Что такое социальная защита и различные определения. Определение понятия «социальная защита населения. Социальная защита населения

Что такое социальная защита и различные определения. Определение понятия «социальная защита населения. Социальная защита населения

Оритетах развития данного направления социальной полити- ки. 1.3. Понятие «социальная защита» в отечественной научной литературе Если попытаться дифференцировать подходы к катего- рии «социальная защита» в отечественной научной литерату- ре, то можно выделить несколько. Первый подход связан с рассмотрением социальной за- щиты как определенной научной категории. Социальная за- щита представляет собой совокупность социально- экономических отношений, возникающих при распределении общественного дохода, а ее характер, соответственно, в зна- чительной мере определяется характером распределительных отношений в обществе. Второй подход связан с прикладным аспектом данной проблемы, и в соответствии с ним социальная защита рас- сматривается как система государственных мер. Но при таком подходе следует учитывать крайние точки зрения, когда со- циальная защита трактуется либо весьма широко (как ком- плекс государственных мер, обеспечивающих социальную безопасность всех граждан в основных сферах жизнедеятель- ности человека), либо весьма узко (как система государствен- ных мер социальной помощи наиболее обездоленным слоям и группам населения). Конкретизация ее трактовки зависит от выдвинутых задач, на решение которых и направлена соци- альная защита. Так, Ю.В.Колесников под социальной защитой в широ- ком смысле слова понимает деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социаль- ной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гаран- тий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе права на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизвод- ства и развития личности. В таком понимании социальная защита охватывает все слои общества - как экономически ак- тивное население, так и нетрудоспособных членов общества. 11 Однако значительно чаще понимание «социальной за- щиты» сужается даже в тех случаях, когда продекларирован широкий подход. В узком смысле социальная защита пред- ставляет собой комплекс целенаправленных конкретных ме- роприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населе- ния1. При таком подходе очень часто социальная защита ассоциируется с социальным обеспечением в целом или с оп- ределенным ее направлением. И третий подход, который в определенной степени объединяет первые два, заключается в соединении сущност- ного категориального подхода и практического в определении содержания понятия социальной защиты. В числе представи- телей данного направления следует назвать академика РАН В.И.Жукова. Он определяет социальную защиту как состав- ную часть социальной политики государства, воплощенную в его социальных программах и практике, регулирующей от- ношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. Такое же понимание категории социальной защиты и у Г.И.Осадчей. В отличие от предыдущего оно включает от- дельные детали, которые позволили автору определить гра- ницы социальной защиты. По ее мнению, социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых га- рантий, защищающих любого члена общества от экономиче- ской, социальной и физической деградации вследствие вне- запного и резкого ухудшения условий его благосостояния, уг- розы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал. Однако научные разработки, в которых бы комплексно рассматривались теоретические аспекты социальной защиты, практически отсутствуют, несмотря на практическую необхо- димость такого рода исследований. 1 Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и поня- тий. М., 1996. 12 Рассмотрим сущность и содержание определения «со- циальная защита» с позиции системного подхода. Следует подчеркнуть, что системный подход к изучению проблем со- циальной защиты отличает работы многих известных совре- менных социологов, является одним из главных методологи- ческих подходов в социологии. В основе системного подхода к анализу особенностей социальной защиты находится, прежде всего, понимание на- ми объекта исследования как системы. Этот подход ориенти- рует на раскрытие целостности объекта, выявление многооб- разных связей в нем и сведение их в единую теоретическую конструкцию. Исследуются все элементы системы, ее внут- ренние и внешние связи, качество и уровень выполнения сис- темой главной целевой функции, выявляются противоречия, «вызовы», «угрозы» внешней среды, скрытые резервы и пре- делы развития как отдельных элементов (компонентов, под- систем) и связей, так и системы в целом. Важное значение при исследовании социальных явле- ний в современном обществе имеет введение понятия «соци- альная подсистема». Такая подсистема «объединяет индиви- дов по одному из функциональных признаков системы, отли- чается высокой степенью организации, строгой регламенти- рованностью участия исполнения в рамках своих видов дея- тельности». При обращении к социальным системам и подсистемам необходимо выделить такие признаки, которые позволяют выявить специфику социального и сформулировать критерии разделения социальной системы и социальных общностей как несистемы. К таким важнейшим системообразующим при- знакам Ю.В. Колесников относит общую цель (цели), реали- зацию каждым компонентом системы своих функций, обу- словленных общей целью и соответствующими задачами, от- ношения субординации, координации между компонентами социальной системы, наличие обратной связи между управ- ляющей и управляемой подсистемами. Основными элемента- ми социальной системы как целостного образования являются люди, а также их связи, взаимодействия и отношения. 13 Более того, именно в способности достигать цель за- ключается смысл системы, и эта же способность создает ос- нование для ее дальнейшей жизнедеятельности. Система жизнеспособна до тех пор, пока она может ставить и дости- гать цели. Существует критерий того, насколько правильно вы- брана цель и способна ли система достичь поставленной цели. В качестве такового выступает конкретный результат, на достижение которого направлена деятельность социальных систем. Итак, система представляет целостное единство струк- туры и функционального комплекса, связанного с возможно- стью организации и необходимостью управлять ею. Систе- мообразующими факторами для жизнедеятельности социаль- ной системы выступают цель, способность ее достижения и результат как критерий достижения цели. Структура системы социальной защиты может харак- теризоваться методологическими различиями его сегменти- рования (определение системы входящих подсистем), типо- логии различий внутренних и внешних составляющих и т.п. Например, В. Бекренев для этих целей использует признак принадлежности системы социальной защиты к сектору эко- номики. Это связано, по его мнению, с тем, что появились организации, имущество которых находится в частной собст- венности (негосударственной), а получение и распростране- ние прибыли между участниками не является основой целью деятельности. Такие организации - совокупность негосудар- ственных некоммерческих организаций. Отсюда систему со- циальной защиты он представляет состоящей из трех секто- ров (государственного, негосударственного, третьего секто- ра). В структуру государственного сектора, по его мнению, должны входить федеральная система социальной защиты, система социальной защиты субъекта РФ, муниципальная система социальной защиты, негосударственный сектор (сис- тема социальной защиты предприятий, система социальной защиты граждан), третий сектор включает в себя обществен- ные некоммерческие фонды, организации. 14 С.А. Юшкова рассматривает в качестве структурных элементов системы социальной защиты социальное обеспече- ние, социальную помощь, социальную поддержку и реабили- тацию, социальную работу, социальные льготы1. В специальной литературе содержится немало других классификаций системы социальной защиты, предназначен- ных для решения различных задач в этой области. Мы же подчиняем данную типологизацию решению такой важ- ной, на наш взгляд, проблемы, как субординация основных задач системы социальной защиты населения, в зависимости от потребностей населения и в первую очередь социально уязвимых групп. Уточним наше представление социальной защиты в рамках системного подхода с помощью следующих допол- няющих характеристик (признаков), ориентированных не только на общефедеральные, но и на региональные особенно- сти:  системность – ориентация на закономерные связи и зависимости всех частей целого;  комплексность – организация подсистем управления по вертикали и горизонтали;  структурированность – потребность в функциональ- ных сегментах управления, четкое разделение функций феде- ральных, региональных, местных органов власти, трудовых коллективов;  социальная репродуктивность – способность обеспе- чивать хотя бы на минимально допустимом уровне воспроиз- водственные возможности субъектов в социальном плане;  векторность – нацеленность на социальный прогресс, на преодоление регрессивных тенденций; 1 Юшкова С.А. Структура и условия функционирования эффективной системы соци- альной защиты населения Российской Федерации в условиях социально- экономических изменений. Автореферат канд. экон. наук. М., 1997. С. 10-11. 15  многосубъектность – нацеленность на разнообразие субъектов в рамках системы социальной защиты;  гибкость в осуществлении функций – упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях динамично меняющихся условий (экономических, социальных, полити- ческих), способность к саморазвитию;  индивидуализация – организация форм социальной защиты на основе более обоснованной дифференциации групп населения по критерию самообеспечения. Социальная защита, будучи производной системой в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные законо- мерности и принципы функционирования. В русском языке для перевода широко распространен- ного во многих странах термина «социальная защита» приме- няется термин «социальное обеспечение». Так, в «Большом энциклопедическом словаре» приведено только понятие «со- циальное обеспечение». В «Малой советской энциклопедии» 1960 г. издания также дается только определение социального обеспечения, которое в широком смысле трактуется как сис- тема государственных и общественных мероприятий, направ- ленная на материальное, культурно-бытовое обеспечение не- трудоспособных граждан. Как видим, в советский период акцент при раскрытии сущности понятия «социальное обеспечение» делался только на участие государства в соответствующих мероприятиях. В современных же условиях роль государства в системе соци- ального обеспечения не акцентируется, хотя, безусловно, и не умаляется. Формирующаяся социальная защита как одно из важных направлений современной государственной социаль- ной политики России декларирует стремление решить две задачи: защитить от жесткого воздействия рынка наиболее социально уязвимые слои населения и способствовать реали- зации собственных возможностей индивида, семьи для само- обеспечения. При этом прослеживаются тенденции отказа от государственного патернализма, а также разгосударствления 16 социальной сферы и освобождения государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Государство отводит себе роль законодателя и посред- ника, что диктуется необходимостью сокращения прямых бюджетных расходов. Поэтому встречается в последнее время наряду с поня- тием «социальное обеспечение» понятие «социальная защи- та», которые, по нашему мнению, не являются синонимич- ными, поскольку «социальное обеспечение» есть одна из форм социальной защиты, где преобладают принципы госу- дарственной организации с очень ограниченным ее использо- ванием. Термин «социальная защита» («социальная безопас- ность») был впервые применен в США в «Законе о социаль- ной безопасности» в 1935 г., который стимулировал разра- ботку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. этот термин был использован и в за- конодательном акте Новой Зеландии. В последующем рамки данной дефиниции были расширены при разработке и приня- тии конвенций и рекомендаций Международной организации труда, так как просто и доходчиво выражали сущность про- блемы по организации национальных программ и систем по- мощи престарелым и нетрудоспособным. Данный термин также активно использовался Всемирной организацией здра- воохранения (ВОЗ), Международной ассоциацией социально- го обеспечения (МАСО) в социальном страховании и соци- альной помощи, гарантировании минимальных доходов рабо- тающим гражданам при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы1. Активное использование категории "социальная защи- та" международным сообществом можно объяснить тем об- стоятельствам, что в период 30-50-х гг. во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной по- литике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов соци- 1 Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2004. С. 41. 17 альной сферы с позиции характеристики ее защитных функ- ций. В отечественной научной литературе термин "социаль- ная защита" достаточно новый. Его появление связано с трансформацией общественного устройства страны в 90-х гг. В последнее время он стал широко употребляться при описа- нии социальной политики государства в случаях, когда речь идет о формах защиты социально уязвимых категорий насе- ления. В Докладе ООН подчеркивается, что в организации социальной защиты населения преобладают два направления: социальное вспомоществование и социальное страхование. Социальное вспомоществование подразумевает формирова- ние государством определенных ресурсов и передачу их тем группам населения, которые, как считается, имеют основания на это в силу своей обездоленности (низкий уровень доходов или их отсутствие, а также ограниченный доступ к социаль- ным благам). Социальное страхование представляет собой объединение ресурсов граждан ввиду опасения наступления рисков и предоставление их гражданам на основании сделан- ных ими взносов в целях защиты от проявлений рисков либо смягчения их негативных последствий. Таким образом, от- дельные лица или семьи защищают себя от риска путем объе- динения своих ресурсов с ресурсами группы других подвер- женных аналогичному риску лиц. С точки зрения специалистов Международного бюро труда (МБТ), которая не противоречит мнению экспертов ООН, существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты: широкий подход, который охватывает фактически все сферы жизнедеятельности челове- ка, все этапы его воспроизводства от рождения до смерти; узкий подход, фиксирующий лишь критические моменты в жизни человека, когда он нуждается в поддержке со стороны государства и общества. В результате под социальной защитой в широком смысле исследователи понимают деятельность, которая на- правлена на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негатив- 18 ных факторов, воздействующих на личность, создание усло- вий для самоопределения и самореализации человека в жиз- ни1. В более узком понимании социальная защита представ- ляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций. Исходя из это- го в рамках узкого подхода, основными инструментами соци- альной защиты выступают социальное страхование и соци- альная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает в себя другие сферы системы жизнеобеспечения. В нашем понимании категория «социальная защита» представлена широким спектром направлений и включает в себя не только сферу производства нематериальных (соци- альных) услуг для населения, но также сферу производства материальных и социальных услуг, оказываемых общест- венным (некоммерческим) сектором. Такой подход является, на наш взгляд, теоретически обоснованным. С одной сторо- ны, он позволяет выявить связи данной системы с другими системами (экономической, политической, правовой и т.д.) и институтами, с другой – делает возможным изучение компо- нентов и их взаимосвязи в рамках формирующейся системы социальной защиты, а также принципов построения и функ- ционирования системы. Социальная защита представляет сферу жизненно важ- ных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государ- ства и общества. Право на социальную защиту – признанная международным сообществом и гарантированная государст- вом возможность человека удовлетворять свои физиологиче- ские, социальные и духовные потребности в объеме, необхо- димом для поддержания достойной жизни. Национальная система социальной защиты во многом определяет порядок в 1 Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и поня- тий. М., 1996. 19 стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динами- ку экономического и социального развития. Кроме того, на наш взгляд, важно различать такие на- учные категории, как «социальная защита» и «социальная защищенность». Так, Б.С. Павлов считает, что под понятием «социальная защищенность» следует понимать в узком смыс- ле минимум социальных гарантий, предоставляемых общест- вом индивиду. В этом случае критериями социальной защи- щенности человека могли бы быть, на его взгляд, такие пока- затели: наличие законных источников доходов, обеспечи- вающих прожиточный минимум; наличие возможности само- стоятельно использовать денежные доходы на приобретение (оплату) товаров и услуг в объеме и ассортименте минималь- ной потребительской корзины; обеспеченность жильем, отве- чающим минимальным санитарным нормам; обеспеченность медицинскими препаратами и минимумом медицинских ус- луг, без которых невозможно поддержание жизнедеятельно- сти организма1. При этом он уточняет, что в этот же перечень могут войти все без исключения основные показатели жизненного уровня населения: уровень оплаты труда, реальные доходы населения, объем потребляемых благ и услуг, уровень по- требления продовольственных и непродовольственных това- ров, величина свободного и рабочего времени, продолжи- тельность жизни, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д. З.Х Саралиева определила понятие «социальная за- щищенность» с позиции социологии как «совокупное со- стояние, основная тенденция, цель и средство существования социума для человека, самовозрастание потенциала личности и общества в их объединенных усилиях. Эта категория вклю- чает в себя объективное качество экономической, социаль- ной, духовной зрелости и жизнеспособности общества и субъективное осознание этого личностью»2. 1 Региональный рынок: предпосылки формирования и функционирования. Екатерин- бург, 1995. С.71. 2 Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы. .Новгород, 2003. С.21. 20

Понятие «социальная защита»

Социальная защита населения – это не что иное, как форма проявления социальной политики государства.

Социальная зашита, являясь категорией экономической представляет собой систему распределительных отношений.

Общественные фонды денежных средств, которые образуются за счет части национального дохода, используются для материального обеспечения малоимущих граждан.

Замечание 1

Таким образом, социальная защита есть система мероприятий по обеспечению минимально достаточных условий жизни и деятельного существования человека.

Современная трактовка системы социальной защиты понимает под ней совокупность прав и гарантий, установленных законодательно, а социальные институты и учреждения обеспечивают их реализацию, создавая условия для поддержания жизнедеятельности различных социальных слоев населения и, в первую очередь, социально уязвимых.

В условиях экономического кризиса защитить всё население от снижения жизненного уровня и других социальных проблем социальная защита не в состоянии.

В таких условиях социальная поддержка оказывается только наиболее нуждающимся – эту категорию населения принято называть социально уязвимыми слоями. К ним относятся лица, не имеющие возможности как-то улучшить свое материальное положение и, поддержать, таким образом, необходимые условия существования.

Если социально уязвимые слои населения рассматривать шире, то это люди, доходы которых ниже прожиточного минимума.

На практике социально уязвимыми принято считать те семьи, где на каждого члена семьи приходится низкий денежный доход, семьи, потерявшие кормильца, одинокие матери, престарелые, студенты, живущие на стипендию, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, социальных конфликтов, незаконного преследования.

Социальная защита имеет ведущие организационно-правовые формы, к которым относятся:

  • социальное обслуживание;
  • государственное социальное страхование;
  • пенсионное обеспечение;
  • другие формы государственной поддержки населения.

Особенности социальной защиты населения России

В пореформенной России социальная защита в большей степени развивалась стихийно. Не было должного представления о задачах и путях их решения, об её организационной и административной структуре, правовых нормах.

Несмотря на то, что система социальной защиты в России имеет фактическое существование и бурное развитие, но, тем не менее, общественным сознанием она ещё не принята как самостоятельный социальный институт.

Это приводит к сужению сферы её деятельности. Например, в 1997 г. Правительство РФ приняло Программу социальных реформ на период с 1997 по 2000 гг.

В этой Программе понятие «социальная защита» сводилось только к таким вопросам:

  • социальное обслуживание населения страны;
  • социальная защита инвалидов;
  • социальные пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • стипендии;
  • социальная поддержка граждан, уволенных с военной службы в запас.

Нет четкого и правильного представления о том, каков должен быть характер института социальной защиты, его содержание. Отсутствие правильных представлений ведет к произвольному толкованию терминов и понятий, разнообразных категорий, раскрывающих смысл и значение подобного института.

В СССР для определения совокупности социальных, экономических и других отношений в широком смысле использовался термин «социальное обеспечение», определявший весь институт социальной защиты под названием «право социального обеспечения».

В узком смысле одновременно этот термин использовался для определения системы отношений в области социальной защиты за счет средств государственного бюджета. Социальное обеспечение в системе планового ведения хозяйства отражало специфику организации социальной защиты страны.

В период рыночных отношений этот термин нельзя уже использовать для определения совокупности социально-экономических отношений и для административных структур с новыми функциями. В результате термин был вытеснен из практической сферы и заменен новым « социальная защита».

Новый термин в большей степени соответствует сущности социального института. Элементы социальной защиты одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

В российской науке и практике появились такие понятия как «социальная помощь» и «социальная поддержка».

Определение 1

Социальная помощь представляет собой систему общественных отношений, которые складываются между гражданами со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума с одной стороны и государственными органами с другой стороны. Поводом этих отношений является предоставление семьям денежных выплат, натуральной помощи сверх их заработка, пенсий, пособий и др.

Обеспечить прожиточный минимум населения страны – цель социальной помощи.

Отличительная особенность социальной поддержки заключается в том, что она включает меры семьям, нуждающимся в дополнительной поддержке, если даже их доход не ниже прожиточного уровня. Социальная поддержка является прерогативой местного самоуправления.

Виды социальной защиты

Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных благ, цель которого заключается в удовлетворении жизненно необходимых потребностей человека. К социальному обеспечению относились не только пенсии, но и пособия по временной нетрудоспособности и родам, уход за ребенком до года. Семьям оказывалась помощь в содержании и воспитании детей. Здесь имеется в виду бесплатные ясли или на льготных условиях, детские сады, пионерские лагеря и др.

Социальное обеспечение касалось и нетрудоспособных граждан – содержание их в домах престарелых, предоставление средств передвижения инвалидам.

Основными принципами социального обеспечения являются всеобщность, общедоступность, адресность, разнообразие предоставляемых услуг. Социальное обеспечение включает в себя социальное страхование и социальную помощь.

Ко второму виду социальной защиты относится социальная поддержка. Как косвенная поддержка населения она включает в свой состав систему социальных гарантий и социальных льгот.

Проявляться социальная поддержка может в самых разнообразных формах. Это может быть денежная помощь, бесплатное питание, помещение в приют, медицинская, юридическая, психологическая помощь, усыновление, опекунство.

Оказанием помощи, поддержкой и защитой людей, и в первую очередь социально слабых слоев населения, занимаются социальные учреждения, деятельность которых получила название социальной работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Определение социальной защиты населения

2. Определение органов местного самоуправления

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Заключение

Список литературы

Введение

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Дальнейшая разработка методов и механизмов социальной защиты населения обусловлено необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. При написании данной работы мной была поставлена цель: раскрыть сущность полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения.

1. Определение социальной защиты населения

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

* гуманность;

* адресность;

* комплексность;

* обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

* гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

* общедоступность и бесплатность образования;

* минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

* пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

* ритуальное пособие на погребение и др.

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

2. Определение органов местного самоуправления

Местное самоуправление -- система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывание отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

· средства самообложения граждан

· доходы от местных налогов и сборов

· доходы от региональных налогов и сборов

· доходы от федеральных налогов и сборов

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

· добровольные пожертвования

· субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)

· иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Согласно Закону РФ от 6 июля 1991 г. “О местном самоуправлении в Российской Федерации” можно подробно проанализировать полномочия органов местного самоуправления, в нужной области.

Статья 64. Полномочия районной администрации в области социальной защиты населения

Районная администрация:

1) назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;

2) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

3) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета;

4) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

5) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;

6) предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);

7) руководит опекой и попечительством в районе;

8) разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения;

9) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств;

10) получает от расположенных на территории района предприятий учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам.

Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Приложение к постановлению ВС РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1

5. Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

· обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов);

· обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

· ассигнований из городских и районных бюджетов.

18. Контроль за исполнением бюджетов фондов занятости всех уровней осуществляют соответствующие представительные органы власти.

19. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляют ревизионные комиссии. Ревизионные комиссии создаются решениями соответствующих исполнительных органов власти.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

Статья 4. Системы социальных служб

2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”

Статья 12. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 31. Основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Статья 9. Государственная служба по делам ветеранов

Руководство государственной службой по делам ветеранов осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Заключение

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Список литературы

1. “Экономические основы социальной работы”, Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., “ВЛАДОС”, 2001г.

2. “Право социального обеспечения”, под редакцией К.Н. Гусова, ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001г.

3. “Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г., “ВЛАДОС”, 2000г.

4. “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 12.

5. Федеральный Закон «О гарантированном перечне социальных услуг»

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Страховая часть трудовой пенсии по старости. Государственные гарантии в системе социальной защиты. Основные принципы социальной защиты населения. Социальные гарантии занятости молодежи в Нижегородской области.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Социальная политика в Российской Федерации. Зарубежный опыт организации соцобеспечения населения местными органами власти. Анализ функционирования органов местного самоуправления и предложения по улучшению качества их работы в аспекте социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Суть и основные направления социальной защиты населения в условиях рынка. Социальные гарантии и стандарты. Анализ качества жизни и доходов населения в Республике Дагестан. Совершенствование государственной политики в области социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения. Органы управления системой социальной защиты населения Рязанской области, их задачи и полномочия.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Роль органов местного самоуправления в социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, проблемы и меры социальной защиты семей с детьми (многодетных), социальной адаптации бывших заключенных и несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Система социальной защиты населения в России. Характеристика деятельности центров социального обслуживания. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защита населения. Направление работы центров социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.

1. Социальная защита - система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека .

Также под социальной защитой понимают совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Данная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой - институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих государство, суд, профсоюзы и другие.

Республика Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудовому человеку возможности своим трудом обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту .

Проводимая в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей.

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

Пособия по безработице;

Пособия по болезни, инвалидности;

Жилищные пособия;

Пособия по получению образования;

Мед. помощь;

Гарантирование государством минимального уровня дохода .

В системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:

Защита всех социально-демографических групп населения;

Социальные гарантии трудоспособным членам общества;

Меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы

Методы социальной защиты:

1. Социальная помощь осуществляется как в денежной, так и в натуральной формах на условия безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении(инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы).

2. Социальное страхование- система предоставления финансовой помощи на счет взносов (обязательных или добровольных).

3. Социальное попечительство- метод социальной защиты, при которой помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью, например, когда дети остались без родителей.

4. Социальная поддержка- способ соц. Защиты граждан, чти доходы ниже установленного прожиточного минимума.

5. Социальное обслуживание-система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.

Для проведения политики соц. защиты создается и развивается система соц. защиты, которая представляется собой совокупность мер и форм, которые обеспечивают подержания жизнедеятельности тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях сильного риска по независящим от них обстоятельствах .

Функции социальной защиты населения:

1. Экономическая заключается в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособности или потеряй кормильца, оказание минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

2. Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровни жизни различных слоев населения.

3. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития населения.

4. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям:

2. социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты является размер среднемесячного дохода населения на члена семьи, наличие источника средств существования(нетрудоспособные, безработные), потребности в помощи (ветераны войны, беременные женщины), экологическое и социальное неблагополучие(беженцы, жители экологически неблагополучных территорий). Для каждой категории уязвимых слоев населения разрабатывается своя система защиты населения.

Главная цель разработки критериев эффективности работы учреждений социального обслуживания системы и управлений (отделов) социальной защиты населения городов и районов- это «при минимальных затратах бюджетных средств добиваться более эффективной социальной защиты действительно нуждающихся в ней граждан, используя, в первую очередь, их собственные возможности»

1. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости)

Эффективность работы учреждений социального обслуживания оценивается по группам: дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего и специального типа; психоневрологические интернаты для взрослых инвалидов; другие учреждения Такая классификация учреждений, оправдана, так как позволяет произвести оценку эффективности изначально «равных» по типу между собой учреждений.

2. В группу критериев финансовой деятельности включены следующие критерии (пункты) - это критерии эффективности целевого использования бюджетных средств на содержание учреждения; кредиторской задолженности; финансового состояния иной деятельности (критерий эффективности работы по получению дохода от иной деятельности); организации и проведения государственных закупок; своевременного освоения средств для строительства и капитального ремонта; работы со спонсорами.

3. К показателям нарушений отнесли такие критерии эффективности: критерий нарушений, зафиксированных актом или другим документом (правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и другие); критерий наличия фактов привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и наличия обоснованных жалоб на социальное обслуживание.

4. В группу критериев оценки эффективности работы самого учреждения и его отчетности представляется целесообразным внести такие показатели: исполнительская дисциплина, характеризующаяся качеством и сроками представления информации на запросы отделов управления социальной защиты населения; организационно - правовая работа с персоналом учреждений, оцениваемая через организацию трудовых отношений в учреждении; показатель внедрения новых эффективных форм и методов социальной работы в учреждении; участие в конкурсах, спартакиадах, фестивалях. Критерий эффективности, называющийся «организационно - правовая, профилактическая работа с персоналом учреждений», содержит в себе показатели состояния документации по социально- трудовым вопросам.

В состав системы социальной защиты населения включают следующие подсистемы:

Субъекты-граждане и члены их семей, на которых распространяется соц. Защита населения и социальные работники.

Виды и формы соц. Защиты

Механизмы соц. Защиты

Органы в соц. Защиты, в т.ч.:

1. Органы управления соц. защиты

2. Органы финансирования соц. Защиты граждан и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды соц. страхования.

3. Сеть организаций и предприятий соц. Защиты и соц. Обслуживания различных организационно-правовых форм .

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Экономический словарь. 2010.


Экономический словарь. 2000.

Социальная защита это:

Социальная защита Социальная защита Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.
Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.См. также: Социальная защита населения Социальная политика

Финансовый словарь Финам.

/ Место КСО в системе современных социально

26 Место КСО в системе современных социально-трудовых и социально-экономических отношений заключается в виде одного из основных элементов механизма социальной защиты занятого населения. Роль КСО в регулировании социально-трудовых отношений состоит в развитии персонала, охране здоровья, создании безопасных условий труда, реализации социальных программ для работников предприятий и членов их семей.

Однако говорить, что КСО становится новой формой социально-трудовых отношений, было бы неверным. КСО – это концепция взаимоотношений между бизнесом и обществом, причем, бизнес и общество являются двумя взаимозависимыми институтами. Скорее, КСО и социально-трудовые отношения взаимодополняют друг друга, обогащаясь за счет развития каждой системы отношений. Ни концепция КСО, ни проявление новых качеств социально-трудовых отношений невозможны по отдельности. КСО и современные социально-трудовые отношения образуют новую систему социально-экономических отношений в обществе, созвучную происходящим в мире изменениям.

§3. КСО и социальная защита занятого населения

КСО – это прежде всего социальная защита занятого населения. Современный период российской истории, характеризующийся переходом от плановой формы хозяйствования к рыночным отношениям, выдвинул проблему разработки адекватной социальной политики государства в число первоочередных задач. В п.1 ст.7 Конституции Российской Федерации декларируется: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ». Процесс становления и развития социальной защиты, стержневой основы государственной социальной политики, должен охватывать все стороны жизнедеятельности человека, учитывать как особенности социально-трудовых отношений, так и проблемы

27 нетрудоспособного населения. «Развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю»1.

1 Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. – М., 1993. С. 127.

2 Конституция Российской Федерации. М., 2005. С.4.

Формирование системы социальной защиты работников становится одним из приоритетов проводимой социальной политики государства. Вместе с тем, во многих современных исследованиях, посвященных социальной стороне жизни общества, социальная защита именно работающего населения незаслуженно игнорируется. Отчасти объяснение данному факту кроется в тексте самой Конституции РФ, в п.2 ст.7 которой направления социальной защиты обозначены так: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»2. Как видно, в Конституции социальная защита работников обозначена схематично, в виде установления минимального размера оплаты труда и отдельных социальных гарантий при реализации некоторых социальных рисков.

Объяснение этому может быть таким. Как известно, Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и основное внимание при разработке социальных статей было обоснованно уделено неработающим гражданам, как наименее защищенной группе общества. Однако применительно к современным экономическим условиям можно утверждать о насущности исследования и развития основных положений социальной защиты

28 экономически активного населения, составляющего более половины всего населения страны1.

1 Согласно Данным Росстата численность населения Российской Федерации на 1 января 2006 г. составила 142,8 млн. человек, численность экономически активного населения – 73,8 млн. человек или 52% всего населения. (Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб./Росстат. М., 2006. С.72-82).

2 Экономическая энциклопедия. Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1999. С.207.

3 Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Учеб-метод. пособ. Казань, 1995. С.9.

Социальная защита населения

В современной экономической литературе нет общепринятого определения категории «социальная защита», в соответствии с которым можно было бы представить толкование социально-экономического содержания категории «социальная защита занятого населения». Например, в Экономической энциклопедии под редакцией академика Л.И.Абалкина социальная защита определена как «важная функция государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм»2.

Чересчур общее определение логически подвигает к рассмотрению содержания дефиниции «социальные права человека», а также к уточнению «международных и национальных норм», при этом основная роль в обеспечении социальной защиты отводится к государству, что с учетом рассмотрения численности экономически активного населения является не совсем корректным. Государство вместе с работниками и работодателями должно принимать паритетное участие в создании и развитии системы социальной защиты, особенно в части трудозанятого населения.

Слишком общее определение социальной защиты представлено и в учебно-методическом пособии В.П.Юдина «Социальная защита: понятие, сущность, границы»: «деятельность государства по обеспечению развития личности»3. Добавим, что в данном определении речь идет в большей степени о развитии всей социальной сферы общества, включая образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, нежели о минимизации негативного влияния определенных социальных факторов, на случай реализации которых разрабатывается система социальной защиты.

29 Некоторые ведущие специалисты в области социального обеспечения дают свои определения категории «социальная защита», наполняя их собственным детализированным представлением. Так, Н.М.Римашевская считает, что «системы социальной защиты – это фактически механизмы, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых «финансирующих» групп общества (как правило, особенно активных) в пользу «получающих» подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных»1.

1 Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М., 2003. С.192.

2 Роик В.Д.Основы социального страхования. М., 2005. С..25.

При рассмотрении данной трактовки кроме отсутствия конкретизации «групп-доноров», может вызывать вопросы состав «нуждающихся» подгрупп, в который не вошли трудоспособные родители или опекуны, получающие пособия на детей, работники предприятий, пользующиеся льготными ссудами на улучшение жилищных условий, различные категории государственных служащих, в исполнении обязанностей которыми государство заинтересовано не менее, чем в обеспечении полной занятости способного трудиться населения.

Представим определение еще одного ведущего специалиста в области социальной защиты населения В.Д.Роика: «Социальная защита – это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями»2. В определении В.Д.Роика речь идет о социальной защите именно трудоспособного населения, то есть из него выпадают дети, учащиеся, беженцы, мигранты, пострадавшие от

30 стихийных или техногенных бедствий. Кроме того, «качество трудовой жизни работников» – лишь одна сторона системы социальной защиты, другая сторона – общественная жизнедеятельность человека. Положительна заключительная часть определения, в которой раскрывается механизм социальной защиты трудоспособного населения.

Акцентирование внимания на последствиях реализации социальных рисков, прослеживающееся у В.Д.Роика, обнаруживается и у С.М.Березина, который определяет социально-экономическое содержание категории «социальная защита» как «совокупность институтов и механизмов, призванных поддерживать и обеспечивать приемлемый (сложившийся) уровень жизни населения при наступлении социальных рисков»1.

1 Березин С.М. Социальное страхование на Крайнем Севере. М., 2005. С.22.

2 Усиление социальной защиты и уменьшение уязвимости в условиях глобализации в мире. Доклад Генерального секретаря ООН Экономический и социальный Совет. Февраль 2001. С.4.

3 Introduction on the Social Security. International Labor Office. Geneva. 1984, p.3.

Рассмотрим толкования категории «социальная защита», данные авторитетными международными организациями. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) трактует социальную защиту следующим образом: «Под социальной защитой в целом понимается комплекс стратегий и программ государственного и частного сектора, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем»2. Определение МОТ гласит: социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или снижением заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти, обеспечение медицинской помощи и обеспечение субсидий семьям с детьми»3.

Трактовка ООН включает комплекс социальных программ и государства, и частного сектора, тогда как в определении МОТ источник разработки и

31 осуществления мероприятий по социальной защите назван более широко – общество. Вызывают интерес цели, ради достижения которых призвана функционировать система социальной защиты.

В представлении ООН - это компенсация отсутствия или существенного сокращения трудовых доходов, помощь семьям с детьми, обеспечение людей медицинским обслуживанием и жильем. МОТ полагает, что социальная защита кроме целей, определенных ООН, направлена на прекращение или снижение заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти. Однако МОТ дает перечень социальных рисков, которые могут быть застрахованы, а ООН рассматривает цели социальной защиты более широко, поскольку, например, возникновение проблем с жильем застраховать невозможно.

Определение социальной защиты занятого населения

Социальная защита – один из способов поддержания доходов и всестороннего развития людей. Цели институтов социальной защиты занятого населения таковы:

     обеспечение процесса создания общественного продукта рабочей силой - основным его фактором;

     сохранение социальной устойчивости и социальной стабильности в трудовом коллективе главных условий воспроизводства трудового потенциала предприятия;

     создание благоприятного социального окружения вокруг производства общественного продукта - важного инструмента развития хозяйственной системы.

Социальная защита занятого населения основывается не только на перераспределении части национального дохода и обязательном социальном страховании, но и на использовании части вновь созданного собственного продукта корпорациями-работодателями. В то же время финансовая база мероприятий по социальной защите всего населения основывается на перераспределении части национального дохода в соответствии с приоритетами

32 социальной политики государства, а также на формировании и использовании специальных фондов денежных средств или страховых фондов с обязательным участием в их создании всех работающих граждан.

Социально-экономическое содержание категории «социальная защита занятого населения» представляет собой отношения по созданию и реализации социальных программ государства и хозяйственных систем, направленных на поддержание на социально-приемлемом уровне доходов работников, качественное воспроизводство рабочей силы, развитие экономики и общества.

Отметим, что, во-первых, объектом социальной защиты занятого населения является работник в процессе функционирования в системе общественного воспроизводства. При рассмотрении социальной защиты всего населения страны объектом становится та часть общества, которая подпадает под определенные законодательством минимальные критерии уровня жизни.

Во-вторых, социальная защита занятого населения – это комплекс социальных программ и государства, и корпораций, включающий экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры. Комплекс социальных программ реализуется путем создания специальных институтов социальной защиты, которые регулируются действующим законодательством и трудовыми соглашениями (коллективными договорами) работников и работодателей.

В-третьих, социальная защита занятого населения направлена на поддержание доходов работников при наступлении социальных рисков , основными из которых являются временная или стойкая нетрудоспособность, невозможность трудоустройства, материальные потери в связи с материнством или отцовством, наступление старости, необходимость оплаты медицинской помощи. Кроме того, качественное воспроизводство рабочей силы означает не только создание необходимых условий для биологического и социального воспроизводства человека, но и развитие его физических, интеллектуальных и

33 творческих способностей, необходимых для обеспечения поступательного движения хозяйственной системы.

В-четвертых, источниками финансирования социальной защиты занятого населения представлены федеральный, региональные и местные бюджеты, материальные ресурсы корпораций и доходы работников. Сказанное не исключает возможности создания специализированных фондов денежных средств, таких, например, как фонды обязательного социального страхования и иных финансовых институтов, предназначение которых – финансирование социально ориентированных мероприятий.

В-пятых, социальная защита занятого населения служит одновременно инструментом и целью развития экономики и общества , так как поступательное движение отдельной хозяйственной единицы позитивно влияет на показатели роста экономики в целом, разностороннее развитие способностей работника приобретает вполне конкретные материальные очертания в виде повышения доходов работника, а в общеэкономическом смысле – в повышении платежеспособного спроса населения и росте ВВП страны. Эффективная социальная защита занятого населения позволяет акцентировать ресурсы общества на социальных проблемах неработающего населения.

В обоснование авторского определения социальной защиты занятого населения приведем трактовки двух известных специалистов в области социальной защиты. В.В.Басов считает, что «социальную защиту можно понимать как инструмент распределения и потребления определенной части необходимого продукта, созданного совокупным трудом работников, а экономическое содержание процесса распределения и социальной защиты – как один его элемент, призванный обеспечить соответствие совокупной рабочей силы с потребностями общественного производства»1. Ему вторит Б.Г.Збышко, утверждающий, что «социальная защита – это инструмент регулирования воспроизводства рабочей силы и занятости, непосредственно влияющий на

1 Басов В.В.Негосударственные пенсионные фонды как институт социальной защиты населения. Н.Новгород, 2000. С.24.

34 экономическое развитие не только с точки зрения эффективного функционирования рабочей силы, но и как фактор расширения платежеспособного спроса населения»1. Как видно, оба исследователя акцентируют внимание именно на воспроизводстве рабочей силы и развитии общественного производства. В авторском толковании дополнительно подчеркивается роль государства как субъекта социальной защиты, отмечается положительное влияние развития социальной защиты работников на достижение и укрепление социальной стабильности в обществе.

1 Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России (международный и национальный аспект): Монография. М., 2004. С.204.

Функции, принципы и формы социальной защиты занятого населения

Экономическая функция заключается в замещении временно или постоянно утраченных доходов работников, повышении качества рабочей силы, используемой в процессе производства общественного продукта и, как следствие, роста экономики, более эффективного перераспределения национального дохода в масштабах государства.

Социальная функция предусматривает проведение мероприятий по обеспечению качественного воспроизводства рабочей силы, которые включают не только защиту от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности или комплекс медицинской, профессиональной и социальной реабилитации с целью восстановления здоровья и трудоспособности, но также создание, восстановление и развитие физических, духовных, интеллектуальных способностей к деятельности. Немаловажно повышение общего уровня жизни работника, выражающееся, в частности, в повышении образовательного и культурного уровня, улучшении жилищных условий, заботе о членах его семьи.

35 Политическая функция предполагает предоставление конституционно гарантированных норм социальной защиты, поддержание социальной стабильности и морального климата в обществе, повышение его духовного потенциала, обеспечение единства и согласия общества и действующей власти.

Инновационная функция призвана стимулировать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в хозяйственных системах, генерировать новые решения в области социальной защиты работающего населения, реализовать фактор социальной защиты в развитии экономики знаний.

1. Социальная ответственность государства и хозяйственных систем (корпоративная социальная ответственность) за развитие общества в экономической, социальной, экологической, духовной и прочих сферах жизнедеятельности в соответствии с законодательно предусмотренными направлениями, а также выходящими за рамки законодательного минимума мероприятиями.

2. Социальная справедливость в обеспечении равных прав на получение и повышение доходов, безопасности и гигиены труда, охраны здоровья, доступа к материальным, социальным и духовным благам, компенсации при временной или стойкой утрате трудоспособности, получения необходимой материальной и социальной компенсации при реализации социальных рисков.

3. Заинтересованность субъектов социальной защиты работников (органов государственной власти, общественных и частных коммерческих и некоммерческих институтов, объединений работников и работодателей, хозяйственных систем, трудящихся) в создании и внедрении системы социальной защиты.

4. Многоуровневость, многоаспектность и разнонаправленность социальных программ государства и хозяйственных систем от обязательных государственных программ для всего занятого населения до узконаправленных

36 мероприятий для отдельных категорий работников, от оплаты труда, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения до воздействия на социальные отношения работников вне производственного процесса, от всеобщего характера мер социальной защиты до дифференцированного подхода и персонификации работника как объекта социальной защиты.

5. Государственные гарантии при реализации государственных социальных программ и самоуправляемость частных инициатив, выходящих за рамки действующего социального законодательства.

Рассматривая различные аспекты КСО, остановимся на четвертом принципе: многоуровневости, многоаспектности и разнонаправленности социальных программ государства и хозяйственных систем. Данный принцип предполагает наличие разнообразных форм социальной защиты занятого населения . Формы социальной защиты, исходя из специфики, объектности, механизма финансирования, могут быть такими.

Обязательное социальное страхование – «отношения, основанные на принципах всеобщности, солидарности и возмездности, по защите интересов физических лиц при реализации определенных социальных рисков за счет формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов денежных фондов и иных средств страховщиков»1. Данная форма социальной защиты предполагает всеобщий, солидарный и возмездный характер защиты от социальных угроз с помощью использования страхового механизма, организуемого и регулируемого государством.

1 Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. М., 2006. С.19.

Обязательное социальное страхование основывается на обязательных страховых взносах работника, работодателя и государства, а финансовая составляющая страховых выплат позволяет говорить лишь о минимуме необходимых затрат на поддержание доходов и социального положения работника. Виды обязательного социального страхования, согласно действующему законодательству в этой сфере, подразделяются на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное

37 социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Корпоративное (добровольное) социальное страхование – отношения, основанные на договоре, по добровольному коллективному страхованию социальных рисков. Корпоративное социальное страхование может осуществляться в видах рискового или накопительного (сберегательного) страхования, служить дополнением к обязательным видам социального страхования (например, к обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию) или являться самостоятельными видами социальной защиты (например, страхование на случай болезни или смерти, страхование в командировках, страхование на случай определенного страхового события).

Государственное социальное страхование – отношения, основанные на интересе государства в сохранении жизни, здоровья, трудоспособности, доходов, социального положения лиц, находящихся на государственной службе или выполняющих общественно важные функции. К видам государственного социального страхования относятся все виды социального страхования государственных служащих, осуществляемого за счет средств бюджетов, обеспечение при достижении пенсионного возраста, помощь в повышении социального уровня государственного служащего.

Социальное обеспечение – отношения, основанные на социальных программах государства для обеспечения минимальных социальных потребностей граждан. К примерам социального обеспечения относятся субсидии при оплате жилищно-коммунальных услуг, пособия при опекунстве, пособия по безработице, содействие в трудоустройстве и др. Разновидностью социального обеспечения является социальная помощь, оказываемая индивидуально при наступлении чрезвычайных событий, например, природных или техногенных бедствий.

Корпоративные социальные программы – отношения, основанные на взаимной заинтересованности работодателя и работника в укреплении и

38 развитии социально-трудовых отношений. Примерами корпоративных социальных программ являются обеспечение работников жильем, продуктами питания, предметами повседневного обихода, выдача льготных или безвозмездных ссуд, оплата образования, отдыха, санаторно-курортного лечения, финансирование программ оздоровления детей работников, помощь бывшим работникам, достигшим пенсионного возраста, охрану труда и другие. К корпоративным социальным программам следует отнести обеспечение экологической безопасности производства, развитие окружающего сообщества, ведение добросовестной деловой практики.

Индивидуальные социальные программы работников – отношения, основанные на самостоятельной деятельности работников по защите своих доходов и условий жизнедеятельности на случай наступления различных социальных рисков. Видами данной формы являются личные сбережения работников, дивиденды по вкладам, купонный доход по облигациям, доход от размещения сбережений в акциях предприятия, индивидуальное страхование по специальным страховым тарифам, создание фондов взаимопомощи работников.

Безвозмездное корпоративное финансирование социальных программ окружающего сообщества - отношения, основанные на заинтересованности хозяйственных систем в создании и поддержании положительного имиджа среди окружающего сообщества, различных категорий населения или органов государственной власти. Наиболее распространенными видами данной формы социальной защиты являются спонсорство, меценатство, благотворительность.

Мы перечислили основные формы социальной защиты работающего населения. Учтем то обстоятельство, что данный перечень постоянно расширяется и дополняется за счет новых социальных инициатив органов государственной власти, корпораций-работодателей, общественных организаций, представляющих интересы и работодателей, и работников, изучения передового международного опыта.

В сводном виде классификация основных форм и видов социальной защиты занятого населения представлены в табл. 1.2.



40 Как видно из таблицы 1.2, наименее исследованным и одновременно наиболее затратным направлением социальной защиты занятого населения являются социальные программы предприятий, состоящие из корпоративного социального страхования, корпоративных социальных программ, безвозмездного корпоративного финансирования мероприятий в поддержку окружающего сообщества. В той или иной форме предприятия также участвуют в реализации осуществлении обязательного социального страхования и индивидуальных социальных программ работников. Особая роль, присущая хозяйственным системам при осуществлении социальной защиты работников, послужила отправной точкой формирования нового направления в системе социальной защиты – корпоративной социальной ответственности.

Система социальной защиты населения

Соц. защита - система мероприятий, осуществляемых гос. и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Иногда соц. защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы соц. защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.

Виды социальной защиты. Гос. формы: доступное здравоохранение; льготы; доступное образование; пенсия; система соц. обслуживания и предоставления соц. услуг; меры соц. поддержки. Негосударственные формы: добровольное соц. страхование; благотворительность; частные системы здравоохранения и др.

Система соц. защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер соц. защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Соц. обеспечение - создание гос. системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к соц. обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, помощь семьям в содержании и воспитании детей, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

2. Соц. гарантии - предоставление соц. благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к соц. гарантиям относят: гарантированное бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; соц. пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; и др.); пособия при рождении ребенка; ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются соц. льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Соц. страхование - защита экономически активного населения от соц. рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными соц. рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, проф. заболевание, смерть кормильца. Существует 2 формы соц. страхования - обязательное (при поддержке гос-вом его фондов) и добровольное (при отсутствии гос. помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Соц. поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью. Соц. поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения соц. службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания соц. статуса, адаптации в обществе.

Деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль соц. сферы – соц. обслуживание. Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется соц. работой . Объектом соц. работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр. Субъекты соц. работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это гос-во в целом, осуществляющее соц. политику через гос. органы соц. защиты.

Что такое социальная защита?? ? Ответьте пожалуйста очень просто и понятно

Владимир зубленко

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.
Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях