Категории трубопроводов тепловых сетей. Классификация и категории трубопроводов. Министерство нефтяной промышленности

Категории трубопроводов тепловых сетей. Классификация и категории трубопроводов. Министерство нефтяной промышленности

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 10-06-2003 80 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ... Актуально в 2018 году

2.1. Классификация трубопроводов

2.1.1. Трубопроводы с давлением до 10 МПа (100 кгс/см2) включительно в зависимости от класса опасности транспортируемого вещества (взрыво-, пожароопасность и вредность) подразделяются на группы (А, Б, В) и в зависимости от рабочих параметров среды (давления и температуры) - на пять категорий (I, II, III, IV, V).

Классификация трубопроводов приведена в таблице 1.

2.1.3. Класс опасности технологических сред определяется разработчиком проекта на основании классов опасности веществ, содержащихся в технологической среде, и их соотношений.

2.1.5. Допускается в зависимости от условий эксплуатации принимать более ответственную (чем определяемую рабочими параметрами среды) категорию трубопроводов.

Таблица 1

Классификация трубопроводов Ру <= 10 МПа (100 кгс/см2)

Группа Транспортируемые вещества Категория трубопроводов
I II III IV V
Ррасч., МПа (кгс/ см2) tрасч., град. С Ррасч., МПа (кгс/ см2) tрасч., град. С Ррасч., МПа (кгс/ см2) tрасч., град. С Ррасч., МПа (кгс/ см2) tрасч., град. С Ррасч., МПа (кгс/ см2) tрасч., град. С
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А Вещества с токсичным действием
а) чрезвычайно и высокоопасные вещества классов 1, 2 Независимо Независимо
б) умеренно опасные вещества класса 3 Свыше 2,5 (25) Свыше 300 и ниже минус 40 От минус 40 до 300
Вакуум ниже 0,08 (0,8) (абс) Независимо
Б Взрыво- и пожароопасные вещества
а) горючие газы (ГГ), в том числе сжиженные углеводородные газы (СУГ) Свыше 2,5 (25) Свыше 300 и ниже минус 40 Вакуум от 0,08 (0,8) (абс) до 2,5 (25) От минус 40 до 300
Вакуум ниже 0,08 (0,8) (абс) Независимо
б) легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) Свыше 2,5 (25) Свыше 300 и ниже минус 40 Свыше 1,6 (16) до 2,5 (25) От 120 до 300 До 1,6 (16) От минус 40 до 120
Вакуум ниже 0,08 (0,8) (абс) Независимо Вакуум выше 0,08 (0,8) (абс) От минус 40 до 300
в) горючие жидкости (ГЖ) Свыше 6,3 (63) Свыше 350 и ниже минус 40 Свыше 2,5 (25) до 6,3 (63) Свыше 250 до 350 Свыше 1,6 (16) до 2,5 (25) Свыше 120 до 250 До 1,6 (16) От минус 40 до 120
То же Вакуум ниже 0,08 (0,8) (абс) То же Вакуум до 0,08 (0,8) (абс) От минус 40 до 250
В Трудногорючие (ТГ) и негорючие вещества (НГ) Вакуум ниже 0,003 (0,03) (абс) Свыше 6,3 (63) вакуум ниже 0,08 (0,8) (абс) Свыше 350 до 450 Свыше 2,5 (25) до 6,3 (63) От 250 до 350 Свыше 1,6 (16) до 2,5 (25) Свыше 120 до 250 До 1,6 (16) От минус 40 до 120

Обозначение группы определенной транспортируемой среды включает в себя обозначение группы среды (А, Б, В) и обозначение подгруппы (а, б, в), отражающее класс опасности вещества.

Обозначение группы трубопровода в общем виде соответствует обозначению группы транспортируемой среды. Обозначение "трубопровод группы А (б)" обозначает трубопровод, по которому транспортируется среда группы А (б).

Группа трубопровода, транспортирующего среды, состоящие из различных компонентов, устанавливается по компоненту, требующему отнесения трубопровода к более ответственной группе. При этом, если при содержании в смеси опасных веществ 1, 2 и 3 классов опасности концентрация одного из наиболее опасна, группу смеси определяют по этому веществу.

В случае, если наиболее опасный по физико-химическим свойствам компонент входит в состав смеси в незначительном количестве, вопрос об отнесении трубопровода к менее ответственной группе или категории решается проектной организацией.

Класс опасности вредных веществ и показатели пожаровзрывоопасности веществ следует принимать по государственным стандартам.

Для вакуумных трубопроводов следует учитывать не условное давление, а абсолютное рабочее давление.

Трубопроводы, транспортирующие вещества с рабочей температурой, равной или превышающей температуру их самовоспламенения, или рабочей температурой ниже минус 40 град. С, а также несовместимые с водой или кислородом воздуха при нормальных условиях, следует относить к I категории.

Категории трубопроводов

Магистральные трубопроводы и их участки подразделяются на категории в зависимости от диаметра, условий прокладки (подземная или наземная), а также места расположения трассы по отношению к населённым пунктам, транспортным узлам и магистралям и другим объектам, определяющим степень опасности при сварке.

Всего категорий пять: В,I,II,III,IV для трубопроводов и его отдельных участков. Назначение категории в соответствии с таблицами 2 и 3 (СНИП 2.05.06.- 85 *), фрагменты которых приведены на рис.1; 2; 3.

Категория трубопровода в свою очередь определяет значения коэффициента условий работы трубопровода при расчете его на прочность, дефектов сварки и выполнение других технологических операций при монтаже и ремонте трубопроводов.

Магистральные газо- и нефтепроводы эксплуатируются под давлением 5,0÷10,0 МПа (50÷100 кг/см 2). Трубы и сварные стыки испытывают значительные напряжения (от укорочения и удлинения), вызываемые изменением температуры грунта, перекачиваемого продукта, а при наземной прокладке - и изменением температуры окружающего воздуха. При укладке длинных плетей газо- и нефтепроводов в траншею трубы и сварные стыки подвергаются воздействию изгибающих и растягивающих нагрузок.

Участки магистральных трубопроводов, примыкающие к компрессорным и насосным станциям испытывают значительные динамические нагрузки, вызываемые пульсацией перекачиваемого продукта.

В связи с указанными обстоятельствами к трубам и сварным соединениям магистральных трубопроводов необходимо предъявить повышенные требования и применять наиболее совершенные методы контроля.

Трубы для магистральных трубопроводов должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Металл труб должен обладать высокими механическими свойствами (прочностью, пластичностью и ударной вязкостью). Трубы магистральных газо- и нефтепроводов работают обычно при сравнительно небольших колебаниях температуры (от –10 до +50 о С) и в связи с малой коррозионной активностью перекачиваемых сред изготовляются из углеродистых и низколегированных сталей.

2. При заданном рабочем давлении трубы должны иметь минимальную толщину стенки. Количество металла, расходуемого на сооружение газо- и нефтепроводов, является одним из решающих факторов экономики трубопроводного строительства.

Снижение расхода металла достигается применением оптимальных методов расчета трубопроводов, повышением прочности стали и улучшением качества изготовления труб.

В настоящее время трубы магистральных газо- и нефтепроводов изготавливают из стали с пределом прочности до 7,0 МПа (70 кг/см 2).

3. Металл труб должен хорошо свариваться как в заводских, так и в полевых условиях.

4. Концы труб должны иметь точные размеры и правильную форму. Геометрия концов труб имеет важное значение для качества и производительности процесса сварки на трассе.

Сварные стыки должны быть равнопрочными с металлом труб, так как в сварных соединениях допустимы небольшие (допускаемые по ТУ) дефекты, для обеспечения равнопрочности металл швов должен иметь повышенные прочностные характеристики.

Среди «транспортных средств», которые нужны для перемещения определенного материала, одним из самых распространенных являются трубопроводы. Трубопровод обеспечивает недорогую и беспрерывную транспортировку газов и жидкостей. Сегодня существует немало видов трубопроводов. Конструкции различаются и классифицируются по масштабу, диаметру, давлению, а также рабочей температуре.

По масштабу различают магистральные, коммунально-сетевые, технологические, судовые (машинные) трубопроводы. Рассмотрим подробнее назначение и категории магистральных и технологических трубопроводов.

Магистральные трубопроводы. Назначение и категории.

Магистральные трубопроводы - это такое сложное техническое сооружение, которое состоит из многокилометровой трубопроводной нити, газо- или нефтеперекачивающих станций, переходов через реки или дороги. Магистральные трубопроводы транспортируют нефть и нефтепродукты, сжиженный углеводородный газ, топливный газ, пусковой газ и др.

Все магистральные трубы изготавливают только по сварной технологии. То есть, на поверхности любой магистральной трубы можно увидеть либо спиральный, либо прямой шов. В качестве материала для изготовления таких труб применяется сталь, т.к это экономичный, прочный, хорошо сваривающийся и надёжный материал. К тому же, это может быть «классическая» конструкционная сталь с номинированными механическими свойствами, углеродная сталь с низким содержанием легирующих элементов или углеродистая стать обыкновенного качества.

Классификация магистральных трубопроводов

В зависимости от рабочего давления в трубопроводе магистральные газопроводы подразделяются на два класса:

I — при рабочем давлении свыше 2,5 до 10,0 МПа (свыше 25 до100 кгс/см2) включ.;
II — при рабочем давлении свыше 1,2 до 2,5 МПа (свыше 12 до 25 кгс/см2) включ.

В зависимости от диаметра трубопровода выделяется на четыре класса, мм:

I - при условном диаметре свыше 1000 до 1200 включ.;
II - то же, свыше 500 до 1000 включ.;
III — то же.свыше 300 до 500 включ.;
IV — 300 и менее.

Также магистральные трубопроводы подразделяются на категории, требования к которым в зависимости от условий работы, объема неразрушающего контроля сварных соединений и величины испытательного давления приведены в таблице 1 и таблице 2.

ТАБЛИЦА 1

ТАБЛИЦА 2


Технологические трубопроводы. Назначение и категории.

Технологические трубопроводы - устройства для подачи топлива, воды, сырья, полуфабрикатов и различных продуктов, которые используются в производстве на промышленном предприятии. Такие трубопроводы транспортируют отработанное сырье и различные отходы.

Классификация технологических трубопроводов происходит по таким признакам как:

Месторасположение : межцеховые, внутрицеховые.

Способ прокладки: надземные, наземные, подземные.

Внутреннее давление: безнапорные (самотечные), вакуумные, низкого давления, среднего давления, высокого давления.

Температура транспортируемого вещества: криогенные, холодные, нормальные, теплые, горячие, перегретые.

Агрессивность транспортируемого вещества: неагрессивные, слабоагрессивные (малоагрессивные), среднеагрессивные, агрессивные.

Транспортируемое вещество: паропроводы, водопроводы, нефтепроводы, газопроводы, кислородопроводы, мазутопроводы, ацетиленопроводы, маслопроводы, бензопроводы, кислотопроводы, щелочепроводы, аммиакопроводы и др.

Материал: стальные, стальные с внутренним или наружным покрытием, из цветных металлов, чугунные, из неметаллических материалов.

Способ соединения: неразъемные, разъемные.

Технологические трубопроводы и соединительные детали к ним изготавливаются из полипропилена, полиэтилена (с рабочим давлением до 10 атмосфер и температурой от -30 °С до +40 °С),поливинилхлорида и полипропилена с ППУ-теплоизоляцией. Наиболее качественными являются изделия из полиэтилена, которые не подвержены коррозии и имеют впечатляющий срок эксплуатации в 50 лет, а также трубы из полипропилена с ППУ-теплоизоляцией, которые сокращают теплопотери и снижают затраты на эксплуатацию сетей.

Современная промышленность не может обойтись без такого средства транспортировки, как трубопровод. С его помощью доставляют на довольно большое расстояние жидкости, газы. Чтобы трубопровод прослужил долго, его изготавливают с учетом свойств материалов, для которых они предназначены. Поэтому сегодня существует большое количество технологических, магистральных и прочих коммуникаций для самых разных веществ.

Это сравнительно недорогой вид транспортировки. Как он функционирует, как организовывается процесс, помогут понять существующие категории трубопроводов. Есть несколько различных признаков классификации. Это позволяет применять и эксплуатировать коммуникации максимально эффективно.

Назначение трубопровода

Правильное определение категории трубопровода необходимо как в процессе производства, так и в полевых условиях. В зависимости от типа и условий транспортировки существует большая или меньшая опасность при выполнении обслуживания. По магистрали могут передаваться сыпучие, жидкие или газообразные продукты.

Спектр применения велик. Трубопроводы могут эксплуатироваться для передачи топлива (нефть, мазут, газ), химических реагентов (кислород, ацетилен, щелочь, аммиак). Также при помощи представленных коммуникаций могут транспортировать масло, воду. Эта система необходима как домохозяйкам, так и огромным промышленным предприятиям.

Вещества могут быть нагретыми или холодными. Давление при передаче может быть незначительным или очень большим. В зависимости от типа предназначения системы выбирают материалы для изготовления и соединения труб, применяется определенная маркировка.

Материал

Металлы хорошо свариваются в полевых условиях. Поэтому обслуживание такой системы выполняется просто и качественно. Толщина стенки труб и соединений должна быть минимальной, чтобы выдерживать оказываемую нагрузку. Поэтому постоянно совершенствуется.

К материалу выдвигают повышенные требования. Сегодня для изготовления труб применяется сталь, искусственные материалы. Выбор зависит от назначения системы. Сталь может быть конструкционной, легированной и углеродистой. В некоторых случаях применяются цветные металлы.

Поверхность изделий может иметь особое напыление. Но со временем все чаще применяются искусственные материалы. Это полипропиленовые трубы. Они просты в монтаже, долговечны.

Признаки классификации

Существуют различные категории и группы трубопроводов. Классифицирующих признаков существует много. Помимо разницы в материалах, трубопроводы отличаются диаметром, способностью выдерживать давление, воздействие агрессивных веществ. Существует разделение систем в соответствии с температурной нагрузкой.

Также трубопроводы различаются месторасположением, а также масштабом. Системы могут проходить на поверхности или под землей, в воде. По масштабу различают технологические, магистральные, коммунальные и машинные (судовые) трубопроводы.

При создании и обслуживании учитывают окружающие условия коммуникаций. Каждая категория или группа требует понимания ее особенностей. Это позволяет правильно оценить организацию представленных коммуникаций, а также условия их эксплуатации.

Классификация магистральных трубопроводов

Магистральные трубопроводы предназначены для транспортировки различных видов топлива на довольно длительные расстояния. Для их изготовления применяют исключительно металл, собранный сварным способом. На трубах есть либо прямой, либо спиральный шов.

По признаку подверженности давлению различают 2 категории Превышать указанный уровень категорически запрещается. I категория труб выдерживает давление 2,5-10 МПа, а II категория - 1,2-2,5 МПа.

В зависимости от диаметра существуют 4 категории магистралей. К I из них относятся трубы с размером поперечного сечения 1-1,2 м. Это самые крупные изделия. Категории II соответствуют трубы диаметром 0,5-1 м. Далее следуют самые тонкие разновидности. К III категории относят изделия 0,3-0,5 м, а к IV - менее 0,3 м. Это основные признаки классификации магистральных труб.

Технологические трубопроводы

Технологические разновидности коммуникаций применяют в условиях производства. По этой транспортной системе передают сырье, топливо для переработки, а также отводят отработанные отходы.

Практически в любой отрасли народного хозяйства не обойтись без таких систем. Категории технологических трубопроводов классифицируют, помимо диаметра и давления, по целому ряду признаков.

По месторасположению различают внутренние и межцеховые разновидности. Также очень важным фактором является устойчивость к нагреву, агрессивной среде. В процессе выполнения различных технологических циклов коммуникации подвергаются различным нагрузкам.

Классификация технологических труб

Технологические трубопроводы группируют по ряду важных признаков. По способу размещения существуют наземные, подземные и надземные виды. Но более внимательно при изготовлении и выборе элементов системы относятся к прочностным характеристикам.

Категории и группы технологических трубопроводов выделяют по признаку давления внутри системы, а также температуры транспортируемого вещества. В первом случае системы бывают безнапорные, вакуумные, а также низкого, среднего или высокого давления.

По принципу рабочей температуры бывают креагенные, холодные, нормальные или горячие трубопроводы. Также существуют изделия, рассчитанные на очень сильные нагревы транспортируемого вещества.

Особенности технологических труб

Существующая классификация трубопроводов по категориям учитывает особенности этой разновидности системы. Коммуникации промышленной транспортировки группируют в соответствии с агрессивностью внутренней среды.

Бывают трубы для неагрессивных, слабых, средних и высокоагрессивных веществ. На производстве применяют чаще всего различные неметаллические материалы для создания системы. Самым известным из них является полипропилен.

Характерной особенностью этой группы материалов считается длительный срок эксплуатации, а также простота сборки и обслуживания. Однако эффективность использования таких материалов зависит от выбора изделий в соответствии с условиями эксплуатации. Для каждого сегодня разработаны особые категории трубопроводов.

Бытовые трубопроводы

Рассматривая существующие категории трубопроводов, следует уделить внимание бытовым системам. Их основным предназначением является транспортировка жидкостей или газов по системам отопления, жизнеобеспечения. По ним также подают холодную, горячую воду, пар, газ, химические реагенты для обслуживания котельного оборудования и т. д. По таким трубопроводам могут передавать щелочи, кислоты, масло, нефтепродукты.

Показатели давления, температуры, агрессивности среды обязательно учитываются при производстве каждой категории изделий. Причем во внимание берут максимально возможные значения перечисленных показателей.

Маркировка трубопроводов

Чтобы не возникал вопрос, как определить категорию трубопровода при эксплуатации, применяется особая маркировка. Это позволяет ремонтно-обслуживающему персоналу оценить правильность того или иного воздействия на коммуникации.

Детальную информацию о системе может предоставить только сопутствующая документация производителя, ввода оборудования в эксплуатацию. Но основные правила маркировки трубопроводов успешно применяются на всех объектах. Это позволяет в общих чертах определить, к какой категории принадлежит трубопровод.

Желтым цветом окрашивают газовые магистрали. Красная разметка отведена трубам, по которым передают пар. Если же в системе находится питающая оборудование жидкость, систему окрашивают в зеленый цвет. Для также применяется своя маркировка. Это черный цвет. Даже визуально можно определить, какое вещество транспортируется системой.

Степень опасности

Рассматривая категории трубопроводов, необходимо обратить внимание на их степень опасности. Она зависит от температуры, давления и характеристик транспортируемого вещества. Также учитывается удаленность от населенных пунктов и тип расположения системы.

Согласно этим данным, существует 5 категорий степени опасности: В, I, II, III, IV (представлены в убывающей последовательности по уровню угрозы). Этот показатель учитывают в процессе эксплуатации и ремонта системы.

Обслуживающий персонал предпринимает ряд предусмотренных инструкциями действий при ремонте коммуникаций. Иначе может произойти несчастный случай или даже масштабное бедствие.

Соединения

Стыки труб подвергаются большой нагрузке как со стороны внешней, так и внутренней среды. Поэтому они считаются слабым местом любой системы. Изучая категории трубопроводов, необходимо оценить места их соединений.

В зависимости от типа, масштаба коммуникаций, выполняют те или иные виды стыков. Для магистральных разновидностей они выполняются при помощи сварки, а для технологических разновидностей допустимо делать спайку деталей.

Для бытовых трубопроводов необходимы (в зависимости от типа материала и технических характеристик) уплотнители. Их также выбирают в соответствии с условиями эксплуатации. Чтобы стыки были качественными, концы труб должны быть ровными, диаметр выдерживается при изготовлении с большой точностью.

При изготовлении деталей трубопроводов важно производить изделия достаточной прочности при минимальном расходе материала. Количество соединений сокращается максимально. Это позволяет создавать прочную, долговечную систему.

Правильно выбирая категории трубопроводов, можно создавать эффективные и практичные транспортные коммуникации. Владея информацией о группе, характеристиках магистралей, удастся качественно и безопасно производить ремонт элементов системы. Поэтому монтажные и обслуживающие организации должны учитывать категории каждого трубопровода, находящихся в области их компетенции.

В зависимости от вида и параметров среды трубопроводы в соответствии с правилами технадзора подразделяются на четыре категории трубопроводов в порядке убывающих параметров (табл.). Трубопроводы перегретого пара и горячей воды первой, второй и третьей категорий изготовляют из бесшовных высококачественных труб по особым техническим условиям. четвертой категории можно изготовлять из стандартных бесшовных и сварных труб.


Правила определяют требования к устройству, изготовлению, монтажу, эксплуатации и освидетельствованию трубопроводов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячую воду с температурой выше 115°С. Они не распространяются на трубопроводы первой категории с наружным диаметром менее 51 мм и на трубопроводы прочих категорий с наружным диаметром менее 75 мм. Для трубопроводов в пределах , трубопроводов АЭС и реакторов, для сосудов, входящих в системы трубопроводов, разработаны специальные правила технадзора и атомэнергонадзора.

При выборе арматуры и деталей трубопроводов (тройники, колена, отводы, Переходы, фланцы и др.) пользуются понятиями условного (Ру) , пробного (Рпр) и рабочего (Рр) давлений: Ру - наибольшее избыточное давление при температуре среды 20°С, при котором допустима длительная работа арматуры и деталей трубопровода, имеющих заданные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках их прочности, соответствующих температуре 20°С; Рпр - избыточное давление, при котором должно производиться гидравлическое испытание арматуры и деталей трубопровода на прочность и плотность; Рр - наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации арматуры и деталей трубопровода. Ряд Ру : 0,10 (1); 0,16 (1,6); 0,25 (2,5); 0,40 (4); 0,63 (6,3); 1,00 (10,0); 1,60 (16); 2,5 (25); 4,00 (40); 6,30 (63); 10,00 (100); 12,50 (125); 16.0 (160); 20,00 (200); 25,00 (250); 32,00 (320); 40,00 (400); 50,00 (500); 63,00 (630); 80.0 (800); 100,00 (1000); 160,00 (1600); 250,00 (2500) МПа (кгс/см2).

Предусматривается разделение металлов для трубопроводов на 12 групп , приведенных в табл. в порядке возрастающей жаропрочности. Каждая группа имеет свою градацию, температурных ступеней в соответствии с механическими свойствами при различных температурах. Для первой наиболее низкой ступени температур (для сталей 200 °С, для чугуна, бронзы и латуни 120 °С, для титановых сплавов 50 °С) рабочее давление равно условному. Рабочие давления, относящиеся к температурам, при которых имеет место ползучесть материала, приведены для ресурса 10^5 ч.

Группы материалов для трубопроводов


При обозначениях условного, пробного и рабочего давлений единицы не проставляются, например: условное давление 4 МПа (40 кгс/см2) обозначается Pу 40, пробное давление 6 МПа (60 кгс/см2) - Рпр 60, а рабочее давление 25 МПа (250 кгс/см2) при температуре 540 °С - Рр 250/540.

Температура среды должна приниматься равной температуре, при которой происходит длительная эксплуатация изделия, без учета кратковременных отклонений, допускаемых соответствующими стандартами или нормативно-технической документацией. Выбор материалов для арматуры и деталей трубопроводов производится в зависимости от назначения, параметров (температуры, давления) и условного прохода. Если отдельные элементы имеют различные температурные пределы, тогда рабочая температура всего изделия не должна превышать наиболее низкий температурный предел применения наименее жаропрочного элемента.

Основные марки стали для трубопроводов первой категории

20 - паропроводы на давление не выше 4 (40) и 4,4 (44) МПа (кгс/см2) и температуру соответственно 440 и 340 °С, на давление не выше 2,2 (22) МПа (кгс/см*) при температуре не выше 425 °С и питательные трубопроводы на давление до 24 (240) МПа (кгс/см2) и температуру соответственно до 250 °С.

15ГС - питательные трубопроводы на давление 18,5 (185), 24 (240) и 38 (380) МПа (кгс/см2) и температуру 215, 250 и 280 °С соответственно.

16ГС - паропроводы на давление 4,4 (44) МПа (кгс/см2) и температуру 340 °С при Dy 600 и 700.

17Г1С - трубопроводы на давление до 2,5 МПа (25 кгс/см2) и температуру до 350-415 °С для Dy 500 и более.

12Х1МФ - паропроводы на давление до 14 МПа (140 кгс/см2) и температуру до 560 °С.

15Х1М1Ф - паропроводы на давление 25,5 (255) МПа (кгс/см2) и температуру 545 °С; на давление 14 (140) МПа (кгс/см2) и температуру 545 и 560 °С при Dy 200 и более, а также на это же давление и температуру 515 °С при Dу 350. Эта же сталь применяется для паропроводов на давление 4 (40) МПа (кгс/см2) и температуру 545 °С при Dy 500 и более.

При предварительном подборе проходного сечения труб используется приближенное округленное значение внутреннего диаметра Dy, называемое условным проходом . Под условным проходом понимается номинальный внутренний диаметр присоединяемого трубопровода, мм. Установлен следующий ряд условных проходов : 1*; 1,2*; 1,6*; 2,0*; 3*; 4*; 5*; 6; 8*; 10; 12*; 13*; 15; 16**; 20; 25; 32; 40; 50; 63**; 65; 80; 100; 125; 150; 160**; 175*; 200; 225*; 250; 300; 350; 400; 450*; 500; 600; 700*; 800; 900*; 1000; 1200; 1400; 1600; 1800*; 2000; 2200*; 2400; 2600*; 2800*; 3000; 3200*; 3400; 3600*; 3800*; 4000. Условные проходы, отмеченные звездочкой, для арматуры общего назначения применять не следует. Условные проходы, отмеченные двумя звездочками, допускается применять только для гидравлических и пневматических устройств.

При маркировке условного прохода единицы не указываются. В России для условных проходов используется обозначение Dy .

Горячедеформиррванные бесшовные трубы общего назначения изготовляются из углеродистой и легированной стали марок Ст2сп, Ст4сп, Ст5сп, Ст6сп (по ГОСТ 380-71), 10, 20, 35, 45, 10Г2, 20Х, 40Х, ЗОХГСА, 15ХМ, 30ХМА, 12ХН2 (по ГОСТ 1050-74, ГОСТ 4543-71, ГОСТ 19282-73).

Трубы стандартизованы по наружному диаметру, - толщине стенки и длине. Принят следующий ряд наружных диаметров труб : 20*, 21,3*; 22*; 25; 26,9*; 28; 30*; 31,8*; 32; 33,7*; 35*; 38; 40*; 42; 42,4*; 44,5*; 45; 48,3*; 50; 51*; 54; 57; 60; 60,3*; 63,5; 68; 70; 73; 76; 82,5*; 83; 89; 95; 102; 104*; 108; .114; 121; 127; 133; 140; 146; 152; 159: 165*; 168; 178*; 180; 194; 203; 219; 245; 273; 299; 324*; 325; 351; 356*; 377; 402; 406*; 426; 450; 457*; (465); 480; 500; 508*; 530; (550); 560; 600; 720; 820 мм.

Толщина стенки трубы должна выбираться из ряда: 2,5; 2,6*; 2,8; 3; 3,2*; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; (6,5); 7; (7,5); 8; (8,5); 9; (9,5); 10; 11; 12; (13); 14; (15); 16; 17; 18; (19); 20; 22; (24); 25; (26); 28; 30; (34); (35); 36; (38); 40; (42); 45; (48); 50; 56; 60; 63; (65); 70; 75 мм. Размеры, взятые в скобки, применять не рекомендуется. Трубы с наружными диаметрами и толщинами стенок, отмеченными звездочкой, применяют в работах по экономическому и научнотехническому сотрудничеству с другими странами. ГОСТ 8732-78 устанавливает границы толщин стенок для труб различных наружных диаметров. Там же приводятся значения линейной плотности труб, кг/м.

Горячедеформированные бесшовные трубы общего назначения (ГОСТ 8732-78) изготовляются немерной длины в пределах от 4 до 12,5 м, мерной длины и длины, кратной мерной - в пределах немерной длины. Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные (ГОСТ 8734-75) имеют немерную длину от 1,5 до 11,5 мм.

Трубы для трубопроводов ТЭС и АЭС выпускаются заводами в соответствии с утвержденными стандартами.

Опоры и подвески трубопроводов предназначены для восприятия их веса и одновременного обеспечения свободы их температурных перемещений. В зависимости от назначения различают неподвижные и направляющие опоры, жесткие и пружинные подвески.

В настоящее время расчеты на прочность трубопроводных систем с учетом внутреннего давления, самокомпенсации температурных удлинений, весовой нагрузки и некоторых других нагружающих факторов с выбором опор и подвесок выполняются по специальным программам. Они пригодны для расчета сложноразветвленных трасс.



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив