров. Колоды отличаются не только цветом, но и типом товаров. Роднит их лишь одинаковое количество карт, равное восьми.

Хозяева рынка (Греки) имеют в своём распоряжении все виды товаров, и их набор состоит из 18 карточек, отмеченных серым цветом.

Подготовим рынок в греческом стиле: в центре стола располагается планшет стоимости товаров, неподалёку создаётся денежный резерв. Соперники получают комплекты карточек и жетоны торговли своего цвета, а также по десять драхм из банка. Колода греческих товаров перемешивается и размещается рядом с самым ответственным игроком.

На планшет, согласно выделенной жёлтым цветом стартовой позиции, поместите маркеры шести товаров, сверху отметьте первый (из восьми) торговый день. Самый важный и ответственный игрок протягивает руку к колоде греческих товаров…

… снимает с неё три карточки и выкладывает снизу планшета (греческий торговый ряд). Соперники внимательно изучают карты и принимают решение, будут ли они покупать или продавать товары в текущем раунде.

Купцы одновременно выкладывают перед собой жетоны желаемой стороной вверх. После этого рынок немедленно приходит в движение. Если продавцов меньше, чем покупателей, то все представленные в греческом ряду товары дорожают на одну драхму. Большинство продавцов, наоборот, снижают цену греческого товара на одну позицию.

В случае равенства товары греков дорожают, а все остальные – дешевеют. Безусловно, цена не может опуститься ниже единицы и подняться выше девяти драхм.

После принятия решения продавцы играют с руки до двух товаров и выкладывают их в заморский торговый ряд, расположенный над планшетом, вновь меняя цены. Вначале стоимость каждого выставленного на продажу товара уменьшается на одну драхму за каждую соответствующую карту.

После этого все товары, не представленные на заграничном рынке, дорожают на количество драхм, равное числу продавцов текущего дня.

Уже запутались? В действительности, не всё так сложно – «ползунки» дважды приходят в движение после каждого пополнения рынков товаров. Необходимо внимательно следить за текущими предложениями и не забывать отмечать квадратиками текущие цены. Лучше всего делать это с привлечением коллективного разума…

После окончания ценообразования можно совершать покупки – у торговцев есть время сделать глоток греческого чая.

Покупатели могут совершить до трёх покупок в течение раунда, выкладывая свои жетоны на желаемые карточки. Принимая решение, помните, что согласно торговым традициям, не имея денег, нельзя претендовать на товар. В случае, когда на одну карточку претендуют несколько покупателей, спор решается с помощью ставок.

Купленные карточки пополняют руку покупателя, а деньги либо уходят в общий банк (греческие товары), либо отдаются владельцу товара (заморский рынок).

В конце дня все невостребованные товары с заграничного рынка приносят своим владельцам соответствующую суму денег и уходят в сброс (удаляются из игры), карточки местного рынка уходят под низ греческой колоды, а маркер дня передвигается на одну позицию вперёд.

По окончании восьмого раунда происходит итоговый подсчёт капиталов. Собранные сеты приносят победные очки согласно таблице, отображённой в правилах. Призовые наборы бывают двух типов: совпадающие по виду товара и отличающиеся по цвету карты, либо совпадающие по нации, но отличающиеся по типу продукции.

Безусловно, ваши собственные товары в составлении наборов не участвуют – они приносят лишь по одной монете за каждую оставшуюся карту.

Самый богатый купец получает золотой ключ от морских ворот Греции…

Пирей, превратившийся в Льва.

Компактная по времени, доступная по правилам и «прозрачная» по действиям экономическая стратегия для широкого круга поклонников настольных игр в стильном оформлении. Единственный недостаток – отсутствие дуэльного режима игры, который так напрашивается в столь неторопливой и гармоничной «настолке». Также порекомендую играть составом от четырёх игроков, так как втроём, порой, возникают абсурдные ситуации с заморским рынком. Да и конкуренция не столь высока, как хотелось бы…

Во время партии необходимо жить по принципу: «дёшево покупаю, дорого продаю ». Тем не менее, максимальное количество бонусов приносят собранные сеты, поэтому выставлять на торги необходимо только свои товары, а полученные с двух рынков карточки бережно складывать в наборы.

Оформление карточек и тематика товаров напоминает знаменитый « » (одну из лучших карточных дуэльных игр), но на этом сходство и заканчивается – в «Порт Пирей» присутствует настоящий долгосрочный рынок, зависящий от текущего спроса на товар.

«Порт Пирей» - это полноценная экономическая стратегия в миниатюре с наглядным отображением рынка и множеством выигрышных вариантов. Огромный плюс – возможность игры вшестером, при этом время партии будет вполне адекватным, и вы не встретите рассвет в греческом порту…

Для экономистов и купцов любого уровня подготовки, красиво, стильно, интересно…

Игра предоставлена для обзора сетью магазинов настольных игр "GaGa.ru " , продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

В последнее время на российском рынке настольных игр крайне активно себя проявляет питерское издательство GaGa Games , выпускающее как локализованные версии зарубежных настольных игр, так и разработки отечественных авторов. К числу последних относится игра Порт Пирей , придуманная Андреем Александровым , и появившаяся на прилавках в конце 2015 года. О ней сегодня и поговорим.

Порт Пирей предлагает попробовать себя в роли купцов на одном из самых крупных торговых портов античности. Покупая и продавая товары, игрокам предстоит заработать максимально возможное количество денег и вложить их наиболее удачным образом, собирая наборы из товаров одного вида или страны происхождения. Партия здесь длится ровно 8 ходов, после чего подсчитывается стоимость всех наборов у каждого игрока, плюс к результату прибавляется имеющаяся на руках наличность, и самый богатый купец объявляется победителем. Игра рассчитана на компанию от 3 до 6 игроков, одна партия длится 30-60 минут.

Компоненты и правила

Порт Пирей - это небольшая квадратная коробка, внутри которой обнаруживаются 2 буклета правил (один на русском, один на английском), небольшое квадратное поле, представляющее собой табло с ценами на товары, колода карт, в которой есть 6 цветных наборов товаров для 6 игроков, а также нейтральная колода серых (греческих товаров). Также в коробке есть целая россыпь картонных жетонов: по одному двухстороннему на игрока, по одному на шесть счётчиков - указателей цены на поле, ещё один - на трек ходов и много-много монеток.

В начале партии каждый игрок получает набор цветных карт и жетон того же цвета. Все цены на поле устанавливаются на значении «5», жетон хода выставляется на единицу. Каждый берёт из общего банка по 10 монет. Всё, можно начинать игру.

Каждый ход в «Порте» состоит из пяти фаз. Сначала из нейтральной колоды вскрываются 3 карты, которые будут доступны для покупки в текущем ходу. Затем игроки втайне друг от друга решают, кто будет в этом ходу что-то покупать, а кто - что-то продавать (купить и продать товары в один ход нельзя, можно сделать только что-то одно). После в зависимости от числа продавцов изменяются цены. Затем продавцы выставляют на продажу свои товары, после чего, в зависимости от ассортимента цены снова корректируются. Затем покупатели могут приобрести до трех карт каждый, оплачивая чужие товары другим игрокам, а нейтральные - в банк. Нераспроданные товары продаются в банк, после чего начинается новый ход. Обновляется рынок греческих товаров, снова каждый решает кем быть, продавцом или покупателем, и так далее.

По компонентам могу высказать три небольших замечания. Во-первых, коробка с игрой чрезвычайно плотно закрывается из-за чего снять крышку можно только с усилием. Во-вторых, для игроков выбраны цвета красный, оранжевый, зелёный, фиолетовый, светло-коричневый и тёмно-коричневый. Выглядит несколько странно, коричневые карты светлых и тёмных оттенков легко спутать. При неидеальном освещении и красный с оранжевым могут перепутаться. Почему бы не взять более привычные цвета, например, синий вместо оранжевого и жёлтый вместо светло-коричневого?

В-третьих, жетон хода, выполненный в виде кружка с солнцем, очень похож на монетку достоинством в 5 драхм. Из-за этого мы даже в первой партии его вообще не нашли и даже решили, что в коробку его не положили. И только во второй партии случайно наткнулись на это «солнышко».

Впечатления

Экономические игры, то есть настолки, в которых каким-то образом надо зарабатывать не какие-то там абстрактные победные очки, а деньги мне всегда привлекают. Поэтому на Порт Пирей я сразу положил глаз. Тем более, тут по внешним признакам чуть ли не биржа, есть шесть видов товаров и для каждого цена может варьироваться до 1 до 9 монет. С таким разбросом есть шанс нажиться как на разнице в стоимости, так и просто на скупке по дешёвке всяких карточек, из которых впоследствии можно собрать наборы.

С наборами, правда, тут такая штука. За них, фактически, начисляются не деньги, а победные очки. То есть в правилах они называются, всё-таки, деньгами, но так как появляются они уже в самом конце игры, после завершения партии, когда ты с ними ничего не можешь сделать, и эта сумма просто прибавляется к твоему счёту, считай, это очки. К тому же практика показала, что именно наборами и можно набрать более-менее ощутимую сумму и урвать победу. Живых денег в таком же объёме куплей-продажей на рынке не заработаешь, надо копить сеты товаров. Так что на самом деле это игра хотя и экономическая, она не про зарабатывание местной валюты, а про скупку наборов карточек.

А вот эта самая скупка, как бы это сказать… несколько непредсказуемая. Вот когда ты выступаешь в роли покупателя, тут всё понятно. Перед тобой лежат товары, на каждый есть цена, хочешь - покупай, хочешь - нет. А вот когда ты продавец, всё совсем иначе. Сначала ты втайне от других продавцов выбираешь, что хочешь продать, ориентируясь на текущие котировки. Потом все одновременно вскрывают свои выставленные на продажу товары и наблюдают, как на них падает цена. Причём, чем больше одинаковых товаров появилось на рынке, тем сильнее они дешевеют, огорчая своих прежних владельцев, потому что кто-то получит такие карточки чуть ли не за бесценок. И это ещё не всё. Когда в начале хода каждый втайне определяет, покупать он собирается или продавать, общее решение тоже влияет на цены. Что-то может подорожать, а что-то подешеветь, что также способно расстроить планы как будущих продавцов, так и будущих покупателей.

Вот этот вот механизм изменения цен, лично мне он не нравится. Именно по той причине, что они непредсказуемы, зависят от решений других игроков, угадать которые, по крайней мере, у меня лично - не получается. И выходит так, что приходится по какой-то случайной цене что-то продавать и по какой-то случайной цене что-то покупать. Как бы водоворот торговли тебя захватывает, кружит в вихре и потом выбрасывает на берег со случайной суммой монет и набором товаров. Мне бы хотелось чего-то более понятного, более прогнозируемого. Чтобы у игроков был какой-то инструмент, позволяющий влиять на цены более предсказуемо. А не так, как сейчас. Сначала хаотичным коллективным решением корректируем цены один раз, потом - ещё один, а потом покупаем. Из-за этого, как мне кажется, побеждать должен тот, кому просто повезло: ты выбрал роль покупателя и, р-раз, и в твой ход случайно цены упали. Скупаешь что получилось за бесценок, и ты в шоколаде.

Собственно, это моя главная и, наверное, единственная претензия к игре - несогласие с подобным механизмом изменения цен, в котором определяющее значение играет непросчитываемый хаос, складывающийся из решений других игроков. Сравнивая Порт Пирей с другими играми про куплю и продажу, например, с классическим Акционером (Биржей) или великолепнейшим Контейнером, вынужден констатировать, что сравнение получается не в пользу «Порта». В такой ситуации вывод может быть только один - Порт Пирей пригоден к эксплуатации либо начинающими настольщиками, либо игроками невзыскательными, для которых хаотичные игры, где исход не очень-то и зависит от твоих собственных решений, вполне приемлемы.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях