Обзор печатных технологий

Обзор печатных технологий

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет печати

кафедра «Технология допечатных процессов»

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Основы полиграфии»

Вариант № 26

выполнила: Румянцева Д.Т.

ФПТиТ, 2 курс, гр. ЗТ-2

шифр ПЗ-056 n

Москва

Вопрос 1. Составить возможный вариант общей схемы технологического процесса изготовления книги в обложке, содержащей штриховые однокрасочные внутриполосные изображения. Объем книги –

8 физ. п.л., тираж 300 тыс. экз., формат 70 х 108/16.

ОАО «Тверской полиграфический комбинат» - специализированное предприятие, выпускающее свою продукцию способом офсетной печати.

Ассортимент выпускаемой продукции: книги бесшвейного скрепления и сшитые нитками в мягкой обложке; книги сшитые нитками в переплетной крышке; брошюры и журналы накидкой и вкладкой; календари на спирали и проволоке; изопродукция (этикетки, листовые календари, открытки…). Осуществляется выпуск трудоемких, сложных в полиграфическом исполнении книг большого объема и формата, энциклопедий.

Книга состоит из 128 стр.

Усл. п.л.: 11,2

Операции

Применяемые основные

материалы и растворы

Применяемое основное

оборудование

Получение карты заказа Карта заказа, эл/материалы издательства

Эл/носитель (CD, DVD), эл/почта, FTP-сервер

Входной контроль файлов

Многопроцессорный компьютер Intel Pentium 4 540, 3200 Asus P5P800, сист. память 2048 Мб, операционная система Windows 2000Pr

Изготовление эл/спуска полос и эл/монтажа обложки
Копирование эл/монтажей на пластины и изготовление печатных форм 1.входной лоток 2.выходной конвейер 3. онлайновая проявочная машина (опция) Позитивные термальные пластины FujiFilm Brillia LH-PCE, проявитель/подкрепитель Fuji HD-P7, кондиционер для обжига BC-7, гуммирование FN-6 (готов к использованию) FN-6CWE (1:1), очиститель пластин MultiCleaner MC-E

Устройство экспонирования Avalon VLF

Печать листов (1.1) и обложки (1.2):

1.1 Подготовка фальцаппарата

Фальцаппарат печатной машины ПОК-2-84-III

Подготовка печатного аппарата Резино-тканевые пластины, щуп, печатная форма, раствор для смывки резиновых валиков и офсетной резины

Печатный аппарат

Подготовка увл. аппарата Динамометр УНИИППа (для равномерного прижима увл. валиков). Увлажняющий и подкисляющий раствор для создания PH-среды

Печатная машина

Подготовка красочного аппарата Спец. смывка для валиков красочного аппарата непосредственно в машине. Смывка дукторных и передаточных валиков происходит вручную. Щуп для установки валиков, печатная краска, сиккативы.
Подготовка бумагопроводящей системы Роль бумаги, бумажное полотно, нож для среза забитых краев и освобождения роля от амбалажа

нож для бумаги

Печатание контрольных оттисков Тиражная бумага, печатная краска, пробный оттиск, оригинал, увл. раствор

измерительная линейка, лупа

Печатание тиража Контрольный оттиск (эталон, по которому оценивают качество тиражных оттисков), печатная краска, увл. раствор, тиражная бумага
Фальцовка Тиражная бумага
Контроль качества Визуально

измерительная линейка

Запрессовка в пачки Фанера, ремни

Прессовальное устройство печатной машины

Складирование продукции на стеллаж Стеллаж, Пачки печатной продукции
Передача полуфабрикатов в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

1.2. Печать обложки Тех.карта, пробный оттиск (оригинал), калиброванный картон, тиражная бумага, печатная краска, печатная форма, увл. раствор, пасты, сиккативы, аэрозоли (по мере необходимости)

измерительная линейка, лупа,

Разрезка на экземпляры Тех.карта

Резальная машина

Senator E-Lrine-115

Передача обложки в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

Комплектовка блока подборкой

Листоподборочная машина модель 210

Выравнивание подборки по головке

Машина бесшвейного скрепления «Джет-Биндер» модель 211

Срезка и торшонирование фальцев
Удаление бумажной пыли Щетки
Заклейка корешка и боковая промазка вдоль корешка Термоклей, предварительно разогретый до 140-150°С
Биговка обложки Обложка

«Джет-Биндер»

(механизм биговального устройства, настраив. в 4 бига)

Крытье блока обложкой и формирование корешка книги Блок, обложка
Охлаждение корешка книги
Складирование привертками на стеллаж Паллеты или стеллажи
Обрезка книг в мягкой обложке с трех сторон Тех.карта

Трехножевая резальная машина «Воленберг-А43Е»,

измерительная линейка

Упаковка в пачки Коробочный картон

Упаковочная машина

В этой статье мы обсудим базовые концепции и терминологию, касающуюся веб-типографии, включая её отличия от печатной типографии, как говорится «на пальцах ».

Типография это искусство упорядочивания символов в разборчивый, эстетичный и соответствующий стандартам вид. В печатных продуктах читатель не может изменить этот вид после того, как текст однажды был напечатан.

Однако, в сети интернет дело обстоит совсем не так, и пользователь может увеличивать/уменьшать стандартный размер шрифтов , которыми набран текст, изменяя установленные дизайнером настройки, или, например, изменять цвет текста, чтобы сделать его более контрастным. Исходя из этого, можно подумать, что эффективная типография в среде интернета невозможна.

Напротив, она возможна, и даже более того — во многих случаях, возможности предлагаемые интернетом превосходят возможности традиционной типографии! И не потому, что у веб-дизайнера имеются более продвинутые средства по управлению параметрами текста и его позиционированием, но по причине того, что пользователи интернета имеют возможность настроить параметры отображения шрифтов «под себя ».

Это, разумеется, не значит, что вы, как дизайнер, можете забыть про свои обязанности по эффективному и эстетичному представлению и позиционированию текста — большинство правил традиционной типографии применимы также и в интернете. Но в рамках данной статьи мы разберем специфику веб-типографии (в сравнении с традиционной печатной).

1. Что означает «веб-шрифты»?

Сервисы, наподобие FontDeck упрощают скачивание большого количества шрифтов.


Раньше считалось, что если вы хотите чтобы ваши шрифты верно отображались на любом компьютере, то необходимо придерживаться использования горстки типовых шрифтов, общих для всех компьютеров и браузеров. Ваш выбор был ограничен шрифтами Helvetica (или Arial на PC), Georgia, Times, Verdana или несколькими версиями Courier . Ах да, чуть не забыл Comic Sans !

Этот очень ограниченный набор шрифтов, привел к однообразию и похожести всех сайтов в интернете, лишая веб-дизайнеров возможности выбирать из широкого спектра доступных начертаний текста.

Но, благодаря таким сервисам, как Typekit , Google Web Fonts и FontDeck , несколько лет назад все кардинально изменилось.

Впервые, веб-дизайнерам стало доступно все многообразие шрифтов и веб-дизайн шагнул на новую ступеньку в своем развитии.


Но как правильно выбрать шрифт из свалившегося на голову разнообразия? Вот некоторые ориентиры и правила…

Не переусердствуйте с разнообразием . Выберите один базовый шрифт для основного текста, и один — для заголовков. Не стоит использовать на своем сайте десятки шрифтов только потому, что есть эта возможность.

Используйте шрифты по их назначению . Не нужно использовать шрифты, предназначенные для заголовков в качестве шрифтов основного текста: они отлично смотрятся в заголовке, но непременно вызовут трудности при чтении набранных таким шрифтом длинных отрывков текста.

Выбирайте подходящие шрифты . Убедитесь, что вы выбрали шрифты, которые подходят для целей, в которых вы собираетесь их использовать. Шрифт для исходного кода скрипта может отлично подойти для оформления теста письма, но этот же шрифт может произвести плохое впечатление на посетителей, к примеру, корпоративного веб-сайта, который оформлен таким начертанием.

2. Понятия «leading», «tracking» и «kerning»


Понятие «leading » связано с направляющими горизонтальными линиями, относительно которых располагается текст, и идет еще из тех времен, когда текст печатался с помощью печатающих прессов.

Хорошая типография характеризуется плавностью, она практически незаметна и не отвлекает, способствуя легкому чтению представленного содержания. В книгопечатании есть много способов управления шрифтами, отдельными строками, словами и символами, оптимальным образом настраивающих их взаимодействие друг с другом.

Эти возможности, помимо всего прочего, включают в себя управление параметрами «leading » (расстояние меду линиями), «tracking » (пространство между группами символов или слов) и «kerning » (пространство между любыми двумя определенными символами).

Все типографические свойства лучше всего задавать в относительных единицах, таких как, к примеру, em, чтобы предусмотреть случай, когда пользователь будет изменять настройки отображения, исходя из своих предпочтений.

В веб-дизайне, предусмотрены инструменты для управления параметрами «tracking » и «leading », а вот «kerning » настроить напрямую через CSS нельзя. Чтобы задать «leading », используйте CSS-свойство line-height .

Для задания «tracking », используйте свойство letter-spacing . Также, вы можете отредактировать значение пространства между словами, используя свойство word-spacing, позволяющее сделать ваш текст более «воздушным » без увеличения значения «tracking » до критических величин.

Использование тега

Если вы хотите изменить параметр «kerning » для отдельных групп символов, то лучшим решением будет «оборачивание » их в тег . Затем вы сможете применить к этому тегу CSS-свойства для управления величиной кернинга. Используйте данный прием умеренно, потому что при частом использовании вы будете тратить на это очень много драгоценного времени и сил!

Как и в случае с kerning , правила работы с leading и tracking из печатной типографии, почти полностью применимы для веб-типографии. Подумайте также над использованием сетки для выравнивания базовых линий ваших шрифтов, чтобы придать им четкость и улучшить визуальное восприятие дизайна.

3. Ширина колонок


Правилом хорошего тона при задании ширины колонки является ограничение в 80 символов. То есть если столбец шире этой величины, то он будет восприниматься уже не столь хорошо.

Ширина колонки может очень сильно повлиять на её читаемость. В печатной типографии, столбцы обычно устанавливаются шириной от 45 до 75 символов (что соответствует примерно значению от 9 до 15 слов). Это ширина считается идеальной, позволяя читателю легко перемещать взгляд со строки на строку без потери внимания.

Такие же общие правила применимы и для веб-сайтов, поэтому устанавливайте ширину колонок не более 80 символов. Ширину колонок можно устанавливать в единицах em , для чего нужно использовать такой CSS-код: width:80em ;

4. Выравнивание в типографии


Этот текст имеет ровную границу слева и рваную справа. Также как и в печатной, в веб-типографии вы можете задать для вашего текста как рваную границу справа, так и ровную. Используя свойство text-align , можно выбрать значение left для установки рваной правой границы и значение right , для рваной левой. Значение justify даст возможность выровнять текст с обеих сторон по ровным границам.

ЕЕПолянский

ОСНОВЫ

ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Допущено Государственным комитетом СССР

по народному образованию в качестве учебника

для студентов полиграфических специал ьностей

высшхх учебных завед ений

Издание 2-е, переработанное

Москва «Книга» 1991

ББК 37.8 П 54 УДК 655.1

Рецензенты:

А. А. ВИТТ, кандидат технических наук,

С. Н. ГУНЬКО, кандиаат технических наук,

Э. Т. ЛАЗАРЕНКО, кандидат технических наук.

П ------ КБ

002(01)^91

JSBN -6

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Основы полиграфического производства» для студентов специальности 2809 «Технология полиграфического производства» ставит своей основной задачей дать общее взаимосвя­занное представление о характеристике и конструкции издательской продукции, основных технологических процессах ее изготовления, полиграфическом оборудовании , издательско-полиграфической терми­нологии, а также элементарные сведения о редакционно-издательских процессах и истории развития полиграфии.

Знание этой дисциплины способствует более эффективному изучению последующих специальных дисциплин и выбору направле­ния специализации студентов, а также позволяет обеспечить непрерывность их профессиональной подготовки.

Основы полиграфического производства изучаются студентами на 1-ми 2-м семестрах. Поэтому для понимания изложенных в них основных теоретических положений достаточно знаний студентами физики, химии, вычислительной техники и других дисциплин в объеме средней школы .

Второе издание учебника составлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы полиграфического производства» для специальности 2809, утвержденной в 1989г. Оно отличается от первого издания («Технология полиграфического производства» - Основы полиграфии, ч. 1, М.: Книга, 1980, ч. 2, М.: Книга, 1982) более широким отражением современной и перспективной полиграфической техники и технологии с использованием электронно-вычислительной техники, лазеров, электроники" и других технических достижений: резким сокращением, а в некоторых случаях и исключением устаревшей, но все еще широко применяемой в СССР технологии и оборудования; более современной методикой построения и изложения учебника; уменьшением его объема, а также уточнением некоторых терминов, стандартов и т. п.

Автор выражает глубокую благодарность рецензентам - кандида­ту технических наук доценту, кандидату технических наук доценту, кандидату технических наук за ценные замечания, способствующие улучшению содержания учебника. Автор также благодарен профессорско-преподавательскому составу кафедры технологии изготовления печатных форм Московского полиграфического института за полезные советы, сделанные при подготовке настоящего издания.

Раздел Первый

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОЛИГРАФИИ И ПРОДУКЦИИ ОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Глава1. Общие сведения о полиграфии

1.1. Основные понятия

1.2. Производственный процесс

Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции .

В издательско-полиграфической практике информацию (от лат. Informatio - разъяснение, изложение), представленную в виде текста, цифровых данных, таблиц, математических и других формул, называют текстовой информацией, а информацию в виде иллюстраций, графиков, диаграмм, орнаментов, чертежей, линеек, карт и других изображений - изобразительной информацией. В производственный процесс также входят: электроснабжение, ремонт оборудования, внутризаводское и внутрицеховое передвижение материалов, полуфабрикатов и готовой продукции , хранение их на складах и др. Эти составные части производственного процесса в настоящем учебнике не рассматриваются.

Термином полиграфия (греч. poligraphia от polys-много и graph о - пишу) обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатанием, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическую промышленность .

Печатание -это многократное получение идентичных отти­сков текста и изображений посредством переноса красочного слоя в большинстве случаев с печатной формы* на запечатываемый материал: бумагу, картон, полимерную пленку, жесть и т. д. К полигра­фическим процессам также относят способ получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала (например, тиснение на картоне, бумаге и т. п.).

Печатная форма - это носитель графической информации (текста и изображений), предназначенной для полиграфического размножения. Она представляет собой (рис. 1.1.) обычно пластину

Этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

Нанесение краски в процессе печатания только на печатающие элементы формы обеспечивается благодаря их пространственному разделению или созданию различных физико-химических или других свойств печатающих и пробельных элементов. Для выполнения печатного процесса необходимо кроме печатной формы иметь запечатываемый материал (в большинстве случаев бумагу), печатную краску и печатное оборудование.

Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из трех или четырех раздельных, но взаимосогласованных процессов:

1) обработки текстовой и изобразительной информации-оригиналов, подлежащих полиграфическому воспроизведению (ориги­нал от лат. originalis - первоначальный, подлинник). В результате выполнения этого процесса получают негативы или диапозитивы на прозрачной пленке, содержащие информацию печатных форм;

2) изготовления с негативов или диапозитивов комплекта печатных форм, необходимых для размножения информации;

3) печатания тиража - получения с печатных форм определенно­
го количества идентичных отпечатанных листов, тетрадей или газет,
что и является собственно размножением информации;

4) выполнения брошюровочных или брощюровочно-переплетных
процессов (изготовление брошюр, журналов, книг из отдельных
элементов) или же в некоторых случаях - отделочных процессов
(лакирование отпечатанных листов и т. д.). На этой Стадии продукция
приобретает удобный для использования информации вид. Первые два
процесса часто называют допечатными процессами, третий и четвер­
тый могут выполняться так же, как и единый процесс на
специализированном оборудовании.

современного полиграфического производства является комплексная механизация и автоматизация, широкое использование новейшего автоматического и электронного оборудования, применения поточных автоматизированных линий.

Наиболее прогрессивной формой производства являются автома­тизированные процессы. Они позволяют значительно повысить производительность и улучшить условия труда, уменьшить числен­ность работающих, снизить ее себестоимость и улучшить качество продукции. Однако пока еще не всегда удается достичь полной автоматизации того или иного процесса. Кроме того, в некоторых случаях, например в мелкосерийном производстве, не всегда экономично применять дорогие и сложные автоматические системы.

В настоящее время поточные линии - самый перспективный вид оборудования. Полиграфические процессы в большинстве своем многооперационны, поэтому их выполнение наиболее эффективно именно на поточных линиях. Поточные линии обеспечивают непрерывность процесса, строгую последовательность проведения всех операций и позволяют максимально сократить или полностью ликвидировать перерывы между ними. Однако поточные линии требуют четкой работы каждой составляющей ее машины или устройства. Перерыв в работе хотя бы одной машины нарушает нормальный ритм процесса.

В зависимости от степени механизации и автоматизации в полиграфии используются, как правило, два вида линий:

механизированные - линии, на которых все основные операции выполняются с помощью специальных механизмов или машин, а полуфабрикаты передаются транспортерами или другими транспортными средствами; непрерывная загрузка полуфабрикатов и выгрузка готовой продукции осуществляется рабочими;

автоматические (автоматизированные) -линии, состоящие из соединенных между собой специальными транспортны­ми связями машин-автоматов, которые автоматически (без участия человека) выполняют по заданной программе все операции определенного технологического процесса.

1.1.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

Виды печати. Термином «печать» в полиграфическом производ­стве называют вид процесса или способ получения печатных оттисков. Но в широком значении под этим термином понимают печатную продукцию и прежде всего периодические издания (газеты и журналы). В полиграфическом производстве применяются три основных (классических) вида печати: плоская, высокая и глубокая. По общепринятой классификации они отличаются друг от друга принципом разделения печатающихся и пробельных элементов на печатных формах. На печатных формах плоской печати (рис. 1.2, а) печатающие / и пробельные 2 элементы практически расположены в одной плоскости и имеют различные физико-химические свойства: первые - олеофильны, вторые - гидрофильны. Перед получением каждого оттиска в процессе печатания сначала форма увлажняется определенным водным раствором 3 (реже спир­товым), который смачивает только гидрофильные пробельные элементы. Затем наносится печатная краска 4 (рис. 1.2, в), содержащая свободные жирные кислоты. Она прилипает только к олеофильным печатающим элементам. В связи с тем, что печатающие элементы находятся в одной плоскости, они покрываются равномерным по толщине слоем краски и поэтому все элементы оттиска (рис. 1.2, г) состоят из красочного слоя одинаковой толщины*.


Рис.1.2. Схематическое изображение разреза фор-мы плоской печати и отти­ска с нее

Ограниченное применение находят формы, не требующие увлажнения в процессе


Рис. 1.4. Схематическое изображение разреза фор­ мы глубокой печати и от­ тиска с нее

Печатающие элементы 1 углублены на различную или одинаковую величину. Они представляют собой независимо от характера изображения (текст, иллюстрации) отдельные ячейки очень малой площади, разделенные между собой тонкими перегородками - пробелами. Эти перегородки и другие пробельные элементы 2 возвышены и находятся на одном уровне.

Печатная форма глубокой печати обычно изготавливается на цилиндре. В процессе печатания маловязкая краска 1 (рис. 1.5) сначала наносится в избыточном количестве на всю поверхность вращающейся формы 2. Затем специальный нож (ракель) 5, скользя по поверхности пробельных элементов формы (в том числе и перегородкам), удаляет полностью краску с пробельных и избыток

. 1.5. Схема удаления избытка печатной краски с формы глубокой печати

с печатающих элементов. Таким образом, краска остается только в ячейках (см. рис. 1.4, в). Ее толщина на оттиске (рис. 1.4, б) в зависимости от глубины ячеек формы может быть одинаковой или различной.

Способы печати. Перенос красочного изображения с различных печатных форм на запечатываемый материал (бумагу) происходит обычно в результате давления. При этом печатная форма закрепляется на цилиндре, а другой цилиндр осуществляет давление (рис. 1.6, я). В процессе печатания под давлением краска может переходить через промежуточную упругоэластичную пластину.

В первом случае (рис. 1.6, а) бумага / приводится непосредственно в контакт с печатной формой 2, и краска под давлением переходит с печатающих элементов на бумагу, образуя оттиск. При этом изображение| на форме должно быть обратным (зеркальным). Такая передача краски широко используется в высокой и глубокой и гораздо в меньшей мере в плоской печати. При этом способы печати более правильно было бы называть «прямая высокая», «прямая плоская», «прямая глубокая» печать. Но в практике обычно слово «прямая» опускают.

Во втором случае (рис. 1.6, б) печатная форма 2 в процессе печатания соприкасается с упругоэластичной (резинотканевой) пластиной 3, которая принимает на себя краску с печатающих элементов формы, а затем передает ее на бумагу 7. При этом изображение на печатной форме должно быть "прямым (на резинотканевой пластине - обратным, на бумаге - прямым). Такой косвенный способ печати называется офсетным (от англ. offset).



Рис. 1.6. Схематическое изображение передачи краски с печатной формы на бумагу

Он используется прежде всего в плоской печати, реже - в высокой и еще реже в глубокой печати.

1.1 .3. Издательства и полиграфические предприятия


Журналист создал произведение, качественный уровень которого оценивает редактор, редколлегия, средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю, радиослу­шателю рукопись (итог творческой, порой напряженной рабо­ты) начинает с помощью техники, по технологическим цепоч­кам. Из отраслевого отдела редакции она поступает в секрета­риат, в котором ответственный секретарь читает и редактиру­ет материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания, заместитель секретаря составляет макет, конт­ролирует верстку полос, их корректуру, выпускающий обеспе­чивает прохождение газеты через типографию... А телерадио­передачи готовятся совместными усилиями сценариста, режис­сера, оператора, звукорежиссера и звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя и т. д.

О научно-техническом потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает оборудова­ние, призванное обслуживать журналистику, как развиты ти­пографии и полиграфические комплексы, технические телецен­тры и радиостанции. Каждое крупное открытие или изобрете­ние, будь то линотип или фотонабор, лазер или компьютер, качественно меняло технику и технологию средств массовой информации. А на пороге XXI века открываются новые без дальнейшего их совершенствования.

С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения И. Гутенберга, создавшего печатную форму из под­вижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печатались с це­лых деревянных или металлических досок, на которых и выреза­лись буквы. В последующие годы {после Гутенберга) оборудова­ние для набора и тиражирования изданий постоянно модернизи­ровалось. Научно-технический прогресс всегда коренным обра­зом влиял на развитие производства газет. Так, применение парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпускаемых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изоб­рел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изме­нение пробелов) строк, их отливка и разбор-матриц. В 1897 г. Т. -Лэнстон сконструировал монотип - наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ - число­вым программным управлением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию факсов - фак­симильных аппаратов, позволяющих передавать газетные стра­ницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая лино­типная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы из­бавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фо­тонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы появилась механическая технология, в начале 60-х - оптико-ме­ханическая, а в конце того же десятилетия -- электронная техно­логия. В начале семидесятых две трети полиграфических предпри­ятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.