Александр николаевич афанасьев интересные факты из жизни. Александр николаевич афанасьев. Запретные сказки Афанасьева

Александр николаевич афанасьев интересные факты из жизни. Александр николаевич афанасьев. Запретные сказки Афанасьева

    - (1826 71) российский литературовед, представитель мифологической школы в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды Поэтические воззрения славян на природу (т. 1 3, 1866 69), сборник Народные русские сказки (1855 64) … Большой Энциклопедический словарь

    Афанасьев, Александр Николаевич, исследователь народного творчества. Родился 11 июля 1826 года в г. Богучаре Воронежской губернии. Еще учась в Московском университете, А. поместил в Современнике (1847, VI VII) Государственное устройство при Петре … Биографический словарь

    Русский историк и литературовед, исследователь фольклора. Окончил юридический факультет Московского университета. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769‒1774… … Большая советская энциклопедия

    Афанасьев, Александр Николаевич - АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826 1871), российский литературовед, представитель “мифологической школы” в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды “Поэтические воззрения славян на природу” (т. 1 3, 1866 69); сборник “Народные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1826 1871), российский литературовед, представитель «мифоогической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе XVIII в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1 3, 1866 1869), сборник «Народные русские сказки» (1855 1864).… … Энциклопедический словарь

    Известный исследователь русской народной поэзии и мифологии, род. 11 го июля 1826 г., в гор, Богучаре, Воронежской губ., ум. 23 го сентября 1871 г. Сын уездного стряпчего, он провел большую часть детских лет в гор. Боброве, куда семейство… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1826, г. Богучар Воронежской губернии — 1871, Москва), фольклорист, литературовед, историк. Сын уездного стряпчего, выпускник воронежской гимназии, с 1844 в Москве, студент юридического факультета (окончил в 1848), где слушал… … Москва (энциклопедия)

    Исследователь народной поэзии; род. 11 ноля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Афанасьев. Афанасьев, Александр: Афанасьев, Александр Александрович (1903 1991) советский государственный деятель, руководитель морского транспорта. Афанасьев, Александр… … Википедия

Книги

  • Поэтические воззрения славян на природу. В 3 томах Том 2 , Афанасьев Александр Николаевич. Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) весьма широко известен как издатель`Народных русских сказок`. Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и…
  • Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Том 1 , Афанасьев Александр Николаевич. Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) весьма широко известен как издатель "Народных русских сказок" . Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований…

Жизнь и деятельность сказочника Александра Николаевича Афанасьева тесно связана с Воронежским краем.
Афанасьев родился 12(24).07.1826 г. в уездном городе Воронежской губернии в семье мелкого судейского чиновника. В городском парке Богучара создана мемориальная зона, посвящённая известному фольклористу А. Н. Афанасьеву и выдающемуся писателю , где в их честь установлены камни с памятными табличками.
В декабре 1828 г. его отец, Николай Иванович, служивший последние годы в Богучарском земском суде, получил новое назначение, и семья переехала в г. , где прошли детские и юношеские годы будущего учёного. Из воспоминаний Афанасьева известно, что он довольно рано лишился матери и все заботы о детях легли на плечи отца, который высоко ценил образование и стремился дать его своим детям.

Читать и писать Афанасьев выучился на дому, а в 1837 г. одиннадцатилетнего Александра отец отвёз в Воронеж и определил в гимназию.
Здесь он провёл семь лет, в течение которых числился в первых учениках. В своих воспоминаниях А. Н. Афанасьев подробно рассказывает о характере и недостатках гимназического воспитания, даёт детальную характеристику учителей и их манеры преподавания. В гимназии Афанасьев начал заниматься литературным трудом. Совместно со своим товарищем В. А. Срединым он сочинил сатирическую поэму «Псюхиада», в которой высмеивался учитель греческого языка. Поэма имела успех и ходила в списках по рукам. Список поэмы «Псюхиада» хранится в фондах .
В 1996 г. на фасаде дома № 102 по улице Сакко и Ванцетти была открыта мемориальная доска , изготовленная из серого гранита по проекту А. И. Кожевникова, на которой написано: «Здесь в губернской гимназии учились в 1831-1833 гг. историк и писатель , в 1837-1844 гг. фольклорист Афанасьев Александр Николаевич».
А. Н. Афанасьев постоянно поддерживал земляческие связи с воронежцами. Он внимательно следил за воронежской краеведческой литературой, писал о , сотрудничал с воронежским журналом «Филологические записки», оставил воспоминания о своих гимназических годах.
Во время своих приездов на родину А. Н. Афанасьев сближается с существовавшим в то время в Воронеже «второвским кружком». В лице Н. И. Второва и других членов его кружка (среди которых был поэт ) Александр Николаевич нашёл горячих пропагандистов собирания и изучения устно-поэтического творчества. Они записывали для Афанасьева сказки и легенды, лучшие из которых он впоследствии помещал в своих сборниках. Известно, что часть сказок, напечатанных Афанасьевым, записана его добровольными помощниками в городах и сёлах Воронежской губернии (среди них: «Лисичка-сестричка и волк», «Баба-яга», «Ивашко и ведьма», «Звери в яме», «Королевич и его дядька»). Афанасьев следил за литературно-научной работой «второвцев» и одобрительно отзывался о ней рецензиями на страницах «Современника».
В некрологе Афанасьева воронежский литератор М. Ф. Де-Пуле писал: «Афанасьев для нас стал живой связью с Москвой, с Московским университетом, с кружком Грановского, к числу слушателей которого принадлежал и покойный Александр Николаевич. Через А. Н. Афанасьева прямо или через его брата мы знали, что делается в университете, в литературе, в науке. Знали гораздо раньше, чем всё это появилось в печати».
Воронежцы по праву гордятся своим замечательным земляком и чтят его память. В 1921 г. в Воронежском губернском музее состоялось заседание, посвящённое пятидесятилетию со дня смерти Афанасьева, в сборнике «Воронежская литературная беседа» (1925 г.) были опубликованы некоторые его письма. Позже в воронежской печати появились специальные статьи, посвящённые жизни и деятельности Афанасьева. В 1971 г. литературная общественность Воронежа отметила столетие со дня смерти Афанасьева.
В 1974 г. Лесной переулок поселка Придонского (Советский район г. Воронежа) был переименован в честь Александра Николаевича Афанасьева.
В музее "Сказки и сказочники" (Воронеж, Центр развития ребёнка - детский сад № 198) известным воронежским писателям-сказочникам А. Н. Афанасьеву, А. Н. Корольковой, А. К. Барышниковой, С. Я. Маршаку посвящены отдельные экспозиции.
С 2004 г. в Воронежском государственном университете выпускается «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования», который освещает проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы. Материалы представляют интерес для всех изучающих народную культуру. В 2009 г. вышел 8-й выпуск.
В 2010 г. исполнилось 155 лет со дня выхода первого сборника русских сказок Афанасьева. В течение трёх месяцев в Воронеже (2010 г.) проходил первый областной детский фестиваль «Старая, старая сказка», посвящённый памяти собирателя народных сказок А. Н. Афанасьева. Фестиваль организован правительством Воронежской области и студией «Губерния». 27 мая 2010 г. в прошла торжественная церемония награждения лауреатов фестиваля. Подарком для всех детей стал приезд народного артиста России Михаила Боярского и заслуженной артистки РФ Анастасии Заворотнюк.

А. Н. Афанасьев // О. Г. Ласунский. Литературно-общественное движение в русской провинции. - Воронеж, 1985. - С. 119-124.
. А. Н. Афанасьев. До гимназии и в гимназии: [из воспоминаний] // Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Л. Налепина. - М., 1986. - С. 259-319.
. Школьные годы сказочника // Антюхин Г. В. Литературное былое. Книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. - Воронеж, 1987. - С. 111-114.
. Кононов В. И. Воронеж: История города в памятниках и мемориальных досках. - Воронеж, 2005. - С. 211-213.
. Богучарский край от А до Я: краткая краеведческая энциклопедия / сост. А. Т. Бойков. - Воронеж, 2006. - С. 19.
. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Воронеж, 2006. - С. 58-61.
. Сказ о земле Бобровской / Н. И. Капустина [и др.]. - Воронеж, 2009. - С. 213.

***
. Летопись научной и культурно-просветительной деятельности в области истории и археологии // Воронежский историко-археологический вестник. - Воронеж, 1921. - Вып. 2. - С. 78.
. Пухова Т. Поэт славянской старины. (К 175-летию А. Н. Афанасьева) // Подъём. - 2001. - № 8. - С. 207-219.

Биография

Афанасьев (Александр Николаевич) - исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.

Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.

Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям - в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.

В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.

За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных Записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849 - 52 гг.), «Отечеств. Записках» (1850 - 60 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отеч. Записки», 1852 г., № 1 - 3); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.); «Русские сатирические «журналы 1769 - 1774 г. «(в «Отеч. Зап.», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858 - 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: «Библиографические Записки», где поместил ряд своих статей, именно: «Сатиры Кантемира», «Н. И. Новиков», «Литературная полемика прошлого столетия», «Русская книжная торговля» и др.

В 1860 г. он издал - «Русские народные легенды» (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В «Библиотеке для чтения» (1864) г. появились его статьи: « М. С. Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических Записках» (1865 г.) он поместил: «О радуге», «Сказка и миф», сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», изд. Ефремовым и Ростовцевым.

В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1866 - 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Последний труд Афанасьева - на пользу русских детей, это «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.

Александр Николаевич Афанасьев родился 11(23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где уездным стряпчим служил его отец – человек грамотный, ценивший образование. В Воронеже Александр окончил гимназию, а затем, в 1848 г. юридический факультет московского университета. Посещал лекции Бодянского, Шевырева, Грановского. Еще студентом сотрудничал с журналами: «Современник» и «Отечественные записки».

После окончания университета, поступил в 1849 г. на службу в главный архив министерства иностранных дел, где сделал карьеру: в 1856 г. дослужился до начальника отделения, а вскоре был назначен правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров. Служил на этой должности Афанасьев до 1862 г.

Это время было очень плодотворным для него: он продолжал публиковать статьи в «Современнике» (1849-52 г.г.) и «Отечественных записках» (1850-60 г.г.), сотрудничал с «Архивом историко-юридических сведений о России» и другими изданиями. Всего в этот период опубликовано 68 статей. К важнейшим можно отнести его первое исследование мифологии «Дедушка домовой», работу по истории литературы 18 века «Русские сатирические «журналы 1769 - 1774 г.».

С 1858 по 1959 г.г. Афанасьев занимался издательством журнала «Библиографические Записки». К сожалению, журнал не нашел должной поддержки, и прекратил свое существование. Изданные в 1860 г. «Русские народные легенды» были изъяты из продажи цензурой из-за расхождения взглядов на жизнь святых с православной церковью.

В 1862 г. Афанасьев оказался косвенно причастным к политическому делу и был вынужден оставить стабильную службу. Чтобы прокормить семью, он устроился на место секретаря в московской думе, а потом в мировом съезде.

Даже в это тяжелое время Афанасьев не прекратил свои исследования. В 1864-65 г.г. публикуются его новые статьи. В это же время Афанасьеву удалось закончить и издать главный свой труд – фундаментальное исследование «Поэтические воззрения славян на природу». Последней работой Афанасьева стали две части «Русских детских сказок», изданные в 1870 г. Умер Афанасьев в 45 лет, заболев чахоткой.

А.Н. Афанасьев. Фото с сайта www.rulex.ru

Афанасьев Александр Николаевич (12.07.1826-23.10. 1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета, где среди его учителей были П. Г. Редкий, К. Д. Кавелин, С. П. Шевырев. Первый печатный труд - “Государственное хозяйство при Петре Великом” (1847). Ранние статьи и рецензии печатал в “Современнике”, “Отечественных записках” и др. журналах и альманахах. Во 2-й пол. 1850-х - н. 1860-х опубликовал ряд работ по истории русской литературы и журналистики в ж. “Библиотечные записки” (в т. ч. о русских сатирических журналах XVIII в., о Н.И. Новикове , А. Д. Кантемире, Д. И. Фонвизине , А. С. Пушкине, К. Н. Батюшкове, М. Ю. Лермонтове, А. В. Кольцове).

Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. В их основе - теория мифологического происхождения и развития фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком др. индоевропейских народов, - “Поэтические воззрения славян на природу” (т. 1-3, 1865-69).

В 1855 - 63 публикуются восемь выпусков знаменитого собрания Афанасьева - “Народные русские сказки”, основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В. И. Даля. В 1859 печатает “Народные русские легенды”. Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

Афанасьев, Александр Николаевич (11.VII.1826, г.Богучары Воронежской губ., – 23.X.1871) – русский историк и литературовед, исследователь и публикатор фольклора. Родился в семье уездного стряпчего. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1849 по 1862 работал в Главном архиве иностранных дел. Статьи А. публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки» и др. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769-74 годов» (1859), статьи о Н.И.Новикове, Д.И.Фонвизине, А.Д.Кантемире и др. Много работал как библиограф, издавал журнал «Библиографические записки» (1859-1860). Работы А. «Дедушка домовой» (1850), «Ведун и ведьма» (1851) и др. были первыми выступлениями мифологической школы в России; на ее принципах основан и трехтомный труд А. «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869). Особой заслугой А. является составленный им сборник «Народные русские сказки» (1-8 в., 1855-64), включающий около 600 текстов. Книга эта вызвала много откликов, в том числе рецензию Н.А.Добролюбова (журнал «Современник», 1858, № 9), высоко оценившего полноту текстов, обилие вариантов, тщательность издания, но осудившего «отсутствие жизненного начала», объективистский характер публикации народной поэзии. В 1859 А. выпустил сборник «Народные русские легенды», который был запрещен цензурой вплоть до 1914 года. В Женеве в 60-х годах анонимно вышел сборник А. «Заветные сказки», в состав которых вошли сатирические сказки, направленные против помещиков и духовенства.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Сочинения:

Народные русские сказки (Подготовка текста, предисловие и примечания В.Я.Проппа), т.1-3, М., 1957.

Литература:

Пыпин А.Н., История русской этнографии, т.2, СПб, 1891, с.360-374;

Добролюбов Н.А. «Народные русские сказки» (Рецензия), Собр.соч.в 3-х т., т.1, М., 1950;

Савченко С.А., Русская народная сказка. К., 1914;

Азадовский М.К., История русской фольклористики, М., 1958.

Какие книжки читают чуть ли не с плёнок? Конечно, сказки. Это самые первые истории, которые рассказывают родители своим детям. Из них мы извлекаем первые уроки: добро сильнее зла, оно всегда победит. И хоть путь порою нелёгок, но нельзя сдаваться и нужно верить в себя и свои силы. Мудрые, добрые сказки - это огромный мир, который открывается ребенку с первых дней жизни.

Он учится думать, отличать плохое от хорошего, оценивать поступки сказочных героев. Сказки подготавливают ребёнка ко взрослой жизни, учат, как вести себя в этом огромном мире. Когда разговор заходит о сказке, невозможно не вспомнить великого «сказочника» - Александра Николаевича Афанасьева, потому как без него мы бы так и не узнали ни «Репки», ни «Курочки Рябы», ни «Колобка».

Жизненный путь

Афанасьев Александр Николаевич (1826-1871) родился в Воронежской области, городе Богучаре. Отец служил стряпчим и поэтому старался дать своим детям хорошее образование. Окончив Воронежскую гимназию, Афанасьев отправляется в Москву, где поступает в университет. Окончив его, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.

Пожалуй, именно годы работы в архиве стали самыми плодотворными в творческом отношении. Здесь он знакомится со многими документами, представляющими историческую ценность, но недоступными для большинства. Афанасьев издаёт журнал «Библиографические заметки», и свет увидели материалы, связанные с творчеством известных русских мыслителей, поэтов и писателей. Александр Афанасьев много пишет, выступает как исследователь и журналист. Одни из немногих публикаций этих лет:

  • «Н. И. Новиков».
  • «Русская книжная торговля».
  • «Сатиры Кантемира».
  • «Литературная полемика прошлого столетия».

То, что не могло публиковаться в России, переправлялось за границу и появлялось в Лондоне в альманахе «Полярная звезда», одним из издателей которого был российский революционер В 1862 году Афанасьева увольняют со службы, обвинив в связи с лондонскими пропагандистами. Александр Афанасьев без постоянной работы был несколько лет, и в 1865 году поступает в Думу помощником секретаря, через два года переходит на должность секретаря. Умер великий писатель в возрасте 45 лет от чахотки.

Историческая деятельность

Большой любитель старины, Афанасьев исследует все, что связано с историей России, приобретает старинные рукописные книги. Ему принадлежат многочисленные труды, посвящённые истории России, он публикует их в журнале «Современник» («Государственное хозяйство при Петре Великом», «Псковская судная грамота» и др.). Пишет обзоры исторической литературы в издания «Общества истории и древностей» при университете. Состоит в «Обществе любителей словесности», исследует архивы, выступает и публикует статьи о словотворчестве народа. При самых тяжелых и неблагоприятных для него условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни - «Поэтические воззрения славян на природу».

Литературная деятельность

С 1850 года Александр Афанасьев переключается полностью на исследования, связанные с фольклором, мифологией и этнографией народа. Его исследования имеют огромную ценность. Он открывает перед нами далёкое прошлое, истоки современного языка. Доводит до широких масс древние обычаи, верования, фольклор и метафоры славянской литературы. В это время публикует в многочисленных изданиях более 60 статей, в том числе:

  • Исследование по мифологии «Дедушка домовой».
  • «Ведун и ведьма».
  • «Зооморфические божества у славян».
  • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями».
  • «Языческие предания об острове Буяне».
  • «Русские сатирические журналы 1769-1774 гг.».

Народные русские сказки

Об увлечении Афанасьева сказками писал русский литературовед и этнограф Пыпин А. Н. В рецензии к первому изданию сказок он отметил, что сравнения сказочных мотивов у Афанасьева удачны и очень метки. Тем не менее тут же он осудил его за то, что автор пытается мельчайшим событиям дать мифическое объяснение. Чернышевский Н. Г. также указал на это, но добавил, что с объяснениями Афанасьева нельзя не согласиться.

Многочисленным критикам Александр Афанасьев ответил, что мифология - такая же наука и только в том случае можно воссоздать полное представление о старине, если будет исследована малейшая деталь. Он утверждал, что легенды, фольклор, мифология неотделимы от истории народа. Многие предания так или иначе связаны с явлениями природы, которым нет объяснения, что лишний раз подтверждает их мифический смысл. Непонимание критиками научной ценности его исследований по мифологии переживались Афанасьевым болезненно.

Первый сборник сказок

Издание Афанасьевым сказок в тех условиях - это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.

В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».

Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.

Классификация сказок

При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев.

Книги не могли не вызвать недовольства духовенства и властей. Цензура всячески препятствовала деятельности Афанасьева. А тем временем в Женеве уже вышел сборник «Заветных сказок», носящий антицерковный и антибарский характер. Издание сборников Афанасьева - это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями.

Запретные сказки Афанасьева

Кроме детских сказок, Афанасьеву принадлежит сборник сказок для взрослых, вышедший в Женеве: «Русские народные сказки не для печати». Сборник «Сказания, легенды и притчи» также был запрещен в России и издавался за границей. Власти усмотрели в его содержании вредное направление мыслей. В него вошли тексты о жадности, глупости, дьяволе, мифических чудовищах и нечистой силе. Очень ценный в отношении духовного наследия народа сборник.

За годы преследований цензурой многие сборники выходили под разными названиями. Например, сказки с эротическим содержанием вышли под названием: «Валаам. Год мракобесия». Эта книга была долгое время запрещена. В России она вышла впервые в 1997 году. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время.

Поэтому их нередко путают с работами нашего современника, перу которого принадлежит книга «Зона заражения». Александр Афанасьев - современный автор, пишущий в жанре боевиков. Но его творчество никоим образом не связано со сказками великого тёзки, который всю свою жизнь посвятил собирательству народного фольклора. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях