Корабль 1124 альбатрос. Большой и малый противолодочный корабль. Радиосвязь и аппаратура специального назначения

Корабль 1124 альбатрос. Большой и малый противолодочный корабль. Радиосвязь и аппаратура специального назначения

Для того чтобы понять, как зародились большие и малые противолодочные корабли, какие факторы повлияли на тактику их использования и современное состояние, следует углубиться в историю.

Экскурс в историю

В конце XX века в странах Европы активно обсуждалась проблема, связанная с защитой флотов от миноносцев. С изобретением в 1865 году русским учёным Александровским торпеды, в те времена получившей название «самодвижущаяся мина», морские державы по всему миру начали активно развивать свои минные силы, результатом чего стало то, что к концу века большая часть флотов всех стран мира состояла преимущественно из вооруженных торпедами мелких судов, получивших название «миноносцы».

Встал вопрос о противодействии этим проворным судам, способным наносить флоту противника колоссальный ущерб. Решение было найдено в Великобритании, где в 1881 году со стапелей верфи в Чатеме сошёл таранный миноносец «Полифемус», ставший единственным кораблём в британском флоте, оснащённым тараном. «Полифемус» был предтечей эскадренных которые, в свою очередь, являлись предками противолодочных кораблей.

Опыт мировых войн

Расцвет эсминцев пришёлся на мировые войны. В Первую мировую войну из-за боязни потерять крупные корабли в открытом боевом столкновении воюющие стороны активно использовали эсминцы в боевых операциях. И именно в Первую мировую они столкнулись с подводными лодками, став основным средством борьбы с ними. Во времена Второй мировой войны эсминцы претерпели ряд серьёзных изменений, ещё больше приблизившись к противолодочным кораблям. Наравне с постепенным отказом от торпедного вооружения и заменой его бомбомётами и стало расти противовоздушное вооружение эсминцев, а сами они начали использоваться в качестве многоцелевых кораблей, став «пушечным мясом» флотов противника.

В СССР во время Второй мировой войны существовал особый класс кораблей, предназначенных преимущественно для борьбы с подводными лодками. Речь идёт о так называемых охотниках за подводными лодками. Именно от них и пошли современные противолодочные корабли.

От эсминца к противолодочному кораблю

Появление противолодочных кораблей связано в первую очередь с холодной войной и развитием подводных лодок. После Второй мировой войны остро встал вопрос о ядерной войне. Военные доктрины СССР и США предполагали нанесение ядерных ударов по территории противника с использованием всех имеющихся средств: бомб и баллистических ракет. Последние, помимо стационарных позиций и мобильных платформ, располагались и на атомных подводных лодках, полностью защищённых от ядерных ударов и способных запускать ракеты в непосредственной близости от противника. Встал вопрос о противодействии этим лодкам, для чего и были начаты работы по строительству кораблей, заточенных исключительно под борьбу с подлодками.

Опыт СССР

В Советском Союзе вопросами противолодочной борьбы озаботились в 1960-х годах. Выдвигались различные идеи, а особо горячие головы в штабе ВМФ в начале 70-х предлагали даже создать систему противолодочной обороны по аналогии с системой ПВО, охранявшей небо Страны советов. Такой скрупулёзный подход обеспечил то, что в составе советского флота к концу существования СССР имелся весь спектр противолодочных кораблей, главным образом предназначенных для поиска и уничтожения подлодок или охраны крупных ударных кораблей. Конвойная служба, чем в основном занимались эсминцы, не входила в спектр задач нового подкласса.

Противолодочные согласно классификации 1990-го года, делились на противолодочные крейсеры (ПКР), большие противолодочные корабли (БПК), сторожевые корабли (СКР) и малые противолодочные корабли (МПК).

Первое поколение

В 60-х годах в строй ВМФ СССР вступило первое поколение противолодочных кораблей, представленное моделями проекта 61, сторожевыми кораблями проекта 159 и проекта 31 и малыми противолодочными кораблями проекта 204. Они несли самые совершенные на тот момент времени гидроакустические станции и были вооружены противолодочными торпедами и реактивными бомбомётами. Но из-за малой дальности действия станций, недостаточной дальности действия вооружений и отсутствия вертолётов первые противолодочные корабли обладали невысокой эффективностью и быстро были заменены новыми, проекты которых начали воплощаться в металле с 1967-го года.

Второе поколение

Первыми кораблями второго поколения стали противолодочные крейсеры проекта 1123, не обладавшие возможностью базирования вертолётов и мощным противолодочным зенитным вооружением. Следом в строй вошли 1134А и 1134В, специально приспособленные для действий в океане и имевшие на вооружении вертолёты, современные гидроакустические станции, ракетно-торпедные и зенитно-ракетные комплексы.

Но возможности судостроительной промышленности СССР были весьма ограничены, и произвести нужное количество больших противолодочных кораблей было сложно, что делало практически невозможным воплощение планов командования ВМФ СССР по наращиванию потенциала противолодочных сил флота. Решением данной проблемы стало развёртывание производства сторожевых кораблей проектов 1135 и 1153М, в отличие от БПК имевших меньшее водоизмещение, но без вертолётов и зенитно-ракетных комплексов.

Сторожевики предполагалось использовать в бою совместно с вертолётоносцами и авианесущими крейсерами, чем и было обусловлено отсутствие вертолётов. Одновременно с производством сторожевиков были начаты переоборудование морально устаревших ракетных кораблей 57бис в большие противолодочные и модернизация отдельных противолодочных моделей первого поколения.

Во второй половине 1970-х годов были заложены малые противолодочные корабли проекта 1124М. За ними последовала еще одна модель. Это были малые противолодочные корабли проекта 1124. Они характеризовались наличием двух гидроакустических станций, различавшихся по конструкции. Большинство этих кораблей вошло в состав Пограничных войск КГБ под шифром «Альбатрос». Одновременно была начата постройка малых противолодочных кораблей проекта 12412, разработанных на базе проекта 1241 «Молния».

Корабли второго поколения уже к середине 1980-х годов устарели, и перед конструкторами встал вопрос замены устаревшей техники. Но намеченная программа модернизации не была реализована из-за недостатка средств и всё той же ограниченности возможностей судостроительной промышленности.

Частичной модернизации были подвергнуты несколько В общем же, корабли второго поколения почти не проходили систематических ремонтов. Это и привело к тому, что в 90-х годах большинство из них было списано в утиль. Ныне в составе ВМФ РФ находится 22 малых противолодочных корабля. Два из них заслуживают отдельного внимания. Среди них и малый противолодочный корабль «Уренгой».

Железный «Альбатрос»

Первый малый противолодочный корабль «Альбатрос» сошёл со стапелей в 1967 году и сразу же был отмечен военными специалистами из-за его скоростьи и манёвренности. Головной корабль серии посещал во время отдыха в Ялте Л. И. Брежнев. Появление новых противолодочных кораблей быстро перестало быть секретом для вероятного противника. «Альбатросов» классифицировали как корветы и присвоили им кодовое имя Grisha.

Вооружение корабля состоит из 57-миллиметровой артиллерийской установки, 30-миллиметровой арт. установки, ЗРК "Оса-М", двух реактивных бомбомётов, 533-миллиметровых торпедных аппаратов, глубинных бомб и мин. Скорость в 35 узлов кораблю обеспечивает газовая турбинная установка.

«Казанец» на службе Балтийского флота

В 1970-х годах в ГДР был разработан проект противолодочного корабля, получивший кодовый номер 1331. Он разрабатывался на основе советского проекта 1124 при участии советских специалистов и был одним из первых военных судов, созданных в ГДР. Таким образом советское руководство хотело дать немцам возможность приобрести опыт самостоятельного проектирования и строительства военных кораблей. На Западе данные корабли получили кодовое имя Parchim-II class.

Одним из кораблей серии является ныне находящийся в составе Балтийского флота малый противолодочный корабль «Казанец». Он был заложен на стапеле судоверфи в Вольгстаде по заказу СССР 4 января 1985 г. и спущен на воду 11 марта того же года. С 1986 г. находится в списках кораблей ВМФ СССР, в 1987-м официально вошел в состав Балтийского флота, в 1992-м - в состав ВМФ РФ.

«Казанец» располагает мощным противолодочным, артиллерийским и зенитным вооружением, двумя гидроакустическими станциями и радиолокационной станцией дальнего действия. Скорость хода в 25 узлов обеспечивает трёхвальная установка.

Следует также отметить, что корабль отличается качеством постройки, добротностью и надёжностью, как и всякая немецкая техника.

Также в состав ВМФ РФ входит и брат-близнец «Казанца» - малый противолодочный корабль «Уренгой».

Третье поколение

В 80-х годах была начата новая программа постройки противолодочных кораблей, результатом которой стала постройка двух серий кораблей: больших противолодочных проекта 1155 и сторожевиков проекта 11540. Работы велись ударными темпами.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 были оснащены двумя вертолётами, гидроакустической станцией дальнего действия «Полином» и противолодочным ракетным комплексом «Раструб-Б». Оснащение сторожевиков было куда скромнее: один вертолёт, гидроакустическая станция и противолодочный ракетный комплекс.

Корабли обоих проектов оснащены многоканальными зенитно-ракетными комплексами и 100-миллиметровыми артиллерийскими системами. Также сторожевики проекта 11540 имеют возможность оснащения комплексом противокорабельных ракет «Уран», таким образом являясь первыми отечественными многоцелевыми фрегатами.

Современное состояние

В 2001 году на Амурской судоверфи был заложен головной корабль новой серии больших противолодочных кораблей проекта 20380, которые призваны стать первыми в эре российского судостроения. Это принципиально новый тип ракетных противолодочных кораблей, рассчитанных на обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок, надводных целей любого ранга, в том числе и авианосцев, истребителей последнего поколения, крылатых ракет и торпед. Также корабли обладают достаточно мощным артиллерийским вооружением, чтобы поддержать огнём высадку десанта. В составе Балтийского флота сейчас находится 4 экземпляра проекта 20380. Это «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий».

Оснащены новые корабли мощным вооружением, которое позволяет им на равных сражаться с любым противником. Скорость в 24 узла обеспечивают 4 дизельных двигателя.

Перспективы развития противолодочных кораблей

Исходя из современной политической карты мира и последних событий задача обеспечения безопасности рубежей нашей родины выходит на первое место в списке первостепенных. Угроза ядерной войны после холодной не только не исчезла, но и, наоборот, возросла, потому нашей стране нужны противолодочные корабли, способные на равных бороться с подводными лодками вероятного противника.

Александр МОЗГОВОЙ

Дело в том, что через два-три года придется списать или во всяком случае вывести из активной эксплуатации «за выслугой лет» остающиеся сейчас в строю малые противолодочные корабли (МПК) проекта 1124М «Альбатрос», на которые возлагаются задачи по противолодочной обороне военно-морских баз и пунктов базирования, а также по обеспечению развертывания РПКСН при выходе в океан. То есть с учетом отсутствия у ВМФ современных средств противоминной борьбы субмарины наших потенциальных противников, которых нынче принято именовать «партнерами», получат возможность блокировать или «брать тепленькими» российские подводные атомоходы прямо на старте их боевой службы, сопровождать и уничтожать в нужное время.

ИНДИЙСКИЙ ИМПУЛЬС

На сайте ЦМКБ «Алмаз» появились компьютерные изображения и описание новой разработки этого конструкторского бюро – малого противолодочного корабля (МПК) проекта 23420. Сам факт появления такой информации – достаточно неординарное событие. За последние годы не припомню случая, когда наши КБ устраивали презентации, пусть и виртуальные, новых проектов боевых кораблей. Так, совсем недавно – в декабре прошлого года – состоялась закладка двух малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт» разработки того же ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ РФ, но на сайте предприятия – ни слова об их характеристиках и вооружении.

МПК проекта 23420 с двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами и РПК-8Э.

В данном же случае предоставлена весьма подробная информация о корабле и его вооружении. Водоизмещение МПК – порядка 1300 т, длина – около 75 м, ширина – 13 м. Скорость хода в зависимости от типа энергетической установки – 25-30 узлов. А сама эта установка по желанию заказчика может быть дизельной или дизель-электрической либо газотурбинной. Дальность плавания МПК – 2500 миль, автономность – 15 суток. Экипаж должен состоять из 60 человек.

Вооружение может варьироваться. Противолодочный арсенал, согласно описанию, включает противолодочный/противоторпедный комплекс «Пакет-Э/НК» из двух пусковых установок с восемью противолодочными торпедами МТТ калибра 324 мм и противоторпед М-15. Вместо «Пакета», опять же по описанию, может устанавливаться комплекс РПК-8Э, состоящий из РБУ-6000 с 48 противолодочными ракетами 90Р и глубинными бомбами РГБ-60. Впрочем, на рисунках, помещенных на том же сайте, мы видим нечто другое. На них вооружение ПЛО малого противолодочного корабля состоит из двух двухтрубных 533-мм аппаратов ДТА-53, размещенных побортно ближе к корме, и РПК-8Э на надстройке. На другом рисунке, найденном в Сети, состав противолодочного оснащения иной: два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата и РПК-8Э. Наконец на листовке ЦМКБ «Алмаз» можно обнаружить еще один вариант: две четырехконтейнерные пусковые установки комплекса «Пакет-Э/НК» находятся побортно перед надстройкой, а РПК-8Э – в носовой ее части.

У корабля проекта 23420 развитое гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-335ЭМ-03, низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ» с гибкой протяженной буксируемой антенной, с помощью которой на глубокой воде можно засекать малошумные субмарины на дальности до 40-60 км. Против подводных диверсантов и средств их транспортировки можно использовать ГАС «Анапа-МЭ» или «Ловать», а уничтожают боевых пловцов противника посредством двух ручных противодиверсионных гранатометов ДП-64.

МПК проекта 23420 с двумя 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53 и РПК-8Э.

Электронное оснащение перспективных МПК включает также РЛС обнаружения и целеуказания «Позитив-МЭ1.2», инерционно-навигационную систему «Горизонт 25», интегрированную малогабаритную навигационную систему «Кама-НС-В» и ряд других приборов. Все они «завязаны» на боевую информационно-управляющую систему «Сигма-Э», которая помогает экипажу в походной и боевой обстановке выполнять разнообразные задачи.

Многовариантно артиллерийское и зенитное вооружение МПК проекта 23420. По описанию оно состоит из 76-мм автоматической универсальной артиллерийской установки АК-176МА в стелс-башне или шестиствольного 30-мм автомата АК-306, а также турельной установки 3М-47 «Гибка» с ПЗРК «Игла» или «Игла-С». Однако на рисунках мы видим иное сочетание: АК-176МА и ЗАК «Палаш»/«Пальма».

Для самообороны от диверсантов и пиратов на крыльях мостика имеются два пулемета калибра 12,7 мм. Корабль располагает двумя пусковыми установками комплекса постановки помех ПК-10. В корме – взлетно-посадочная площадка для двух беспилотных вертолетов «Горизонт Эйр S-100». Наличие БЛА, на наш взгляд, скорее дань моде, чем необходимость. Беспилотники «Горизонт Эйр S-100» не способны нести опускаемые ГАС или противолодочные торпеды, поэтому для целей ПЛО не очень подходят. Хотя, вероятно, при коллективном использовании МПК в составе двух-четырех единиц один из них, выполняющий функции лидера, может оснащаться БЛА для наблюдения за обстановкой.

Мы так подробно остановились на тактико-технических характеристиках и вооружении малого противолодочного корабля проекта 23420 для того, чтобы обратить внимание на «гибкость» этой платформы. Ясно, что эти МПК предназначены для использования не только в качестве противолодочных, но и сторожевых для охраны пунктов базирования и берегов. Они могут вести борьбу с неракетными кораблями в ближней морской зоне, оказывать огневую поддержку сухопутным частям, использоваться для охраны государственной границы и экономической зоны.

Но речь, очевидно, идет о проекте, предназначенном для зарубежных флотов, а не для ВМФ РФ. В пользу этого предположения свидетельствуют не только обозначения оружия и других систем в экспортном исполнении, но и, например, указание на то, что на МПК может быть установлен «импортный комплекс средств связи по предложению заказчика».

Нетрудно догадаться, что послужило импульсом создания проекта. В начале 2014 г. появились сообщения о намерении ВМС Индии провести тендер на постройку 16 противолодочных кораблей прибрежной зоны на общую сумму $2,25 млрд. Они призваны заменить четыре противолодочных корвета типа Abhay, полученных от СССР в 1989-1991 годах. Эти корветы по советской и российской квалификации относятся к МПК проекта 1241ПЭ «Молния-2», а проектировались они ЦМКБ «Алмаз».

Корветы типа Abhay водоизмещением 495 т, длиной 56,1 м, скоростью хода 31 узел, вооруженные двумя двухтрубными 533-мм торпедными аппаратами, двумя РБУ-1200, ПЗРК «Стрела-2М» и 76-мм пушкой АК-176 с лучшей стороны зарекомендовали себя в индийском флоте. Но они уже служат четверть века или даже более того. То есть вместо них потребовались новые корабли. Но Россия даже не может предложить свои услуги по их строительству, поскольку Дели в отношении будущих кораблей провозгласил нынче модный в этой стране принцип «Buy and Make India!», то есть «Покупай и делай индийское!». Что неудивительно. Сегодня судостроительная промышленность Индии способна вести сборку кораблей практически всех классов. С другой стороны, никто не воспрещает индийским компаниям сотрудничать с зарубежными фирмами и организациями в сфере проектирования боевых кораблей и вспомогательных судов, а также насыщения их вооружением.

Вот почему, похоже, МПК проекта 23420 является российским предложением индийским компаниям по совместному проектированию перспективного противолодочного корвета ближней морской зоны. Однако оружейные тендеры в Индии имеют свои особенности. Иногда подготовка к ним ведется долгие годы. Потом выбор победителя тоже занимает несколько лет. Случается, что конкурсы вообще свертываются, не успев начаться. В данном случае, вероятно, тоже случился какой-то «тормоз».

Вот почему проект 23420 появился на сайте ЦМКБ «Алмаз». Но это отнюдь не разработка «с нуля».

ВСПОМНИМ О КОРВЕТЕ ОВРа

В 2010 г. главное командование ВМФ РФ решило провести тендер на проект так называемого корвета охраны водного района (ОВР). Эти корабли должны были совмещать в себе возможности МПК, ракетных катеров и тральщиков. Задача, прямо скажем, непростая, если не невозможная. Но российские адмиралы ориентировались на ВМС США, где только началось освоение литоральных боевых кораблей с модульным сменным вооружением. Забегая вперед скажем, что у американцев с этой затеей до сих пор ничего путного не вышло.

Участвовавшие в тендере по корвету ОВРа российские конструкторские бюро предложили ряд оригинальных вариантов. В их числе было и предложение ЦМКБ «Алмаз» о строительстве ракетных, противолодочных, противоминных и патрульных кораблей на единой базовой платформе. Таким образом достигалась бы унификация по многим системам, устройствам, оборудованию помещений и комплексам вооружения и технических средств. При этом снижались бы затраты на создание и обслуживание кораблей, особенно в части проведения опытно-конструкторских работ и технологий производства. Существенная экономия могла быть достигнута при массовом строительстве корпусов на одном заводе и насыщении их оружием и вооружением на других предприятиях. С другой стороны, упрощался бы процесс обучения экипажей, которые «затачивались» бы на выполнение конкретных задач, а не были бы слугами сразу нескольких господ. В качестве базовой платформы предлагалось использовать корабль ПМО проекта 12700 «Александрит». И МПК проекта 23420, несомненно, является развитием одного из направлений концепции четырех кораблей на одной платформе.

Однако предложение ЦМКБ «Алмаз» не увлекло командование ВМФ РФ. Ему хотелось нечто совершенно противоположного. В заключении экспертного совета ВМФ от 25 февраля 2011 г. говорилось: «Предложенный Зеленодольским ПКБ корвет ОВР «Русич-1500» с аутригерами-энергетическими модулями в наибольшей мере выполняет требования ВМФ по сравнению с предложенными другими ПКБ однокорпусными корветами». Речь идет о выставленном ЗПКБ на конкурс корвете-тримаране, выполненном по архитектурно-конструктивной схеме судна с аутригерами (САР).

Такие боевые тримараны действительно обладают выдающимися качествами. Они могут находиться в море в 2,5-3,5 раза больше времени, чем однокорпусные аналоги, поскольку их мореходные качества значительно выше. На волнении бортовая качка САР уменьшается в 3-4 раза, а килевая по амплитуде – примерно в два раза. А все потому, что при вхождении в волну и при крене возникает дополнительный подъемный восстанавливающий момент. Благодаря этому «Русич-1500» может успешно использовать оружие при волнении 5-6 баллов, что недоступно однокорпусным корветам.

У зеленодольских САР есть и другие достоинства, которые отличают их не только от однокорпусных кораблей, но и от других судов с аутригерами. Как известно, тримаранная схема использовалась с древних времен. Первыми ее применили аборигены Полинезии и Микронезии, что позволило им совершать на утлых по внешнему виду суденышках плавания протяженностью в тысячи миль. Собственно, зарубежные конструкторы тримаранов недалеко ушли от обитателей далеких тихоокеанских островов. А вот зеленодольцы продвинулись значительно дальше. Они поместили в аутригерах двигательно-движительные комплексы. Это позволило освободить в главном корпусе значительные пространства для размещения полезной нагрузки – прежде всего оружия.

Характеристики корвета «Русич-1500» не публиковались, но по рисункам представление о нем можно составить. Водоизмещение, как явствует из названия проекта, порядка 1500 т, что всего на 200 т больше МПК проекта 23420 и на 300 т меньше стандартного, и 520 т меньше полного водоизмещения многоцелевых корветов проекта 20380. За надстройкой и интегрированной мачтой – два блока вертикальных пусковых установок. В одном, смещенном от диаметральной плоскости к левому борту, 12 ячеек (3 модуля по 4 ячейки) с ракетами ЗРК «Редут» (12 ЗУР 9М96М-9М96Е или 48 ЗУР 9М100). Вместо них могут размещаться хорошо отработанные ЗУР зенитно-ракетных комплексов «Риф-М» или «Штиль-1». Второй блок – универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) 3Р-14 на 8 крылатых ракет «Калибр-НК» и «Оникс», предназначенных для поражения надводных и береговых целей. В УКСК могут находиться также противолодочные баллистические ракеты 91Р2 с дальностью стрельбы до 40 км. При использовании «Русича-1500» для целей ПЛО именно они должны стать главным оружием корвета.

Арсенал ПЛО дополняет знакомый нам ротиволодочный/противоторпедный комплекс «Пакет-НК» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок, а также противолодочный вертолет Ка-27ПЛ с размещением в подпалубном ангаре. Это позволяет сделать наличие значительных объемов, появившихся в основном корпусе благодаря «выносу» энергетической установки в аутригеры.

Финский ракетный катер Hanko типа Hamina отражает воздушную атаку ЗУР Umkhonto.

Артиллерийские системы представлены 100-мм универсальной автоматической установкой АК-192 или более дешевой 76-мм АК-176МА, а также двенадцатиствольной 30-мм системой АК-630М-2 «Дуэт» со скорострельностью 10000 выстрелов в минуту, предназначенной для уничтожения подлетающих противокорабельных крылатых ракет и других воздушных целей. АК-192 помещается в носу, а АК-630М-2 – в корме.

«Русич» может нести два беспилотника «Горизонт Эйр S-100» или БЛА иных типов с размещением в подпалубном ангаре. На корабле имеется место и для необитаемых подводных аппаратов для обнаружения и уничтожения мин. Корабль может и сам ставить мины. То есть по палитре своих возможностей этот боевой тримаран не уступает, а кое в чем даже превосходит многоцелевой корвет проекта 20385 и фрегат проекта 11356Р/М.

На «Русиче-1500», опять же из-за наличия свободных объемов, качественно улучшены условия обитаемости. Каждый член экипажа имеет свою каюту.

Особенно стоит остановиться на аутригерах-энергетических модулях. Их размещение «отдельно» от основного корпуса на 10-15% уменьшает трудоемкость постройки корабля и на 40-50% сокращает длительность заводского ремонта. Аутригеры можно в буквальном смысле «отстегивать», а в случае надобности – просто заменять. Тянущие винты «Русича-1500» работают практически в идеальных условиях равномерного, прямого, невозмущенного потока воды. Это способствует повышению их КПД и понижению уровней вибрации и подводного шума.

Другими словами, корвет «Русич-1500» – практически идеальный корабль прибрежной зоны, способный решать разнообразные задачи и прежде всего противолодочные. Однако раздался хор возражений со стороны промышленности. Мол, в зимнее время пространство между основным корпусом и аутригерами будет забиваться льдом, то есть не даст никаких преимуществ тримарану и существенно ухудшит его мореходные качества по сравнению с однокорпусными кораблями. Испытания модели корвета в ледовом бассейне Крыловского государственного научного центра опровергли эти утверждения. По итогам испытаний зеленодольскому кораблю даже была присвоена категория ARC-4. То есть он способен самостоятельно ходить в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю.

Также несостоятельными оказались «обвинения» «Русича» в трудностях при его швартовке и при постановке в док. Однако судпром и часть представителей ВМФ продолжали возражать против боевых тримаранов. Что объясняется отсутствием сегодня должного уровня судостроительной и морской культуры, которого требуют подобные корабли. Для закрытия темы нашелся и соответствующий повод – ВМФ вообще отказался от дальнейших работ по корветам охраны водного района, то есть отменил тендер и взял курс на разработку больших надводных кораблей океанской зоны, хотя страна не имеет для этого ни технологических, ни кадровых, ни финансовых ресурсов. Но представим, что такой флот будет построен. В случае войны подводные лодки «партнеров» просто расстреляют его торпедами при выходе из баз.

ОБОЙТИСЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ

Конечно, грамотные российские моряки и судостроители понимают, что без противолодочных кораблей прибрежной зоны обойтись никак нельзя. И разработки в этой области в инициативном порядке ведутся. МПК проекта 23420 ЦМКБ «Алмаз» тому подтверждение. То же Зеленодольское ПКБ на петербургском Международном военно-морском салоне в 2013 г. демонстрировало модель малого противолодочного корабля «Сарсар», что означает «Холодный ветер», который на Востоке еще именуют «Ветром смерти». Его конструкция значительно привычнее и проще, чем у «Русича-1500».

Если учесть, что Зеленодольское ПКБ после Великой Отечественной войны стало ведущим разработчиком кораблей ПЛО малого водоизмещения (по проектам бюро построены 227 больших охотников проекта 122бис, 188 МПК проекта 201, 66 МПК проекта 204, 3 проекта 1141/11451, 86 МПК проекта 1124 и их модификаций, к ним еще можно присовокупить небольшие сторожевые корабли с ярко выраженным противолодочным профилем – 56 единиц проекта 159 и 18 проекта 35), то ясно, что эта организация имеет огромный опыт создания кораблей данного класса. Для «Сарсара» в качестве базовой платформы был выбран корпус ставшего знаменитым сегодня малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М». При водоизмещении около 900 т МПК с подкильной ГАС вооружен противолодочным комплексом «Пакет-НК» или двумя 533-мм двухтрубными торпедными аппаратами ДТА-53, 57-мм автоматической артиллерийской установкой А-220М, ЗРК «Оса-МА», пулеметами и беспилотным авиационным комплексом «Горизонт Эйр S-100».

Состав противолодочного вооружения корабля сегодня явно недостаточен. Ему требуются опускаемые или буксируемые ГАС и малогабаритный ракетный противолодочный комплекс вроде так и не доведенного до ума РПК-9 «Медведка», а еще лучше «Медведка-2» с установками вертикального пуска и с дальностью поражения подводных целей не менее 20 км. Кстати, если уж брать за основу «Буян-М», то для размещения ПЛУР можно использовать также УКСК 3Р-14 с ракетами 91Р2.

Слабым выглядит зенитное вооружение корабля. Но, кроме «Осы-МА», других ЗРК ближнего действия у России пока нет. Попытки заменить их зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) пока нельзя признать успешными. ЗРАК «Кортик»/«Каштан» не только оказался тяжеловат, но и эффективность его заставляет желать лучшего. Кроме того, конструкция этой системы сводит на нет все усилия корабелов по уменьшению радиолокационной заметности. Недаром они именуют этот ЗРАК «рогатым чудовищем». О широко рекламируемом ЗРАК «Панцирь-М» говорить пока преждевременно. Ни одной «живой» такой системы на кораблях нет. Но на компьютерных рисунках она смотрится достаточно «рогато». Тут не грех обратить внимание на зарубежный опыт, где давно успешно адаптируют для ПВО кораблей среднего и малого водоизмещения авиационные ракеты класса «воздух-воздух». Достаточно вспомнить компактный и высокоэффективный южноафриканский ЗРК Umkhonto («Дротик»). Его ЗУР можно размещать и в УВП, стационарно смонтированных на кораблях, как, например, на южноафриканских фрегатах типа Amatola или алжирских типа MEKO A-200 AN, и в съемных контейнерах, как на финских ракетных катерах типа Hamina.

Однако не будем забывать, что «Сарсар» ориентирован на экспорт и предназначен для использования в регионах с низким уровнем подводной угрозы. Это скорее патрульный корабль с противолодочным «уклоном», нежели полноценный противолодочный корабль прибрежной зоны.

Учитывая, что замена МПК в составе ВМФ РФ – задача неотложная, нужно срочно принимать решения о проекте кораблей, которые пойдут в серию. Может, стоит возобновить строительство МПК проекта 1124М «Альбатрос», только на качественно новом уровне? Такой вариант вовсе не кажется нелепым. Для ВКС России возобновляется производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160. Обсуждаются вопросы возобновления сборки вертолетов-амфибий Ми-14 и постановки на конвейер реактивных самолетов-амфибий А-40 «Альбатрос», созданных еще в советское время. Естественно, все эти машины получат современные авионику и оружие. Кстати, Ми-14 и тезку МПК – модернизированный вариант самолета А-40 – предполагается прежде всего использовать в противолодочном варианте. Вот почему обновленная версия 1124М вполне имеет право на существование.

Эти корабли при полном водоизмещении 1055 т и длине 71,07 м развивают максимальную скорость более 31 узла, имеют дальность плавания 2700 миль на 14 узлах и автономность 10 суток. В состав их противолодочного оснащения входят гидроакустический комплекс «Платина» или «Платина-МС», опускаемая гидроакустическая станция «Шелонь», ГАС «Кассандра», ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407К, станция обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок МИ-110К, станция обнаружения радиационного кильватерного следа атомных субмарин МИ-110Р. Для уничтожения подводного противника используются два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-1124, РБУ-6000 «Смерч-2» и 12 глубинных бомб в бомбосбрасывателях.

Для более эффективного поиска субмарин разработана новаторская тактика применения МПК. Группа «альбатросов» с помощью опускаемой ГАС «Шелонь» на малой скорости «просматривает» глубины за слоем температурного скачка. Если враг не обнаружен, МПК на полной скорости меняют зону развертывания и снова практически на стопе продолжают поиск. Так посредством «подскоков» достигается большая площадь обследования районов, что обеспечивает гораздо большую вероятность обнаружения противника.

Для борьбы с надводными кораблями, береговыми и воздушными целями МПК применяются 76-мм артиллерийские установки АК-176, 30-мм шестиствольные автоматы АК-630М, ЗРК «Оса-МА», которые, к слову, с высокой точностью поражают корабли и катера, ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Вместо глубинных бомб могут приниматься до 18 мин заграждения. Командованием флотов «альбатросы» всегда привлекаются к выполнению широкого круга задач. Недаром главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков называл их «рабочими лошадками» флота. Они никогда не поставлялись на экспорт, но получили высокие оценки зарубежных специалистов. В НАТО эти небольшие корабли с экипажем из 90 человек даже возвеличили до класса «легких фрегатов».

Сейчас в списках ВМФ РФ числятся 20 МПК проектов 1124 (2 единицы) и 1124М (18 единиц) в составе Тихоокеанского, Северного и Черноморского флотов. Еще 6 МПК проекта 1331М, построенные в Вольгасте еще во времена существования ГДР и очень близкие по характеристикам к кораблям семейства 1124, несут службу на Балтике. Этого количества явно недостаточно, особенно учитывая то обстоятельство, что все российские малые противолодочные корабли в силу своего возраста «штопанные-перештопанные».

Зеленодольским ПКБ разработаны несколько вариантов модернизированных проектов «альбатросов», которые неоднократно демонстрировались на международных выставках военно-морских вооружений. Эти МПК архитектурно выполнены по канонам стелс-технологий. Но трудно судить об их противолодочном вооружении. Оно просто не указывается в проспектах. По картинкам можно составить представление о ракетно-артиллерийском оснащении, которое обычно включает ЗРАК «Палаш»/«Пальма», 76-мм артустановку АК-176М и автомат АК-630М.

Хотя МПК проекта 1124М и несут службу в суровых водах северной части Тихого океана и Баренцева моря, для них эти театры по погодным условиям очень трудные. Вот почему для Северного и Тихоокеанского флотов можно предусмотреть строительство противолодочных кораблей ближней морской зоны на базе сторожевых кораблей проекта 1159. В свое время этот проект был разработан Зеленодольским ПКБ специально для поставки на экспорт. Легкие фрегаты этой серии получили военно-морские силы дружественных СССР государств. В некоторых флотах эти корабли успешно продолжают службу.

В чем их преимущество? Поскольку водоизмещение увеличилось до 1760 т, а размерения составили 96,51х12,6х4,08 м, то эти СКР/фрегаты стали более мореходными по сравнению с МПК проекта 1124. Увеличилась полезная нагрузка. На них без особого труда размещается не только противолодочное вооружение, но также ударное и зенитное. Вот почему проект 1159 может служить базовой платформой при разработке кораблей ближней морской зоны для нужд Северного и Тихоокеанского флотов.

Как видим, сейчас российские конструкторские бюро имеют богатые заделы и располагают широким спектром новых и даже инновационных проектов противолодочных кораблей ближней морской зоны. Выбирать есть из чего. И здесь стоит поторопиться. Иначе российский флот станет беззащитным от атак подводных лодок противника прямо у своих баз.

МПК пр.1124 шифр «Альбатрос» - МПК-43; МПК-52
МПК пр.1124М шифр «Альбатрос» - зав.№012 (МПК-85); зав.№013; зав.№15 (не достроен)
ПСКР пр.1124П шифр «Альбатрос» - Днепр; Измаил

Внешний вид:
МПК пр.1124 - 2 ед.

ПРИМЕЧАНИЕ: начиная с 13го корпуса все МПК проекта 1124 оснащались МЗА АК-630, оба корабля переданные Украине так же были оснащены этими автоматами.

МПК пр.1124М - 2 ед. + 1 не достроен

ТТХ:
Тактико-технические данные пр.1124:
Водоизмещение, т:
стандартное: 835
полное: 990
Размеры, м:
длина: 71,07
ширина: 10,15
осадка: 3,54
Скорость полного хода, уз: 32
Автономность, сут: 9
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ ДГН-300 300 кВт, 1 ДГ ДГ-200 200 кВт
Вооружение:
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 "Оса-М" (20 ЗУР 9М33);
1х2 57 мм АК-725 (1100 выстрелов);
1х6 30 мм АК-630 (2000 выстрелов);


2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1 или БПС) и 18 мин;
Экипаж, чел: 83 (9 офицеров, 12 мичманов)

Тактико-технические данные пр.1124М:
Водоизмещение, т:
стандартное: 910
полное: 1055
Размеры, м:
длина: 71,07
ширина: 10,15
осадка: 3,71
Скорость полного хода, уз: 31,67
Дальность плавания: 2727 миль (14,56 уз), 640 миль (29 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8М, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение:
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 "Оса-МА" (20 ЗУР 9М33);
1х1 76 мм АК-176 (152 выстрела);
1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
1х1 45 мм 21КМ;
2х2 533 мм ДТА-53-1124 (4 торпеды ТЭСТ-71, СЭТ-65, СЭТ-53, СЭТ-53М);
1х12 РБУ-6000 "Смерч-2" (48 РГБ-60);
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1 или БПС) и 18 мин
Экипаж, чел: 90 (9 офицеров, 12 мичманов)

Тактико-технические данные пр.1124П:
Водоизмещение, т:
стандартное: 880
полное: 960
Размеры, м:
длина: 71,2
ширина: 10,17
осадка: 3,6
Скорость полного хода, уз: 36,1
Дальность плавания: 4000 миль (10 уз), 2700 миль (14 уз), 950 миль (27 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение:
2х2 57 мм АК-725 (2200 выстрелов);
2х2 533 мм ДТА-53-1124 (4 торпеды ТЭСТ-71, СЭТ-65, СЭТ-53, СЭТ-53М);
2х12 РБУ-6000 "Смерч-2" (96 РГБ-60);
2 бомбосбрасывателя (16 ГБ ББ-1) и 18 мин;
Экипаж, чел: 84 (8 офицеров)

История:
U209 Сумы
Бывший МПК-43 "Одесский комсомолец" - 01.08.1997 г. передан ВМС Украины, переименован в "Сумы" (бортовой U209) и переклассифицирован в корвет. Списан из состава ВМС Украины 11.06.1999 г.

U210 Херсон
Бывший МПК-52 - 01.08.1997 г. передан ВМС Украины, переименован в "Херсон" (бортовой U210) и переклассифицирован в корвет. Списан из состава ВМС Украины 11.06.1999 г.

U205 Луцк
Корабль был заложен как малый противолодочный корабль "МПК-85" (заводской №12).
Спущен на воду 22.05.1993 г., вступил в строй ВМС Украины 30.12.1993 г., получив имя "Луцк" и бортовой номер U200 в честь одноименного украинского города в Волынской области.
За время нахождения в составе ВМС Украины на счету корвета многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы (первые ракетные стрельбы ВМСУ - в 1997 г.). Корвет участвовал в многочисленных учениях, начиная с 1994 года: "Бриз-94", "Бриз-95", "Море-96", "Кооператив партнер-97", "Си Бриз-97", "Кооператив партнер-98", "Си Бриз-98", "Фарватер мира-99", "Дуэль-99", "Кооператив партнер-2000", "Бриз-2000", "Черноморское партнерство-2000", "Фарватер мира-2001", "Дуэль-2001", "Си Бриз-2002", "Фарватер мира-2003", "Кооператив партнер-2003", "Черноморское партнерство-2003", "Кооператив партнер-2004", "Реакция-2005", антитеррористической операции "Активные усилия" в Средиземном море в 2007 году, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины, сборах-походах кораблей ВМСУ и ЧФ РФ.
22.09.2006 г. на борту корвета "Луцк", стоявшего у причала в Стрелецкой бухте Севастополя, во время сварочных работ в подсобном помещении поста станции в районе 16.00 искра попала между обшивкой и корпусом. Вспыхнувший пожар не могли остановить в течение четырех часов. Кроме аварийно-спасательных партий корабля к ликвидации пожара были привлечены сотрудники МЧС в Севастополе. Помещение станции в корпусе корабля полностью выгорело. При тушении пожара пришлось удалить значительную часть обшивки корвета. Корабль на длительное время вышел из боевого состава, для восстановления корвета потребовался средний ремонт.
20.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России.

U209 Тернополь
Корабль был заложен как малый противолодочный корабль пр.1124М (заводской №013).
После длительного отстоя были изысканы средства на его достройку, и корабль был спущен на воду 15.03.2002 г., получив новое имя - "Тернополь".
23.09.2005 г. корвет "Тернополь" был переведен из Киева в Севастополь для проведения приемно-сдаточных испытаний, в этот же день на него заселен экипаж корабля. В период 01.10-28.12.2005 г. были проведены приемно-сдаточные испытания корвета, осуществлено 10 выходов в море, пройдено 1668 морских миль.
16.01.2006 г. был утвержден акт приема-передачи корабля от промышленности ВМС Украины.
16.02.2006 г. на корабле был торжественно поднят Военно-Морской флаг, корвет был зачислен в состав Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.
26.05.2006 г. корабль, после сдачи первого курсового задания, введен в кампанию, и зачислен в состав сил постоянной готовности.
За время нахождения в составе ВМС Украины на счету корвета многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы. Корвет участвовал в учениях, антитеррористической операции "Активные усилия" в Средиземном море, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины, сборах-походах кораблей ВМСУ.
20 марта 2014 года в результате политического кризиса на Украине и перехода Крыма из состава Украины в состав Российской Федерации корабль был захвачен силами самообороны Автономной республики Крым.

корвет Запорожская Сечь (зав.№015) - не достроен

U205 Чернигов
Пограничный сторожевой корабль с заводским номером 777 был заложен в эллинге Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан) 12 сентября 1978 года для морских частей погранвойск КГБ СССР.
После спуска на воду 22 июня 1980 года внутренними водными путями отбуксирован в Азовское море, а оттуда - на завод «Персей» (Севастополь) для достройки и наладочных ходовых испытаний. Для проведения сдаточных испытаний корабль был перебазирован в Балаклаву.
После подписания 28 декабря 1980 года государственной комиссией акта о приёмке корабля, приказом командующего Западным пограничным округом ему было присвоено наименование «Измаил» в честь города Измаил и в память о взятия турецкой крепости Измаил войсками Суворова и черноморскими казаками Антона Головатого 11 декабря 1790 года.
ПСКР «Измаил» был причислен к 5-й отдельной Балаклавской бригаде пограничных сторожевых кораблей Западного ОК МЧ КГБ СССР. Флаг морских частей пограничных войск поднят на корабле 17 февраля 1981 года. Принимал участие в охране государственной границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у побережья Крымского полуострова в Чёрном море. В течение 1981-1989 годов был на боевых службах 1053 дня. Осмотрел 5459 судов, из них задержал 296, в том числе 14 иностранных шхун.
Дважды, 10 марта 1986 года и 12 февраля 1988 года в составе КУГ совместно с кораблями Черноморского флота участвовал в вытеснении с территориальных вод СССР отряда боевых кораблей ВМС США (крейсера УРО «Йорктаун» и «Кэрон».
В апреле 1986 года в составе группы ПСКР («Измаил», ПСКР-629, ПСКР-105) при поиске иностранного передатчика в районе мыса Тарханкут установил контакт с неустановленной подводной лодкой (как позже стало известно - ВМС Турции «Йылдырай» S-350) в течение 22 часов сопровождал её. Следующий раз «Измаил» обнаружил неустановленную подводную лодку в 1989 году в районе мыса Чауда. Контакт был передан МПК «Комсомолец Армении», «Комсомолец Грузии» и «Киевский комсомолец», которые сопровождали лодку в порт Эрегли.
В июне 1992 года вошёл в состав морских частей Государственного комитета по охране границы Украины, где также активно участвовал в охране государственной границы. В феврале 1992 года кораблём была задержана первая турецкая шхуна «Чинакчы-Огулари», которая вела браконьерский лов камбалы-калкан в украинской экономической зоне.
В конце 1995 года на правительственном уровне было принято решение о передаче Государственной пограничной службой Украины корабль проекта 1124П в состав Военно-Морских Сил Украины.
В январе 1996 года «Измаил» вместе с однотипным ПСКР «Днепр» переданы ВМС. Корабли были приняты в удовлетворительном техническом состоянии: учитывая специфику морской пограничной службы, на кораблях редко использовалось гидроакустическое оборудование, минно-торпедное вооружение. Активно эксплуатировалась лишь ходовая механическая часть, вооружение ракетно-артиллерийской боевой части.
Военно-морской флаг Украины на корабле был поднят 19 января 1996 года. Корабль переведённый в корвет и переименован в «Чернигов». Изменение названия корабля было согласовано с Черниговской городской администрацией, представители которой 19 января прибыли в Севастополь поздравить моряков с поднятием боевого знамени. Освящение знамени «Чернигова» состоялось в тот же день - в праздник Богоявления.
Некоторое время на корабле находились как пограничный, так и флотский экипаж. Офицеров, мичманов и матросов для экипажа «Чернигова» набирали из различных кораблей, а также других видов Вооруженных сил, которые прошли переобучение.
Из-за отсутствия финансирования и невозможности докового ремонта корвет «Чернигов» был исключён из состава флота и списан в 2005 году.

U206 Винница
Противолодочный корабль № 775 был заложен на стапелях Зеленодольского судостроительного завода Татарской АССР 23 декабря 1975 года, в списки кораблей пограничных войск КГБ СССР был зачислен 17 июня 1976 года. На воду был спущен 12 сентября 1976 года. После спуска был отбуксирован в Азовское море, а оттуда отправился на севастопольский завод «Персей» для доработки и установки дополнительного оборудования.
Для проведения обязательных морских испытаний был перебазирован в Балаклаву. Успешно прошёл государственные испытания и после подписания государственной комиссией акта о принятии корабля в состав ВМФ СССР получил имя «Днепр». Вошёл в состав 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей г.Балаклава Краснознаменного Западного ПО МЧ КГБ СССР. Участвовал в охране государственной границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов близ побережья Крымского полуострова в Чёрном море.
1977 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от острова Змеиного до Керченского пролива.
1978 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от Одессы до Новороссийска.
1979 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от мыса Тарханкут до Новороссийска.
1980 год - участвовал в походе в районе Чёрного моря от мыса Тарханкут до Очамчира.
1981 год - участвовал в походе в районе южного побережья Крыма.
В июне 1992 года вошёл в состав Морских частей Государственного комитета по охране границ Украины. С этого момента началась служба корабля в ВМС Украины, а сам он был переименован в «Виннницу».
В конце 1995 года на правительственном уровне было принято решение о передаче Государственной пограничной службой Украины кораблей проекта 1124П в состав Военно-Морских Сил Украины.
В январе 1996 года «Днепр» вместе с однотипным «Измаилом» были переданы ВМС. Корабли были приняты в удовлетворительном техническом состоянии: учитывая специфику морской пограничной службы, на кораблях редко использовалось гидроакустическое оборудование, минно-торпедное вооружение. Активно эксплуатировалась лишь ходовая механическая часть, вооружение ракетно-артиллерийской боевой части.
Позднее «Винница» участвовала во многих многонациональных морских учениях как совместно с ЧФ России, так и с флотами стран НАТО:
июль 1996 года - участие в международных учениях «Кооператив партнер-1996».
август 1996 года - участие у учениях «Море-96».
август-сентябрь 1996 года - участие в международных учениях «Классика-96» (Констанца, Румыния).
апрель 1998 года - участие в совместном сбор-походе с группой кораблей ЧФ России.
апрель 1999 года - участие в сбор-походе.
август 1999 года - участие в международных учениях «Фарватер мира-99».
апрель 2000 года - участие в сбор-походе.
июнь 2000 года - участие в международных учениях «Кооператив партнер-2000».
2002 год - международные учения «Си Бриз-2002», «Фарватер-Форпост-2002», сбор-поход.
2003 год - учения «Бриз-2003», «Фарватер мира-2003», «Кооператив партнер-2003» и «Черноморское партнерство-2003». Принял участие в активации черноморской военно-морской группы в рамках программы BLACKSEAFOR, в ходе которой нанёс визиты в порты причерноморских стран. В том же году назван лучшим кораблём ВМС Украины.
2007 год - участие в стратегических учениях «Артерия-2007».
11 ноября 2007 года попал в шторм и получил серьёзные повреждения форштевня, с этого момента состоит на ремонте. В июле 2010 года правительство Винницкой области выделило 250 тысяч гривен на ремонт корабля.
22 марта 2014 года - взят под контроль спецназом морской пехоты Черноморского Флота Российской Федерации. Экипаж украинских ВМФ сошел на берег в полном составе.

Фотоальбом:
1 - ЛУЦК U200 (с 2005 г. U205)

К середине 50-х годов в составе ВМФ имелись охотники за подводными лодками, построенными в первом послевоенном десятилетии по нескольким проектам. Большие охотники строились по проекту 122бис (полное водоизмещение - 325 тонн, скорость полного хода - 20 узлов). Малые охотники строились в деревянном корпусе по проекту ОД - 200бис (полное водоизмещение - 48,2 тонны, скорость полного хода - 29 узлов) и по проекту 199 (полное водоизмещение - 83 тонны, скорость полного хода - 35 узлов) и по более совершенному проекту малого охотника в стальном корпусе пр. 201 (полное водоизмещение - 185 - 192 тонны, скорость полного хода - 28 узлов). Самыми массовыми его модификациями стали проекты 201М и 201Т. Всего на трёх судостроительных заводах, Зеленодольском, Керченском и Хабаровском в период с 1955 г. по 1968 г. было построено около 160 единиц проекта. Позже, с введением новой классификации, малые охотники за подводными лодками стали именоваться противолодочными катерами. Перечисленные корабли были предназначены для борьбы в прибрежных районах с дизель - электрическими подводными лодками, имеющими небольшие скорости хода. Эти обстоятельства и определяли требования к поисковым возможностям, составу оружия и тактико - техническим элементам охотников в целом. При этом оружие в основном состояло из глубинных бомб, сбрасываемых на подводную лодку с находящегося над ней охотника.
Обстановка изменилась с появлением у ВМС США, в последующем у ВМЧ Великобритании и Франции, вероятных противников СССР, атомных подводных лодок, обладающих длительно поддерживаемой подводной скорости хода в 20 и более узлов. Боевое использование перечисленных выше проектов охотников становилось неэффективным. В связи с этим началась разработка более совершенных средств борьбы с подводными лодками и в первую очередь гидролокационных станций и скорострельных многоствольных реактивных бомбомётов, способных обнаруживать и поражать подводные лодки залпами глубинных бомб впереди по курсу корабля. Эти средства борьбы были реализованы в новом проекте малого противолодочного корабля, пришедшего на смену малым охотникам за подводными лодками первого послевоенного десятилетия.
Тактико - техническое задание (ТТЗ) на проектирование малого противолодочного корабля проекта 204 было утверждено 10 апреля 1956 г. ТТЗ корабли предназначались для борьбы в прибрежных районах с подводными лодками противника, имеющими подводную скорость хода более 30 узлов. ТТЗ было выдано ЦКБ - 340 (позже Зеленодольское проектно - конструкторское бюро), ранее проектировавшее большие (проект 122бис) и малые (проекты ОД - 200бис, 199 и 201) охотники за подводными лодками. Проект разрабатывался под руководством главного конструктора Кунаховича А.В. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга Кондратенко Н.Д. Эскизный и технический проекты разрабатывались на протяжении 1956 - 1957 г.г. Технический проект был утверждён 18 марта 1958 г. Следует заметить, что годом раньше, в 1955 г., это же ЦКБ получило ТТЗ на разработку проекта противолодочного корабля проекта 159, предназначавшегося для смены больших охотников проекта 122бис и использования в более удалённых от своего побережья районах открытого моря. Разработка проекта велась под руководством того же главного конструктора, наблюдение от ВМФ осуществлял тот же человек. Технический проект сторожевого корабля был утверждён вместе с проектом малого противолодочного корабля 18 марта 1958 г. По архитектуре корпуса, расположению жилых и служебных помещений оба проекта в некоторой степени повторяют друг друга. Корабли проекта 159 строились практически на тех же заводах и в один и тот же период времени.
Архитектура, конструкция корпуса в сравнении с противолодочными катерами проекта 201 по сути особых изменений не претерпели. Конфигурация надстройки практически одинакова на обоих проектах. Вместе с тем на корме появился характерный «горб», за что и прозвали на флотах корабли проекта «горбатыми», в которых располагались газотурбокомпрессоры и их воздухозаборники. В корпусе в большом количестве для снижения водоизмещения использовались алюминиево - магниевые сплавы (АМГ). Даже для защиты личного состава от пуль и осколков ГКП и ходовая рубка были изготовлены из АМГ сплава толщиной 15 мм. Как показало время, сплав АМГ имел склонность с течением времени к сплошной расслаивающейся коррозии, что требовало большого объёма работ с использованием аргонной сварки. Полное водоизмещение корабля составило 555 тонн, главные размерения: длина наибольшая - 58,6 м., ширина - 8,13 м., осадка средняя - 2,8 м.
Для решения задач противолодочной обороны (ПЛО) на корабле устанавливались 4 однотрубных 400 мм торпедных аппарата для противолодочных торпед, две реактивных бомбомётных установки РБУ - 2500 (были установлены только на первых двух заказах), на серийных кораблях заменённая на две РБУ - 6000, с запасом бомб, системы приборов управления торпедной и бомбовой стрельбой, гидроакустической станцией кругового обзора «Геркулес - 2М» с подъёмно - опускной антенной. Следует заметить, что многоствольные бомбомёты, реактивные глубинные бомбы к ним и системы управления, объединённые в комплексы, принятые на вооружение в 1962 - 1964 г.г., по боевым качествам превосходили установки аналогичного назначения, применявшиеся на иностранных флотах. Для самообороны корабля от воздушного противника и катеров устанавливалась двух орудийная 57 мм артиллерийская установка АК - 725, размещённой в средней части корабля, с системой управления РЛС СУ МР - 103 «Барс». Артустановка АК - 725, благодаря высокой скорострельности - 200 выстрелов в минуту на ствол, являлась эффективным оружием против катеров и низколетящих целей. Расположение артустановки и антенны системы управления было конечно не удачным. Это обуславливалось тем, что в носу место было занято РБУ, а в корме воздухозаборниками газотурбокомпрессоров. В качестве радиолокационной станции обнаружения воздушных и надводных целей использовалась РЛС МР - 302 «Рубка», радиоразведки - «Бизань».
Энергетическая установка (ЭУ) корабля разрабатывалась в двух вариантах - в дизельном и дизель - газотурбинном с оригинальным использованием газовой турбины. Необходимость варьирования типом ЭУ было вызвано стремлением найти решение, при котором щумность корабля при поиске подводной лодки была бы минимальной. Исходя из этих соображений, был выбран дизель - газотурбинный вариант, хотя он был и более сложным в использовании, приводил к большему расходу топлива, а значит и к снижению дальности плавания и автономности. Кроме этого этот вариант имел и серьёзные недостатки, которые были выявлены, к сожалению, уже в период эксплуатации. Техническая сущность и конструктивное оформление принятого варианта ГЭУ заключались в следующем. В кормовой оконечности корабля на каждом борту в подводной части корпуса имелось по гидромотору, состоящему из трубы с соплами. В трубах находились гребные винты, приводимые во вращение, как и в обычных ЭУ, гребными валами, в свою очередь приводимые во вращение дизелями, расположенными в машинном отделении. На верхней палубе в надстройке полуюта размещались газотурборкомпрессоры ГТК), которые подвали воздух давлением 1,5 кг/см2 в трубы гидромоторов за гребными винтами. В результате помимо упора, создаваемого винтами, при движении газоводяной смеси через сопла создавался дополнительный упор. Установка могла работать в двух режимах: в дизельном режиме (работа только дизелей) и совместном режиме (работа дизелей и газотурбокомпрессоров) Двухступенчатая гидромоторная установка являлась принципиально новым типом движительного комплекса. Разрабатывалась она первоначально под руководством профессора кафедры физики Московского авиационного института, в последствии под руководством Ильинского Б.К. Работа ГЭУ обеспечивалась двумя дизелями М504А (в последствии М504Б) мощностью по 4 750 л.с. каждый, и двумя газотурбокомпрессорами ГТК Д - 2Б мощностью по 15 000 л.с. каждый. При работе только дизелей корабль развивал ход свыше 17 узлов, при совместной работе ГДГД и ГТК - 35 узлов. Есть свидетельство о том, что первый корпус, построенный Хабаровским ССЗ, на ходовых испытаниях в период сдачи ВМФ развил ход около 41 узла. Как уже отмечалась, выбор весьма сложной ЭУ было обусловлено тем, что от этого ожидалось существенное снижение собственного акустического поля корабля и уменьшение помех работе собственной гидроакустической станции (ГАС). К сожалению на практике это не подтвердилось. Вследствие конструктивных особенностей гидромоторной установки винты уже при ходе в 16 - 17 узлов начинали работать в условиях развитой кавитации. Трубы гидромоторов экранировали шум лишь в траверзных направлениях, в осевых же направлениях шум винтов не гасился, носил строго направленный характер, тем самым демаскировал корабль и создавал большие помехи работе собственной ГАС. Наряду с этим пропульсивный коэффициент (читай кпд), характеризующий совершенство гидродинамического комплекса винты - корпус и представляющий собой отношение буксировочной мощности к суммарной валовой мощности (мощности ГДГД), корабля с гидромоторной установкой оказался низким и составлял на максимальной скорости хода около 30 %. В то время как у быстроходных кораблей в расчётном ходовом режиме он составлял 60 - 70 %. Исходя из этого следует, что затрачиваемой мощности хватило бы на движение с большей скоростью и при обычной схеме ДЭУ. Забегая вперёд, следует отметить, что ГЭУ оказалось также чрезмерно сложной и ненадёжной в эксплуатации. Со временем эксплуатация ГТК на кораблях была запрещена. Трубы загрузки винтов, шедшие через всё машинное отделение, были разрушены коррозией, замена их была связана с большим объёмом сопутствующих работ, поэтому они были просто заглушены, а в результате скорость хода в дизельном варианте упала до 10 - 12 узлов. Уместно отметить, что тем же Зеленодольским ПКБ и примерно в тот же период с таким же вариантом гидромоторной установки в инициативном порядке был разработан вариант модернизации сторожевых кораблей проекта 159, получивший одобрение, в последующем и утверждение уже технического проекта. Так появился проект 35. На Тихоокеанском флоте кораблей этого проекта не было. Электроэнергетическая установка корабля включала два дизельгенератора (~ 380V, 50 Гц) общей мощностью 400 кВт (2х200 кВт с дизелями 7Д12).

Основные проектные тактико-технические элементы:


Водоизмещение: стандартное - 440 тонн, полное - 555 тонн


Главные размерения: длина наибольшая - 58,6 м, ширина наибольшая - 8,13 м, осадка средняя
при полном водоизмещении - 2,8 м.

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизель-газотурбинная, 2хГД М504А (Б), мощностью 4750л.с.
каждый, номинальная частота вращения ГД - 2 000 об/мин, 2 х ГТК
(газотурбокомпрессора) Д - 2Б мощностью по 15 000 л.с. каждый,
суммарная мощность ГЭУ - 39 500 л.с., винты фиксированного шага.
Электроэнергетическая система:

2хДГ (7Д12), 200 кВт каждый, суммарная мощность 400 кВт.

Скорость: полного свободного хода при совместной работе ГДГД и турбокомпрессо-

Ров - 35 узлов;
полного свободного хода при ГДГД - 17,5 узлов;
боевая экономическая - 14 узлов.


Запасы: топливо - ? тонн;
масло моторное - ? тонн;
вода питьевая - ? тонн;
вода котельная - ? тонн.


Дальность плавания: 2500 миль при скорости хода 14 узлов;
1500 миль при скорости хода 17,5 узлов.

Мореходность: ?.

Автономность: 7 суток.


Вооружение
Штурманское: Гирокомпас «?», магнитные компасы «УКПМ - М1», лаг МГЛ - ?, эхолот
НЭЛ - ?, радиопеленгатор АРП - 50Р, вычислительное устройство МВУ-2

(в период службы корабля устанавливались новые средства штурманского

Вооружения: приёмоиндикаторы типа КПФ-2,КПИ-5Ф,КПФ-6,«Галс»,«Пирс-1

Спутниковая навигационная аппаратура типа «Шхуна», АДК-3 и т.д.)


Артиллерийское: 1х2 57мм спаренные автоматизированные артиллерийские установки
АК-725 с дистанционными управлением от системы РЛС СУ МР-103 «Барс»


Противолодочное: 2 бомбомётных установки РБУ - 6000


Торпедное: 4 х 1 400 мм торпедных аппарата.


Средства связи: Коротковолновые передатчик, приёмник, станция УКВ, аппаратура ЗАС,

Всеволновый приёмник «Волна-2К», ГГС П-400 «Каштан» (в период службы

Корабля устанавливались более совершенные средства связи)


Радиотехническое: РЛС «Бизань», аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная

Аппаратура ночного видения «Хмель»;

Радиолокационное: РЛС МР - 302 «Рубка».

Гидроакустическое: ГАС «Геркулес - 2М».

Химическое вооружение:
прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
прибор радиационно-химического контроля
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 -4шт.

Экипаж: 54 человека (в том числе 5 офицеров).

Директивный срок службы кораблей проекта 204 - 20 лет;

Строительство кораблей проекта 204 было развёрнуто на трёх судостроительных заводах: Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького (г. Зеленодольск, расположенный на Волге под Казанью), Керченском судостроительном заводе (в последствии ССЗ «Залив»). Два головных корабля были залажены на Зеленодольском ССЗ 26 ноября 1958 г. и Керченском ССЗ 17 января 1959 г., спущены на воду соответственно 30 марта и 27 июля 1960 г. и сданы ВМФ 29 и 31декабря 1960 г.. Несмотря на выявленные в период проведения государственных испытаний проекта недостатки, было принято решение строить корабли проекта большой серией. Всего на трёх ССЗ с 1960 по 1968 г.г. бывло построено 63 единицы кораблей проекта 204. Из них 31 единица была построена на Зеленодольском ССЗ, 21 - на Керченском ССЗ, 11 - на Хабаровском ССЗ (17 % всей серии). Корабли, построенные на первых двух ССЗ зачислялись в состав Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Позже, уже из состава флота 3 единицы кораблей проекта в 1970 г. были переданы ВМС Румынии, также 3 единицы - в 1975 г. ВМС Болгарии.
На Хабаровском судостроительном заводе было построено 11 единиц кораблей.

Не все малые противолодочные корабли проекта 204 выслужили на флоте установленные 20 - летние сроки службы. По 20 и чуть более лет прослужили МПК - 103, - 107, - 1, - 17, - 111. Наибольший срок службы был у «МПК-111», прослуживший на флоте 22 года. Причиной досрочного «избавления» от этих кораблей, конечно, было их техническое состояние. К тому же шло полным ходом строительство новых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».

Литература:

Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб,
«Судостроение»;
- Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,
Историческое морское общество;
- «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-
1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

Подбор материала провел капитан 1 ранга запаса Янгаев М.Ш.

Дополнил капитан 2 ранга запаса Камардин А. И

АУ – артиллерийская установка;

ББК – Беломорско-Балтийский канал; БСБР – бомбосбрасыватель;

ВМС – Военно- морские силы;

ВМФ – Военно-морской флот;

ГАС – гидроакустическая станция;

ГК – главнокомандующий;

ГТУ – газотурбинная установка;

ДиСКР – дивизион сторожевых кораблей;

ДКБФ – Дважды Краснознаменный Балтийский флот;

зав.№ – заводской номер;

ЗУР – зенитная управляемая ракета;

ЗРК – зенитный ракетный комплекс;

КамФлРС – Камчатская флотилия разнородных сил;

КБФ – Краснознаменный Балтийский флот;

КПУГ – корабельная противолодочная ударная группа;

КСФ – Краснознаменный Северный флот;

КГОФ – Краснознаменный Тихоокеанский флот;

КУГ – Корабельная ударная группа;

КЧФ – Краснознаменный Черноморский флот;

КШУ – Командно-штабные учения;

КГБ – Комитет государственной безопасности;

ЛенВМБ – Ленинградская военно-морская база;

МПК – малый противолодочный корабль;

МГГЧ – морские пограничные части;

МРК – малый ракетный корабль;

МЧПВ – морские части пограничных войск;

ОБСКР – отдельная бригада сторожевых кораблей;

ОРВИ – отдел реализации военного имущества;

ОС – опытовое судно;

ПКР – противокорабельная ракета;

ГШТА – противолодочный торпедный аппарат,

ПО – пограничный округ;

ПСКР – пограничный сторожевой корабль;

ПУ – пусковая установка;

РБУ – реактивная бомбометная установка;

РГБ – реактивная глубинная бомба;

РКА – ракетный катер;

РКВП – ракетный корабль на воздушной подушке;

РЛС – радиолокационная станция;

РФ – Российская Федерация;

СахФлРС – Сахалинская флотилия разнородных сил;

СМ – судно-мишень;

СРЗ – судоремонтный завод;

ССЗ – судостроительный завод;

СС ММФ – спасательное судно Министерства морского флота;

СФ – Северный флот;

ТА – торпедный аппарат;

ТКА – торпедный катер;

ТОФ – Тихоокеанский флот;

ТТЭ – такти- ко-технические элементы;

УПАСР – управление подводных аварийно-спасательных работ;

ФПС – Федеральная пограничная служба;

ХОЗУ – хозяйственное управление;

ЧФ – Черноморский флот;

ЭУ – энергетическая установка.

Выражаем искреннюю признательность начальнику Научно-исследовательской исторической группы ВМФ капитану 1 ранга М.С.Монакову, капитану 1 ранга А.А.Комарову, а также А.М.Коногову за помощь, оказанную нашей редакции в работе по завершению рукописи справочника и ее подготовке к печати.

При подготовке схем использованы материалы следующих книг: В.П.Кузин, В.И.Никольский -Военно-морской флот СССР 1945 – 1991- (Спб, Историческое морское общество, 1996); -История отечественного судостроения», т.5 (Спб, Судостроение, 1996), а также журналов «Судостроение», «Военный парад- и альманаха «Тайфун».

В выпуске использованы фотографии из коллекций С.Бережного, С.Балакина и В.Костриченко.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые противолодочные корабли проекта 204 – 63 ед.

Первые специально спроектированные МПК Советского ВМФ. Обладали оригинальной движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Три МПК проекта 204 были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три – Румынии, из которых два были построены в 1966- 1967 гг. по проекту 204Э (РБУ-6000 замены на РБУ-2500) специально на экспорт .

МПК-45 (проект 204), 1964 г.

МПК-15 (зав. № 801). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.11.1958 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 30.3.1960, вступил в строй 29.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. Явился головным кораблем данного проекта. 5.6.1979 выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный МПК, а 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1984 расформирован.

МПК-16 (зав. № 802). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.1.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 27.7.1960, вступил в строй 31.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 21.5.1981 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1981 расформирован.

МПК-72 (зав. № 803). 12.8.1959 заложен на стапеле ССЗ N° 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.12.1960, вступил в строй 30.9.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-75 (зав. № 804). 18.10.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1961, вступил в строй 26.10.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. В период с 23.1.1984 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ и 4.10.1988 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях.

МПК-88 (зав. № 805). 22.3.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.8.1961, вступил в строй

19.11.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1971 расконсервирован и вновь введен в строй. 25.6.1985 исключен из состава ВМФ, 4.7.1985 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях и 1.10.1985 расформирован.

МПК-148 (зав. № 806). 22.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 18.1.1962 и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 28.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 26.5.1983 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей за границу .

МПК-169 (зав. № 501). 15.4.1960 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.10.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. С 27.6.1974 входил в состав КамФлРС КТОФ. 28.5.1980 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1980 расформирован и вскоре в б. Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-79 (зав. № 102). 13.2.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.8.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А.М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 7.6.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 3.9.1974 по 6.1.1975 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 31.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях