Цицерон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Марк Туллий Цицерон – политик, оратор, мудрец

Цицерон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Марк Туллий Цицерон – политик, оратор, мудрец

GDA/G. Dagli Orti
Цицерон Марк Туллий.

Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.), римский оратор и философ.

Цицерон (Cicero), Марк Туллий (106-43 до н. э.) - римский государственный деятель, оратор, теоретик риторики и философ. Учился у греческих эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дружил, Антиоха, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. В 44 г. до н. э., после убийства Цезаря, был фактически главой Рима, но в 43 г. до н. э. цезарианцы взяли верх и убили Ц. Противник эпикурейского атомизма, Ц. был сторонником стоического учения о целесообразности и провидении. Бессмертие души для него совершенно несомненно. Большое внимание Ц. уделял проблемам этики. Наперекор стоикам и скептикам Ц. отстаивал идею непосредственной достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Поскольку аффекты души представляются Ц. слишком хаотическим и сумбурным явлением, он считает, что лучше избавляться от них.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 507-508.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т . Древнеримский оратор (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Грицанов А.А. Римский политик (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Гаспаров М.Л. Из сословия всадников (Большая советская энциклопедия ).

Баландин Р.К. Нет ничего превосходнее разума (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012 ).

Сокольская М.М. Сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV ).

Жизнь и творчество (Энциклопедия "Мир вокруг нас" ).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Рим в I в до н.э. (хронологическая таблица).

Исторические лица Рима (все римляне) и только императоры (биографический указатель).

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Сочинения:

Cicero in 28 vol. Cambr., 1981-89 (Loeb Classical Library); почти все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях «Les belles lettres». Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 («О государстве», «О законах»); О старости, О дружбе, Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993;

Сочинения в русском переводе:

Избр. соч., М., 1975; Речи, пер, В. Горенштейна, т. 1 - 2, М., 1962; Полн. собр. речей, пер. под ред. Ф. Зелинского, т. 1, СПБ, 1901; Диалоги. О государстве. О законах, М., 1966; О старости. О дружбе. Об обязанностях, пер. В. Горенштейна, М., 1975; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, т. 1 - 3, М.-Л., 1949-1951; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972. Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Философские трактаты. М, 1995 («О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения «О высшем благе и крайнем зле». Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 («Тускуланские беседы» и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000.

Литература:

Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Z i е 1 i n s k i T h., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz.-В, 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wspdfczesni, , 1959; M a f f i i M., Ciceron et son drame politique, P., 1961; S m i t h R. E., Cicero the statesman, Camb., 1966.

Плутарх. Цицерон. – В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Цицерон. Диалоги. М., 1966 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986 Грималь П. Цицерон. М., 1991 Цицерон. Речи, тт. 1–2. М., 1993 Цицерон. Письма, тт. 1–3. М., 1993 Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994

Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М„ 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104-1191; Hirzel R. Untersuchungen zu philoso- phischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., SteitmetzP. (ed.). Cicero"s Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; Powell J. G. F. (ed.). Cicero the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.

- (106 43 гг. до н.э.) государственный деятель, оратор, писатель Я (…) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне. Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над… … Сводная энциклопедия афоризмов

Цицерон, Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) - (106—43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии), образцом которого он считал …

Цицерон Марк Туллий

Цицерон, Марк Туллий - Марк Туллий Цицерон Marcus Tullius Cicero Бюст Цицерона консул 63 до н. э … Википедия

Марк Туллий - (лат. Marcus Tullius): Марк Туллий Декула древнеримский политик, консул 81 до н. э. Марк Туллий Цицерон (3 января 106 до н. э., Арпинум 7 декабря 43 до н. э., Формия) древнеримский политик и философ, блестящий оратор … Википедия

Цицерон, Марк Туллий - (лат. Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 7.XII.43 до н.э.) знаменитый римский оратор, политический деятель, писатель, идеолог Рим. рабовлад. республики. Ц. происходил из всаднического сословия, вместе с родителями переселился из лат. городка… … Античный мир. Словарь-справочник.

Цицерон Марк Туллий - Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более … Энциклопедический словарь

ЦИЦЕРОН Марк Туллий - (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106 Арпинум 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились… … Большой Энциклопедический словарь

Цицерон, Марк Туллий - (Cicero, Μ. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3 го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, он вступил на поприще оратора и скоро сделался консулом; во время его консульства обнаружился заговор… … Энциклопедия мифологии

Цицерон Марк Туллий - (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, ≈ 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошёл как «новый человек», всем обязанный… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Письма Марка Туллия Цицерона. Том 1. 68-51 годы , Марк Туллий Цицерон. Марк Туллий Цицерон является одним из важнейших деятелей античной культуры. Яркие политические события и общественные настроения его времени нашли свое отражениев его "речах", очень далеких,… Купить за 661 руб
  • Марк Туллий Цицерон. Его жизнь и деятельность (миниатюрное издание) , Орлов Е.. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре…

Цицерон родился в античном городе Арпинум, располагавшемся на холме в 100 км от Рима. Отец его принадлежал к сословию всадников и имел неплохие связи в Риме. О его матери, Хельвии, известно мало.

Согласно греческому историку Плутарху, выдающиеся способности юного Цицерона приводят его, вместе с другими учениками – Сервием Сульпицием Руфом и Титом Помпонием – к изучению права под наставлением Квинта Муциса Сцеволы.

Дальнейшая жизнь

В 90-88 г.г. до н.э., во время Союзнической войны, Цицерон служит у римских полководцев Гнея Помпея Страбона и Луция Корнелия Суллы, хотя военная жизнь ему вовсе не по нраву. В 80 г. до н.э. он берётся за своё первое судебное дело, успешную защиту Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве – поступок весьма смелый, учитывая, что преступление было тяжким, а те, кого в убийстве обвинил Цицерон, пользовались особым расположением диктатора Суллы.

В 79 г. до н.э., вероятно, опасаясь гнева Суллы, Цицерон оставляет Рим и путешествует по Греции, Малой Азии и острову Родос. В Афинах он встречает Аттика, к тому времени уже бывшего почётным гражданином, который представляет его ряду влиятельных афинян.

Цицерон постоянно ищет менее изнурительные способы произнесения речей, а потому обращается за помощью к ритору Аполлонию Молону Родосскому, обучившему его менее напряжённой форме ораторского искусства.

В 75 г. до н.э. Цицерон избирается квестором западной Сицилии, где проявляет себя человеком правдивым и честным по отношению к местному населению. Он успешно проводит дело по обвинению Гая Верреса, продажного правителя Сицилии.

Его речи “in Verrem” («против Верреса»), произнесённые в 70 г. до н.э., привлекают к нему внимание античного мира.

Цицерон благополучно преодолевает римский “cursus honorum”, «путь чести» – последовательный ряд служб, который необходимо было пройти успешному политическому деятелю, – будучи поочерёдно квестором, эдилом, претором и, в конце концов, в возрасте 43 лет, будучи избранным консулом.

Консулом он становится в 63 г. до н.э. – в то самое время, когда он раскрывает заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики с помощью чужеземного войска под предводительством Луция Сергия Катилины.

Цицерон добивается “Senatus Consultum Ultimum” – объявления о введении военного положения, и изгоняет Катилину из города четырьмя страстными речами («Катилинариями»), которые по сей день являются лучшими образцами его риторического стиля.

Катилина бежал и начал призывы к государственному перевороту, однако Цицерон принуждает его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщиков казнили без всякого суда, и это долгие годы будет терзать Цицерона.

В 60 г. до н.э., Цицерон отвергает предложение Юлия Цезаря войти в состав Первого триумвирата, в котором на тот момент состояли Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, поскольку оратор был твёрдо убеждён, что Триумвират подорвёт устои Республики.

В 58 г. до н.э. Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издаёт закон, грозивший изгнанием любому, убившему римского жителя без суда. А потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику.

Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из изгнания. В 57 г. до н.э. он возвращается в Италию, высаживаясь на берег Брундизии под радостные крики толпы.

Заниматься политической деятельностью Цицерону больше не позволяется, а потому он принимается за философию. Между 55 и 51 г.г. до н.э. он пишет трактаты «Об ораторском искусстве», «О государстве» и «О законах».

После смерти Красса Триумвират пал, и в 49 г. до н.э. Цезарь со своим войском переходит реку Рубикон, вторгается в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддерживает Помпея. Как на беду, в 48 г. до н.э. войско Цезаря одерживает победу, и тот становится первым римским императором. Цицерону он дарует помилование, однако к политической жизни не подпускает и близко. В мартовские иды 44 г. до н.э., в результате заговора группы сенаторов, Цезарь был убит. И вновь разразилась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан. Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие своё название от имени греческого оратора Демосфена, призывавшие жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждавшего Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония.

Однако Марк Антоний, Лепидий и Октавиан приходят к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных врагов. Цицерон пытается бежать в Италию – но, увы, слишком поздно. Оратора поймали и убили.

Основные труды

«Трактат об ораторском искусстве», оконченный Цицероном в 55 г. до н.э., является многословным трудом, написанным в форме диалога, в котором автор ставит риторику превыше закона и философии. Автор оспаривает тот факт, что идеальный оратор должен обладать знаниями этих наук, а также владеть красноречием.

Личная жизнь и наследие

В 79 г. до н.э., приблизительно в возрасте 27 лет, Цицерон соединяет свою судьбу с Терентией. Брак, заключённый ради выгоды, продержится в мире и согласии 30 лет, однако окончится разводом.

В 46 г. до н.э., Цицерон берёт себе в жёны свою юную подзащитную Публилию. Однако видя равнодушие, проявляемое Публилией к смерти его дочери, Туллии, к которой та сильно ревновала мужа, Цицерон разрывает брак.

Цицерон был убит в 43 г. до н.э., по приказу Марка Антония, при попытке бегства в Италию.

Этому римскому оратору принадлежат слова: «Жизнь, отпущенная нам по природе, коротка, но память о хорошо прожитой жизни вечна».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

с.387 Рас­цвет дея­тель­но­сти Цице­ро­на сов­па­да­ет с послед­ним пери­о­дом граж­дан­ских войн в Риме. Рес­пуб­ли­ка уми­ра­ла в страш­ных кон­вуль­си­ях. Было подав­ле­но послед­нее гроз­ное вос­ста­ние рабов, руко­во­ди­мое Спар­та­ком. Рим­ская демо­кра­тия, обес­кров­лен­ная и в зна­чи­тель­ной части деклас­си­ро­ван­ная, уже не была спо­соб­на к круп­ным выступ­ле­ни­ям. На поли­ти­че­ской арене в сущ­но­сти оста­лась толь­ко одна реаль­ная сила: про­фес­сио­наль­ная воен­щи­на, кото­рой руко­во­ди­ли бес­прин­цип­ные поли­ти­ка­ны, стре­мив­ши­е­ся к лич­ной вла­сти и обо­га­ще­нию. Пом­пей, Цезарь, Анто­ний, Окта­виан - за ними почти не было сколь­ко-нибудь опре­де­лен­ных соци­аль­но-клас­со­вых груп­пи­ро­вок. Зато за ними сто­я­ла армия, и они были силь­ны той страст­ной жаж­дой « поряд­ка» , кото­рая с каж­дым годом все силь­нее охва­ты­ва­ла рим­ское обще­ство.

Поло­же­ние более прин­ци­пи­аль­ных поли­ти­ков - Цице­ро­на, Бру­та, Като­на - в эту эпо­ху было неве­ро­ят­но тяже­лым. Те из них, что были пря­мо­ли­ней­ны и непри­ми­ри­мы, - гиб­ли, хотя и со сла­вой, одна­ко ниче­го не добив­шись сво­ей гибе­лью. Те, что были гиб­ки и склон­ны к ком­про­мис­су, - мета­лись из сто­ро­ны в сто­ро­ну и тоже гиб­ли, толь­ко бес­слав­но… Конеч­но, поли­ти­че­ская и лич­ная неустой­чи­вость Цице­ро­на, ино­гда гра­ни­чив­шая с лег­ко­мыс­ли­ем, до извест­ной сте­пе­ни была резуль­та­том его харак­те­ра. Но в еще боль­шей сте­пе­ни она была след­ст­ви­ем клас­со­вой при­над­леж­но­сти Цице­ро­на и общей с.388 поли­ти­че­ской обста­нов­ки. В этом отно­ше­нии он был типи­чен для сво­е­го вре­ме­ни.

Марк Тул­лий Цице­рон родил­ся 3 янва­ря 106 г. до н. э. в усадь­бе сво­е­го отца, близ малень­ко­го захо­луст­но­го город­ка Арпи­на в южном Лации. Его отец при­над­ле­жал к сосло­вию всад­ни­ков. Он был, по-види­мо­му, доволь­но состо­я­тель­ным чело­ве­ком и не без свя­зей, если смог дать сво­им сыно­вьям - стар­ше­му, Мар­ку, и млад­ше­му, Квин­ту, - пре­крас­ное обра­зо­ва­ние в Риме. После окон­ча­ния началь­ной шко­лы Марк слу­шал извест­ных гре­че­ских рито­ров и фило­со­фов и про­хо­дил судеб­ную прак­ти­ку под руко­вод­ст­вом зна­ме­ни­тых рим­ских юри­стов того вре­ме­ни.

Пер­вые выступ­ле­ния Цице­ро­на в каче­стве адво­ка­та пада­ют на самый конец 80-х гг. Это была эпо­ха кро­ва­вой дик­та­ту­ры Сул­лы, - пер­во­го, кто начал закла­ды­вать осно­вы рим­ской импе­рии. Соци­аль­ной опо­рой этой дик­та­ту­ры, не счи­тая вой­ска, был ноби­ли­тет. Моло­дой Цице­рон, и сво­им про­ис­хож­де­ни­ем и сво­и­ми свя­зя­ми креп­ко спа­ян­ный со всад­ни­че­ст­вом, ока­зал­ся в оппо­зи­ции ари­сто­кра­ти­че­ско­му режи­му. Выра­же­ни­ем этой оппо­зи­ции была его речь в защи­ту Секс­та Рос­ция (80 г.).

Это вопи­ю­щее дело пред­став­ля­ет­ся очень типич­ным для эпо­хи. В кон­це 81 г. в Риме был най­ден уби­тым бога­тый земле­вла­де­лец из г. Аме­рии в Умбрии, Секст Рос­ций отец. Два род­ст­вен­ни­ка уби­то­го, Т. Рос­ций Капи­тон и Т. Рос­ций Магн, с кото­ры­ми он был в ссо­ре, вошли в сдел­ку с любим­цем Сул­лы, воль­ноот­пу­щен­ни­ком Хри­со­го­ном, для того чтобы наслед­ство уби­то­го доста­лось не его сыну Секс­ту Рос­цию, а им. С этой целью имя покой­но­го было вне­се­но зад­ним чис­лом в про­скрип­ци­он­ные спис­ки (про­скрип­ции пре­кра­ти­лись 1 июня 81 г.), хотя он сам являл­ся сто­рон­ни­ком Сул­лы. После это­го иму­ще­ство Секс­та Рос­ция было куп­ле­но за бес­це­нок с аук­ци­о­на Хри­со­го­ном. Часть куп­лен­ных име­ний Хри­со­гон пре­до­ста­вил Капи­то­ну, а дру­гие отдал Маг­ну. Чтобы отде­лать­ся от Секс­та Рос­ция сына, него­дяи обви­ни­ли его в отце­убий­стве.

Цице­рон риск­нул взять на себя защи­ту обви­ня­е­мо­го. Дело с.389 было очень опас­ным, при­ни­мая во вни­ма­ние бли­зость Хри­со­го­на к все­мо­гу­ще­му дик­та­то­ру. Цице­рон про­из­нес бле­стя­щую речь, где без труда рас­пу­тал пре­ступ­ные махи­на­ции, при­вед­шие Рос­ция на ска­мью под­суди­мых. Попут­но он дал кри­ти­ку сул­лан­ско­го режи­ма, - конеч­но, не затра­ги­вая само­го Сул­лу. Обви­ня­е­мый был оправ­дан.

Сме­лое выступ­ле­ние Цице­ро­на, гром­ко про­зву­чав­шее сре­ди все­об­ще­го без­мол­вия, доста­ви­ло ему широ­кую популяр­ность в демо­кра­ти­че­ских кру­гах, осо­бен­но сре­ди всад­ни­че­ства. Это было нача­лом не толь­ко его адво­кат­ской, но и поли­ти­че­ской карье­ры.

Вопре­ки ожида­ни­ям, речь Цице­ро­на сошла ему бла­го­по­луч­но. Ост­ро­та сул­лан­ской дик­та­ту­ры ста­ла осла­бе­вать, Сул­ла, по-види­мо­му, уже начал поду­мы­вать об отка­зе от вла­сти и мах­нул рукой на сме­ло­го адво­ка­та. А может быть, Сул­ла поща­дил Цице­ро­на бла­го­да­ря тако­му же капри­зу, како­му два года назад был обя­зан жиз­нью Цезарь…

Одна­ко сам Цице­рон и его дру­зья нахо­ди­ли, что ему все-таки без­опас­нее будет уехать из Рима подаль­ше. Поэто­му в сле­ду­ю­щем году он вме­сте с бра­том Квин­том отправ­ля­ет­ся в Гре­цию и М. Азию. Дли­тель­ное пре­бы­ва­ние там име­ло огром­ное зна­че­ние для Цице­ро­на. Непо­сред­ст­вен­ное сопри­кос­но­ве­ние с вели­кой гре­че­ской куль­ту­рой, с ее бес­смерт­ны­ми памят­ни­ка­ми, лек­ции зна­ме­ни­тых фило­со­фов и учи­те­лей крас­но­ре­чия - Антио­ха Аска­лон­ско­го, Моло­на Родос­ско­го и др. - ока­за­ли силь­ней­шее вли­я­ние на Цице­ро­на. То фило­соф­ское и рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние, кото­рое он полу­чил в моло­до­сти в Риме, теперь было рас­ши­ре­но и углуб­ле­но. На Родо­се он имел воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с еще сохра­нив­шим­ся там поли­ти­че­ским крас­но­ре­чи­ем. Родос­ская рито­ри­че­ская шко­ла куль­ти­ви­ро­ва­ла более про­стой стиль, чем тот, на кото­ром Цице­рон вос­пи­ты­вал­ся в моло­до­сти. Впо­след­ст­вии он сам при­зна­вал­ся, что пре­бы­ва­ние в Гре­ции и на Родо­се заста­ви­ло его силь­но изме­нить­ся.

После воз­вра­ще­ния с Восто­ка Цице­рон с успе­хом про­дол­жал свою адво­кат­скую дея­тель­ность и вме­сте с тем про­хо­дил с.390 слу­жеб­ный стаж. Извест­ность, при­об­ре­тен­ная им в свя­зи с делом Секс­та Рос­ция, и сим­па­тия, кото­рой он поль­зо­вал­ся в демо­кра­ти­че­ских кру­гах, облег­чи­ли ему, чело­ве­ку « ново­му» для выс­ше­го рим­ско­го обще­ства, быст­рое про­дви­же­ние по слу­жеб­ной лест­ни­це. В 75 г. мы видим его кве­сто­ром в Сици­лии, в 69 г. - куруль­ным эди­лом, в 66 г. - город­ским пре­то­ром.

В быт­ность Цице­ро­на в Сици­лии он заслу­жил ува­же­ние про­вин­ци­а­лов сво­ей чест­но­стью и бес­ко­ры­сти­ем, - каче­ства, ред­кие у про­вин­ци­аль­ных маги­ст­ра­тов. Поэто­му, когда в кон­це 71 г. сици­лий­цы реши­ли при­влечь к суду по обви­не­нию в вымо­га­тель­ствах сво­е­го намест­ни­ка Гая Верре­са, они обра­ти­лись для веде­ния дела имен­но к Цице­ро­ну.

Веррес за вре­мя сво­е­го про­пре­тор­ства в Сици­лии (73- 71 гг.) награ­бил 40 мил­ли­о­нов сестер­ций (око­ло 4 мил­ли­о­нов золотых руб­лей). Так как он при­над­ле­жал к ноби­ли­те­ту, то для Цице­ро­на сно­ва пред­ста­вил­ся слу­чай высту­пить про­тив коррум­пи­ро­ван­ной рим­ской ари­сто­кра­тии. Он повел дело с вели­чай­шей энер­ги­ей. Собран­ный им обви­ни­тель­ный мате­ри­ал был так велик, что Веррес пред­по­чел не дожидать­ся кон­ца сво­е­го дела: он вос­поль­зо­вал­ся пра­вом рим­ско­го граж­да­ни­на уйти в доб­ро­воль­ное изгна­ние до окон­ча­ния про­цес­са и поки­нул Рим после 1-й сес­сии (пред­ва­ри­тель­ная ста­дия про­цес­са), на кото­рой Цице­рон про­из­нес две речи. Впо­след­ст­вии он издал их вме­сте с пятью дру­ги­ми, под­готов­лен­ны­ми для про­из­не­се­ния на несо­сто­яв­шей­ся 2-й сес­сии.

Гром­кое дело Верре­са име­ло боль­шое поли­ти­че­ское зна­че­ние, вскрыв на ярком при­ме­ре мето­ды управ­ле­ния, при­ме­няв­ши­е­ся ноби­ли­те­том в про­вин­ци­ях, и обна­ру­жив всю глу­би­ну раз­ло­же­ния пра­вя­щей вер­хуш­ки. Цице­рон же зна­чи­тель­но при­умно­жил свой поли­ти­че­ский капи­тал в каче­стве пере­до­во­го бор­ца про­тив ари­сто­кра­тии.

В 66 г. Цице­рон был пре­то­ром и про­из­нес свою первую чисто поли­ти­че­скую речь за Мани­ли­ев закон о назна­че­нии Гн. Пом­пея пол­ко­вод­цем. Народ­ный три­бун Гай Мани­лий в нача­ле 66 г. внес зако­но­про­ект о переда­че Пом­пею с.391 коман­до­ва­ния в войне про­тив пон­тий­ско­го царя Мит­рида­та. Зако­но­про­ект пред­у­смат­ри­вал вру­че­ние Пом­пею выс­шей вла­сти (im­pe­rium mai­us) по отно­ше­нию к дру­гим пол­ко­во­д­цам с пра­вом само­сто­я­тель­но объ­яв­лять вой­ну и заклю­чать мир. Это были чрез­вы­чай­ные пол­но­мо­чия, кото­ры­ми соби­ра­лись наде­лить Пом­пея пред­ста­ви­те­ли денеж­но-тор­го­во­го капи­та­ла (всад­ни­ки): заво­е­ва­ние Восто­ка откры­ва­ло им широ­кое поле дей­ст­вия. Но имен­но пото­му, что зако­но­про­ект был в инте­ре­сах всад­ни­че­ства, про­тив него высту­пил сенат. К тому же Пом­пей в это вре­мя делал став­ку на демо­кра­тию, и ари­сто­кра­ты опа­са­лись его чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий.

Таким обра­зом, в 66 г. Цице­рон еще про­дол­жа­ет высту­пать про­тив ноби­ли­те­та, под­дер­жи­вая демо­кра­ти­че­ский фронт, - в част­но­сти, его пра­вое кры­ло, всад­ни­че­ство. Одна­ко менее чем через три года его поли­ти­че­ские пози­ции начи­на­ют менять­ся.

Выбо­ры кон­су­лов на 63 г. про­те­ка­ли в обста­нов­ке напря­жен­ной поли­ти­че­ской борь­бы. Одним из соис­ка­те­лей был Л. Сер­гий Кати­ли­на, чело­век с дале­ко не без­упреч­ным про­шлым, быв­ший сул­ла­нец, но в дан­ное вре­мя высту­пав­ший с про­грам­мой соци­аль­ных меро­при­я­тий, сре­ди кото­рых основ­ным была кас­са­ция дол­гов. Поэто­му Кати­ли­ну под­дер­жи­вал очень пест­рый блок соци­аль­ных про­сло­ек Ита­лии, начи­ная от разо­ря­ю­ще­го­ся кре­стьян­ства и деклас­си­ро­ван­ной город­ской чер­ни и кон­чая про­мотав­ши­ми­ся ноби­ля­ми. День­ги на пред­вы­бор­ную кам­па­нию дали Красс и Цезарь, пре­сле­до­вав­шие во всем этом свои лич­ные цели: захват вла­сти и обо­га­ще­ние. Вто­рым кан­дида­том демо­кра­ти­че­ская пар­тия выста­ви­ла неко­е­го Гая Анто­ния, быв­ше­го сул­лан­ца, чело­ве­ка совер­шен­но ничтож­но­го.

Одна­ко ноби­ли­тет и всад­ни­че­ство еди­ным фрон­том высту­пи­ли про­тив « раз­ру­ши­тель­ных» пла­нов Кати­ли­ны. Наи­бо­лее под­хо­дя­щим кан­дида­том для того, чтобы воз­гла­вить этот блок, являл­ся Цице­рон. К 63 г. он сам, под вли­я­ни­ем поле­ве­ния народ­ной мас­сы, зна­чи­тель­но эво­лю­ци­о­ни­ро­вал впра­во, высту­пив с лозун­гом « согла­сия сосло­вий» . Таким обра­зом для сена­та оди­оз­ность фигу­ры Цице­ро­на в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни была с.392 ослаб­ле­на. Его извест­ность в каче­стве адво­ка­та гаран­ти­ро­ва­ла ему под­держ­ку широ­ких кру­гов изби­ра­те­лей. Вот поче­му про­тив Кати­ли­ны и Анто­ния всад­ни­ки в бло­ке с сена­тор­ской пар­ти­ей выста­ви­ли Цице­ро­на. На выбо­рах Кати­ли­на про­ва­лил­ся, и кон­су­ла­ми на 63 г. были избра­ны Цице­рон и Анто­ний. Этот послед­ний, под­куп­лен­ный сво­им кол­ле­гой, устра­нил­ся от актив­ной дея­тель­но­сти; хозя­и­ном поло­же­ния стал Цице­рон.

Насту­пил зна­ме­ни­тый « год кон­суль­ства» . Цице­рон, дале­ко не обла­дав­ший излиш­ней скром­но­стью, впо­след­ст­вии без вся­кой меры пре­уве­ли­чил свою лич­ную роль в собы­ти­ях 63 г. Он даже сочи­нил две без­дар­ных поэ­мы: « О сво­ем кон­суль­стве» и « О сво­ем вре­ме­ни» . В них он с необы­чай­ной хваст­ли­во­стью рас­пи­сы­вал свои подви­ги…

Вре­мя, дей­ст­ви­тель­но, было труд­ное для пра­вя­щей вер­хуш­ки рим­ско­го обще­ства. В самом нача­ле 63 г. пра­ви­тель­ство вынуж­де­но было занять­ся про­ек­том боль­шо­го и слож­но­го аграр­но­го зако­на. Он был вне­сен народ­ным три­бу­ном 63 г. П. Сер­ви­ли­ем Рул­лом и инспи­ри­ро­ван вождя­ми демо­кра­ти­че­ско­го дви­же­ния. Зако­но­про­ект пред­у­смат­ри­вал широ­кую разда­чу зем­ли бед­ней­шим граж­да­нам без пра­ва отчуж­де­ния. Для про­веде­ния этой меры пред­по­ла­га­лось созда­ние на 5 лет комис­сии децем­ви­ров, обле­чен­ной огром­ны­ми пра­ва­ми, в кото­рую, в слу­чае при­ня­тия зако­но­про­ек­та, конеч­но, вошли бы вожди демо­кра­тии.

Цице­рон про­из­нес про­тив зако­но­про­ек­та Рул­ла три речи, в кото­рых лов­ко исполь­зо­вал настро­е­ния ноби­ли­те­та и всад­ни­че­ства, направ­лен­ные как про­тив разда­чи зем­ли, так и про­тив воз­мож­но­сти появ­ле­ния демо­кра­ти­че­ской дик­та­ту­ры в лице аграр­ных децем­ви­ров. Даль­ней­шая судь­ба зако­но­про­ек­та нам не извест­на. Воз­мож­но, что автор, не наде­ясь его про­ве­сти, взял его обрат­но.

Летом 63 г. Кати­ли­на сно­ва выста­вил свою кан­дида­ту­ру в кон­су­лы на 62 г. Одновре­мен­но с этим, учи­ты­вая воз­мож­ность ново­го про­ва­ла, он тай­но начал под­готов­лять вос­ста­ние. Аген­ты Кати­ли­ны вер­бо­ва­ли сто­рон­ни­ков и заготов­ля­ли ору­жие. Одним из важ­ней­ших цен­тров дви­же­ния была север­ная с.393 Этру­рия, где сто­рон­ник Кати­ли­ны, быв­ший сул­лан­ский офи­цер Гай Ман­лий, наби­рал отряд из разо­рив­ших­ся сул­лан­ских коло­ни­стов. На юге Ита­лии к дви­же­нию при­вле­ка­ли рабов.

Чтобы не допу­стить избра­ния Кати­ли­ны, нуж­но было вся­че­ски пре­уве­ли­чить опас­ность дви­же­ния для иму­щих клас­сов. Кон­суль­ские выбо­ры, состо­яв­ши­е­ся, веро­ят­но, позд­ним летом или ран­ней осе­нью 63 г., про­хо­ди­ли в воен­ной обста­нов­ке. Цице­рон, разду­вав­ший опас­ность, кото­рой он лич­но под­вер­гал­ся, руко­во­дил выбо­ра­ми в пан­ци­ре, наде­том под тогу, и окру­жен­ный охра­ной. Это был бес­пре­цедент­ный слу­чай в рим­ской исто­рии. При­ня­тые меры дали свои резуль­та­ты: рядо­вой изби­ра­тель, запу­ган­ный все­воз­мож­ны­ми слу­ха­ми, не голо­со­вал за Кати­ли­ну. Избран­ны­ми ока­за­лись Лици­ний Муре­на и Юний Силан.

Толь­ко тогда Кати­ли­на решил при­бег­нуть к вос­ста­нию. Фак­ты, свя­зан­ные с рас­кры­ти­ем заго­во­ра и его подав­ле­ни­ем, обще­из­вест­ны, и мы не будем на них оста­нав­ли­вать­ся. Нуж­но толь­ко под­черк­нуть, что и здесь роль Цице­ро­на в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни разду­та, - в первую голо­ву им самим. Не нуж­но было осо­бой про­ни­ца­тель­но­сти и лов­ко­сти, чтобы рас­крыть заго­вор, участ­ни­ки кото­ро­го под­готов­ля­ли его почти откры­то. Не нуж­но было осо­бой храб­ро­сти, чтобы бро­сить обви­не­ние Кати­лине в сена­те, окру­жен­ном надеж­ной стра­жей, когда Цице­рон пре­крас­но знал, что Кати­ли­на еще до его речи решил поки­нуть Рим. Что же каса­ет­ся « согла­сия сосло­вий» , кото­рое Цице­рон счи­тал сво­ей глав­ной заслу­гой, то здесь « страх сде­лал боль­ше, чем мог­ли бы сде­лать самые пре­крас­ные речи, и в этом смыс­ле мож­но ска­зать, что этим согла­ше­ни­ем, на кото­рое Цице­рон смот­рел как на резуль­тат сво­ей поли­ти­ки, он ско­рее обя­зан Кати­лине, чем само­му себе» (Буас­сье).

Цице­рон слу­жил тем зна­ме­нем, вокруг кото­ро­го собра­лись все соб­ст­вен­ни­че­ские эле­мен­ты Ита­лии. Одна­ко нель­зя отри­цать, что в 63 г. он вел себя нере­ши­тель­но, трус­ли­во и что он наде­лал мас­су оши­бок, за кото­рые ему ско­ро при­шлось жесто­ко попла­тить­ся. Дви­же­ние Кати­ли­ны погиб­ло не бла­го­да­ря с.394 Цице­ро­ну, а пото­му, что рим­ско-ита­лий­ская демо­кра­тия уже не была спо­соб­на к рево­лю­ци­он­ным дей­ст­ви­ям…

Неза­кон­ная казнь пяти заго­вор­щи­ков - Лен­ту­ла, Цете­га, Ста­ти­лия, Габи­ния и Цепа­рия - подо­рва­ла поли­ти­че­ские пози­ции Цице­ро­на. Этой каз­ни, вызван­ной тру­со­стью, демо­кра­тия не забы­ла Цице­ро­ну. Пер­вое вре­мя после гибе­ли Кати­ли­ны Цице­рон играл первую роль в Риме, но ско­ро поло­же­ние рез­ко изме­ни­лось. В 60 г. меж­ду Цеза­рем, Пом­пе­ем и Крас­сом был заклю­чен союз, извест­ный под назва­ни­ем « I три­ум­ви­ра­та» . В их лице к вла­сти при­шла груп­пи­ров­ка, враж­деб­ная сена­ту, а сле­до­ва­тель­но и Цице­ро­ну, кото­рый с 63 г. тес­но свя­зал себя с опти­ма­та­ми.

Вес­ной 58 г. народ­ный три­бун Пуб­лий Кло­дий, агент Цеза­ря, пред­ло­жил закон, обре­кав­ший на изгна­ние долж­ност­ное лицо, каз­нив­шее рим­ско­го граж­да­ни­на без суда. Закон был явно направ­лен про­тив Цице­ро­на.

Под­дер­жать « отца оте­че­ства» было неко­му. Пре­сло­ву­тое еди­не­ние сосло­вий рас­па­лось, как толь­ко исчез страх перед Кати­ли­ной. Всад­ни­че­ство и ноби­ли­тет порознь не были доста­точ­но силь­ны, чтобы в дан­ный момент играть сколь­ко-нибудь круп­ную роль. К тому же сенат не мог про­стить Цице­ро­ну, что он, чело­век незнат­ный, про­брал­ся в ряды ноби­ли­те­та. Цице­рон, после тщет­ных попы­ток избе­жать ожидав­шей его уча­сти, уехал на Бал­кан­ский полу­ост­ров еще до того, как про­шел направ­лен­ный про­тив него закон. Иму­ще­ство его было кон­фис­ко­ва­но.

Пись­ма Цице­ро­на из изгна­ния (58- 57 гг.) свиде­тель­ст­ву­ют о его пол­ной рас­те­рян­но­сти и упад­ке духа. С обыч­ной для него экс­прес­сив­но­стью он горь­ко жалу­ет­ся на свои бед­ст­вия и на зло­бу сво­их вра­гов. Он видит все в чер­ном све­те, все кажет­ся ему поте­рян­ным, он дума­ет о само­убий­стве. Такое состо­я­ние край­ней депрес­сии было харак­тер­но для Цице­ро­на, кото­рый очень лег­ко воз­буж­дал­ся, но так же лег­ко впа­дал в мрач­ное отча­я­ние.

Изгна­ние Цице­ро­на дли­лось око­ло 1½ года. За это вре­мя в Риме про­изо­шла неко­то­рая пере­груп­пи­ров­ка обще­ст­вен­ных с.395 сил. Ста­ло наме­чать­ся сбли­же­ние меж­ду Пом­пе­ем и сена­том, про­ис­хо­див­шее на поч­ве их обще­го стра­ха перед Цеза­рем, кото­рый чрез­вы­чай­но успеш­но вое­вал в Гал­лии. Это сбли­же­ние было уско­ре­но без­удерж­ной дема­го­ги­че­ской поли­ти­кой Кло­дия. Чтобы пара­ли­зо­вать его вли­я­ние, Пом­пей сбли­зил­ся с народ­ным три­бу­ном 57 г. Анни­ем Мило­ном, в дема­го­гии не усту­пав­шим Кло­дию. Охлаж­де­ни­ем меж­ду Пом­пе­ем и Кло­ди­ем вос­поль­зо­ва­лись сто­рон­ни­ки Цице­ро­на. С помо­щью Мило­на и Пом­пея изгнан­ник был амни­сти­ро­ван и в сен­тяб­ре 57 г. вер­нул­ся в Рим, тор­же­ст­вен­но встре­чен­ный насе­ле­ни­ем. « Каза­лось, - гово­рил он впо­след­ст­вии в речи про­тив Писо­на, - что весь город сорвал­ся с сво­их основ, чтобы при­вет­ст­во­вать сво­е­го осво­бо­ди­те­ля» . Кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство было ему воз­вра­ще­но.

Пер­вое вре­мя Цице­рон наслаж­дал­ся сво­им три­ум­фом: « Мне пред­став­ля­ет­ся, - гово­рил он, - что я не толь­ко воз­вра­ща­юсь из ссыл­ки; мне кажет­ся, что я вос­хо­жу на небо» . Одна­ко опья­не­ние ско­ро про­шло. В Риме цари­ла пол­ная анар­хия. Наем­ные бан­ды Кло­дия и Мило­на, состо­яв­шие из подон­ков обще­ства, устра­и­ва­ли друг с дру­гом насто­я­щие сра­же­ния. Жиз­ни Цице­ро­на не раз гро­зи­ла опас­ность. Эта анар­хия искус­ст­вен­но под­дер­жи­ва­лась три­ум­ви­ра­ми через их аген­тов, так как она тре­бо­ва­ла уста­нов­ле­ния дик­та­ту­ры, к кото­рой стре­ми­лись и Цезарь и Пом­пей. Нор­маль­ная поли­ти­че­ская жизнь в Риме ста­ла невоз­мож­ной, и Цице­рон ско­ро увидел, что он, в сущ­но­сти, явля­ет­ся толь­ко оруди­ем в руках три­ум­ви­ров.

Цице­рон отхо­дит от поли­ти­ки и пре­да­ет­ся адво­кат­ской дея­тель­но­сти. Вме­сте с тем он уси­лен­но зани­ма­ет­ся лите­ра­ту­рой, кото­рая дава­ла боль­ше воз­мож­но­стей для сво­бод­но­го выра­же­ния сво­их взглядов. В 55 г. он пишет диа­лог « Об ора­то­ре» , в 54 г. - начи­на­ет работать над сво­им зна­ме­ни­тым сочи­не­ни­ем « О государ­стве» . И в том и в дру­гом про­из­веде­нии высту­па­ет поли­ти­че­ская плат­фор­ма Цице­ро­на дан­но­го пери­о­да. Он - сто­рон­ник с.396 уме­рен­ной ари­сто­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки в духе тра­ди­ци­он­ной рим­ской кон­сти­ту­ции.

В 51 г. Цице­рон полу­чил назна­че­ние про­кон­су­лом в про­вин­цию Кили­кию, где он, бла­го­да­ря сво­е­му лич­но­му бес­ко­ры­стию, как рань­ше в Сици­лии, при­об­рел ува­же­ние мест­но­го насе­ле­ния и популяр­ность в вой­ске.

В кон­це 50 г. Цице­рон вер­нул­ся в Рим, где было чрез­вы­чай­но напря­жен­ное поло­же­ние. Рес­пуб­ли­ка была нака­нуне граж­дан­ской вой­ны меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем. Цице­рон дол­жен был решить, чью сто­ро­ну он при­мет. Выбор был не легок, так как лич­но он не любил Пом­пея и не верил в успех его дела. Одна­ко Пом­пея счи­та­ли защит­ни­ком рес­пуб­ли­ки, и все дру­зья Цице­ро­на сто­я­ли на его сто­роне. Это заста­ви­ло Цице­ро­на после дол­гих коле­ба­ний сде­лать выбор и отпра­вить­ся в лагерь Пом­пея. « Подоб­но быку, сле­ду­ю­ще­му за ста­дом, - писал он Атти­ку, - я отправ­ля­юсь вслед за чест­ны­ми людь­ми» .

9 авгу­ста 48 г. Пом­пей был раз­бит при Фар­са­ле. Это заста­ви­ло Цице­ро­на отка­зать­ся от даль­ней­шей борь­бы. Он при­ехал в Ита­лию и вынуж­ден был 11 меся­цев про­сидеть в Брун­ди­сии, преж­де чем полу­чил от Цеза­ря раз­ре­ше­ние вер­нуть­ся в свои поме­стья.

В пери­од дик­та­ту­ры Цице­рон, конеч­но, сно­ва ото­шел от поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, хотя и высту­пал ино­гда перед Цеза­рем с реча­ми в защи­ту быв­ших пом­пе­ян­цев. Его лич­ные отно­ше­ния с дик­та­то­ром были доволь­но хоро­ши­ми. Сно­ва, как и в 50-х годах, Цице­рон с жаром зани­ма­ет­ся лите­ра­ту­рой. Он пишет рето­ри­че­ские трак­та­ты « Брут» и « Ора­тор» и ряд фило­соф­ских про­из­веде­ний: « О пре­де­лах добра и зла» , « Туску­лан­ские беседы» , « О при­ро­де богов» и др. Эти послед­ние сыг­ра­ли огром­ную роль для озна­ком­ле­ния рим­ской интел­ли­ген­ции с гре­че­ской фило­со­фи­ей.

15 мар­та 44 г. Цезарь пал под кин­жа­ла­ми заго­вор­щи­ков. Для Цице­ро­на насту­пил новый (на этот раз уже послед­ний) пери­од поли­ти­че­ской актив­но­сти. Само собой разу­ме­ет­ся, что в борь­бе меж­ду цеза­ри­ан­ца­ми и рес­пуб­ли­кан­ской пар­ти­ей он с.397 встал на сто­ро­ну этой послед­ней. В пер­вое вре­мя после убий­ства Цеза­ря Цице­рон мог тешить себя иллю­зи­ей, что он, как в 63 г., явля­ет­ся вождем сена­та… Глав­ным вра­гом рес­пуб­ли­ки и про­дол­жа­те­лем поли­ти­че­ской линии Цеза­ря он счи­тал Анто­ния. Одна­ко уже в кон­це апре­ля в Риме появил­ся моло­дой Окта­виан, вну­чат­ный пле­мян­ник Цеза­ря, усы­нов­лен­ный им, наслед­ник боль­шей части его состо­я­ния. Хит­рый юно­ша обма­нул ста­ро­го и опыт­но­го поли­ти­ка: Цице­рон объ­явил Окта­ви­а­на « защит­ни­ком рес­пуб­ли­ки» и при­нял его под свое покро­ви­тель­ство. В нача­ле сен­тяб­ря он высту­пил с пер­вой речью про­тив Анто­ния, тре­буя объ­яв­ле­ния его вне зако­на. Это была пер­вая « Филип­пи­ка» Цице­ро­на, за кото­рой после­до­ва­ли 13 дру­гих .

Но Цице­рон, как это часто с ним быва­ло, и на этот раз ока­зал­ся недаль­но­вид­ным. Не он управ­лял собы­ти­я­ми, а они им. Цеза­ри­ан­цам необ­хо­ди­мо было на неко­то­рое вре­мя объ­еди­нить свои силы. В нояб­ре 43 г. был заклю­чен так назы­вае­мый « II три­ум­ви­рат» , офи­ци­аль­ный союз Окта­ви­а­на, Анто­ния и Лепида, кото­рым на 5 лет вру­ча­лись неогра­ни­чен­ные пол­но­мо­чия « для устрой­ства государ­ства» .

Пер­вым же резуль­та­том заклю­че­ния сою­за яви­лись поли­ти­че­ские убий­ства, про­скрип­ции, по сво­ей обду­ман­но­сти и жесто­ко­сти дале­ко пре­взо­шед­шие про­скрип­ции Сул­лы. Зара­нее был состав­лен спи­сок жертв, куда вошли поли­ти­че­ские и лич­ные вра­ги три­ум­ви­ров и мно­го про­сто бога­тых людей. Анто­ний насто­ял на вклю­че­нии в спи­сок Цице­ро­на и всех его род­ст­вен­ни­ков. Когда нача­лись убий­ства, Цице­рон решил бежать к Бру­ту, по слу­хам нахо­див­ше­му­ся в это вре­мя с боль­ши­ми сила­ми в Македо­нии. Он даже сел на суд­но и дое­хал до мыса Цир­цей. « Корм­чие, - гово­рит Плу­тарх, - хоте­ли немед­ля отплыть оттуда, но Цице­рон, пото­му ли, что боял­ся моря, или не совсем еще поте­рял веру в Цеза­ря , сошел с суд­на и про­шел пеш­ком 100 ста­дий , как бы направ­ля­ясь в Рим, а затем, в с.398 смя­те­нии, сно­ва изме­нил наме­ре­ние и спу­стил­ся к морю в Асту­ру . Здесь про­вел он ночь в ужас­ных мыс­лях о без­вы­ход­ном сво­ем поло­же­нии, так что ему при­хо­ди­ло даже в голо­ву тай­но про­брать­ся к Цеза­рю в дом и, покон­чив с собою у его оча­га, навлечь на него духа мести; и от это­го шага отвлек его страх муче­ний. И опять, хва­та­ясь за дру­гие при­ду­мы­ва­е­мые им бес­по­рядоч­ные пла­ны, он пре­до­ста­вил сво­им рабам вез­ти его морем в Кай­е­ту, где у него было име­ние… Цице­рон сошел на берег и, вой­дя в свою вил­лу, при­лег отдох­нуть… Рабы с уко­ром спра­ши­ва­ли себя, неуже­ли будут они ждать, пока не ста­нут свиде­те­ля­ми убий­ства их гос­по­ди­на, и не защи­тят его… Дей­ст­вуя то прось­ба­ми, то понуж­де­ни­ем, они понес­ли его в носил­ках к морю. В это же вре­мя яви­лись убий­цы, цен­ту­ри­он Герен­ний и воен­ный три­бун Попил­лий, кото­ро­го Цице­рон неко­гда защи­щал в про­цес­се по обви­не­нию его в отце­убий­стве; были при них и слу­ги. Най­дя две­ри запер­ты­ми, они взло­ма­ли их. Цице­ро­на на месте не ока­за­лось… Три­бун, взяв с собою несколь­ко чело­век, побе­жал вокруг сада к выхо­ду; Цице­рон же, увидев бегу­ще­го по дорож­кам Герен­ния, при­ка­зал рабам поста­вить носил­ки тут же, а сам, взяв­шись по сво­ей при­выч­ке левой рукой за под­бо­ро­док, упор­но смот­рел на убий­цу. Его запу­щен­ный вид, отрос­шие воло­сы и измож­ден­ное от забот лицо вну­ша­ли сожа­ле­ние, так что почти все при­сут­ст­во­вав­шие закры­ли свои лица в то вре­мя, как его уби­вал Герен­ний. Он выста­вил шею из носи­лок и был заре­зан. Умер он на шесть­де­сят чет­вер­том году от рож­де­ния . Затем Герен­ний, сле­дуя при­ка­зу Анто­ния, отру­бил Цице­ро­ну голо­ву и руки, кото­ры­ми он напи­сал “Филип­пи­ки”» .

Отруб­лен­ные части тела Цице­ро­на были при­ве­зе­ны в Рим и по при­ка­за­нию Анто­ния выстав­ле­ны на фору­ме, - на три­буне, с кото­рой Цице­рон преж­де обыч­но обра­щал­ся к наро­ду с.399 с реча­ми. « И посмот­реть на это, - заме­ча­ет Аппи­ан, - сте­ка­лось боль­ше наро­ду, чем преж­де послу­шать его» .

Со смер­тью Цице­ро­на сошла со сце­ны круп­ная фигу­ра. Одна­ко зна­че­ние его лежит не в сфе­ре поли­ти­че­ской. Уже само обще­ст­вен­ное поло­же­ние Цице­ро­на обре­ка­ло его на посто­ян­ные коле­ба­ния и ком­про­мис­сы. Всад­ник по про­ис­хож­де­нию и адво­кат по про­фес­сии, он зани­мал вме­сте со сво­им сосло­ви­ем про­ме­жу­точ­ную пози­цию меж­ду ноби­ли­те­том и демо­кра­ти­ей, а дея­тель­ность адво­ка­та выра­бота­ла в нем дар при­спо­соб­лять­ся ко вся­ким обсто­я­тель­ствам. Дви­же­ние Кати­ли­ны сбли­зи­ло его с сена­тор­ской пар­ти­ей. Одна­ко он нико­гда не мог стать « сво­им» для рим­ско­го ноби­ли­те­та. Ари­сто­кра­ты все­гда смот­ре­ли на него как на выскоч­ку.

К это­му при­со­еди­ня­лась лич­ная непри­год­ность Цице­ро­на к поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. У него отсут­ст­во­ва­ло как раз то, что необ­хо­ди­мо для круп­но­го обще­ст­вен­но­го дея­те­ля: про­ни­ца­тель­ность, уме­ние быст­ро ори­ен­ти­ро­вать­ся в обста­нов­ке, раз­би­рать­ся в людях, реши­тель­ность и хлад­но­кро­вие. Цице­рон был нере­ши­те­лен, недаль­но­виден, бес­ко­неч­но тще­сла­вен, сует­лив, лег­ко под­да­вал­ся минут­ным настро­е­ни­ям и совер­шен­но не умел раз­би­рать­ся в людях. После заго­во­ра Кати­ли­ны он, дей­ст­ви­тель­но, вооб­ра­зил себя спа­си­те­лем оте­че­ства, и это окон­ча­тель­но вскру­жи­ло ему голо­ву. Изгна­ние, в сущ­но­сти, не отрез­ви­ло его. Он про­дол­жал делать одну поли­ти­че­скую ошиб­ку за дру­гой, пока не совер­шил послед­ней, сто­ив­шей ему жиз­ни…

Исто­ри­че­ское зна­че­ние Цице­ро­на заклю­ча­ет­ся в его лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти: в его речах, фило­соф­ских про­из­веде­ни­ях и в пись­мах.

В лице Цице­ро­на рим­ское крас­но­ре­чие достиг­ло выс­шей точ­ки сво­е­го раз­ви­тия, хотя и поте­ря­ло свою былую непо­сред­ст­вен­ность, кото­рую мы встре­ча­ем, напри­мер, у Грак­хов. Цице­рон про­шел пре­крас­ную шко­лу рето­ри­ки сна­ча­ла в Риме, а затем на Восто­ке. И тут и там он мог поль­зо­вать­ся сове­та­ми луч­ших с.400 учи­те­лей крас­но­ре­чия и слу­шать самых бле­стя­щих ора­то­ров. Бур­ные вре­ме­на, в кото­рые жил Цице­рон, откры­ва­ли широ­кие воз­мож­но­сти для прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния его тео­ре­ти­че­ских зна­ний и спо­соб­но­стей. Кро­ме огром­но­го коли­че­ства судеб­ных и поли­ти­че­ских речей, про­из­не­сен­ных или напи­сан­ных Цице­ро­ном , он оста­вил несколь­ко сочи­не­ний по тео­рии ора­тор­ско­го искус­ства: « Об ора­то­ре» , « Брут» , « Ора­тор» .

Ора­тор­скую мане­ру Цице­ро­на мож­но назвать « уме­рен­ным ази­а­низ­мом» . Он тща­тель­но отде­лы­вал свои речи, постро­ен­ные по опре­де­лен­ным пра­ви­лам. Как ора­тор Цице­рон необы­чай­но гибок, наход­чив и раз­но­сто­ро­нен. Он с оди­на­ко­вой лег­ко­стью при­бе­га­ет к пафо­су, тон­кой иро­нии или к гру­бой инвек­ти­ве. В его рас­по­ря­же­нии все­гда нахо­дит­ся огром­ный сло­вар­ный запас. Он широ­ко исполь­зу­ет сино­ни­мы, мета­фо­ры и т. п. Ази­ан­ская шко­ла люби­ла при­бе­гать к рит­ми­че­ской речи. Цице­рон так­же широ­ко исполь­зо­вал этот при­ем, кото­рый для наше­го слу­ха слиш­ком искус­ст­вен, но кото­рый высо­ко ценил­ся его совре­мен­ни­ка­ми.

Речи Цице­ро­на, рав­но как и дру­гие его лите­ра­тур­ные про­из­веде­ния, ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие латин­ской про­зы. Но его цени­ли не толь­ко совре­мен­ни­ки и бли­жай­шие антич­ные потом­ки. Вли­я­ние Цице­ро­на про­сти­ра­лось гораздо даль­ше. В эпо­ху Воз­рож­де­ния на сти­ле Цице­ро­на вос­пи­ты­ва­лись созда­те­ли лите­ра­тур­ных язы­ков новой Евро­пы. Дея­те­ли бур­жу­аз­ной фран­цуз­ской рево­лю­ции XVIII в. тща­тель­но изу­ча­ли его речи и ста­ра­лись под­ра­жать им.

Речи Цице­ро­на, как поли­ти­че­ские, так и судеб­ные, дают огром­ный исто­ри­че­ский мате­ри­ал, но крайне субъ­ек­тив­но осве­щен­ный. Самый харак­тер рим­ско­го крас­но­ре­чия этой эпо­хи с.401 (осо­бен­но судеб­но­го) допус­кал не толь­ко про­из­воль­ное осве­ще­ние фак­тов, но и пря­мое их иска­же­ние путем одно­сто­рон­не­го под­бо­ра, умол­ча­ния и даже фаль­си­фи­ка­ции. Цице­рон, как мы виде­ли, был чело­ве­ком поли­ти­че­ски неустой­чи­вым и увле­каю­щим­ся. В пылу борь­бы он сме­ши­вал с гря­зью сво­их про­тив­ни­ков, не оста­нав­ли­ва­ясь ни перед чем. Будучи преж­де все­го ора­то­ром, Цице­рон часто давал кра­си­вой фра­зе увлечь себя так дале­ко, как сам не хотел, в чем он впо­след­ст­вии горь­ко рас­ка­и­вал­ся.

Фило­соф­ский дух был чужд рим­ля­нам: для это­го они были слиш­ком прак­тич­ны. Поэто­му в фило­со­фии силь­нее все­го высту­па­ет их зави­си­мость от гре­ков. Во II- I вв. в Гре­ции наи­бо­лее популяр­ны­ми были две фило­соф­ские шко­лы: уме­рен­ный ака­де­ми­че­ский скеп­ти­цизм и сто­и­цизм. Цице­рон, являв­ший­ся чистей­шим эклек­ти­ком и поста­вив­ший перед собой зада­чу позна­ко­мить рим­ское обще­ство с послед­ним сло­вом гре­че­ской фило­со­фии, соеди­нил в сво­их взглядах наи­бо­лее ходя­чие пред­став­ле­ния обе­их систем: уче­ние о веро­ят­но­сти как кри­те­рии истин­но­сти (позд­няя Ака­де­мия) и, в духе сто­и­циз­ма, допу­ще­ние неко­то­рых общих поня­тий, свой­ст­вен­ных всем людям: суще­ст­во­ва­ние бога, бес­смер­тие души и т. п.

Цице­рон ста­вил перед собой не столь­ко науч­ные, сколь­ко про­све­ти­тель­ные цели. К тому же он не был фило­со­фом-спе­ци­а­ли­стом. Отсюда выте­ка­ют как досто­ин­ства, так и недо­стат­ки его фило­соф­ских про­из­веде­ний. Они доступ­ны каж­до­му обра­зо­ван­но­му чело­ве­ку, напи­са­ны изящ­ным и про­стым язы­ком. Цице­рон пре­крас­но спра­вил­ся с труд­ной зада­чей пере­ве­сти на латин­ский язык гре­че­скую фило­соф­скую тер­ми­но­ло­гию. С дру­гой сто­ро­ны, Цице­рон, не обла­дая спе­ци­аль­ны­ми зна­ни­я­ми, часто допус­кал ошиб­ки в изло­же­нии фило­соф­ских систем. Мно­гое у него напи­са­но на ско­рую руку, часто отсут­ст­ву­ет кри­ти­че­ское отно­ше­ние к изла­га­е­мым взглядам.

Тем не менее Цице­ро­ну при­над­ле­жит огром­ная заслу­га перед исто­ри­ей куль­ту­ры, так как имен­но он впер­вые в широ­ком мас­шта­бе позна­ко­мил рим­ское обра­зо­ван­ное обще­ство с гре­че­ской фило­со­фи­ей. И преж­де чем люди новой Евро­пы смог­ли с.402 непо­сред­ст­вен­но исполь­зо­вать сокро­ви­ща этой фило­со­фии, они зна­ко­ми­лись с ней, глав­ным обра­зом, через Цице­ро­на.

Боль­шую исто­ри­че­скую цен­ность пред­став­ля­ет пере­пис­ка Цице­ро­на, Сохра­ни­лось четы­ре сбор­ни­ка его пере­пис­ки: 1) пись­ма к раз­лич­ным адре­са­там (обыч­но назы­ва­ют­ся « Пись­ма к близ­ким» ), 2) пись­ма к бра­ту Квин­ту, 3) пись­ма к близ­ко­му дру­гу Цице­ро­на, Титу Пом­по­нию Атти­ку, и 4) пере­пис­ка с М. Бру­том.

Цице­рон был боль­шим масте­ром эпи­сто­ляр­но­го сти­ля. Он умел и любил писать. Слог его легок и раз­но­об­ра­зит­ся в зави­си­мо­сти от лич­но­сти адре­са­та. Часть писем несо­мнен­но пред­на­зна­ча­лась для пуб­ли­ка­ции, сле­до­ва­тель­но была лите­ра­тур­но обра­бота­на и не име­ет поэто­му харак­те­ра непо­сред­ст­вен­но­сти. Но мно­гие пись­ма не пред­на­зна­ча­лись для опуб­ли­ко­ва­ния. Поэто­му они име­ют интим­ный харак­тер, пол­ны непри­нуж­ден­но­сти и есте­ствен­но­сти. Это повы­ша­ет их исто­ри­че­ское зна­че­ние. В пере­пис­ке Цице­ро­на содер­жит­ся огром­ный мате­ри­ал для исто­рии граж­дан­ских войн, для харак­те­ри­сти­ки как само­го Цице­ро­на, так и его совре­мен­ни­ков. В ней дана яркая кар­ти­на поли­ти­че­ской и соци­аль­ной жиз­ни, кар­ти­на быта и нра­вов Рима середи­ны I в. до н. э.

С . Ковалев

Имя: Цицерон (Марк Туллий Цицерон)

Дата рождения: 106 г. до н. э.

Возраст: 63 года

Дата смерти: 43 г. до н. э.

Деятельность: политический деятель, оратор, философ

Семейное положение: был в разводе

Цицерон: биография

Политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон жил в Древнем Риме. Римлянин не происходил из знатного рода, но ораторским талантом сумел достичь небывалых высот в политической карьере. Марк Туллий до последнего оставался сторонником республиканского строя, за что поплатился жизнью. До нашего времени дошли некоторые литературные, философские и ораторские труды деятеля. Современники Цицерона считали, что у философа эталонный стиль повествования.


Творчество Марка Туллия оказало влияние на формирование древнеримской культуры. Трактаты, речи Цицерона восхищали историков разных времен. Исследователи делают важные выводы, основываясь на произведениях философа.

Детство и юность

Рождение Марка Туллия Цицерона пришлось на 3 января 106 года до н.э. Будущий философ редко вспоминал день рождения, так как считал неправильным праздником. По мнению , роды прошли легко, после чего мальчика передали кормилице, которой привиделось, что Цицерон станет «благом для римлян».


Марк Туллий родился в усадьбе деда, расположенной рядом с рекой Фибрен, в непосредственной близости от Арпина. Позже молодой человек переехал в город, где получил начальное образование. Критики того времени считали Цицерона недостойным и постоянно упоминали о «деревенском рождении».

Родственники Марка Туллия входили в круг уважаемых людей. К примеру, муж тети Гай Акулеон тесно общался с оратором Луцием Лицинием Крассом. Цицерон вдохновлялся дядей, считая деятеля человеком тонкого ума. Акулеон разбирался в гражданском праве.


В детском возрасте Цицерон вместе с двоюродным братом приезжал в Рим для общения с Крассом. Резиденция отца Марка Туллия была в городе. Дом располагался в квартале Карины. Современники философа утверждали, что Цицерон обучался легко и ненасытно. Подростком выучил греческий язык, постигал науки у учителей из Греции.

Литература и философия

Ораторское искусство - отдушина для Цицерона, поэтому неудивительно, что оратор регулярно писал сочинения на связанные темы. Философ повествовал о теоретических и практических вопросах выступления на публике. Известны истории трактаты Цицерона по теме «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Бруте», «О нахождении материала».


Риторическое образование в те годы не устраивало Марка Туллия, поэтому оратор пытался достучаться до молодых умов творчеством. Цицерон установил высокую планку, которую невозможно было достичь, но благодаря этому начинающие ораторы приближались к этим представлениям.

Цицерон считал, что оратору необходим широкий кругозор: необходимо ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве. Для оратора важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта. Молодым людям философ дал немало советов. К примеру, в речи использование риторических фигур допустимо, но перегружать ими высказывания не следует. Последовательность – одна из основ ораторского искусства.


Неологизмы могут быть использованы в речи, но при этом новые слова должны быть понятны слушателям. Избегать изобразительно-выразительных средств не следует, но метафоры нужно подбирать естественные и живые. Практиковать рассуждения можно при помощи философских тем. Цицерон советовал заниматься правильностью и четкостью произношения. Речи пожилых римлянок нравились оратору.

Политические и судебные речи должны обладать определенной структурой, отличной от повседневных выступлений. Пафос и шутки не помогут в восприятии изложения мыслей, но в некоторых ситуациях сделают речь живой. Оратору необходимо тонко чувствовать эти грани. По мнению Марка Туллия, эмоции лучше оставлять на заключительную часть выступления. Так можно добиться максимального эффекта.


Во время речей Цицерон замечал пользу литературы как для писателя, так для читателей. Нередко создатели литературных произведений рассказывают обывателям в биографиях и поэмах о доблести и героизме известных правителей, великих людей. Оратор советовал всем гражданам, обладающим поэтическим или писательским даром, активно развивать талант, так как природа не способна подарить максимальный уровень владения словом.

Когда речь заходила о поэзии, Цицерон становился консерватором. Оратору нравились традиционные варианты стихосложения, а поэты-модернисты подвергались критике. Философ считал, что современная поэзия - цель, а не инструмент для прославления родины, воспитания патриотов. По душе Марку Туллию были эпическая поэзия и трагедия.


Интересно, что Цицерон считал историю не наукой, а видом ораторского искусства. Философ пытался сподвигнуть соотечественников на изложение исторических событий, произошедших недавно. По мнению Марка Туллия, анализ древних времен не нужен. Перечисление произошедших событий не интересует обывателей, так как увлекательнее читать, что подтолкнуло деятелей на совершение тех или иных действий.

Политические взгляды

Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.


Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.

В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике. Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу. При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.


По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.

Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями - гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.


Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.

Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.


По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.

Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.

Личная жизнь

Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.


В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.

Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор - старший ребенок в семье. Брат - Квинт.

Смерть

После смерти Цезаря за постоянные нападки на Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.


Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.

Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.


Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.

Библиография

  • «О нахождении»
  • «Об ораторе»
  • «Построение речи»
  • «О наилучшем роде ораторов»
  • «О государстве»
  • «Брут»
  • «Оратор»
  • «Топика»
  • «О дружбе»
  • «Об обязанностях»

Цитаты

  • Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
  • О времена, о нравы!
  • Лицо - зеркало души.
  • Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
  • Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.


Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив