Как продвинуться по службе. Тема: Продвижение по службе планирование карьеры. Модели трудовой карьеры

Понятие продвижения военнослужащих по службе

(теоретико-правовой анализ)

Соискатель кафедры военной администрации,

устанавливает связь между определенным порядком прохождения государственной службы и званиями (классными чинами, рангами), которые выражают специальную квалификацию, служебный стаж, заслуги и объем прав государственного служащего. Он также утверждает, что продвижение по работе происходит, как правило, с получением очередного классного чина и производится только в порядке постепенности.

отмечает, что в трудовом праве предусмотрена возможность продвижения по службе. Он утверждает, что семантическое значение понятия «продвижения» по службе идентично термину «выдвижение», в то время наиболее часто употребляемому. Под выдвижением в юридической литературе понимается перевод работника на руководящую административную, хозяйственную, партийную, советскую работу. также отмечает, что общим и наиболее характерным моментом продвижения по службе является то, что работнику предоставляется более сложная и ответственная работа, связанная с изменением ранее установленной трудовым договором функций. Таким образом, заключает он, степень сложности и ответственности работы являются основными признаками продвижения. Преимущества при продвижении (в том числе и выдвижении на руководящую должность) имеют те рабочие и служащие, которые успешно и добросовестно выполняют трудовые обязанности, а также прошли производственное обучение, имеют среднее специальное или высшее образование .

считает, что правовое понятие «продвижение по работе» следует рассматривать широко, т. е. не только как назначение на вышестоящую должность (продвижение по вертикали), но и как расширение содержания трудовой функции в пределах должности (продвижение по горизонтали). В связи с этим он выделял следующие формы продвижения руководящих работников:

Повышение в должности;

Установление более высокого оклада, но в пределах прежней должности;

Перемещение в другое подразделение и продвижение, связанное не столько с изменением в характере труда и его оплате, сколько с престижными моментами, например, увеличение числа подчиненных, сопровождающееся изменением роли руководимого подразделения в общей деятельности предприятия.

Должностные перемещения руководящих работников (продвижение по вертикали) опосредуются переводом на другую работу, который связан с изменением трудовой функции работника и допустим только с его согласия.

замечает, что «нормы трудового права не устанавливают какого-либо конкретного и единого порядка продвижения руководящих работников. В правовой литературе понятие продвижения по службе четко не определено и не предложены процедуры его осуществления».

доказывает, что продвижение по службе выражается в замещении очередной, вышестоящей должности с соответствующими изменениями в звании, оплате и т. д. Он также отмечает, что нет необходимости и возможности в продвижении каждого (или почти каждого) работника. Поэтому к формам и способам продвижения по службе целесообразно отнести не только повышение в должности, но и увеличение оплаты труда за выслугу лет , присвоение почетных званий с повышением оплаты труда и т. п. К продвижению по службе относит и совмещение должностей.

утверждает, что порядок прохождения службы складывается из назначения на должность, продвижения по службе, переводов и служебных перемещений по работе, смещения с должности (отстранения), увольнения со службы и т. д. Он отмечает, что в условиях советской государственной службы для продвижения по службе не существует никаких преград. Продвижение по службе проводится при наличии вакантных должностей и служебного соответствия кандидата на продвижение. указывает на то, для продвижения по службе кроме личных способностей необходимо твердо знать и хорошо разбираться в вопросах организации и управления, нужно хорошо знать условия и технику государственной работы на ее современном уровне, нужно иметь соответствующее образование, специальную подготовку, опыт руководящей работы.

В настоящее время исследования отечественных ученых – юристов направлены, по большей части, на продвижение по службе государственных гражданских служащих, изменение их должностного положения в связи с карьерным ростом.

называет продвижение по должностям, наряду с получением чинов и рангов и т. д., одним из элементов прохождения государственной службы, имеющей процессуальный аспект. По его мнению, классные чины, ранги или специальные звания присваиваются для отображения квалификации государственных служащих, их опыта работы и прошлой безупречной службы.

считает, что для большинства государственных служащих является характерным их движение по «должностной лестнице» в результате замещения различных должностей при прохождении службы в государственной администрации (ее структурных подразделениях, в государственных органах). Поэтому карьерой он называет индивидуальный должностной (служебный) путь государственного служащего.

под служебной карьерой в государственной гражданской службе понимает прохождение – динамику служебного статуса лица, занимающего государственную должность. Он называет основные элементы прохождения службы, образующие ее содержание, такие как поступление (прием) на государственную службу, аттестация и повышение квалификации, присвоение чинов (персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. д.), перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности, прекращение службы.

Кроме того, отмечает, что социально-правовая защищенность, как один из основных принципов государственной службы, предполагает обеспечение служебной перспективы для госслужащих, т. е. их заинтересованности в повышении знаний, накоплении опыта, проявлении инициативы, добросовестном исполнении обязанностей, в развитии чувства ответственности Служебная перспектива реализуется, в том числе, и продвижением по службе, как переводом на более высокую должность в этой же организации или в другой (карьерой). Таким образом, отделяет понятие «продвижение по службе» от понятия «карьера», рассматривая последнее как более широкое.

считает, что ключевым элементом прохождения государственной службы является продвижение по службе. По его мнению, продвижение по службе представляет собой назначение государственного служащего на другую государственную должность с более высоким денежным содержанием и иным должностным наименованием. Такое продвижение имеет место при наличии следующих условий: наличие вакантной государственной должности; наличии требуемого образования, специализации, опыта работы, знания Конституции РФ и законодательства; наличие необходимого стажа государственной службы; прохождение конкурса. Продвижением по службе, по мнению, признается также «назначение государственного служащего на другую должность с более высоким денежным содержанием без изменения должностного наименования, т. е. в рамках одной квалификационной группы должностей». Такое продвижение (повышение в квалификационном разряде, классном чине, звании, ранге) возможно при добросовестном исполнении должностных обязанностей, прохождении аттестации, выработке стажа, выслуге.

определяет продвижение по службе как неотъемлемый элемент прохождения службы. Он называет следующие основные способы продвижения по службе:

«а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации);

б) присвоение очередного квалификационного разряда (разряда, звания) в установленном порядке, с надбавкой к должностному окладу ;

в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного) при условии положительной аттестации;

г) присвоение почетных званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с надбавкой к должностному окладу;

д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не более 3 (6, 10) лет в соответствии с условиями должности».

говорит о продвижении по службе (карьере) государственного служащего как о замещении им высшей должности по сравнению с той, которую он замещает. Он отмечает, что продвижение по службе государственного служащего должно осуществляться исключительно с учетом его способностей, профессиональной подготовки, конкретных результатов его деятельности на прежней должности, и, как правило, на конкурсной основе. отмечает также, что продвижение по службе по мере подъема по служебной лестнице становится все менее вероятным, т. к. уменьшается количество более высоких должностей.

Говоря о выделении, развитии и конкуренции общекультурных, деловых и личностных качеств кадров государственного аппарата , утверждает, что продвижение по службе «осуществляется как юридически упорядоченный процесс прохождения государственной службы, при котором на каждую вышестоящую государственную должность выдвигаются лучшие люди по знаниям, опыту и человеческим дарованиям». Он называет прохождение государственной службы субинститутом государственной службы, подразумевая под прохождением именно продвижение по службе. считает, что продвижение по службе в рамках государственного аппарата призвано изыскивать, растить, развивать, продвигать, обучать, стимулировать наиболее талантливых, работоспособных и преданных Родине государственных служащих.

называет должностной рост на конкурсной основе (карьеру) характерной чертой правового положения государственного служащего. Он отмечает, что продвижение по службе возможно либо в пределах одной группы должностей, либо на должности вышестоящих групп. Для продвижения по службе в этих случаях необходимо: наличие вакансии, прохождение переподготовки (переквалификации), или повышение квалификации в соответствии с квалификационными требованиями по соответствующей должности, решение конкурсной комиссии, рекомендация аттестационной комиссии. считает, что карьера возможна также в форме перемещения на равнозначную должность (с согласия перемещаемого), если при этом оптимизируется использование труда служащего, создаются более комфортные условия для его служебной деятельности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту.

определяет продвижение по службе как систему мер, призванную удовлетворить объективную заинтересованность госорганов в конкретном претенденте на должность и обеспечить служащим при наличии правовых условий (успешного и добросовестного выполнения обязанностей, наличия вакантной должности с учетом результатов стажировки по должности, прохождения переподготовки и повышения квалификации соответственно требованиям по должности, рекомендации комиссий, состояния в резерве кадров на выдвижение, собеседование) служебное продвижение, осуществляемое следующим образом:

1) Присвоение более высокого звания (чина), влекущее перемещение на более высокую должность с переходом в иную квалификационную группу (вертикальное повышение в должности);

2) Повышение в классе:

а) с повышением в должности в рамках данной квалификационной группы (горизонтальное повышение в должности);

б) или без занятия более высокой должности, но с установлением персональной ежемесячной надбавки за классность, стажность, профессионализм.

Говоря о праве государственного служащего на продвижение по службе, определяет продвижение по службе как возможность занять вышестоящую должность в служебной иерархии, вакантную государственную должность в аппарате государственного управления либо увеличить разряд своего денежного содержания по занимаемой государственной должности в соответствии с личными способностями, знаниями, навыками, умениями на основе объективной и компетентной оценки независимым коллегиальным органом, с учетом и в зависимости от стажа госслужбы претендента.

считает, что продвижение по службе (профессиональная карьера) государственных служащих тесно связана с такими понятиями и процедурами как конкурс на замещение вакантной должности, кадровый резерв, ротация, повышение квалификации, переподготовка, стажировка, срочность пребывания в должности и в классном чине с учетом общеслужебного стажа и аттестационной оценки.

считает, что продвижение по государственной службе является стимулирующим правовым средством.

Среди ученых - специалистов по военному праву, определению продвижения по службе военнослужащих было уделено достаточно внимания.

определяет продвижение по службе как выдвижение военнослужащих на высшие должности при служебных перемещениях.

считает, что порядок прохождения военной службы, регулируемый правом, включает, помимо прочего, правила аттестования военнослужащих, назначения их на должности и продвижения по службе. Причем твердый порядок прохождения военной службы, при котором каждый офицер знает свои права и видит перспективу своего роста является важнейшим условием планомерной, систематической работы по выращиванию, выдвижению и воспитанию офицерского состава. Продвижением военнослужащих по службе он называет последовательное их выдвижение, в порядке аттестования, на вакантные должности. Последовательность в продвижении по службе означает, по его мнению, назначение на высшие должности в порядке постепенности: по выслуге минимального срока в занимаемой должности аттестованный на продвижение по службе офицер, как правило, назначается на следующую по старшинству должность, если она окажется вакантной.

также считает, что продвижение офицеров по службе теснейшим образом связано с повышением офицеров в воинских званиях.

Называя продвижение военнослужащих по службе перемещением с повышением, определяет его как назначение на более высокую должность, на должность с более высокой категорией воинского звания или большим должностным окладом. Он также считает, что назначение на должность с равной категорией воинского звания и равным должностным окладом (по сравнению с занимаемой перед назначением должностью), но на самостоятельную работу также считается перемещением с повышением по службе.

Кроме того, продвижение по службе, как полагает, один из наиболее действенных способов поощрения лиц офицерского состава, выросших на практической работе и способных исполнять должности выше, чем они занимают. Повышение в должности, считает он, кроме морального удовлетворения, увеличивает возможности роста офицера в звании, улучшает материальное положение его самого и его семьи, а после увольнения с действительной военной службы гарантирует больший размер пенсии. Поэтому продвижение по службе, по мнению, - важный стимул в жизни и деятельности офицеров, генералов и адмиралов, способствующий развитию у них заинтересованности в результатах своего воинского труда, вызывающий готовность инициативно трудиться с максимальным напряжением сил, развивающий их стремление к повышению своих военных и специальных званий, классной квалификации.

утверждает, что выдвижение молодых работников в связи с обязательным увольнением с действительной военной службы по достижении установленных предельных возрастов служит принудительным способом планомерного обновления кадров начальствующего состава.

под продвижением по службе (карьерой) военнослужащих понимает поступательное, восходящее изменение их должностного положения. Он отмечает, что продвижение по службе является одним из аспектов, характеризующих принцип стабильности кадров на военной службе. Этот принцип, закрепленный в статье 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

утверждает, что продвижение по службе офицеров, его быстрота, а также рост в воинских званиях обуславливается количеством и категориями лиц, ежегодно увольняемых из Вооруженных Сил. Например, при высвобождении одной должности со штатной категорией «полковник» или «подполковник» продвигаются по службе 3 - 4 офицера, при высвобождении должности со штатной категорией «майор» или «капитан» офицера. А количество и категории лиц, ежегодно увольняемых из Вооруженных Сил, по мнению, в свою очередь зависят от предельных возрастов состояния на военной службе и некоторых других факторов.

определяет изменение должностного положения военнослужащих и присвоение им воинских званий основными элементами прохождения военной службы по контракту. Он считает, что повышение по службе может осуществляться как путем производства в высшие чины, так и путем назначения на высшие должности.

придерживается позиции, что продвижение по военной службе имеет стимулирующий потенциал и является правовым средством стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Он считает: продвижение по службе оказывает информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и тем самым вызывает у них заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, совершенствовании воинского мастерства и т. п. «Мотивационной основой заинтересованности военнослужащего в продвижении по службе являются мотив достижения успеха и мотив власти».

При исследовании вопроса продвижения военнослужащих по службе необходимо несколько затронуть вопрос о видах военной службы. Под видом военной службы понимается ее специализация, которая обуславливается задачами и функциями государственных организаций и органов, производна от них. Из всего разнообразия приводимых в литературе классификаций видов военной службы, для целей настоящего исследования необходима квалификация на войсковую военную службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности государства военными методами и войсковую военную службу, предназначенную для обеспечения решения указанных задач.

Существенные различия в условиях прохождениях военной службы, объеме полномочий и решаемых задач, позволяют утверждать, что назначение военнослужащих на воинские должности войсковой военной службы, предназначенной для обеспечения решения задач военной безопасности государства военными методами с воинских должностей войсковой военной службы, предназначенной для непосредственного решения указанных задач, является продвижением по службе.

Изучив положения виднейших ученых по вопросу продвижения по государственной службе, можно сделать ряд принципиальных выводов:

1) продвижение военнослужащих по службе и достижение в результате его самого высокого должностного положения в военной иерархии представляет собой один из сущностных принципов института прохождения военной службы и самой военной службы. Продвижение по службе, как принцип прохождения военной службы, выступает, своего рода, несущей конструкцией, на основе которой покоится и реализуется вся система – военная служба. Без продвижения по службе нет института военной службы;

2) основным видом продвижения по службе является назначение государственных служащих на высшие должности по сравнению с теми, которые они занимали;

3) присвоение государственному служащему очередного классного чина, воинского или специального звания, дипломатического ранга является продвижением по службе;

4) повышение государственному служащему денежного содержания при повышении в должности, установление более высокого оклада, разряда, в пределах прежней должности, является продвижением по службе;

5) награждение государственных служащих государственными и ведомственными наградами и знаками, присвоение почетных званий (государственных и ведомственных), получение ученых степеней и званий является продвижением по службе;

6) к продвижению по службе относится и продвижение, связанное с престижными моментами, например, увеличение числа подчиненных, сопровождающееся изменением роли руководимого подразделения в общей деятельности предприятия. Продвижение по службе (карьера) возможно также в форме перемещения на равнозначную должность, если при этом оптимизируется использование труда служащего, создаются более комфортные условия для его служебной деятельности. В преломлении к военной службе таковым продвижением будет назначение на должности, порой даже низшие, в воинские части, организации и учреждения, расположенные в центральных районах страны, городах федерального значения, в областных городах, городах областного подчинения, а также в органы военного управления, военно-учебные и военно-научные заведения.

Таким образом, обобщая все вышеназванные позиции и на основании сделанных из них выводов, можно дать следующие определения понятий военная карьера и продвижение военнослужащих по службе.

Военная карьера – это последовательная смена воинских должностей от начала воинской службы до ее окончания посредством процедур продвижения военнослужащих по службе, в результате которых достигаются определенные, установленные нормативными правовыми актами , служебные и моральные преимущества, материальные выгоды.

Продвижение по службе - это юридически упорядоченный, проходящий на конкурсной основе и характеризующийся альтернативностью, процесс перемещения военнослужащего на высшую воинскую должность, который заключается в подготовке этого военнослужащего к назначению на другую должность, определении результатов такой подготовки, объективной оценке готовности к выполнению обязанностей по предполагаемой должности и издании административного акта о назначении на высшую должность.

Видами продвижения военнослужащих по службе также являются:

1) присвоение военнослужащим очередных воинских званий (по сроку службы в предыдущем воинском звании, досрочно за особые личные заслуги или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности)) по результатам служебной деятельности, утвержденным в аттестационном порядке;

2) повышение денежного довольствия, в том числе и тарифного разряда , выплачиваемого военнослужащим в зависимости от увеличения выслуги лет на военной службе и достижения установленных результатов в служебной деятельности, как в пределах прежней должности, так и при назначении на другую должность;

3) награждение военнослужащих государственными и ведомственными наградами и знаками, присвоение им почетных званий, получение ученых степеней и званий и увеличение в связи с этим денежного довольствия;

4) назначение военнослужащих, проходящих войсковую военную службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности государства военными методами на воинские должности (должности), предназначенные для обеспечения решения указанных задач:

На воинские должности, связанные с преподавательской и научной деятельностью ;

На воинские должности в органы военного управления, а из них - в более высокие органы военного управления;

На воинские должности в воинские части, организации и учреждения, расположенные в центральных районах страны, городах федерального значения, в областных городах, городах областного подчинения.

5) назначение на равную или даже низшую (по тарифному разряду) воинскую должность, если при этом происходит увеличение числа подчиненных, изменение роли руководимого подразделения в общей деятельности военной организации (воинской части), увеличение объема и качества решаемых задач и рядом других престижных моментов.

Библиографический список:

Государственная служба России: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009.

Право государственного служащего на продвижение по службе: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1997.

Военно-административные законы. Военная служба. Конспект лекций. - СПб., 1905.

Зайцов . Курс военной администрации. Выпуск I. - М., 1867.

, Военно-административное право (Военная администрация): Учебник. - М.: За права военнослужащих, 2008.

Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дисс. … докт. юрид. наук. - М., 2003.

Продвижение по службе (карьера) как основной элемент и стимул прохождения военной службы // Российский военно-правовой сборник № 5. М., 2006. С. 42.

Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. - СПб., 1894.

М . Конституционные основы законодательства о государственной службе // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1983. - № 4.

Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999.

Комплектование и устройство вооруженной силы. Часть I. - СПб., 1900.

Продвижение по службе: Административно-правовое исследование: Дисс. … канд. юрид. наук. - Саратов, 1993.

Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник. / Под общ. ред. . - М.: РАГС, 2007.

См.: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. ; от 01.01.01 г. ; от 01.01.01 г. .

См.: ст. 10 Федерального закона от 01.01.01 г. «О статусе военнослужащих».

См.: Административное право: учебник / , . - М.: Норма, 2007. - С.

Административное право России: учебник / , ; отв. ред. . - М.: Проспект, 2008. - С. 216.

Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дисс. … докт. юрид. наук. - М., 2003. - С. 226; , Военно-административное право (Военная администрация): Учебник. - М.: За права военнослужащих, 2008. - С. 230.

См.: Указ соч. - С. 135.

См.: Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. - С. 123.

См.: Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - СПб.: Юридический центр пресс, 2003. - С. 248.

См.: и Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2001. - С. 608.

См.: Словарь современного русского литературного языка. Т. 11. - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. - С. 1028.

См.: Словарь современного русского литературного языка. Т. 11. - С. 1029.

См.: и Толковый словарь русского языка. - С. 529.

См.: Там же. - С. 111.

См.: Словарь иностранных слов. - М.: Сирин, 1996. - С. 219.

См.: и Ю . Указ. соч. - С. 268.

Словарь современного русского литературного языка. Т. 5. - М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. - С. 847.

См.: Большой энциклопедический словарь: [А - Я] / Гл. ред. . - М. СПб.: Большая рос. энцикл.: Норинт, 1997. - С. 505.

Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология / , и др. - М.: Цитадель, 1999. - С. 124.

Военно-административные законы. Военная служба. Конспект лекций. - СПб., 1905. - С.

См.: Комплектование и устройство вооруженной силы. Часть I. - СПб., 1900. - С. 184.

Там же. - С.

См.: Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. - СПб., 1894. - С. 99 – 100.

См.: Зайцов . Курс военной администрации. Выпуск I. - М., 1867. - С. 212.

Зайцов . Указ. соч. - С. 226 – 227.

Советская государственная служба // Вопросы советского административного права. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - С.

См.: А . Организационно-правовые вопросы продвижения по службе на должности руководителей // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1983. - № 4. - С. 25.

См.: Там же.

А . Указ. соч. - С. 25.

См.: М . Конституционные основы законодательства о государственной службе // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1983. - № 4. - С. 16.

См.: Основные вопросы советской государственной службы: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1954. - С. 202.

См.: Там же. - С. 203.

См.: Государственная служба. - М.: Академический правовой университет при Институте государства и права РАН, 1993. - С. 7.

См.: Там же. - С. 11.

См.: Служебное право. Учебник. - М.: Бек, 1996. - С. 389.

См.: Указ. соч. - С. 390.

См.: Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - С. 117.

См.: Государственная служба России: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009. - С. 22.

См.: Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. - С. 351.

Указ. соч. - С. 352.

См.: , Российское административное право: Учебник. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2003. - С. 126.

Там же. - С. 127.

См.: Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2003. - С. 80.

Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. - М.: РАГС, 2002. - С. 230.

См.: Там же. - С.

См.: Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник. / Под общ. ред. . - М.: РАГС, 2007. - С. 159.

См.: Продвижение по службе: Административно-правовое исследование: Дисс. … канд. юрид. наук. - Саратов, 1993. - С. 33.

См.: Право государственного служащего на продвижение по службе: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1997. - С.

См.: Правовой статус государственных служащих: структура и содержание. Монография. - М.: ИПКгосслужбы, 2003. - С. 85.

См.: Теория правового стимулирования: Дисс. … докт. юрид. наук. - Ростов - н/Д, 2003. - С. 173 – 193.

См.: , Военная администрация. Учебник. / Под ред. . - М., 1990. - С. 233.

См.: Правовые основы Советской военной службы: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1955. - С. 193.

См.: Там же. - С. 203.

См.: Там же. - С. 303.

См.: Указ. соч. - С. 245.

См.: Правовое регулирование прохождения действительной военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1972. - С. 202.

См.: Там же. - С. 203.

См.: Правовое регулирование прохождения действительной военной службы офицерским составом. - С. 263.

См.: Продвижение по службе (карьера) как основной элемент и стимул прохождения военной службы // Российский военно-правовой сборник № 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. - М.: За права военнослужащих, 2006. - С. 42.

См.: Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2000. - С.

См.: Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (монография). [Электронный ресурс]: Военное право. Выпуск 6. М.: За права военнослужащих, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

См.: Стимулирование исполнения обязанностей военной службы: практические рекомендации для командиров и начальников. - М.: За права военнослужащих, 2008. - С. 70 – 74.

Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 8. - С. 61 – 62.

Военная служба в Российской Федерации. - С. 93.

Данную классификацию военной службы приводит. См.: Военная служба в Российской Федерации. - С. 103.

ПРОДВИНУТЬСЯ, продвинусь, продвинешься, совер. (к продвигаться). 1. Двинуться, податься, пройти вперед. Стол может продвинуться еще на четверть метра. Наши цепи продвинулись на значительное расстояние. || Пройти между чем нибудь, через что нибудь … Толковый словарь Ушакова

ПРОДВИНУТЬСЯ - ПРОДВИНУТЬСЯ, нусь, нешься; совер. 1. Двигаясь, пройти вперёд или между чем н. П. в толпе. Стол не продвинется в дверь. П. к выходу. 2. Двигаясь, переместиться на какое н. расстояние. Полк продвинулся на десятки километров. 3. перен. Выдвинуться … Толковый словарь Ожегова

продвинуться - нусь, нешься; св. 1. Двинуться, пройти, проехать и т.п. вперёд, в направлении к чему л. П. в дамки. П. бегом, шагом, ползком. П. к выходу. П. вперёд, назад, вправо, влево. Не стойте на площадке, продвиньтесь в вагон! Стол может п. ещё на четверть … Энциклопедический словарь

продвинуться - нусь, нешься; св. см. тж. продвигаться, продвижение 1) а) Двинуться, пройти, проехать и т.п. вперёд, в направлении к чему л. Продви/нуться в дамки. Продви/нуться бегом, шагом, ползком … Словарь многих выражений

продви́нуться - нусь, нешься; сов. (несов. продвигаться). 1. Двинуться, пройти, проехать и т. п. вперед, в направлении к чему л. Один из присутствующих вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку. Л. Толстой, Война и мир. Противник за четверо… … Малый академический словарь

продвигаться - глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я продвигаюсь, ты продвигаешься, он/она/оно продвигается, мы продвигаемся, вы продвигаетесь, они продвигаются, продвигайся, продвигайтесь, продвигался, продвигалась, продвигалось, продвигались,… … Толковый словарь Дмитриева

Хейвлок, Генри - Генри Хейвлок англ. Henry Havelock … Википедия

ГОРЕ ОТ УМА - Комедия в стихах А.С. Грибоедова. Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., напечатана в 1862 г., уже после смерти автора. Действие комедии происходит в Москве* в 20 е гг. ХIХ в. в доме Фамусова богатого дворянина*, находящегося на… … Лингвострановедческий словарь

карьери́зм - а, м. Погоня за карьерой (в 1 знач.), личным успехом, стремление продвинуться по службе, не считаясь с интересами общественного дела. Служебный карьеризм, стремление выслужиться и деловое верхоглядство были ему всегда до крайности неприятны. Кони … Малый академический словарь

Ямато-Моногатари - (Повесть о Ямато) один из наиболее значительных литературных памятников эпохи Хэйан. Время его создания неизвестно, хотя чаще других называют 951 г. Существует большое число гипотез и относительно авторства Ямато моногатари. Но ни одна из них… … Вся Япония

ЗАТЕРЕТЬ - ЗАТЕРЕТЬ, тру, трёшь; тёр, тёрла; тёрший; тёртый; терев и тёрши; совер. 1. что. Трением или замазыванием уничтожить, сделать незаметным. З. пятно на стене. 2. что. Приготовить, растирая, разминая (прост.). З. болтушку. 3. кого (что). Сдавить,… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Госслужба на 100%. Как все устроено , Архангельский Глеб Алексеевич, Стрелкова Ольга Сергеевна. О книге Первая в России популярная книга о государственной службе. Госслужащий в России - одна из самых востребованных профессий. Конкурс в Российскую академию народного хозяйства и… Купить за 844 руб
  • Служебный роман , Эмиль Брагинский. В министерстве статистики работают молодая начальница Людмила Прокофьевна, которую за глаза все называют «Мымрой» и ее скромный подчиненный Анатолий Ефремович Новосельцев. Для того, чтобы…

Выходите за рамки своих должностных обязанностей. Не стоит ожидать, что вы получите повышение просто за то, что каждый день появляетесь на службе. Сейчас существует большая конкуренция за рабочие места, поэтому вам нужно сосредоточиться на том, чтобы выполнять свои обязанности как можно лучше, а потом искать любые возможности, чтобы выделиться. Чтобы убедиться, что вы превосходите ожидания, узнайте, что требуется для желаемой вами должности. Также может быть полезно провести открытый разговор с начальником о своей работе.

  • Имейте в виду, что вы не получите повышение просто потому, что отвечаете ожиданиям на текущей позиции. Вам нужно будет показать, что вы регулярно выходите за их пределы.
  • Помогайте своему начальнику с его работой, если можете. Спросите, можете ли вы сделать что-то, что облегчит нагрузку начальника, и подумайте о дополнительных задачах, которые вы можете взять на себя, чтобы помочь отделу в целом. Также можно выступить с инициативой заняться некоторыми задачами и проектами на постоянной основе. Это покажет, что вы предприимчивы.

    • Не старайтесь делать работу вместо своего начальника. Он может подумать, что вы пытаетесь подорвать его положение, и это навредит вашим шансам получить повышение в дальнейшем.
    • Не просите задания у начальника постоянно - вряд ли он будет доволен, если ему придется работать больше, создавая для вас дополнительные проекты.
  • Поступите в университет на заочное обучение. Получение дополнительного образования покажет вашему начальству, что вы настроены развиваться. Выберите курс, который имеет отношение к вашей работе, а также к должности, которую вы надеетесь в итоге получить.

    • Если у вас уже есть высшее образование, можно поступить на магистратуру (заочно), если вы считаете, что степень магистра поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.
    • Кроме того, поищите образовательные программы в интернете. Вы даже можете получить онлайн-сертификат или диплом об окончании краткосрочного курса повышения квалификации, что поможет вам продвигать свою карьеру. Вот несколько хороших вариантов для онлайн-обучения: Udemy, Coursera, Lektorium, 4brain.
  • Добровольно берите проекты. Покажите своему начальству, что вы готовы взять на себя дополнительную работу, вызвавшись на различные проекты в своем отделе. Проекты требуют командной работы, поэтому это отличный способ продемонстрировать, что вы хорошо работаете в команде.

    • Знайте свои пределы. Не перенапрягайтесь, иначе качество вашей работы пострадает.
  • Приходите вовремя и задерживайтесь при необходимости. Если вы всегда уходите с работы пораньше по пятницам или регулярно опаздываете на 5 минут, ваш руководитель обязательно узнает об этом. Лучше старайтесь каждый день приходить на работу чуть раньше, чтобы не опаздывать, и будьте готовы задержаться, если вам нужно закончить важный проект.

    • Имейте в виду, что ранний приход и задержки в конце дня не будут иметь значения, если за это время вы не будете выполнять качественную работу.
  • Спросите мнение у начальника и расскажите ему о своих целях. Если ваш руководитель знает, что вы заинтересованы продвигаться по карьерной лестнице внутри компании, он может дать вам рекомендации о том, как выполнять работу эффективнее. Спросите, в каких областях вам стоит усовершенствоваться, и ищите возможности показать, что вы делаете прогресс.

    • Не хвастайтесь слишком много, но и не забывайте упоминать о своих успехах перед начальником, чтобы он знал, что вы хорошо выполняете работу.
    • Вы также можете попросить руководителя найти вам наставника. Это может быть человек на должности, которую вы надеетесь получить в один прекрасный день, или сотрудник с большим опытом работы, который поможет вам двигаться в направлении ваших целей.
  • Определите пробелы на рынке, где ваша компания может расти. Читайте профессиональные издания, чтобы быть в курсе того, как развивается ваша отрасль. Следите за своими конкурентами и будьте первым, кто сообщит начальнику и коллегам о любых новых разработках, таких как новый продукт или кампания. Если вы видите потенциальную потребность на рынке, которую может удовлетворить ваша компания, доведите это до сведения своего руководства.

    • Если вы придумали идею, которая поможет вашей компании расти, обязательно упомяните это, когда будете просить повышение.
  • Многим из нас знакома ситуация, когда работа начинает тяготить. Один и тот же ежедневный круг обязанностей уже надоел, и, несмотря на то, что вы любите свою работу, замечаете, что с нетерпением ждете окончания каждого дня и испытываете чувство неудовлетворенности. Возможно, ситуацию улучшит новая ступень в служебной лестнице.

    В системе корпоративных отношений Америки существует правило – после трех лет работы на одной должности начальство рассматривает возможность повышения и должности и заработной платы. Мы до этого еще не дошли, и никто, за редким исключением, не сообщит в один прекрасный день, что вы – превосходный работник, и с сегодняшнего дня займете такое-то, более перспективное место. Из личного опыта я знаю, что добиваться повышения по службе нужно самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда вы сделали что-то выдающееся, и это сразу стало всем очевидно.

    Прежде, чем попытаться изменить свою жизнь на работе, нужно для самой себя определить, ради чего вы этого собираетесь добиваться. Более высокий уровень заработной платы не может быть единственным критерием. Ведь новая должность потребует новых усилий. Если для себя вы решили, что от нового круга обязанностей получите моральное удовлетворение, что готовы задерживаться вечерами, вносить новые идеи, ну и, конечно, получать за свой труд адекватное вознаграждение – можно смело начать подготовку к разговору об этом с начальством.

    Трезво оцените, справитесь ли вы. Если в будущей работе потребуется руководить людьми, а до этого вы просто выполняли определенные обязанности и отвечали только за себя, нужно очень серьезно продумать свои действия. Ситуация, в которой женщина добивалась карьерного роста собственными усилиями, а потом не справилась, неприятна, прежде всего, ей самой.

    Нужно различать страх, легкую неуверенность в своих силах и объективное отсутствие способностей для той или иной должности. С неуверенностью можно справиться, убедить себя в том, что знаний, опыта и желания хватит. Если же переоценить свои возможности – выход будет найти сложно.

    Если вы все же решили «продвигать» свою кандидатуру вверх, определитесь, с кем будете об этом разговаривать. Если вы работаете в небольшом отделе или секторе, и понимаете, что в ближайшем будущем не планируется расширение, нет смысла разговаривать с непосредственным начальником. Ведь он не предложит вам добровольно занять его место.

    Нужно подготовить встречу либо непосредственно с руководителем фирмы, либо с человеком, который занимается кадровыми вопросами. На встречу нужно записаться, сообщить секретарю, сколько она займет времени, чтобы не получилось так, будто вы «вбежали» на минутку.

    Мне кажется, что все большие начальники лучше понимают картинки и схемы, чем обычную человеческую речь. Наглядное представление своих мыслей более эффективно. Можно полчаса рассказывать человеку, как хорошо вы справитесь с той или иной работой, сколько новых идей можете предложить, а он может просто не воспринять эту информацию. Поэтому лучше все свои мысли изложить в виде наглядных схем, графиков, или сделать презентацию своих идей.

    Даже, если разговор не закончится положительным результатом на этот раз, ваш босс обязательно вспомнит потом о нем, увидев «следы» на своем столе. Главное, что нужно попытаться сделать – это убедить руководителя, что назначение вас на эту должность принесет прибыль или экономию, т. е. напрямую затронет финансовые вопросы. Это всегда интересует босса в первую очередь.

    Уже по первой реакции большого начальника можно будет судить, как он относится к вашей идее. Если вы не получили прямого ответа в день разговора, обязательно поинтересуйтесь, когда будет результат. Нельзя оставлять беседу в состоянии «ни да, ни нет», в этом случае может сложиться впечатление, что вы сами слабо заинтересованы в получении новой должности.

    Помните о том, что добиваться более достойного применения своим способностям и получать за это соответствующую оплату не стыдно, а современно и разумно. Если вы сами проникнитесь этой мыслью, то сумеете донести ее и до начальства.
    Успехов!

    • Государственная служба в системе власти и государственного управления
      • Концепция дихотомии государственной власти
      • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
      • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
    • Теоретико-методологические основы государственной службы
      • Общенаучные подходы к теории государственной службы
        • Структура теории и методологии государственной службы
      • Понятие «государственная служба»
      • Характер государственной службы
        • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
    • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
      • Государственная служба как социальный институт
      • Государственная служба как правовой институт
      • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
        • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
    • Система государственной службы Российской Федерации
      • Сущность и структура системы государственной службы современной России
      • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
    • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
      • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
      • Структура и особенности федеральной государственной службы
      • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
        • Государственная служба федеральной исполнительной власти
        • Государственная служба судебной ветви власти
    • Государственная служба субъектов Российской Федерации
      • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
      • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
      • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
        • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
        • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
    • Государственный служащий: понятие, классификация
      • Государственный служащий: понятие, признаки
      • Классификация государственных служащих Российской Федерации
    • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Должности государственной службы: понятие
        • Признаки государственной должности
      • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
        • Квалификационные требования к должностям
      • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
    • Прохождение государственной гражданской службы
      • Теоретические основы прохождения государственной службы
      • Основные типы процесса прохождения государственной службы
      • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
        • Организация прохождения государственной службы
    • Социальный и правовой статус государственного служащего России
      • Статус государственного служащего: понятие и классификация
      • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
      • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
        • Основные обязанности гражданского служащего
        • Ограничения, связанные с гражданской службой
        • Запреты, связанные с гражданской службой
    • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
      • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
      • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
    • Управление государственной службой
      • Концептуальные основы управления государственной службой
        • Субъекты и объекты управления
      • Система управления государственной службой Российской Федерации
        • Федеральный уровень управления
        • Уровень управления субъектов РФ
      • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
    • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
      • Теоретические основы реформирования государственной службы
      • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
      • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
      • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
      • Теоретические основы государственной кадровой политики
      • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
      • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
    • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
      • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
      • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
        • Объекты государственной кадровой политики
    • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
      • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
      • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
        • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
        • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
        • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
    • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
      • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
      • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
      • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
    • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
      • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
      • Кадровая служба государственного органа
    • Формирование кадрового состава гражданской службы
      • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
      • Теоретические и организационные основы отбора персонала
      • Способы замещения государственных должностей
    • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
      • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
        • Методика оценки персонала государственной службы
      • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
      • Аттестация на гражданской службе
        • Квалификационный экзамен гражданских служащих
    • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
      • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
      • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
      • Особенности формирования резерва управленческих кадров
        • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
    • Управление служебно-деловой карьерой
      • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
        • Продвижение по службе
      • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
        • Кадровые технологии
      • Факторы служебного роста
    • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
      • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
      • Организация дополнительного профессионального образования
      • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
    • Коррупция в органах государственной власти
      • Сущность коррупции как социального явления
        • Аспекты коррупции
      • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
        • Формы проявления коррупции
      • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
      • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
    • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
      • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
      • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
      • Принцип служения государству и обществу
      • Нравственные проблемы государственных служащих
    • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
      • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
        • Государственная гражданская служба в Великобритании
        • Государственная гражданская служба во Франции
        • Государственная гражданская служба в ФРГ
      • Управление государственной службой в зарубежных странах
      • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
        • Кадровая политика на государственной службе во Франции
        • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
        • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
      • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
    • Опыт государственной службы и кадровой политики России
      • Государственная служба в царской России
      • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
      • Государственная служба в партийно-советский период

    Продвижение по службе

    Важнейшим показателем развития карьеры на государственной гражданской службе является продвижение чиновника по службе. Продвижение, т.е. движение служащего вперед по службе, выступает сущностной составляющей карьеры.

    Продвижение по службе, или должностной рост, в современной России имеет правовой характер. Правовая категория «должностной рост гражданских служащих» зафиксирована в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

    В современной практике государственной службы сочетаются два вида продвижения по службе (мобильности): вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное называют ротацией кадров.

    Продвижение по службе представляет собой:

    • назначение служащего на вышестоящую должность государственной службы с иным должностным наименованием, более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (вертикальная мобильность). В данном случае повышается должностной и социальный статус служащего;
    • назначение служащего на другую должность государственной службы в рамках одной классификационной группы и категорий должностей без изменения должностного наименования, но с более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (горизонтальная мобильность). Служащий фактически не меняет своего должностного и социального статуса;
    • присвоение служащему более высокого классного чина, воинского или специально звания, дипломатического ранга.

    Существует несколько систем продвижения по государственной службе - наиболее распространенных способов должностных передвижений, которые применяются в различных органах и ведомствах. Среди них выделяют продвижение:

    • по результату (компетентность кандидатов определяется как выполнение работа, позволяющей получить нужный результат);
    • по заслугам или усердию (компетентность кандидатов определяется как его вклад в решение задач организации за счет личного усердия);
    • на основе предпочтительности (компетентность определяется как способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальника от которого зависит продвижение по службе);
    • по старшинству (компетентность определяется по стажу и опыту работы, как способность кандидата дослужить до нужного срока, дождаться своего дня для выдвижения).

    От выбора той или иной системы, которая применяется при отдании предпочтений кому-нибудь из кандидатов на выдвижение, во многом зависит успех органа, организации, предприятия, фирмы.

    Продвижение по службе гражданского служащего иногда квалифицируют как его право на должностной рост. Действительно, это субъективное право чиновника, закрепленное в его основных правах в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ (ст. 14. п. 10).

    Но этот рост не автоматический, а на конкурсной основе, как установлено законодательно. Служебный рост закрепляется административным правовым актом представителя нанимателя, который перемешает, передвигает и продвигает человека по службе. К тому же федеральное законодательство не предоставляет гражданскому служащему государственной гарантии на должностной рост и продвижение по службе 1 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. Ст. 52. .

    Поэтому у гражданского служащего нет права требовать у руководителя продвижения по службе, даже если в наличии есть вакантная должность. У него есть только право подать заявление на конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы. Значит, нет юридических оснований трактовать право гражданского служащего на должностной рост как его обязательное личное право.

    Благоприятными условиями продвижения по государственной службе являются.

    • наличие вакантной должности государственной службы;
    • соответствие претендента на должность квалификационным требованиям по уровню образования, стажа работы, знаний и навыков;
    • включение в кадровый резерв и прохождение соответствующей подготовки;
    • успешное прохождение конкурса на замещение вакантной должности;
    • положительные результаты предыдущей службы.

    Существуют ограничения на продвижение чиновника по службе, хотя прямых запретов в законодательстве не установлено. Но из отдельных правовых положений следует, что при определенных обстоятельствах государственный служащий не имеет права на должностной и служебный рост.

    Это происходит в случаях:

    • наложенного дисциплинарного взыскания;
    • проведения служебного расследования, проверки, возбуждения уголовного дела;
    • несоответствия предъявляемым квалификационным требованиям;
    • невключения в кадровый резерв на конкурсной основе;
    • по истечении предельного возраста нахождения на государственной службе.

    Для государственного гражданского служащего объективные возможности продвижения по службе могут ухудшаться из-за отсутствия вакантной должности, сокращения штатов, ликвидации или реорганизации государственного органа, неблагоприятного стечения обстоятельств (возраста, состояния здоровья, отношения с руководством, отношений в коллективе и т.п.).

    При организации прохождения государственной службы руководителю и кадровым службам важно учитывать, что реальные возможности должностного роста гражданских служащих сужаются по мере продвижения от младшей группы должностей к высшей. Так, по статистике в последних двух группах должностей гражданской службы РФ (младшей и старшей) число должностей в пять раз больше, чем в ведущей группе должностей, не говоря о высшей. Отсюда можно сделать вывод о том, что при широкой базе отбора число должностей, а следовательно, и вакансий, пригодных для должностного роста служащих, резко сужается по мере подъема по иерархической лестнице государственной службы. Сужаются и возможности приобретения государственными служащими более высокого социально-правового статуса. В связи с этим повышается значение перемещений служащих по горизонтали.

    Формой продвижения государственного служащего по службе был и остается такой способ замещения должности, как назначение на должность. Данная процедура к сожалению, часто сводится к единоличным волевым решением руководителя. Это нередко приводит к таким неправомерным действиям, как назначения по признакам личной преданности, полезности, нужности, семейных, земляческих, дружеских и иных связей. Это подтверждается и данными социологических опросов. Должностное продвижение государственных служащих, по их собственным оценкам, зависит в первую очередь от рекомендации покровителя (47%), единоличного решения руководителя (28%), выслуги лет и стажа службы (16%), результатов конкурса (12%), результатов аттестации (11%), выдвижения из состава кадрового резерва (9%). Получается, что служебный рост в первую очередь зависит от вышестоящего руководителя и покровителей, а затем лишь от самого служащего 2 Социологические исследования в системе государственной службы. 1992-2002. С. 261. .

    Сейчас нормативно введены правовые формы назначений государственных гражданских служащих, связанные с преодолением единовластия: назначение по результатам конкурса, по итогам аттестации, как правило, из состава кадрового резерва. В дополнение к этому применяются назначения на должность по согласованию с другими органами и ветвями власти, по рекомендациям политических партий, профсоюзов.

    На служебное продвижение серьезно влияет такое явление, как кадровая конкуренция - действия государственных служащих по достижению более высокого должностного и профессионального положения путем отстранения или опережения конкурентов, стремящихся к достижению тех же целей, борьба между государственными служащими за овладение определенными ценностями государственной службы.

    Гражданские служащие проходят государственную службу в условиях жесткой конкуренции как одного из объективных социальных факторов. В процессе достижения более высокой должностной и социальной позиции интересы нескольких служащих могут сталкиваться. При отсутствии конкуренции шансы служащего максимальны; если конкуренция слишком велика, шансы занять желаемую позицию минимальны.

    В условиях должностной, а не карьерной системы прохождения государственной службы и при отсутствии конкурсного отбора на должности роль кадровой конкуренции снижается. В связи с введением обязательного конкурсного отбора на должности гражданской службы и аттестаций роль кадровой конкуренции будет возрастать.

    В числе условий, при которых служащий может рассчитывать на продвижение по государственной службе, чаще всего руководители учитывают: успешное и добросовестное выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, число вакантных должностей, результаты прохождения профпереподготовки и повышения квалификации, рекомендации аттестационной комиссии, итоги индивидуального собеседования, тестирования, а также другие факторы, в том числе неправового характера (личные, моральные, финансово-материальные и др.).

    Сейчас возрастает роль аттестации в процессе продвижения по государственной службе. Респонденты из числа государственных служащих ставят аттестацию на второе место после личных собеседований среди методов, которые необходимо использовать при оценке кадров на выдвижение. По результатам аттестации комиссия может предложить передвижение в должности; присвоение классного чина, увеличение надбавки за особые условия труда; включение служащего в кадровый резерв; направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.



    Похожие публикации

    Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
    Главный инженер: обязанности
    Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
    Снегурочка (русская народная сказка)
    Анализ существующей системы управления материальными потоками
    Образец резюме ветеринара
    Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
    В каких случаях нельзя уволить сотрудника
    Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
    Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях